Запад есть запад, Восток есть Восток… Два вечера в музыкальной Москве. Заметки культуролога.

Вот и начался новый концертный сезон. Так много интересных концертов, премьер, конкурсов, фестивалей, что трудно выбрать самое важное. Я расскажу о двух вечерах, которые, на мой взгляд, показывают необычайное богатство и разнообразие сегодняшней музыкальной жизни. 5 сентября Владимир Федосеев и Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского открыли свой сезон уже ставшим традиционным концертом в Московской консерватории. А на следующий день состоялось очень важное событие – открытие Фестиваля Индии в России, в честь чего в Кремлевском дворце состоялся концерт исполнителей индийского классического танца. Поскольку оба эти концерта-события были великолепны, представляя различные музыкальные и культурные миры, расскажу о них по отдельности.

По страницам любимых опер.

Выступления Владимира Федосеева в оперном жанре имеют долгую историю, за плечами маэстро много постановок в ведущих оперных театрах России и мира. Одной из важных сторон этой деятельности стала работа с Большим симфоническим оркестром, которая вылилась в концертные исполнения опер и, конечно, в выступления ведущих вокалистов в концертных программах. Именно такая программа под названием «По страницам любимых опер» и была представлена 5 сентября в консерватории.

Я была на этом концерте, который стал знаковым событием, как для дирижера, оркестра и исполнителей, так и для московских меломанов, как в прошлом году, так и в нынешнем. Расскажу о некоторых моментах, которые мне показались особо значимыми. Прежде всего, это праздничная атмосфера на сцене и в зале. Море цветов, овации, неподдельная радость и восхищение публики – настоящий музыкальный праздник состоялся и, думаю, надолго запомнится. Следующий важный момент – это программа. В этот раз она была выстроена как своеобразный экскурс в музыкальные миры, преодолев часть встречающуюся эклектичность таких концертов. Первое отделение было посвящено русской музыке, причем исполнены были фрагменты из опер только двух композиторов – Н.А.Римского-Корсакова и П.И.Чайковского. Это дало возможность погрузиться в разные музыкальные миры и прочувствовать всю красоту оркестровой и вокальной музыки русских композиторов, внимательно вслушаться в сложные произведения, не

относящиеся к разряду «оперных шлягеров» — арию Шемаханской царицы из «Золотого петушка», ариозо Мазепы, арию Иоанны из «Орлеанской девы».

Второе отделения, посвященное западной оперной классике, было посвящено двум оперным традициям, итальянской и французской. Здесь звучали хорошо знакомые произведения, которые дали возможность исполнителям показать свой талант во всем блеске – музыка Беллини и Доницетти, Тома и Сен-Санс, Гуно и Верди царила на сцене. Настроение зала становилось все более праздничным, и к моменту завершения концерта фрагментами из «Дон Карлоса», «Травиаты» и «Аттилы» ощущение радости от великой музыки и прекрасного исполнения захватило и исполнителей, и публику.

Теперь перейду к следующему важному моменту этого вечера – к исполнителям. Концерт еще раз показал, какое замечательное поколение оперных певцов пришло на музыкальную сцену не только нашей страны, но и всего мира. Состав исполнителей концерта был подобран так, чтобы показать все разнообразие оперного репертуара русских и зарубежных композиторов. Соответственно, на сцену вышли: сопрано (Венера Гимадиева), тенор (Алексей Татаринцев), меццо-сопрано (Агунда Кулаева) и баритон (Василий Ладюк). Это был случай, когда все звезды светили ровно – каждый из этих молодых, но уже вступивших в пору творческой зрелости певцов, смог раскрыть свои лучшие стороны, не затмевая партнеров, что само по себе является сложной задачей для тех, кто уже знает успех и исполняет ведущие партии в оперных театрах. И тем не менее, в этом концерте голоса и индивидуальности чудесным образом дополняли друг друга, создавая общее ощущение оперного действа, а не отдельных номеров концерта. Выделит кого-то из этого созвездия сложно – и нежность и хрупка красота Венеры Гимадиевой, и лирический тенор Алексея Татаринцева, величие и драматическая глубина Агунды Кулаевой и роскошный, свободно льющийся баритон Василия Ладюка создали ансамбль, достойный великой музыки. А музыка звучала под управлением Владимира Федосеева во всех ее оттенках и красках, которые оркестр передавал с мастерством и соответствующим настроением. Могу только повторить сказанные вначале слова о музыкальном празднике – праздник удался, положив начало новому концертному сезону.

Индия танцует в России.

Фестиваль Индии в России проводится после долгого перерыва – в последний раз он состоялся в уже далеком 1987 г. Сколько прошло лет,

сколько изменилось в жизни… Для меня это событие личностно окрашено – это воспоминания о тех 12 годах, которые я прожила в Индии, изучая, а затем исполняя индийский классический танец катхак, о том далеком Фестивале, во время которого я несколько раз съездила в Индию, в связи с репетициями различных танцевальных коллективов для церемонии открытия, на музыкальный семинар, а потом в течение месяца ездила по нашей стране (тогда СССР), от Минска до Алма-Аты, в качестве ведущей с великолепным театром танца «Калакшетра», была в Баку на семинаре по индийскому танцу. Целая жизнь прошла, и вот сейчас, в Москве, я снова смогла погрузиться в волшебную и неповторимую атмосферу Индии, с ее звуками, красками и ритмами. Не буду вдаваться в подробности программы, поскольку объяснить стили классического танца, их язык и стилистику невозможно в одной маленькой публикации. В свое время я защитила кандидатскую диссертацию на тему «Эстетика индийского танца», и поняла, насколько сложно говорить на языке одной культуры о культуре совершенно иной. Поэтому ограничусь некоторыми вещами, которые мне показались важными.

На концерте были представлены два стиля танца – бхарат натьям и катхак, которые символизируют культуру юга и севера Индии, разнообразие форм этой культуры и подлежащее философское единство восприятия мира. По традиции в Индии танцевальные выступления (как сольные, так и театрализованные) идут очень долго, исполнители импровизируют, создавая интерес и напряжение публики, вступают в диалог с музыкантами, плетя бесконечные ритмические кружева. Для европейского зрителя такие программы понимать сложно, как в музыкальном, так и в визуальном отношении. Уже много десятков лет индийские музыканты и танцоры ищут новые формы, в которых они могут рассказать миру о своей культуре. Часто это приводит к модернизации и «облегчению» классики, к разрушению самого духа танца, который уходит корнями в тысячелетние религиозные и мифологические традиции. В этот раз индийские хореографы добились обновления формы без ее разрушения, сохранения общего настроя и раскрытия тем, которые, по традиции, всегда связаны с религией и мифологией, в то же время соблюдая те временные отрезки, которые не снижают способности зрителя к восприятию

Бхарат натьям, классический танец юга Индии, был представлен группой «Абхинайя», а его руководительница Джаялакшми Ишвар, известная исполнительница и хореограф, выступала на сцене в качестве центра, связывающего различные фрагменты композиции. Красота движений и костюмов была подчеркнута световыми эффектами, которые служили не

просто декоративным элементом, а усиливали содержание танца, в котором рассказывалось о сотворении мира, об основах мироздания и месте в нем человека.

Танец катхак имеет сложное происхождение – в нем сочетаются элементы древних танцевальных ритуалов, в которых языком танца рассказывались мифологические истории (само слово «катха» означает «рассказ») и те формы искусства, которые пришли в Индию с Великими Моголами. Религиозные образы сочетаются с декоративностью дворцов мусульманских правителей, рассказы об индуистских богах – с переложенной на музыку персидской поэзией. В выступлении группы «Анарат» присутствовали все эти элементы, а ее основатели, Маулик Шах и Ишра Парикх, показали весь блеск этого танца, в сложных ритмах, в пируэтах, в отточенности движений. Я смотрела на сцену и чувствовала всем своим существом эти движения, эти эмоции, которые выражаются различными средствами, чувствовала чистую радость от ритмических комбинаций, которые в танце создаются колокольчиками на ногах (ghoonghroo), на которых танцор играет, как на музыкальном инструменте.

После этих вечеров, которые следовали один за другим, я не могла не задуматься, насколько музыкальные миры сопоставимы, является ли музыка универсальным языком. Мой ответ отрицательный. Я жила в этих мирах, и в каждом есть своя красота, свои сложности, свои достижения и провалы. Но язык европейской и индийской музыки совершенно разный, как в звуках, так и в движениях ,и, как и любой язык, нуждается в изучении или переводе. А изучить его очень трудно, и мало кто доходит хотя бы до понимания основ другой культуры, без чего невозможно получать истинное эмоциональное и интеллектуальное наслаждение от искусства. И в то же время само разнообразие музыкальных языков показывает величие человеческой Культуры, которая, говоря на разных языках, сохраняет их как достояние человечества.

Е.Н.Шапинская.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

7 comments

  1. Olga Reply →

    Как всегда очень интересные и познавательные заметки о том,как много разнообразных культурных событий представлено и как широк выбор для любителей музыки в осенней Москве.Спасибо

  2. Елена Reply →

    Не устаю восхищаться проектом! Статьи Е.Н. Шапинской всегда читаю с особым интересом. Настоящее интеллектуальное пиршество! Спасибо.

  3. Николай Reply →

    про Индию-просто великолепно! я больше по танцам, извините! но ресурс роскошный. Авторы все…как из прошлого века-это заслуженный комплимент, потому что тогда писали интеллигентно и литературно, как здесь. Спасибо!

  4. Алефтина Reply →

    Да…Москва есть Москва…спасибо, что хоть опосредственно, через такой замечательный рассказа. можем приобщиться. ну, мы будем ждать фестиваль балета и фестиваль Пуччини,дай Бог что б он вышел прекрасным! Дирижер у нас замечательный. свои солисты-тоже.Но хотелось бы не только новых_прочла в статье у Ирины Каракозовой,а и тех кого мы полюбили-и Агунду с Алексеем, и Бориса Стаценко, и Владимира Байкова…Хотя пнятно, у нас денег нет…не Москва…Спасибо ,за то, что имеем!

  5. Анна Reply →

    огромное спасибо за такой интересны и познавательный материал!

  6. Евгения Reply →

    О! Как же про Индию интересно! Не думала, что Екатерина Николаевна настолько «в теме» ! Потрясающий человек! И вывод очень интересный, но мне кажется, что все-таки даже если у человека не хватает знаний, чтобы воспринимать искусство интеллектуально, он все равно может испытать восторг на эмоциональном уровне. Живопись, музыку — точно можно воспринимать лишь сердцем. С детьми обычно так и происходит. И Бунин описывал такое радостно-щемящее чувство, которое возникает от прекрасной картины природы, музыки, но не поддается ни названию, ни осмыслению.

  7. Vera Dubishanon Reply →

    Какой насыщенный материал! Спасибо, уважаемая Екатерина!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK