«К берегам священным Нила». «Аида» в Самарской Опере. Взгляд культуролога.

29.03 2018 на сцене Самарского Академического театра Оперы и Балета давали «Аиду» Дж. Верди. Один из самых зрелищных и любимых самарскими меломанами спектаклей, премьера которого состоялась ровно 6 лет назад. Спектакль – лауреат театральной городской премии зрительских симпатий «Браво» в номинации «Лучший музыкальный спектакль». Уместно  вновь напомнить всех, кто участвовал в создании постановки:

дирижер-постановщик – заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Беларусь, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат Государственной премии Республики Беларусь, главный дирижёр театра Александр Анисимов;

режиссёр-постановщик – народный артист России Юрий Александров (Санкт-Петербург);

художник-постановщик – народный художник России, лауреат государственных премий Вячеслав Окунев (Санкт-Петербург);

хормейстер – заслуженный деятель искусств России Валерия Навротская. 

Впервые поставленная в открывающемся Королевском оперном театре Каира 24 декабря 1871 года, «Аида» с триумфальным  успехом продолжает идти на крупнейших оперных сценах мира.

Но постановка Юрия Александрова в Самаре интересна еще и в культурологическом контексте. На сцене воссоздан Древний Египет. Именно такой, каким он представляется относительно просвещенному посетителю театра по урокам истории,  прочитанным книгам, фильмам и т.д. В программке к опере указано, что действии происходит «во времена могущества фараонов». Таких времен в истории этой цивилизации, одной из самых долговечных, было несколько.  Расцвет древнеегипетской культуры длился более 2000 лет. В этот беспрецедентный по продолжительности период сменилось 24 династии египетских царей, сформировались основные символы религиозной культуры – именно так, потому что религия пронизывала все сферы жизни древних египтян. И главный символ присутствует на сцене в постановке Александрова, являясь полноправным участником действа, – сфинкс, символизирующий единство духовного и земного в человеке. Иероглифы на декорациях воспроизводят фрагмент так называемого эпоса Пентаура, части которого сохранились на одной из стен храма в Луксоре, на втором пилоне огромного храма в Карнаке, на храме в Абу-Симбеле.  Это относится к эпохе правления великого фараона Рамзеса  2-го из 19 династии. Кстати, французский египтолог Мариэтт, который набросал рисунки к декорациям первой постановки и краткое содержание, положенное затем в основу либретто  оперы, был  большим поклонником великого фараона и дал его имя герою, слегка видоизменив – Радамес (хотя по легенде имя звучит как Раамкес и действие происходит лет на 200 раньше). Много интересного для культуролога в этой постановке, но, безусловно,  главное все же великая музыка Верди и собственно спектакль, который 29-го марта прошел на таком высоком, эмоциональном уровне, что воспринимался как премьерный.

Он и стал премьерой прежде всего для исполнительницы партии Аиды Татьяны Гайворонской.  Она и ее поклонники ждали этого дебюта шесть лет. Наверное, в ситуацию все же вмешались  боги… возможно, они долго выбирали Совершенство – для них ведь время не имеет значения! Возможно, необходимо было, чтобы в одном спектакле сошлись два идеала: идеальная певица и идеальный дирижер. Для Евгения Хохлова, главного дирижера Самарского театра Оперы и балета, это  тоже премьера.

Увертюра…Как звучал оркестр…Скорбное и нежное звучание скрипок – тема Аиды. Затем необыкновенно выразительно и мощно она переросла в контрастную ей величественную и аскетичную одновременно тему жрецов. И так на протяжение всего спектакля чуткий, внимательный, абсолютно погруженный в  музыку Маэстро протягивал невидимые хрустальные  нити к каждому музыканту, каждому солисту, каждому артисту хора и балета! И отдача всех исполнителей была столь же безупречной.

Начнем с главной героини. Татьяна Гайворонская давно, еще с консерватории, знала эту партию. Путь оказался долгим, но результат превзошел все ожидания. Певица выражает благодарность концертмейстеру Татьяне Кузуб, которая много помогала ей в работе над партией, и, конечно, дирижеру Евгению Хохлову.

«Celeste Aida» – начальные слова знаменитой арии Радамеса – это про Аиду Гайворонской.  «Ritorna vincitor!..» – в этой арии певица раскрывает безграничный потенциал своего невыразимо прекрасного, божественного голоса. И на протяжении всей оперы Аида Гайворонской скрепляет  эпизоды спектакля не только безупречным ведением вокальной партии, но и непревзойденным актерским мастерством. Эта Аида не рабыня, она царевна-рабыня. Она одухотворена любовью, угнетена своим положением, страданием, которое разрывает ее между чувством к Радамесу и отцу, любовью и долгом…

Прекрасен поединок двух цариц! (Кстати, еще одна ремарка культуролога. Сцена со шкатулкой. Декоративная косметика изобретена в Египте! Равно как и использование полудрагоценных камней в украшениях одежды, причесок, оружия и т.д.).

В партии Амнерис – Наталья Фризе. Величественная, гордая, страстная, трагичная и неудержимая в своей любви и отчаянии – все это великолепно представлено и великолепно исполнено. Дивное меццо-сопрано самарской оперы!

Радамес. В этой партии – солист Саратовского театра Оперы и балета Илья Говзич. Всё в неи гармонично: голос дивной красоты, стать, актерское мастерство. «Se quel guerrier io fosso!» – сколько героической страсти! И сколько нежности в «Celeste Aida». Илья Говзич – большой певец и артист. Его участие не только украсило спектакль,но и придало новые краски образу героя.

Появление Амонасро невольно концентрирует внимание на пленном нубийском военачальнике, потому что в этой партии – ведущий баритон театра Василий Святкин. Его можно слушать бесконечно и погружаться в глубину каждого создаваемого им образа. Эфиопский царь в его исполнении и в плену – истинный властитель.

Фараон – Ренат Латыпов. Смотрела, слушала и снова вспоминала о том, что фараон в Древнем Египте олицетворял высшую справедливость, добродетель и благородство, так как считался сыном верховного божества. Именно таким предстает фараон в интерпретации Р.Латыпова.

Но все же в те времена,- и в музыке Верди, который глубоко погрузился в историю Египта при работе над оперой, тема жрецов не менее важна, чем любовная и героическая тема Аиды и Радамеса.

Ирина Янцева в партии Великой Жрицы безупречна и великолепна. (Еще раз,  поздравления блистательной солистке театра Ирине Янцевой с присвоением звания заслуженно артистки Самарской области). Именно таким божественном голосом и извещать о воле богов. Земным же  носителем этой воли является верховный жрец Рамфис. Его партию  великолепно проживает и демонстрирует блистательный вокал  Георгий Шагалов. Рамфис – воплощение высшей духовной силы власти. Даже когда просто присутствует на сцене, он заполняет  все пространство. Красивейший, богатый оттенками бас в сочетании с фактурной внешностью, великолепной пластикой – это значительная, запоминающаяся работа певца и актера.

Но  снова вернемся к Аиде –Татьяне Гайворонской. «O cieli azzuri»   …в ожидании Радамеса она поет это так, что мы видим, ощущаем Небо лазурное. Все переживания ее героини проходят через сердце каждого зрителя и слушателя, потому что певица живет в этой партии на сцене, поэтому так понятна скорбь Радамеса, когда она, такая прекрасная, такая чистая и юная, приходит разделить с ним страшную смерть. Незабываемая, трогательная до слез сцена. Поздравления прекраснейшей Татьяне Гайворонской!

Как же великолепно в этом спектакле работали все! Хор, балет, миманс – все безупречно.

И запредельно прекрасно, изумительно звучал оркестр. Спасибо всем музыкантам.  Поздравления  и низкий поклон  Маэстро Евгению Хохлову!

«Аида» – украшение афиши театра. Это показатель высочайшего уровня самарских певцов, оркестра, огромного потенциала всего коллектива прекрасного театра. Браво!

Ирина Каракозова.

 

Фото Самарского Академического театра Оперы и Балета, Антона Кузенка, Михаила Гладких и автора.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

17 comments

  1. Регина Венке Reply →

    Прекрасный материал! столько интересного! А послушать бы нам как? Поздравления Татьяне Гайворонской. Из записей на ютьюбе уже знаем, какая прекрасная певица. Странно, что шесть лет ждала дебюта, вердиевский же голос…Но замечательно, что в Самаре такая оперная труппа, такой прекрасный и перспективный во всех отношениях молодой главный дирижер и такие преданные поклонники.Новых успехов всем!

  2. Михаил Reply →

    Подписываюсь под каждым словом — замечательный спектакль и замечательная, чудесная Аида в исполнении Татьяны Гайворонской!
    Спасибо Ирине за интересную статью!

  3. Джу Л. Reply →

    Как будто побывала на спектакле. Так и представилась атмосфера торжества и праздника, атмосфера волшебного погружения в загадочный и очень мудрый мир, уже давно ставший сказкой для нас, таких безнадёжно современных. Поздравляю Татьяну Гайворонскую с этой ролью. К сожалению, не слышала вживую, но доверяю Ирине, настоящему театроведу, всем сердцем влюблённому в оперу , и желаю спектаклю и коллективу долгих и плодотворных лет на радость поклонникам. Даже немного завидую самарцам. Всем россиянам это так нужно сегодня — истинное искусство, как глоток чистой воды. Спасибо за материал.

  4. Дмитрий Reply →

    И я подписываюсь! Ни убавить, ни прибавить…В принципе, предела совершенству нет. Но в этом спектакле,пожалуй все было совершенно, соглашусь. (Про декоративную косметику не знал… 🙂 А Петаур-это Гомер египетский? Спасибо автору, надо восполнить пробелы в знаниях. коих, лишних, как известно, не бывает.) Значит, Боги так долго выбирали…Слава им, что выбрали наконец-то.
    Поздравляю с радостью Celeste Aida, Татьяну Гайворонскую, Евгения Хохлова, Г. Шагалова-мощно! и всех-всех-всех!Только,хоть убейте, мне коня не хватало на Триумфальном марше. Бедный Букет…

  5. Елена Reply →

    Чем больше читаю статей Ирины Каракозовой, тем больше хочу в Самарскую оперу!!! И-да, как бы Аиду Гайворонской услышать-хоть фрагментик! Поздравления прекрасной Татьяне! И Евгению Хохлову. И всем! Какие красивые артисты в Самаре!

  6. Елена Reply →

    Как же красиво написано!!! Сразу же захотелось увидеть все собственными глазами и услышать собственными ушами! Хотя, даже при простом прочтении в воображении рождаются очень яркие образы.
    Ирина, спасибо Вам огромное за такую чудесную статью! Пишите, пожалуйста, больше. Так хочется приоткрывать занавес в настолько восхитительный мир оперного искусства!

  7. Анна Вяземская Reply →

    Спасибо! Познавательно как! А спектакль получился исключительный,поздравляю Татьяну Гайворонскую. Кому как не ей петь Аиду! А как прибавил в мастерстве Шагалов! давно как-то его не видела. и голос и актер превосходный. Фризе-Амнерис чудо! Про Василия Святкина и Дирижера Евгения Хохлова и говорить после автора нечего. Браво! (Еще бы своего драматического тенора нам…) Букетика жаль.

  8. Евгения Reply →

    Как завидно, как хотелось бы увидеть и услышать!!!! Очень красиво написано, согласна с Еленой. А костюмы! А фотографии! Спасибо Ирине за замечательный экскурс в историю, культуру !

  9. Анастасия Reply →

    Написано классно! а мне на культурологии реферат про Египет задали. Половину у Вас возьму. Правда, Пентаур,где этот его эпос? Подскажите пожалуйста! А всех артистов, особенно Татьяну Гайворонскую, поздравляю и с выступлением отличным и с такой статьей! Дирижер красивый какой! Музыкантши наверное на него больше глядят, чем в ноты)))
    А кто такой Букет? Что с ним случилось?
    СПАСИБО!»Аиду» Самарского театра-в МОСКВУ,срочно! В этом составе!Пожалуйста!

  10. Лина Reply →

    Прекрасный разбор прекрасного спектакля. Спасибо! Поздравления всем!!!!

  11. Наиля Reply →

    Почему после хорошего,яркого спектакля приходит желание написать рецензию- очерк на него? Потому что не хочется расставаться с праздником в душе,нужно еще раз,снова и снова прокрутить впечатления, пройтись по закоулкам памяти,об этом сказать,и про это не забыть… Кто был на спектакле,будут потом читать и сопереживать опять вместе с вами, а кто не смог прийти,могут заинтересоваться после прочтения и посетить спектакль в следующий раз.Мои искренние слова благодарности Ирине Каракозовой за прекрасную рецензию о постановке оперы Дж. Верди «Аида».

  12. Владимир Reply →

    И театр, и Ирина превосходят, похоже, сами себя! 🙂 Остаётся только порадоваться.

  13. ВИТА Reply →

    Замечательный обзор, данный Ириной Каракозовой на премьерный спектакль оперы Дж.Верди «Аида», не может ни восхищать профессионализмом — знанием всех сфер спектакля — истории создания оперы, истории и искусства Древнего Египта, места действия оперы, доскональное знание музыкального материала, характеров и голосов героев оперы. Спасибо за то, что делитесь даже деталями, которые не всем известны, дорогая Ирина! Нужно сказать, что, поступивший заказ на создание оперы, был принят композитором не сразу. Только через два года, заинтересовавшись сюжетом и ознакомившись со сценарием «Аиды», Верди согласился на написание оперы.
    И какая счастливая судьба у этой оперы, с её первой постановки, через века, и до наших дней! Только успех! Только восторженный прием на всех сценах мира! И не удивительно — опера зрелищная, с личной драмой и противоречивыми чувствами героев, с монументальными массовыми сценами, пышными шествиями, танцами, гимнами! Величие Музыки! В образах жрецов, олицетворяющих бесчеловечную жестокость, Верди заклеймил ненавистное ему мракобесие, противопоставив этим силам зла душевную красоту и любовь Радамеса и Аиды, не отступающих даже перед лицом смерти. Очень точно Ирина описала музыкальные характеристики каждого образа.
    Самарский академический театр Оперы и Балета, давая очередную премьеру, попадает всегда в «десятку» в выборе репертуара, представляя на суд зрителей спектакль самый лучший, самый любимый, да ещё и с самыми прекрасными исполнителями! Опера Дж.Верди «Аида», показанная 29.03, тому пример. Тщательный, замечательный обзор уже сделан большим профессионалом, Ириной Каракозовой, которая не обошла ни один персонаж оперы, отдав долю любви каждому по заслугам. Ну а главная героиня, Аида — Татьяна Гайворонская, певица, актриса, оперная Дива, давно заслуживающая сцен лучших Оперных театров мира, была Примой в своем премьерном спектакле. Браво, и ещё раз Браво, великолепная Татьяна Гайворонская! Шесть лет ожидания вылились в триумфальное шествие, надеемся, не только на сцене Самарского Оперного театра! Удачи и Больших творческих успехов!
    Нельзя ни поставить на Пьедестал Главного героя спектакля, Главного героя Музыки Великого Дж.Верди, Главного дирижёра Самарского театра Оперы и Балета, Хохлова Евгения. Только многочисленные БРАВО в адрес этого, поцелованного Богом музыканта! Большого Вам творчества, дорогой Маэстро!
    И, конечно, благодарность всем участникам прекрасного спектакля, новых партий и удач! А замечательному Самарскому академическому театру Оперы и Балета продолжать радовать своих зрителей премьерными спектаклями, самыми лучшими, с самыми лучшими исполнителями! В добрый час!

  14. Георгий Годин Reply →

    Насчет того, что Верди «заклеймил жрецов»-это я по мню ещё из истории музыки в годы учёбы в консерватории. 🙂 А сие было в советские времена…Я слушал эту постановку в Самаре, правда. с другой Аидой и Радамесом (кстати, большая радость, что Илья Говзич теперь солист нашего саратовского театра Оперы и Балета, мы его любим. Поздравления ему с успехом в Самаре!). Помню В. Святкина и Г. Шагалова. И полностью согласен с уважаемым автором относительно таланта этих певцов. Правда, тогда Шагалову-мне показалось, не хватало актерского в образе. Но затем мне его доводилось слушать-он очень вырос.
    Могу себе представить, зная самарскую труппу, насколько великолепным получился спектакль с таким составом. Татьяна Гайворонская покорила саратовских меломанов в прошлом году, когда приезжала на фестиваль и пела в реквиеме Верди. Воистину божественная певица. От души рад за нее.
    Благодарю Ирину Каракозову за блистательный экскурс в культуру Древнего Египта и доброжелательность, которая проходит через все ее рецензии.
    А что у театра молодой и перспективный главный дирижер-это еще один плюс самарцам! Браво!

  15. Natalie Padch Reply →

    Thank you very much, Irina! Excellent review. Congratulations Tatiana Gayvoronskaya, Eugeny Khokhlov! Congratulations To The Theatre Of Samara.

  16. Ирина Каракозова Reply →

    Дорогие друзья и читатели! Благодарю за столь добрые отзывы. Очень рада.
    Отчасти попробую ответить на некоторые вопросы.
    Дмитрий, Вы правы. Хотя про Пентаура не столь уж много известно, кроме того, что он был жрецом, а по некоторым источникам, в частности известного немецкого египтолога Г. Эберса,- и мужем единственной и потому любимой дочери Рамзеса (у которого было 11 сыновей), Бент-Анат,-эпос его ,описывающий сражение фараона с хеттами можно приравнять по значимости к «Илиаде» Гомера.
    Букета мне тоже очень жаль. Анастасия, это конь.Белоснежный красавец. Его называли в интернет-источниках «Звездой Аиды» в этой постановке. К сожалению, он умер.
    Ее раз, спасибо за содержательные комментарии. Отдельно благодарю Виту,за эмоциональную и профессиональную наполненность . Рада Джулай Елене-теперь у нас две. Рады всем!

  17. Татьяна Reply →

    Аида… Не рабыня, заброшенная судьбой на чужбину, а Царица! Царица Египта. Гордая, прекрасная, сильная духом! Какой же чудесный образ создала Татьяна Гайворонская! Наша Прима! Наша Царица театра! Да, автор права, результат превзошел все ожидания! ) Пишу эти строчки, а самой хочется вновь пережить те мгновения, прослушать заново оперу, прожить тот вечер… Спасибо… )

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK