Музыкальный текст и его смыслы: о книге Андрея Денисова «Метаморфозы музыкального текста». Заметки культуролога.

Теория музыки в наши дни, как и многие другие области художественной культуры, находится в поиске новых подходов и концепций, которые отвечают на вызовы нашего времени. В наши дни, когда массовая культура все больше распространяется на все области культурной жизни, когда стоит вопрос о существовании ряда жанров классического искусства, осмысление основ искусства как такового, его сущности и принципов, особенно важно. Насколько трансформации формы затрагивают саму ее суть? Насколько постсовременная эпоха уничтожает творчество, заменяя его ироничным цитированием? Возможно ли создание общей основы исследования текстов культуры? С этой точки зрения книга Андрея Денисова «Метаморфозы музыкального текста», вышедшая в  издательстве в Юрайт в 2017 г. является примером современного подхода музыковеда к музыке как к тексту культуры,  как к языку с его структурными особенностями и правилами. Мне очень близок этот подход, поскольку в своих исследованиях я опираюсь именно на рассмотрение произведений искусства как культурных текстов, что позволяет уйти от ограниченности чисто искусствоведческого анализа и понять значение того или иного произведения в более широком пространстве культуры.  Автор книги, Андрей Владимирович Денисов — профессор, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории. Я знакома с его работами и идеями давно, а наш диалог «Пародия как культурный феномен: два взгляда на один предмет» опубликован в журнале «Культура культуры»  (№4, 2015). Очень рада новой работе моего коллеги, которая интересна не только для узкого круга музыковедов и студентов консерватории, но для всех, кто любит музыку и стремится проникнуть в ее суть. Книга доступна в электронной библиотечной системе biblioonline.ru, что делает ее доступной для широкого круга читателей.

Несколько слов о содержании книги. В ней раскрыты структурные принципы, лежащие в основе музыкального текста. В современных исследованиях слово «текст» вышло за рамки понимания его как литературного текста, текста письма или документа. Текст становится понятием, обозначающим единство формы и содержания, давая возможность проследить смысловые изменения, происходящие при смене исторических и культурных эпох. Такой подход позволяет говорить о языке музыки, что, на мой взгляд, очень важно – ведь музыка «говорит» с нами, иногда прибегая к помощи слов, иногда без них. Как происходит наша встреча с музыкальным миром композитора и исполнителя, почему нас волнуют, заставляют радоваться и страдать, сочетания звуков – это великая тайна, которую пытаются раскрыть на протяжении веков, и каждая эпоха дает свой ответ. «Словосочетание «музыкальный текст» — одно из самых распространенных в музыкальном обиходе. И, как это часто бывает, обычно музыканты используют его, не задумываясь о том, что же оно обозначает. Кто-то под ним подразумевает нотную запись, кто-то — реально звучащее произведение. Между тем, это вроде бы столь «очевидное» понятие скрывает за собой множество серьезных вопросов», — так автор начинает свое исследование. А затем раскрывает различные стороны этого понятия в главах своей монографии, названия которых говорят сами за себя — «В поисках недостижимого единства», «Путь от языка к тексту», «В плену интертекста»,  «В кривом зеркале пародии», «За пределами музыкального смысла». В заключении, которое называется «В поисках утраченной гармонии», А.Денисов выстраивает дальнейшие перспективы своей работы,  делая акцент на исторической поэтике текста, на связи его структурно-смысловой организации с его судьбой в пространстве художественной коммуникации. На мой взгляд, такой ракурс исследования очень важен для понимания многих процессов, происходящих в сегодняшней музыкальной жизни, которые кажутся случайными, непонятными, «навязанными». Почему то или иное музыкальное произведение прошлого обретает вторую жизнь и становится успешным? Почему некоторые шедевры музыкальной классики входят в орбиту масскульта? Почему слушатель становится зрителем, а перед концертом мы слышим объявление «Желаем приятного просмотра»? Эти парадоксы современной музыкальной жизни не столь поверхностны, как это может показаться, и нуждаются в глубоком осмыслении и исследовании. Книга Андрея Денисова является важным шагом в этом направлении, и мне хочется поздравить автора и пожелать ему выполнить свои творческие планы, а читателям – познакомиться с этой работой, которая может изменить наше понимание сложного и прекрасного мира музыки.

 

Екатерина Шапинская

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

9 comments

  1. Янек Reply →

    сбы и книгу прочесть. Есть в цифровом формате? А пока-спасибо автору и рецензенту . Спасибо Альманаху. Редко где сейчас можно найти такие вещи как рецензии на научные книги.

  2. Анна Reply →

    Потрясающе, что выходят еще книги об искусстве. И что на них пишут такие рецензии. И что есть такое замечательное издание в бесконечной паутине Сети,где можно об этом прочитать и вообще окунуться в прекрасный мир настоящего Искусства.Спасибо!

  3. Андрей Reply →

    Огромное спасибо Екатерине Николаевне за рецензию!
    Прочитал с огромным интересом и удовольствием!
    Андрей Денисов

  4. Елена Reply →

    Прочла, какивсегда, с огромным интересом и удовольствием! Тонко, глубоко, очень точно! Спасибо Екатерине Николаевне и руководству прекрасного ресурса!

  5. Татьяна Глазкова Reply →

    Замечательный глубокий текст о музыке как тексте культуры. Заявленный рецензентом ракурс сразу же указывает на современный подход автора к прочтению музыкального текста. Поставленные вопросы вызывают живой интерес к рецензируемой книге и желание поскореее с ней познакомиться. Спасибо!

  6. Ирина Каракозова Reply →

    Спасибо большое, дорогая Екатерина Николаевна! Все Ваши материалы настолько глубоки и интересны, что читаются на едином дыхании. Автору, уважаемому Андрею Денисову-поздравления редакции и читателей альманаха.

  7. Дарья Густякова Reply →

    Спасибо, Екатерина Николаевна, за глубокую и тонкую рецензию. Спасибо автору А.В.Денисову за обращение к актуальнейшей теме. После столь достойного представления обязательно прочту книгу!

  8. Евгения Reply →

    Очень интересная рецензия! Наверное, до Андрея Денисова так глубоко в эту тему, синтеза музыки, слова и смысла, погружались лишь представители символизма начала 20 века да исследователи их творчества. Как, оказывается, многогранно понятие ТЕКСТ! Обязательно прочту книгу, и хорошо что дана ссылка на ЭБС!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK