Вероника Джиоева приглашает: фестиваль «Пространство оперы» в московском театре «Новая опера». Заметки культуролога.

В многообразном музыкальном мире столицы создать значимое и успешное событие непросто. Аншлаг в театре «Новая опера» 24 февраля показал интерес и любовь публике как к замечательной певице Веронике Джиоевой, так и к театру, завоевавшую заслуженную любовь столичных меломанов. В этот день состоялся первый из 5 вечеров фестиваля «Пространство оперы» , который проходит благодаря совместным усилиям певицы и театра «Новая опера» в феврале-марте. На протяжении пяти вечеров Вероника Джиоева получила возможность показать все разнообразие своего таланта, от драматизма Аиды до тонкого лиризма и изящества произведений Моцарта. Вероника Джиоева, признанная звезда российской и мировой оперной сцены, имеет большой оперный и концертный репертуар, и на своем Фестивале она получила возможность показать лучшее и любимое.
Побывав на двух первых вечерах этого фестиваля, с радостью поделюсь своими впечатлениями. Открылся фестиваль оперой Верди «Аида» в концертном исполнении. Трудно найти более зрелищную оперу, чем «Аида», не только у Верди, но в мировом оперном репертуаре. Она была задумана как зрелище, посвященное открытию Суэцкого канала, ее ставили именно как зрелищную постановку, эффектную и яркую. Исполнение этой оперы в концертном варианте может показаться неоправданным – существует множество опер более камерных, подходящих для концертного варианта гораздо больше, чем «Аида». Чем же продиктован выбор этого шедевра Верди для исполнения партии Аиды? Прежде всего, конечно, выбором Вероники Джиоевой, для которой Аида – одна из любимых оперных партий.
Роль Аиды как нельзя лучше соответствует природе дарования Вероники Джиоевой, ее великолепному драматическому сопрано, ее эмоциональности доходящей до подлинной страсти, ее выразительной внешности. Обращение к этой роли на Фестивале стало для Вероники возможностью показать свою трактовку трагического образа эфиопской принцессы московской публике, а руководство театра предоставило ей эту возможность, воплотив на сцене концертный вариант оперы Верди, которой нет в репертуаре театра.
Перед исполнителями стояла труднейшая задача – передать сюжет оперы, наполненной древнеегипетскими реалиями, масштабными массовыми сценами, экзотикой жрецов и гробниц чисто музыкальными средствами. Удалось ли это солистам, хору, оркестру? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. В тех местах, где главным в действии становятся взаимоотношения героев, весьма противоречивые и неоднозначные, достоинства и недостатки исполнителей, лишенных поддержки грима, костюма и декораций, проявляются открыто. Вероника Джиоева несомненно убедительна в роли Аиды, голос звучит во всей его красоте и силе. И все же истинный драматизм завладел сценой с появлением Бориса Стаценко – Амонасро, с первых нот он полностью завладел вниманием публики, и действо на сцене приобрело столь необходимый для этой оперы накал страстей. Борис Стаценко исполнял роль эфиопского царя во многих оперных театрах мира с неизменным успехом. Образ, который создает артист, удачен благодаря сочетанию вокальных и внешних выразительных средств, что характерно и для других ролей, блестяще воплощенным певцом – Скарпиа и Риголетто. Борис Стаценко настолько погружен в мир своего персонажа, что даже без грима и костюма предстает перед публикой как сильная личность, харизматичный вождь, использующий все средства для достижения своей цели – возвращения свободы своего народа и своей власти. Не удивительно, что самой удачной в этой постановке стала сцена у Нила. Роскошное драматическое сопрано Вероники Джиоевой в знаменитой арии “Qui Radames verra” прозвучало во всей его красоте, а дуэт Бориса Стаценко и Вероники Джиоевой , где оба певца в полной мере раскрыли все грани своего таланта, заставил забыть об условности и минимализме постановки и погрузиться в мир человеческих переживаний. Порадовала и Амнерис в исполнении молодой певицы Анастасии Лепешинской – обладательница красивого меццо-сопрано радует сценическим обаянием и энергетикой. Было радостно видеть на сцене «Новой оперы» наших друзей из Чехии – Владимира Коваля и Лиану Сасс, которые исполнили роли Гонца и Жрицы.
И все же полностью забыть о зрелищном характере «Аиды» невозможно – знаменитая сцена победного марша, которая обычно является полем самой бурной фантазии постановщиков, прозвучала в исполнении оркестра и хора, который демонстрировал некие «условно-египетские» позы, совершенно не сочетающиеся со строгими костюмами. Слайды, показанные на заднем плане, были похожи на картинки из туристического проспекта и ни в коей мере не компенсировали мрачность визуального впечатления. Выражая свое субъективное мнение, мне показалось неудачной вся трактовка этой сцены, и хотя я против дайджестов в любом виде, возможно, представляя такую оперу как «Аида» в концертном исполнении, было бы ограничиться некоторыми сценами, избегая тех, где зрелищность постановки необходима.
Второй вечер Фестиваля был посвящен музыке Моцарта. Очарование пленительных мелодий великого композитора создали в зале волшебную атмосферу, заставляющую перенестись воображением из охваченной холодами столицы в прекрасный мир любви, красоты и изящества. Вероника Джиоева показала разные грани своего таланта, исполнив арии Сюзанны и Графини Альмавива, а солисты театра Новая опера поддержали певицу, став ее партнерами в ансамблях из опер «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины». Оркестром театра «Новая опера» управлял молодой чешский дирижер Зденек Клауда, который не в первый раз сотрудничает с Вероникой Джиоевой. Его темперамент и вовлеченность в музыкальное действо способствовали общей праздничной атмосфере.
Фестиваль продолжается, публику ждут новые встречи с Вероникой Джиоевой и артистами «Новой оперы». Впереди – опера «Трубадур» в концертном исполнении, вечер русского романса и концерт «Гала опера». Пожелаем певице успеха и творческой радости от встреч с публикой, которая ее любит и гордится ее успехами на оперной и концертной сцене.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

12 comments

  1. Андрей Вашурин Reply →

    спасибо за интересную статью. А Бориса Стаценко хотелось бы вновь видеть и слышать в Самаре.

  2. Анжели Reply →

    все так и было. Спасибо автору! Поздравления Веронике чудесной и Борису!

  3. Т. Злотникова Reply →

    Интерес статьи — в «неюбилейном» и «небенифисном» модусе. Любовь к музыке и признание качества певческого мастерства В. Джиоевой, одобрение инициативы по проведению фестиваля не мешают объективной оценке самого факта концертного исполнения эффектной в постановочном отношении и потому мало пригодной для иного формата оперы Верди. Суждения профессионала и эмоции подлинного любителя — важный опыт современной художественной критики

  4. Дмитрий Reply →

    как всегда с интересом прочел уважаемую Екатерину Николаевну Шапинскую. Великолепная певица Вероника Джиоева! И великолепный певец Борис Стаценко! Спасибо!

  5. Ирина Reply →

    Спасибо за интересный и такой эмоциональный «навигатор» по фестивалю! В Москве легко пропустить интересное событие, а эти «пять вечеров», безусловно, порадуют любителей оперы, хотя концертное исполнение, наверное, для самых преданных и искушенных. А издержки, связанные с этим форматом, неизбежны, видимо.
    Очень приятно, что открываете новые оперные имена — одаренных дирижеров и исполнителей, которые не потерялись на фоне великих).

  6. Olga Reply →

    Спасибо за статью,которая вернула в атмосферу чудесного концерта и чарующего голоса Вероники Джиоевой,исполняющей Моцарта.

  7. Елена Reply →

    ой, прекрасный был вечер. Джиоева и Стаценко-высший пилотаж! спасибо за статью. Спасибо за издание!

  8. Александра Reply →

    Огромное спасибо Автору за столь глубокое и завораживающее описание событий! Статья полностью передает атмосферу чудеснейшего выступления двух артистов! Побольше бы таких проникновенных материалов!

  9. Елена Reply →

    Прочла на одном дыхании. Спасибо за прекрасную статью — такое ощущение, что побывала там лично. Удивительно, как точно, глубоко и емко слова могут передавать волшебную атмосферу музыки и погружать в тонкости мастерства известных исполнителей. Остается ощущение светлого праздника — волшебного и радостного.

  10. Дарья Густякова Reply →

    В статье Екатерины Николаевны Шапинской, как в любом ее тексте, объективный и беспристрастный взгляд ученого — философа, культуролога, органично сочетается с оценкой эмоционального и увлеченного любителя классической оперы и ценителя ее исполнителей. Очень благодарна автору за глубокий многогранный анализ двух вечеров фестиваля Вероники Джиоевой «Пространство оперы», позволивший получить яркий образ культурного события!

  11. Евгения Reply →

    Очень радует частота появления новых материалов! Спасибо! И отлично все написали в комментариях! Особенно понравились слова Т. Злотниковой о Е. Н. Шапинской: профессиональный, объективный анализ- и искренняя радость обыкновенного слушателя.

  12. Светлана Reply →

    Этот фестиваль стал очень ярким музыкальным событием в, казалось бы, совсем не обедненной ими Москве.Первые два концерта прошли с аншлагом, но и оставшиеся три вечера получились не хуже предыдущих, и все вместе не только представили звезду фестиваля в абсолютно разных амплуа, включая великолепно исполненную камерную программу русских романсов, но и открыли новые имена (например, запомнившаяся Амнерис — Анастасия Лепешинская), а также в прекрасном свете показали и солистов, хор и оркестр театра «Новой оперы», а также его руководителя Дмитрия Сибирцева, аккомпанировавшего певице в программе русских романсов, которые оказались абсолютно достойными партнерами прекрасной Вероники Джиоевой. Фестиваль закончен. Ждем новый. Всем искреннее «Брави!»

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK