«Легенды Севера» в июльской Москве. Субъективные заметки культуролога.

Середина июля – время отпусков, путешествий, солнечного света и тепла.  Но московские меломаны получили подарок, от которого повеяло северным ветром, дымкой скандинавских берегов и волшебством троллей. Конец сезона в Московской Филармонии был отмечен концертом «Легенды Севера», в котором были исполнены произведения Эдварда Грига и Яна Сибелиуса, легендарных и великих композиторов, впитавших в себя дух Севера, со всей его суровостью и лирикой, весельем и отчаянием. Во втором отделении концерта прозвучала своеобразная композиция по опере Р.Вагнера «Тристан и Изольда», действие которой, по многочисленным версиям этой пронзительной и трагической истории любви, происходит на северных берегах, а море становится тем местом, где разворачиваются события древней легенды.

Музыка обладает удивительным даром переносить нас во времени и пространстве, погружая в «иномирие», совершенно не похожее на повседневную суету.  Это происходит тогда, когда музыкантам удается передать дух и суть исполняемой музыки, создать то очарование, которым полна великая музыка всех времен и народов. Без сомнения, Академическому симфоническому оркестру Московской филармонии под управлением дирижера Димитроса Ботиниса удалось это в полной мере. На протяжении всего концерта оркестр переходил от тончайшего лиризма к бурному драматизму, становясь то главным героем музыкального действа, то поддерживая солистов. Молодой дирижер, который уже стал победителем многочисленных музыкальных конкурсов, очень артистичен и элегантен. Во время исполнения он сам как бы становится музыкальным инструментом, через который проходят все краски музыки, всё многообразие эмоционального мира композиторов. В концерте были исполнены широко известные произведения – сюита №1 из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт», «Грустный вальс» Сибелиуса – с детства знакомые и любимые. И вот, слушая эту музыку, я почувствовала себя в другом мире, который хранится глубоко в памяти, — я вновь почувствовала то волшебное ощущение рассвета на Балтике, когда серое море начинает окрашиваться в розово-золотистые рассветные тона. Подплывая к берегам Финляндии или Швеции, видишь возникающие из тумана скалы и маленькие островки и воображаешь, что там еще живут персонажи древних сказок. Я не раз переживала это волшебство в своих путешествиях по Балтике, которые я так люблю, а в этот вечер, в самом центре громадного мегаполиса, вновь испытала его. Поистине великая сила музыки и талант музыкантов способны творить легенду!

В финале первого отделения прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром» Э.Грига, который блестяще исполнил Сергей Тарасов. Музыка Грига очень выразительна, исполнена живым чувством природы со всеми ее противоречиями, лирикой и патетикой. Недаром П.И.Чайковский восторгался этим произведением и ее автором, который, по словам Чайковского, был человеком, «движимым неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры». Виртуозность и безупречное чувство стиля позволили С.Тарасову в полной мере передать все краски и чувства этого великого произведения.

Второе отделение концерта перенесло нас в мир другой северной легенды, в историю великой и трагической любви Тристана и Изольды. Димитрос Ботинис создал своеобразный сгусток Эроса и Танатоса, объединив в одном музыкальном действе Вступление, Liebesnacht дуэт Тристана и Изольды и Liebestod,  сцену смерти Изольды. Великая история любви, великая опера! Я ждала этого концерта с волнением, поскольку мне так близка эта тема и эта легенда, о которой я не раз писала в своих работах, которая стала первой главой моей книги «Лики любви».Вот мое вступление к рассказу о этой любовной истории всех времен и народов: «В истории культуры существуют сюжеты и образы, которые неподвластны времени – к ним постоянно возвращаются писатели и поэты, художники и композиторы, создавая новые произведения, придавая новые смыслы старой истории. Одна из самых прекрасных и самых трагичных историй такого рода — это история любви Тристана и Изольды. Эта средневековая легенда вновь и вновь пробуждает интерес по нескольким причинам – и потому что она стала основой для одной из величайших опер, и потому что она таит в себе романтику куртуазной любви и культа Прекрасной дамы, и потому что появляются всё новые фильмы на этот сюжет, но главное —  потому что это великая история Любви, которая сильна, как смерть – и стала сильнее смерти». И вот на сцене начинается действо – великое оперное действо, которое не требует декораций и сценических костюмов – лишь легкие цветовые эффекты создают ощущение сказки, в которую нас погружает композитор. И вот передо мной Изольда, настоящая белокурая Изольда, несчастная и счастливая королева Изольда, которая силой своей любви преодолевает все запреты и препятствия, торжествует в счастье взаимной страсти и уходит вместе с возлюбленным в инобытие. Чтобы исполнить эту роль, передать всю мощь и страсть музыки Вагнера, нужно не только вокальное мастерство, но и определенный темперамент, соответствующий силе и страсти Изольды. Ольга Терентьева, молодая и прекрасная, обладает всеми этими качествами. В дуэте с Тристаном (в исполнении заслуженного артиста России М.Губского) она переходит от боли к надежде, от отчаяния к ликованию, создавая неповторимую атмосферу этого дуэта, о котором Вагнер писал: «Мелодию его не запомнишь, но она никогда не забудется».

Сцена смерти Изольды – подлинный шедевр Вагнера, крик любящей и страдающей женской души, крик о невозможности любви и ее всепобеждающей силе. «Сильна, как смерть, любовь!» — утверждает музыка, а исполнительница это труднейшей партии подтверждает это своим голосом и обликом, так соответствующим представлению о прекрасной золотоволосой королеве Изольде.

Концерт заканчивается, публика после долгих оваций расходится, летний мегаполис полон своих забот и проблем, но волшебство этого концерта помогает верить в сказку и красоту, а музыка помогает сохранить их на все времена.

Е.Шапинская.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

7 comments

  1. Регина Венке Reply →

    Как замечательно! два материала подряд. В период межсезонья! Прекрасные впечатления, как всегда у Екатерины Шапинской. Спасибо Огромное!

  2. Olga Reply →

    Прекрасно,что москвичи получили такой замечательный подарок.Спасибо!

  3. Николай Reply →

    спасибо! очень интересно читать.даже если как я больше предпочитаешь балет)) Вообще спасибо за журнал!!!! сейчас и нет таких…

  4. Vera Dubishanon Reply →

    Большая благодарность Вам,глубокоуважаемая Екатерина Николаевна! Это просто прекрасно. Восхищение всем участникам концерта, успехов. вдохновения!

  5. Алефтина Reply →

    ЗАМЕЧАТЕЛЬНО НАПИСАНО. ТАК ЯРКО-СЛОВНО САМА ПОБЫВАЛА. ПОЗДРАВЛЕНИЯ АВТОРУ,ПОЗДРАВЛЕНИЯ АРТИСТАМ! СПАСИБО!

  6. Татьяна Злотникова Reply →

    Забытый и изгоняемый непрофессионально-рекламными репликами любого, кто случайно пробежал мимо события, — жанр рецензии «по горячим следам». Чутье профессионала и восторг живого слушателя. Понимание музыкального материала и новых веяний в оркестровом и вокальном исполнительстве (чего стоят упоминание возраста дирижера и солистов, корректные характеристики эмоциональной палитры). Е.Н. Шапинская держит уровень и позволяет увидеть и услышать живое искусство.Это радует. В очередной раз!

  7. Евгения Reply →

    Как же красиво пишет Екатерина Николаевна! А про Балтику….! Я очень мало путешествовала, но сразу вспомнилось: Теплоход идёт в Карелию, озеро Белое, берегов не видно. Кто-то из туристов попросил поставить вместо обычной попсы классику. Оказывается, ассортимент записей в радиорубке был неплохой. И Григ! Обалденное сочетание было природы и музыки!
    И про Тристана и Изольду прекрасно написано. Огромное удовольствие получила от статьи. Большое, большое спасибо!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK