Дирижер, которого ждали…

Из книги: Irina Karakozova «The Diamond Mine. On Opera Singers with Love»- Library of Congress of the USA, 2018.-233с.,ил.

Когда он стремительной и легкой походкой проходит к дирижерскому пульту, от его светлой улыбки в затемненном,  готовом к началу спектакля зале Самарского Академического театра Оперы и Балета снова становится светло и звёздно. Звездочка, кажется, навсегда выбрала местом своего сияния его дирижерскую палочку. «Он волшебник?» – спросила меня как-то на спектакле «Щелкунчик» девчушка лет пяти. «Конечно, добрый волшебник, сейчас взмахнет палочкой, и начнутся чудеса, оживет музыка, поднимется занавес…» Дети не ошибаются в определении чудес, но и я совершенно искренне ответила своей маленькой соседке по креслу. Евгений Хохлов, который с 2017 года стал главным дирижером Самарского Академического театра Оперы и Балета, на самом деле уникальностью своего таланта, максимальной погруженностью в музыку и светлой солнечной человеческой сущностью похож на волшебника, благодаря которому и рождается чудо спектаклей.

Самый молодой в истории театра главный дирижер (ему 38 лет) на самом деле опытный  профессионал, глубоко чувствующий природу музыки, любящий театр и людей театра.

Назначение Евгения Дмитриевича главным дирижером – выбор достойный и естественный. Ведь уже семь лет он работает в театре. «Работать в Самаре для меня счастье», – говорит он.

За эти годы Евгений Хохлов осуществил в Самарском театре постановки балетов «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, «Шопениана» и «Павильон Армиды» Н.Черепнина, оперы «Волшебная флейта» В.А. Моцарта, оперетт «Сильва» И.Кальмана, «Летучая мышь» И. Штрауса, и «Тарам-парам…или квартирный вопрос их испортил» на музыку Д. Шостаковича. Всего же Дирижер стоит за пультом более двух десятков спектаклей репертуара театра.

С ним очень легко общаться. Доброжелательный, улыбчивый, красивый, он легко отвечает на вопросы, рассказывая о себе с подкупающей простотой.

«Родился в 1979 году в Ленинграде. Моя бабушка была блокадницей. Мама – у нее молдавские корни – врач, так же как и родители ее и папы. Так что мой папа, став музыкантом, нарушил семейную традицию». Отец Евгения Хохлова, выдающийся дирижер,  Дмитрий Дмитриевич Хохлов более 30 лет возглавляет Государственный академический русский оркестр имени Андреева. В сущности, Евгению в какой-то мере предопределено было стать музыкантом.

Он с детства успешно занимался музыкой, но, опасаясь как раз предопределенности, по окончании школы поступил на исторический факультет университета им. Герцена и проучился там два года. Но музыка властно звала молодого человека,  пропадая на репетициях в филармонии, убедился, что иного пути ему нет,  и поступает на дирижерско-хоровой факультет консерватории в класс легендарного педагога Елизаветы Петровны Кудрявцевой. (Символично, что у Кудрявцевой учился и А.М. Анисимов, которого Е.Хохлов также считает своим учителем и благодарен ему за то, что именно он предложил ему работу в Самарском театре.)

Но это будет позже. Окончив с отличием  дирижерско-хоровой факультет за 4 года, Евгений поступает на оперно-симфоническое дирижирование в класс отца, который, по его словам, «всегда был и остается моим главным педагогом».

Однако, приобщение к профессиональной дирижерской работе произошло в студенческие годы. Е.П.Кудрявцева порекомендовала его работавшему в Минске Александру Анисимову, которого Евгений глубоко уважал,  не будучи знакомым с ним лично. Так по окончании консерватории молодой Е.Хохлов стал дирижировать в Минске серьезными концертными программами.

А через год его пригласил в свой театр «Санктъ-Петербург опера» Юрий Александров. Здесь молодой дирижер участвовал в выпуске нескольких премьер режиссера, в частности, «Русская тройка, семерка, туз», «“Белые ночи” Федора Достоевского». Дирижировал и классическими операми.

«Сейчас, – признается Евгений, – я знаю точно, что не могу жить без театра. Мне нравятся все музыкальные жанры: и опера, и оперетта, и балет, который я открыл для себя в Самарском театре».

-Так как же Вы попали к нам?

-Я всегда мечтал работать в солидном театре. С огромной сценой и оркестровой ямой. И моя мечта сбылась. Мне позвонил маэстро Анисимов и пригласил в Самарский театр, о котором я много слышал.

Здесь необходимо заметить, что появление нового молодого красивого дирижера обрадовало всех: музыкантов, певцов, танцовщиков. Столько излучал он света, энергии, любви к своему делу. Работая вторым дирижером рядом с мастером такого высокого класса, как Александр Анисимов, молодой дирижер приобщался к великим традициям академического оперного театра .В настоящее время он дирижирует практически всеми спектаклями текущего репертуара театра.

Певцы, с которыми он много и глубоко работает, отмечают его высочайший профессионализм, точное следование музыке, умение вызвать у артистов необходимые эмоции.

Сам Евгений Хохлов постоянно совершенствует свое мастерство. Так, в 2009 году, пройдя жесточайший отбор, он был на мастер-классах дирижера Неэми Ярви в Эстонии в 2011, выиграв стипендию, стажировался в университете «Моцартеум» в Зальцбурге у знаменитого симфонического дирижера Петера Гюльке, присутствовал на репетиции Рикардо Мути и работал с Зальцбургским Камерным оркестром. Затем была летняя академия в  Италии, где преподает легендарный маэстро Маурицио Арена. В 2014 году Евгений Хохлов на этом международном конкурсе оперных дирижеров  стал единственным из российских участников дипломантом  престижного конкурса. Именно ему предоставили возможность продирижировать «Трубадуром», что, в сущности, было первым призом этого конкурса.

А в 2016 году он стал лауреатом первой премии специального приза на седьмом международном конкурсе оперных дирижеров  им. Луиджи Марчинели в Орвьетто.

При этом Евгений признается, что он «не человек конкурсов». Он любит работать тщательно с оркестром, для него важно доверие музыкантов.

Свое назначение на должность главного дирижера Самарского Академического театра Оперы и Балета он считает большой честью. И одновременно огромной ответственностью. Хотя он был не единственным кандидатом, выбор остановили именно на нем, и это закономерно. Ведь Е.Хохлов уже проработал в театр до этого 6 лет, знает все сильные и слабые стороны труппы, имея в то же время на все свое мнение, которое не боится высказывать.

У молодого музыкального руководителя масса проектов. Так, в течение нескольких лет он вынашивал идею создания при театре стажерской группы молодых певцов. «Ее задача – поиск молодых талантов, желательно в Самарской области. В стажерской группе с ними будут заниматься  ведущие специалисты театра, дирижеры, концертмейстеры, солисты оперы». Прекрасная идея, и она уже  осуществилась в конце прошедшего сезона. А еще он мечтает провести оперный фестиваль, посвященный юбилею Дж. Пуччини: осуществить постановку нескольких его опер, пригласить знаменитых певцов. Говоря об этом, он излучает счастье – счастье человека, занимающегося любимым делом.

Именно поэтому, когда во время спектакля переводишь взгляд со сцены на дирижера Евгения Хохлова, сложно вернуть этот взгляд на сцену, сколь ни прекрасно бывает происходящее на ней. Потому что невозможно оторваться от изящных и властных, поющих рук маэстро, от его палочки, действительно волшебной в этих руках, от вдохновенного лица. Это – само зримое воплощение Музыки, которой он служит и над которой властвует. Под его руками певцам удобно петь, танцовщикам – танцевать, а оркестр звучит изумительно чисто, потому что дирижер живет и дышит вместе с ним, равно как и с певцами, танцовщиками, хором и кордебалетом. С его приходом на пост главного дирижера в театр пришла весна. Пусть же она продолжается и не кончается! Успехов и новых Вам свершений, блистательный Маэстро!

 

Ирина Каракозова.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

13 comments

  1. Анна Reply →

    О! а у Маэстро сегодня День Рождения! Только Поздравления, пожелания новых успехов ,вдохновения и счастья во всем!

  2. Евгения Reply →

    Поздравляем Вас, Евгений Дмитриевич! Добра Вам и вдохновения!
    Только что показала коллегам на работе чудесную статью Ирины, и все от души порадовались сочетанию опыта и молодости, таланта и человечности!

  3. Дмитрий Reply →

    Поздравления нашему Маэстро! Да,ждали! и дождались! Желаю здоровья, плодотворной работы ,Вы, уважаемый Евгений Дмитриевич, способны превзойти все самые смелые ожидания! Да будет так! Виват и Браво!
    (Ирине спасибо за книгу вообще и за этот очерк в частности.Прекрасное поздравление,на мой скромны взгляд!)

  4. Борис Годин Reply →

    От души поздравляю замечательного Маэстро! Желаю здоровья, Успехов и новых проектов ,благодарной публики ,интересных гастролей-всего прекрасного!!!
    Спасибо за замечательный очерк автору! Отправляюсь на Ютьюб слушать оркестры под управлением Евгения!

  5. Vacelina Reply →

    С Днем Рождения! Наилучшие пожелания и самые сердечные поздравления уважаемому Евгению Дмитриевичу! Какой прекрасный и стремительный путь! Не останавливайтесь! Дальше и Выше!

  6. Николай Reply →

    Какая прекрасная статья! Какой дан обаятельный образ ,искреннего,талантливого увлеченного человека !Спасибо огромное!
    С Днем Рождения, Евгений Дмитриевич!

  7. Екатерина Reply →

    Поздравляю замечательногго музыканта и не менее замечательного автора этой публикации!

  8. Алефтина Reply →

    Присоединяюсь! Узнала тут Дмитрия Хохлова как прекрасного музыканта, много слушала записей.Но о жизненном пути -так,общие сведения. И вот,наконец, подробный довольно-таки рассказ!.Спасибо Ирини Каракозовой! Поздравления Евгению Хохлову!

  9. Olga Reply →

    Поздравляю талантливого музыканта.Интересной работы и успехов.

  10. ВИТА Reply →

    Пользуясь представленной возможностью, с удовольствием присоединяюсь к поздравлениям прекрасного Маэстро с Днём рождения!
    Евгений Дмитриевич Хохлов в довольно молодом возрасте занял нишу Главного дирижёра престижного театра и, я думаю, со мной согласятся все, и прежде всего большой коллектив Самарского Академического театра Оперы и Балета в том, что с приходом молодого Маэстро театр получил музыканта самого высокого ранга, любящего свою профессию, театр, артистов и зрителей. Это обоюдное счастье — для руководителя коллектива талантливых людей, и для его подопечных, с любовью и стопроцентной отдачей в совместных творческих поисках. Так держать, дорогой Маэстро! Вы дарите радость от соприкосновения с искусством, приобщая аудиторию к непреходящим ценностям жизни, за что Вам низкий поклон. Будьте здоровы и счастливы! Большого Вам творчества в вверенном Вам замечательном театре!
    Хочется отдельно поблагодарить замечательную Ирину Каракозову за прекрасный очерк из книги о Евгении Дмитриевиче Хохлове, в котором столько музыки, сердца и любви. Спасибо, дорогая Ирина, за преданность театру и за Ваш вклад в историю Самарского театра Оперы и Балета.

  11. Ирина Каракозова Reply →

    Спасибо всем за отзывы. Вы пишете от души. Я тоже всегда старалась именно так. Благодарю Виту. Спасибо за такую высокую оценку и такие прекрасные профессиональные комментарии.

  12. Vera Dubishanon Reply →

    Поздравляю замечательного молодого дирижера! недавно слушала его в С-Петербургской филармонии.Всё, что написано здесь-безукоризненно точная оценка.
    Спасибо Ирине Каракозовой не только за талант публициста и музыкального обозревателя,но за талант доброты, всё реже встречающийся в нашем мире…
    Благодарю всех читателей.
    Благодарю ВИТУ за профессиональный и содержательный комментарий.
    приятно иметь такую обширную не равнодушную и думающую аудиторию!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK