«Князь Игорь» в Самарском Академическом театре Оперы и Балета в контексте диалога искусств. (Размышления культуролога).

25.05.2018 г. на Самарской сцене вновь представляли  одну из самых прекрасных русских опер. А. П. Бородин «Князь Игорь»  Премьера спектакля состоялась  18 февраля 2011 года, в обновленном после длительной реконструкции театре. Режиссер постановки -Ю.Александров, художник В. Окунев, дирижер-постановщик В. Коваленко. За прошедшее время оперой дирижировали А. Анисимов, Б. Бенкогенов, Евгений Хохлов, великолепно проведший этот сезон уже как главный дирижер театра.

Слушала в этом спектакле всех наших прекрасных солистов и знаменитых гостей: Владимира Байкова-идеальный князь Игорь, Елену Зарембу и Агунду Кулаеву-обе несравненные Кончаковны, Андрея Валентия- не забыть отрицательное обаяние его Галицкого и одного из лучших теноров  России и за ее пределами- Алексея Татаринцева в партии Владимира Игоревича, замечательную Ирину Крикунову –Ярославну.

В Самаре спектакль идет в классической постановке: в исторических декорациях, костюмах- так среднестатистический любитель оперы и представляет себе эпоху князя Игоря Святославича. Интересно, что почти одновременно Ю. Александров работал над постановкой «Князя Игоря» в Московском театре Новая Опера им. Е. Колобова. Её я так же имела возможность видеть и, приходя на самарского «Князя Игоря» невольно думала: какое же счастье, что уважая желание самарцев иметь в репертуаре обновленного, но сохранившего классическую красоту и строгость театра зрелищный спектакль,- режиссер создал соответствующую этой строгой красоте постановку оперы. Спектакль, в котором русские-не безликая толпа, в противовес сверкающим как новогодняя елка половцам, а народ, сплоченный  любовью к родной земле, Игорь не слабовольный романтик, а мужественный воин, надежда и оплот Руси.  (Возможно, в Москве, пресыщенной зрелищами, как раз и интересно иное прочтение). Ну, а нам все же ближе традиционность и уважение к первоисточнику. Тем более, в основу либретто, написанным Бородиным совместно со Стасовым положено «Слово о полку Игореве»-великий памятник древнерусской литературы.

Опера Бородина-это яркий пример диалога, взаимопроникновения двух искусств: музыки и литературы. Насколько бережно подошли создатели либретто к тексту, сохранив в ариях и хорах подлинные строки «Слова…», равно как и характеры героев, сам дух эпохи. Всё это есть в бессмертной музыке оперы. Поэтому здесь уместны слова Д. С. Лихачева, одного из самых глубоких исследователей «Слова о полку Игореве»: «В лучших своих произведениях — произведениях гуманистических, человечных в высшем смысле слова — искусство не знает старения. Наиболее высокие произведения искусства продолжают быть современными столетия и тысячелетия. Современность искусства — это все то, что сохраняет свою идейную и эстетическую действенность, все то, что читает, смотрит и слушает народ в данный момент, независимо от того, в какое время были созданы  произведения искусства.» Эти слова как нельзя лучше характеризуют спектакль Самарского театра Оперы и Балета. Обратимся же  непосредственно к нему.

Итак,  25-го мая в «Князе Игоре» не было именитых гастролеров, что вновь  подчеркнуло высокий уровень всех самарских артистов-от солистов до хора, миманса и великолепного балета.

Князь Игорь-Василий Святкин. С первого взгляда и первой пропетой фразы-в любой партии, а этой тем более, вспоминается  «Верю!» К.С. Станиславского. Княжеская стать, роскошный голос, полное слияние с образом. Ария князя Игоря в его исполнении  полностью раскрывает образ:героя, патриота, терзающегося и корящего себя за роковую ошибку, но не сломленного и готового сражаться до конца за родную землю. Голосу певца подвластно все-героическое, трагическое и тончайший лиризм. Великолепен финальный дуэт с Ярославной.В голосе князя Игоря-Василия Святкина неизъяснимая нежность и одновременно  мужественность и сила.

Ярославна-Татьяна Гайворонская. Не часто  мы слышали её в этой партии. Вновь вспоминаю постановку Новой Оперы. В ней Ярославна –изначально жертва. Ее жаль. А ведь в «Слове о полку Игореве» жена князя хоть «рано плачет на забрале города Путивля, причитая», прекрасна в своей верности, нежной стойкости и мужестве. Именно такая Ярославна и у Бородина и у Татьяны Гайворонской. В сцене с Галицким (яркий, сочный образ создает, великолепно поет Ренат Латыпов)- Ярославна властно противостоит бесчинствам разгульного брата,  народ видит в ней свою заступницу, ждет защиты и Ярославна Гайворонской действительно оправдывает эти ожидания. Да, и в арии  и в знаменитом «плаче» она трепетна, трагична, но  тверда в своей вере. Татьяна Гайворонская прекрасна в любой партии и роли. Вновь подчеркну, если она поет Верди,то делает эта как вердиевская певица, если Моцарта-то как моцартовская, а операх русских композиторов она истинно русская певица, в ее божественно прекрасном голосе  русская глубина, душевность, драматизм и чистота. Такая Ярославна  достойная жена великого князя, способная к решительным действиям в сцене обороны Путивля от половцев.

Перейдём в половецкий стан. В партии хана Кончака Андрей Антонов. Великолепный  певец и артист. Великолепен и его хан. Певец создает полнокровный образ степного властителя, грозного, лукавого, но по-своему благородного, умеющего ценить достойного противника. Хороша Кончаковна Натальи Фризе. Столько знойной страсти и неги в ее  глубоком меццо-сопрано! Все это великолепно прозвучало в  арии и дуэте с Владимиром Игоревичем (всегда приятно слушать и видеть в этой партии Анатолия Невдаха).

И, безусловно, Половецкие пляски, в которых балетмейстер К. Шморгонер бережно сохранил традиции К. Голейзовского. Балет Самарского театра-это всегда праздник!

В  спектакле безупречны все. Запоминаются исполнители всех партий. Хороша Лия Габриелян-Половецкая девушка. Скула и Ероха: хитрецы и пьяницы, скоморохи и …тоже народ! Замечательно поют, органично живут в этих образах Алексей Перов и Владимир Медведев! Как всегда выразительна в «немой» роли няни Марина Зубчанинова-вот что значит талант и Мастерство! Запоминающийся образ  Овлура создал Александр Миненко.

Прекрасен хор театра.

Великолепно, изумительно звучит оркестр под управлением главного дирижера, блистательного Маэстро Евгения Хохлова!

Браво всем!

Закончу, вновь приведя слова академика Лихачева: «История искусства резко отличается от общей истории. Ее процесс — не процесс изменения, а процесс накопления и отбора лучшего, действенного.» Именно этим путём идут в Самарском Академическом театре Оперы и Балета. Благодарность и низкий поклон всем.

Ирина Каракозова.

 

Фото: М. Гладких; сайт Самарского Академического театра Оперы и Балета.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

17 comments

  1. Алефтина Reply →

    Спектакль прошел на «Ура!» Ярославна и князь Игорь,Т.Гайворонская и В. Святкин певцы, сделающие честь любому театру и в Москве и в Питере и за рубежом. Оркестр под управлением Евгения Хохлова-это на самом деле изумительно! Дирижеру браво и огромная благодарность за этот спектакль и за весь сезон. Огромная благодарность Ирине Каракозовой за эту статью и так же за освещение наиболее интересных событий в нашем театре. Спасибо за глубину и доступность одновременно,потому что порой критики пишут как будто для себя и своих коллег-вроде слова знакомые,а смысла не понять. Здесь у всех авторов уважение к читателям.И помощь,ведь что-то нами, простыми любителями воспринимается только на эмоциональном уровне, чего-то мы и совсем не знали, а это оказывается таким интересным ( Вспоминаю рецензию этого автора на «Аиду»-столько нового узнала!)
    Жаль только, что из-за ЧМ театр закрылся так рано…Что ж-всем дорогим артистам хорошего отпуска,будем скучать и ждать открытия сезона и новых премьер. (Рецензий так же!)

  2. Наталья Сергеевна Reply →

    ой, как же замечательно написано! Все так и было!!!!!!!! хорошие у нас артисты, а Татьяна Гайворонская просто оперная ДИВА. И диво! Как и наш дирижер Евгений Хохлов-красавец и на редкость талантливый музыкант Спасибо всем, спасибо автору! Спсибо за это издание-читаю давно, а написать решилась первый раз.

  3. Дмитрий Reply →

    Спасибо, Ирина! как только умудряетесь никого не забыть и всем по серьгам раздарить 😉 Ну-с, а я в своём амплуа, пардон. Гайворонская, Святкин,Хохлов-на все 100 процентов согласен-гордость театра и наша. Но про дуэт Кончаковны с Владимиром…Княжич-то…сбился основательно и Фризе сбил,дирижер-виртуоз,но всех не закроешь)) Балет видно устал, хотя да, все равно праздник! И вообще спасибо за прекрасный интересный сезон.
    Помню, в советское время театр закрывался в мае и уезжал на гастроли. Но к нам тоже приезжали…А сейчас…Этот мундиаль, что б…сплошные неудобства ведь. Отвлекся. Снова пардон. В НО я слушал «Игоря»…и смотрел…Да уж оторвался там Александров,хотя все равно не так как недавно некоторые его собратья по цеху и в столице и у нас.Все же у него какое-то чувство меры есть…У нас он прекрасно поставил: «Аиду», «Тоску», а еще раньше, до реконструкции «Колокольчик» и «Риту» (не забуду никогда Бондарева-Беппо! и вспоминал его Владимра Игоревича…да)
    Ну, с закрытием нас…и пережить чемпионат.

  4. Регина Венке Reply →

    Как радостно за Самарский театр! За его чудесных певцов, за прекрасного главного дирижера…Молодость и талант-какие замечательные качества! Ирина, спасибо! Такие добрые,глубокие и искренние Ваши материалы заставляют, уверена, т.к. сужу по себе,заочно полюбить самарскую оперу и ее артистов. И открывать воочию таланты больших певцов, таких как Борис Стаценко, Агунда Кулаева, Владимир Байков. За несколько посещений Москвы мне удалось послушать каждого-в спектаклях или концертах. Надеюсь и в Самару попасть. Всех поздравляю с окончанием сезона и желаю хорошего отдыха!

  5. Николай Reply →

    Спасибо за содержательную увлекательную статью! тоже был.Гайворонскую надо ставить в каждый спектакль-тогда и любители балета, вроде меня, полюбят оперу. Обычно ухожу после половецкого акта, а из-за нее пришлось до конца.)))) У меня вопрос к Дмитрию: а с чего Вы взяли, уважаемый, что балет устал?

  6. Анна Reply →

    Как жаль, что я не смогла попасть…Но не сомневаюсь, что было так, как написала Ирина Каракозова. Спасибо, что вспомнили Д. С. Лихачева…
    Поздравления всем исполнителям и наилучшие пожелания! Альманаху-процветания!

  7. Дмитрий Reply →

    А с того, уважаемый Николай, я взял, что балет устал, что они сбивались с ритма. Однако, ежели любителю балета так не кажется, то я только «за». 😉
    Балет-это праздник, респект Ирине еще раз)

  8. ВИТА Reply →

    По прочтении обзора Ирины Каракозовой, хочется пропеть оду замечательной Ирине, её отточенному мастерству не только культуролога, но и искусствоведа, и большого знатока и любителя театра, его блеска и черновой работы, его сцены и закулисья. Знатоку подвластно всё, потому льются строки Ирины, прочтение которых приносит несказанное удовольствие. Браво, ИРИНА КАРАКОЗОВА, наш любимый обозреватель и человек театра!
    Теперь можно поразмышлять и об опере «Князь Игорь», представленной на суд зрителя 25-го мая Самарским Академическим театром Оперы и Балета. За что я люблю этот театр? А люблю я его за максимальное приближение всех спектаклей, идущих в театре, к первоисточнику, к сохранению классического наследия, завещанного нам авторами опер и балетов, замечательными композиторами, драматургами, балетмейстерами. Что происходит в современных театрах мы знаем. Видим бесконечные соревнования (иначе не назовёшь) режиссёров в поисках и, к сожалению, находках средств, поражающих отсутствием духовности, не несущих идейных помыслов. Ирина упомянула о постановке «Князя Игоря» в Новой Опере. Да, там был замечательный Борис Стаценко в партии Игоря, но, усилиями режиссера, он был поставлен в условия, далёкие от Игоря первоисточника. А в Большом театре Юрий Любимов пошел дальше. С первой репетиции им было заявлено, что «этот химик написал плохую музыку, которую нужно переделать». И ведь переделали! Главным героем стал половецкий стан с плясками по Голейзовскому — так видел фабулу оперы Великий режиссёр. Кончак был изгнан из постановки, а Игорь был пародийным персонажем. Думаю, со мной согласятся все, кто был на этих спектаклях.
    Александр Порфирьевич Бородин был удивительным композитором, в котором сочетались мощь и героика его симфоний и персонажей прекрасной оперы «Князь Игорь». Вторая его симфония получила название «Богатырская», такой её слышал и назвал В.В.Стасов. А в камерном репертуаре я не знаю ничего лучшего, чем романс-элегия А.П.Бородина «Для берегов отчизны дальной». Композитор глыба, гигант! И как же можно переделывать написанные им гениальные произведения? Это нонсенс и абсурд.
    С большим пиететом отношусь к коллективу Самарского театра Оперы и Балета, с его замечательными солистами, прекрасным главным дирижером, Евгением Дмитриевичем Хохловым, режиссерами, которые следуют традициям лучших театральных постановок прошлых лет. Браво всем солистам прекрасного спектакля «Князь Игорь»! Татьяна Гайворонская — Ярославна достойна Золотой Маски! Браво, Татьяна! Пора бы уже купаться в овациях зрителей театров Европы и мира! Таковы мои пожелания Вам, очаровательная женщина и блестящая певица! Хочется пожелать всему коллективу театра прекрасных отпускных дней и, к началу нового сезона, порадовать своих преданных зрителей новыми премьерными замечательными спектаклями! В добрый час!

  9. Олег Reply →

    Доброе время суток! Я не из Самары, а из Москвы. Но был на этом спектакле, т.к. в командировке. Видел постановку в НО. В чем-то похоже.Но в Самаре, пожалуй, соглашусь с автором, приятнее . Простому любителю, вроде меня, а таких, поверьте,большинство, хочется иметь момент «узнавания»…это всегда доставляет удовольствие. Прима театра великолепна! Хорош и князь. Дирижер невероятно управляет оркестром,потому что оркестр был бы иначе не очень на высоте,но именно благодаря дирижеру звучал так, как пишет автор. Прошу прощения но и к тенору можно иметь претензии.
    Автору благодарность. Буду теперь читать-и не важно о чем она напишет. мне просто понравилось-и стиль и эрудиция.
    Не понял одного: почему предыдущий комментарий един в 3-х вариациях?))))))Хотя читать тоже интересно. Тогда вопрос к уважаемой Вите-Вы точно насчет Стаценко?)) Он один раз спел Игоря. А вообще его поет чаще Анджей Белецкий, а раньше-Владимир Байков-жаль что ушел из театра такой певец.Кстати, и Белецкий и Байков работали, а Белецкий и продолжает! работать на сопротивление. У него Игорь все-таки более близок к Бородину,чем к Александрову.

  10. Елена Reply →

    Какая чудесная статья! Как будто сама побывала…И уже всех артистов знаю. Но здесь хочу про этот ЧМ по футболу…мы с подругой планировали в июне в Самару приехать и в оперу сходить. Потом увидели, что театр заканчивает работу в мае из-за того что площадь пере ним становится фан-зоной…Хотели с друзьями просто приехать в начале июня на машине-города в которых этот мундиаль закрывают. Ну всё для народа!
    Еще раз спасибо за рецензию, спасибо и прекрасного отдыха замечательным самарским певцам и всем авторам, а так же админам альманаха.Берегите его!!! Это такой островок прекрасного!

  11. Евгения Reply →

    Даже не островок, а огромный заповедный ОСТРОВ! Населенный талантливыми артистами и певцами, режиссерами, музыкантами, дирижерами, Талантливыми зрителями и слушателями. Эрудированными, тонко чувствующими авторами. Неравнодушными, сопереживающими комментаторами.
    Эта статья Ирины- одна из лучших! Прекрасный экскурс в литературу и историю. Очень подробный анализ.
    Превосходный язык, как всегда. И, как обычно, очень грустно, что не удалось увидеть столь зрелищный и классический спектакль! Спасибо за публикацию, за альманах, будем ждать новые материалы!

  12. Vera Dubishanon Reply →

    Grand merci ,chère Irina! C’est magnifique, incroyable,comme le dit le héros de J. Cocteau.Félicitations!))Спасибо,дорогая Ирина,эти первые строки на французском специально, что бы сделать Вам приятное.Статья-рецензия прекрасна. Потому что в ней дан и анализ,и экскурс в историю русской культуры. Благодарю особо,за цитирование незабвенного Д. С. Лихачева.
    Поздравляю всех замечательных певцов,всех артистов Самарского театра Оперы и Балета-Вы прекрасны. Поздравляю уважаемого Маэстро Евгения Хохлова-Ваш первый сезон в должности главного дирижера прошел с большим успехом, желаю еще большего в следующем. Спасибо всем авторам, и администратору ресурса. Благодарность читателям и комментаторам,отдельно Вита,за профессионализм, эмоциональность и Дмитрий-за добрый юмор.Надеюсь, что материалы будут и летом на этих виртуальных страницах. Всем всего доброго.

  13. Ирина Каракозова Reply →

    Дорогие друзья-читатели! Вы уже давно стали нашими друзьями.Ваши неравнодушные отзывы очень важны для тех, кто публикует здесь свои материалы. Они важны и мне. Спасибо за высокую оценку как прежних,так и этой статьи. Что бы и в каком жанре не писала я об артистах оперного театра, книги,очерки или рецензии, я делала это с любовью. Конечно, не всегда «мгновение замысла соответствовало воплощению мысли» (Жан Кокто). Иногда невольно кого-то и обижала. Прошу прощения.)
    Этот материал как и прежние делался от души. И, конечно, помогало воспоминание о Д.С. Лихачеве, которого я имела счастье и честь слушать-лекции и немного общаться. С его уходом отечественная культура понесла невосполнимую утрату и ниша,хотя прошло почти 20 лет, так и не заполнена. Это и невозможно…
    Еще раз, спасибо вам всем. Вера, спасибо! Chérie, ça me fait plaisir.Merci de tout cœur,je suis contente de vous.))

  14. Борис Годин Reply →

    Не понял. А почему в прошедшем времени?! Что такое?! прошу прощения-только увидел и рецензию-великолепную, и все комментарии-необыкновенно интересные,-и Вашу благодарность, Ирина. Прошедшее время-настораживает. Не могли бы объяснить?Рад за весь коллектив Самарской оперы! Если б у нас в Саратове был такой критик, который так деликатно, профессионально журналистки и искусствоведчески популяризировал искусство тех, о ком пишет, мы бы были счастливы!
    Поздравляю всех солистов и прекрасную Татьяну-помним,помним прошлый фестиваль! с завершением сезона. Альманаху-, всем авторам и администраторам признательность и всем наилучшие пожелания!!! (Уважаемая Ирина,ждем -я думаю, не один, пояснений.)

  15. Борис Годин Reply →

    Ирина Каракозова! Уважаемый автор! Вы не заболели?!!!!!! Простите настойчивость,но надо ответить взволнованным читателям!

  16. Ирина Каракозова Reply →

    Прошу прощения,Борис, у Вас за комментарий. Прошедшее время-невольно получилось.Просто грустно от раннего закрытия сезона. (Но я очень тронута Вашим вниманием).

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK