«МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ» В САМАРСКОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ОПЕРЫ И БАЛЕТА. 17.03. 2018.

Премьера этого спектакля на сцене Самарского Академического театра Оперы и Балета состоялась 17-го марта 2012-го года. Постановку осуществил режиссер Дитер Мартин Кёги (Швейцария). Музыкальный руководитель народный Артист республики Беларусь, заслуженный деятель искусств России, выдающийся дирижер Александр Анисимов.

Это было не первое обращение театра к этой опере Дж. Пуччини. Вскоре после того, как театр встал на реконструкцию в 2006-ом году, режиссер Елена Александрова поставила спектакль на сцене Дворца культуры им Дзержинского. Чио-Чио-сан пела и великолепна жила в образе Татьяна Гайворонская. Именно тогда самарские меломаны запомнили и полюбили молодую певицу, а она в 2010 году за исполнение этой партии стала Самарской театральной Музой.

На премьере в 2012-ом году я тоже присутствовала. Принципиально иное прочтение, с использованием великолепных возможностей новой сцены отреставрированного прекрасного театра Оперы и Балета. За режиссерским пультом блистательный Александр Михайлович Анисимов, в партии Баттерфляй замечательная Ирина Крикунова.

И вот спустя пять лет снова довелось послушать и посмотреть спектакль.

Впечатление еще одной премьеры. Великолепно работали все — солисты, музыканты оркестра. Прекрасный, волнующий спектакль.

В партии Баттерфляй вновь Татьяна Гайворонская, ведущая солистка театра, певица, обладающая голосом божественно прекрасным, талантом драматической актрисы и утонченной внешней одухотворенной красотой.

Невольно вспомнилась ее Чио-Чио-сан из того — десятилетней давности — спектакля. Внешне героиня Гайворонской столь же прекрасна. Но ее Чио-Чио-сан в этом спектакле другая. Татьяна Гайворонская всегда наполняет образы своих героинь глубочайшей духовностью, поэтому так интересно послушать ее размышления о партии Баттерфляй. «Вначале она 15-летняя девочка… доверчивая, чистая и наивная. И ее трагедия в том, что она, будучи натурой цельной, не изменяет себе, до конца остается такой. И ожидает от своего возлюбленного такой же верности, доверия, благородства. Несоответствие ожиданиям приводит к трагическому финалу. Она просто не может вынести предательства…» Я спросила Татьяну: «Обычно публика ждет кульминации после второй, самой известной арии Чио-Чио-сан, но ведь на самом деле, все четыре арии необычайно сложны, они как бы проходят сквозным действием через всю оперу?..» «Ведь и героиня моя практически не покидает сцену. Вся эта партия должна держать публику в постоянном сопереживании, кульминация же приходится на четвертую арию и совпадает с финалом спектакля. Это связано с тем, что драматургия оперы делает финал непредсказуемым, давая зрителям надежду на счастливый исход. Как ожидает его и сама Чио-Чио-сан, что происходит в конце второго действия  в дуэте с Сузуки — радостные ожидания Баттерфляй. Поэтому очень важно удержать развитие драматургии образа, чтобы подчеркнуть трагизм финала».

Именно так  и проживает партию  Татьяна Гайворонская.  В сцене ожидания Пинкертона от нее невозможно отвести взгляд, такое ощущение, что она прождала в этой позе все эти годы с момента отплытия своего возлюбленного. Только сейчас на ее коленях их ребенок… В этой сцене каждая нота отражается на прекрасном лице актрисы.

И здесь настало время говорить об оркестре  под управлением главного дирижера театра Евгения Хохлова. Собственно, в этом спектакле для меня (а, как потом оказалось, и не только для меня) главными были Баттерфляй и музыка Дж. Пуччини. Великая музыка, которую исполнял оркестр под чутким управлением Маэстро, царила всевластно. Как тонко, как глубоко, как трагично и светло звучал оркестр… В этой сцене ожидания двое творили великое волшебство  — Евгений Хохлов за пультом и Татьяна Гайворонская на сцене. Так рождается чудо оперного спектакля!

Оно присутствует и в дуэте Сузуки и Баттерфляй — как чисто, как трепетно сливались голоса Татьяны Гайворонской и Антонины Кабо! Антонина Кабо создала запоминающийся образ, она обладательница красивейшего меццо и прекрасная актриса.

От души хочется поздравить с дебютом молодую солистку театра Анастасию Вечеркину в партии Кэт. Если и говорить о том, где Пуччини и авторы либретто оперы Л. Иллика и Д. Джакоза не особо углублявшиеся в разность культур, всё же подчеркивают её — так это как раз выпадает на образ американской жены Пинкертона. Элегантная, утонченная, она в меру сострадательна, в меру покорна мужу… Но именно она — носительница иной культуры, иных правил жизни и  иного образа мышления. Всё это великолепно показала Анастасия Вечеркина. У певицы с таким красивым глубоким меццо-сопрано, актерским талантом и выигрышной внешностью большое будущее.

Финальная сцена оперы, в которой Чио-Чио-сан поет последнюю арию, Т. Гайворонская и оркестр поднимаются туда — за запредельность. А публика переживает катарсис. Именно в этом предназначение театра.

Этот спектакль я слушала вместе с Александром Сергеевичем Сибирцевым, в прошлом великолепным Пинкертоном, много раз исполнявшим эту партию на сценах многих театров, в том числе и Большого. В 90-е годы в течение 10 лет он был директором Самарского театра.

За кулисами Александр Сергеевич выразил свое восхищение Татьяне Гайворонской за безупречное исполнение партии и роли. В антракте Метр поделился со мной восхищением  звучанием оркестра и дирижером. «Евгений Хохлов для меня радостное потрясение: при высоком академизме, он дает полностью раскрыться вокалистам в театрализации партии, если чувствует, что талант певца дает ему такие возможности. Он необыкновенно чуток, дышит  с каждым музыкантом и каждым певцом вместе. Это редкий дар. Радуюсь за театр». Эти слова он с необыкновенной теплотой высказал Евгению Хохлову, поздравил его и пожелал дальнейших успехов.

Остается только присоединиться к пожеланиям Мастера. Дирижер тем более заслуживает восхищения, что этим спектаклем он дирижировал после долгого, четырехлетнего — перерыва, и провел его блестяще. Браво! Браво всем! И огромная благодарность!

 

 

Ирина Каракозова

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

16 comments

  1. Дмитрий Reply →

    Был. Вот что значит добрый критик)))))).Или хорошо или никак. Однозначно,мужской состав уступил на всех позициях женскому. Цветков фактурный и голос хорош,ну,он один …Итальянский отличный только у Гайворонской,заявляю с полной ответственностью. Ну и у Кабо еще.Джентельмены…так нельзя. Что до оркестра, что до дирижера,и, конечно Баттерфляй-безупречно!!! Браво! Девочка-Кэт хороша. Еще царевичем Фёдором ее заметил. А Сибирцев-то всё такой же молодой ,пусть таким и остаётся!Фотографии хороши. Вообще не могу не отметить,чем больше фото,тем лучше! Спасибо автору, спасибо модеру.

  2. Алла Reply →

    Вообще, приятно, что в театре появляются молодые талантливые певцы и,главное, им дают петь! Понравилась Вечеркина. А еще молодежь в Гранд оперетте. А главное,тенор молодой лирический классный-Антон Кузенок. Есть кому Ленского петь. И юродивого…
    «Баттерфляй» на самом деле как премьера прошла.Всплакнула даже. Антонину Кабо с удовольствием послушала. Гайворонская идеальна всегда. И оркестр великолепно звучал.Браво всем ,Браво Дирижеру!!!!! Спасибо за интересную рецензию. Вообще интересный журнал!!! Желаю успехов всем авторам , и всем кто его делает.

  3. Владимир Reply →

    Как всегда ёмко, информативно, с любовью к творцам! Театру несказанно повезло с благодарным критиком! 🙂

  4. Михаил Reply →

    Действительно, отличный спектакль и замечательная статья! Как будто ещё раз побывал на спектакле)
    Татьяне Гайворонской — браво! И огромное спасибо Ирине Каракозовой за такую интересную статью!)

  5. Регина Венке Reply →

    Прекрасно! Надо ехать все ж в Самару и послушать всех прекрасных исполнителей,о которых здесь с такой любовью пишут. Поздравления всем!

  6. Евгения Reply →

    Чудесно все это! Размышляющие о роли артисты. Успешные дебютанты.Волшебство музыки и голоса.Радость мэтра.И прекрасные, одухотворенные лица на фото!!! Замечательный материал!

  7. Елена Reply →

    Действительно, какие все красивые! И всё так ярко рассказано! Поздравления солистам, музыкантам, автору!

  8. ВИТА Reply →

    Прежде всего хочется выразить благодарность всем участникам великолепного действа. Самарский Академический театр Оперы и Балета продолжает удивлять и восхищать высоким профессионализмом артистов, репертуаром, постоянно обновляющимся, и, конечно, любящим свой театр, благодарным зрителем. Ирина Каракозова всегда хороша в своих обзорах, любящая артистов, музыку, театр, и она по праву является участником всего, о чём пишет. И каким участником! Хочется с таким же упоением писать о её разборе спектакля, сопереживании всем героям, как это мастерски и сердцем делает Ирина! Опера «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини одна из самых трогательных и любимых. Трагедия девочки — женщины очень актуальна и в наше время, и в нашей жизни. Потому так и любима зрителем, и так понятна, и воспринимается как личная история. Великолепная музыка Дж. Пуччини, мастера belcanto, держит зрителя в своих об’ятьях до конца спектакля, не отпуская и по окончании долгое время. Вот здесь нужно сказать и о руках дирижёра, творящего эту музыку вместе с композитором. Я говорю о главном дирижёре Самарского театра, о приобретении, в лице Евгения Хохлова, этого Чуда, властелина музыки! Он — главное действующее лицо оперы, её трагизм и лиризм, кажется, что он один справился бы и с драматургией. Евгений Хохлов -музыкант с большим потенциалом, молодой, у которого впереди блестящее будущее, и мы ещё услышим о его триумфальном шествии по сценам театров и концертных залах мира. Талант всегда торжествует! А пока солисты и оркестр театра радуют ансамблевым слиянием голосов и инструментов, под руководством Евгения Хохлова, и звучит музыка, управляющая солистами и всем, что происходит на сцене. Самое время сказать и о главной героине, превосходной певице и актрисе Татьяне Гайворонской, умной и прекрасной. Не только голос певицы ставит её в ряд первоклассных оперных Див. Она обладает артистизмом и обаянием, способными заставить зрителя сопереживать её героиням. А Чио-Чио-Сан заставляет зрителя лить слёзы, она удивительно наивна, женственна, и, в то же время сильна своей любовью и преданностью Пинкертону. Тем трагичнее её судьба… Долго и много можно говорить о прекрасной премьере Саратовского Оперного театра, отметив всех персонажей великолепной оперы. Но это сделала Ирина Каракозова, за что ей большое спасибо. Заканчиваю свои размышления теми же словами благодарности, что и в начале -всему коллективу Самарского Академического театра Оперы и Балета за прекрасный спектакль, за доставленное удовольствие. Браво театру, лидирующему среди ведущих Оперных театров нашей страны! Удачи и продолжения большого творчества!)))

  9. Георгий Reply →

    Татьяна Гайворонская-эксклюзив. Диво-дивное. а оркестр как не наш…вот что значит ДИРИЖЕР, который всем показывает и сам все пропевает, видимо.Все правильно написано. так все и было. Поздравоения и благодарность всем!

  10. Евгения Reply →

    Все комментарии отличные, а ВИТА пишет так, что хочется согласиться с каждым её словом. И про Ирину, и про спектакль, и про театр!

  11. Natalie Padch Reply →

    Congratulations to the theater! Congratulations to the artists. Thank you very much, Irina, for promoting the art of Opera.

  12. Ирина Каракозова Reply →

    Спасибо, за как всегда содержательные и интересные отзывы,дорогие читатели.
    Отвечу, все жде здесь на упрек, высказанный очень уважаемым и прекрасным солистом Самарской оперы на моей странице на ФБ в том, что я ничего не написала о солистах-мужчинах. Действительно, все достойно работали и прекрасно смотрелись. Далее-прошу обратить внимание на самый первый комментарий, в котором автор совершенно точно объяснил мотивы моего молчания. (Спасибо,Дмитрий! Во всех своих статьях и рецензиях я предельно искренна. И я очень люблю и глубоко уважаю, восхищаюсь талантом ВСЕХ наших прекрасных певцов. Желаю еще раз постоянного и непреходящего успеха всегда!
    Отдельная благодарность Вам, Вита! Были очень рады видеть Вас в числе авторов альманаха!

  13. ВИТА Reply →

    Обращаюсь ко всем артистам, всем солистам Самарского театра Оперы и Балета с просьбой поддержать нашу любимую Ирину Каракозову — некоторые из солистов театра стали героями книг Ирины «Об оперных певцах с любовью». Нужно сказать, что все деяния Ирины были с любовью. Какой замечательный альманах держится на её хрупких плечах, в котором освещаются все знаменательные события культурной жизни города, а театр Оперы и Балета — это её дом, столько прекрасного было вложено во все публикации о нём и замечательных солистах. Глубоко профессиональные обзоры, знание материала, о котором писала Ирина, делали интересными и спектакли, и концерты, на которые хотелось бежать, именно потому, что предыстория события захватывала и очень хотелось посетить премьерные, интересно представленные Ириной, мероприятия. Более тёплого критика, так любящего дело, которому она служит, я просто не знаю. Почему я решила второй раз обратиться к недавно прошедшей премьере оперы «Мадам Баттерфляй», о которой уже писала комментарий. А дело в том, что хочу встать на защиту прекрасного обзора, данного Ириной Каракозовой о спектакле, как всегда написанном чётко, интересно и профессионально. Ирина остановилась подробно на разборе партий женских героинь, потому что они заслуживали самых высших похвал. А мужские… Не хочется обижать людей, заслуженных и хороших, у которых, как и у всех, бывают взлеты и падения. На сей раз взлетов не было у героев мужских партий, и Ирина решила обойти молчанием замечательных, достойных солистов, которые проявляли себя очень достойно не один раз. Не нужно обижаться, тем более, обвинять Ирину в необ’ективности. Давайте будем терпимыми друг к другу, ведь мы все занимаемся одним делом, самым прекрасным из всех существующих — искусством! И мы все профессионалы, мы самые счастливые, нас связала музыка, которая стала нашей жизнью! Я ещё раз благодарю всех участников замечательного спектакля и прошу своим участием поддержать нашу любимую Ирину Каракозову, которая из за переживаний от высказываний в её адрес нелицеприятных вещей, заболела, итак являясь очень нездоровым человеком. Пожелаем Ирине скорейшего выздоровления и совместного радостного творчества на радость всем нам и нашим замечательным зрителям! Всем удачи!)))

  14. Иван Reply →

    НЕ понял.Что за звездные войны? вроде такой высокий мир…Лучше б про кино писали.Не дождусь видно.(

  15. Наиля Reply →

    Пусть представит читатель: вам очень понравился, например, певец. Вы смотрите и слушаете его в видеозаписях, ходите на спектакли с его участием.Вживаетесь в образы, воплощенные им на сцене, и он становится частью вашей жизни. Потом вы читаете книгу о нем. Человек, написавший эту книгу, прошел весь этот же путь, что и вы, только немного ранее. И вы узнаете своего героя в литературном тексте, опять сопереживаете ему. Такое происходит, если книга написана искренне, от всей души и со знанием тонкостей профессии вокалиста. Эти слова—о музыковеде Ирине Каракозовой. Хорошее литературное слово производит такое же сильное впечатление, как и спетая оперная партия. Мои искренние слова благодарности Ирине Каракозовой!

  16. Евгения Reply →

    Ира, выздоравливай, нас много- поклонников твоего письменного творчества и творчества душевного! Смотри, какие правильные вещи говорят люди! Я тоже к ним присоединяюсь! И других авторов тоже приятно читать, и комментарии, вообще замечательный альманах! А для неискушенного слушателя-читателя и правда непонятно- что за сыр-бор, про каких там дядек не написали…Забить на всё это и нырнуть в книги, в музыку, в театр, в искусство!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK