ДИРИЖЁР. Вспоминая Василия Белякова…

1255В этом году ему исполнилось бы 65 . И уже более двенадцати лет его нет с нами. Но всем, кто имел счастье знать Василия Петровича Белякова, трудно, почти невозможно говорить о нём в прошедшем времени. С 1976  и по 10 марта 2002 года он был дирижёром Самарского (Куйбышевского) Академического театра Оперы и Балета. Именно так. Потому что 10 марта 2002 года давали «Евгения Онегина», он стоял за дирижерским пультом. Это был последний спектакль и последний день его жизни, 26 лет из которой он отдал этому театру.

Дирижёром Василий Беляков стал в прямом смысле по промыслу Божьему. По окончании в 1968 году Куйбышевского музыкального училища, он, пройдя огромный конкурс, поступает в Ленинградскую консерваторию по классу баяна. За годы учебы  молодого музыканта так привлекло искусство  управления оркестром, что перед пятым курсом, он  вновь сдает экзамены на специальность оперного и симфонического дирижирования. В это время со старшим братом Геннадием, бывшим тогда священником в Саратове, Василий совершил паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Там, облачая епископа Пимена, Василий Беляков получил благословение на свое служение музыке и  театру. Блестяще окончил Ленинградскую консерваторию по двум специальностям, — второе образование завершает экстерном, Василий Беляков работает в Петрозаводской консерватории, дирижирует оркестром Карельского радио и телевидения.Он мог бы остаться в Петрозаводске, его звали в Ленинград –яркий талант не остался не замеченным, но родные волжские просторы властно позвали к себе.вася

В 1976 году вместе с женой Татьяной (она теоретик, так же выпускница ленинградской консерватории), ставшей ему верным другом, единомышленником, подарившей прекрасных дочерей,он приехал в Куйбышев.  Так в Театре Оперы и Балета появился молодой дирижер, которого как-то сразу все приняли и все полюбили. «Самая главная черта характера Василия Белякова-доброта и необыкновенная тактичность»- говорят все, кто его знал. Когда он приходил в театр, от его улыбки,-а она почти никогда не покидала его лица,-   всем становилось уютно и тепло. Он дирижировал оперными, балетными, спектаклями. Человек разносторонне  и глубоко образованный, интеллигент в самом высоком смысле слова, он обладал даром располагать к себе людей. Очень скоро его слово стало предварять детские спектакли. Это было по-настоящему интересно, увлекательно. Отец трех дочерей, он умел ладить с детьми. Дочери хранят его письма, которые он присылал –каждой свое, находясь на гастролях. Он рассказывал о посещаемых городах,  памятниках и музеях. Он был прекрасным мужем и отцом ,любил свою профессию самозабвенно, а театр-Куйбышевский-Самарский, первый и единственный в его жизни до конца  оставался  его радостью, его болью и счастьем.

Спектакли, художественным руководителем и дирижером которых он был, невозможно забыть. Их отличала атмосфера особого светлого начала… «Севильский цирюльник», «Евгений Онегин», «Щелкунчик», «Штраусинана», «Пиратский треугольник»(Рита), «Колокольчик»… Первой его самостоятельной работой стала опера  «Севильский цирюльник ». И до сих пор кажется, что самый блистательный дирижёр с самым превосходным оркестром не сделает этот спектакль таким искрометным, таким добрым и солнечным.

Как-то  слушала « Евгения Онегина» из ложи осветителей — шёл фестиваль оперного искусства. Балкончик  в старом (до реконструкции) театре находился над ложами второго яруса. С этой высоты хорошо видишь не только сцену, но и оркестровую яму. И с первых тактов увертюры, я сосредоточилась на Белякове –невозможно было отвести взгляда от его вдохновенного лица, от необыкновенно выразительных, артистичных, «поющих» рук. Когда же появилась Татьяна Ларина – Протопопова, Василий Беляков с улыбкой раскрыл ей дирижерские объятия.

2222Васенька, как его ласково называли в театре, излучал на артистов доброту и заботу. Он любил их, и под его дирижерской палочкой таланты актеров сверкали новыми гранями. Солисты же балета утверждали, что танцевать «под руками» Василия Петровича  необыкновенно комфортно. Обладая литературным даром, он дарил артистам свои стихи, и писал о них очерки . Под псевдонимом, бескорыстно.

Театр…дирижёр служил ему рыцарственно и жертвенно. Имея одновременно более десяти партитур, он продирижировал почти 40 постановками! Влюбленный в музыку,  выходил к пульту 3-6 раз в неделю. И не мог оставить театр в беде, когда как-то одновременно его покинули главный дирижер и директор. Василий Петрович, страдавший с детства сердечной недостаточностью, стал исполнять эти обязанности. Годы перестройки … неспокойные и жестокие. В.Беляков не умел беречь себя, но умел брать на себя ответственность. Это дорого ему стоило. Во время гастролей  театра в Тамбове, он в основном один, всю ночь разгружал опоздавшую машину с декорациями. А вечером дирижировал спектакль. Много сложных задач ему пришлось тогда решать, груз ответственности был неблагодарно тяжел. Результатом стала болезнь, надолго приковавшая к постели. Когда же он вышел из больницы, в театре уже назначили нового главного дирижера. Беляков вернулся к творческой работе. Одними из самых ярких спектаклей под его художественным руководством стали в сотрудничестве с режиссером Ю. Александровым «Пиратский Треугольник» и «Колокольчик» Доницетти. Они отражали душу Василия Петровича, по-детски чистую, нежную, и его талант дирижера-радостный и щедрый. Он так и не получил никакого звания (многие недоумевали, почему бы не воспользоваться  дружбой с Г.Гергиевым-они были однокурсниками в консерватории).

Но, он превыше всего ставил Искусство. «Я благодарю вас и низко кланяюсь»-,трижды сказал Василий Петрович с чуть застенчивой, такой доброй улыбкой на своем творческом вечере, обращаясь к артистам, оркестрантам и зрителям…

И никто, кроме близких не знал, что он очень болен.

Никогда не забыть тот спектакль «Евгений Онегин» 10- го марта 2002 года. Валерий Бондарев, который пел тогда Ленского, рассказывает : « Василий Петрович вдруг подошел ко мне и сказал: «Валера, спой как первый раз, на премьере!»…

Теперь представляется, что вмешалось что-то мистическое. На сцене  по-прежнему юные  Онегин, Ленский, Ольга и Татьяна. В антракте перед заключительным актом, видим  Василия Петровича. Татьяна Протопопова вдруг бросилась к нему со словами: «Васенька, ты самый лучший ! Ира, сфотографируй нас, пожалуйста!» Она обняла его и поцеловала. И это мгновение удалось остановить. Потом сделали совместное фото…улыбаясь, он подал руку и тогда, сквозь фрак, меня поразила детская хрупкость его руки…

А по окончании спектакля дирижеру стало плохо с сердцем. Вызвали скорую, затем на машине отвезли домой.

На следующее утро в театре царили растерянность и предчувствие беды. Василий Беляков не пришел на репетицию, чего никогда с ним не случалось — он дирижировал с болью в сердце, в предынфарктном состоянии… Его ждали, а с нами тогда была уже только его чистая светлая душа…

Она и сейчас с нами, с теми, кто знал его и любил. «Я никогда больше не мог петь Ленского, даже в Вене на концерте отказался от арии,»-говорит Валерий Бондарев, которого связывала с Василием Беляковым долгая дружба. В 2007 году памяти дирижера был посвящен «Пиратский треугольник», и В.Бондарев вновь пел и играл смешного хитрюгу Беппо. Спектакль шел под рояль,но казалось, мы слышим оркестр под управлением ушедшего маэстро… Жизнь продолжается. Она продолжается в его прекрасных дочерях,-старшая и младшая закончили косерваторию. Средняя стала юристом. В его внуках. Его учениках…. Каждый год 10 марта в Самарском музыкальном училище, в котором он руководил студенческим оркестром, проходят вечера памяти, посвященные дирижеру Василию Белякову. Ибо он был Дирижёр с большой буквы, он был Человек с большой буквы.

И я написала этот очерк потому что мы его помним. Мы его благодарим. И по-прежнему слышим его: «Я мечтаю, что бы в будущих постановках театра одинаково ярки были все составляющие элементы-режиссура, сценография, музыкальная сфера.Что бы они сполна раскрывали все стороны нашего театрального организма.»

 

Ирина Каракозова.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

13 comments

  1. OlgaRGM Reply →

    Необыкновенно добрый и теплый очерк может быть написан только о прекрасном человеке. К сожалению, я далека от мира театра и узнаю о таком человеке только от автора этой статьи, но мне жаль, что это так. Как пишущий человек я знаю, как трудно бывает выразить словами всю многогранность образа, но сквозь слова этой статьи пробивается объемность и привлекательность человека, и если кто-то может посвятить ему такие слова, значит, он действительно был значимой величиной в мире музыки. Глядя на фотографии, я вижу доброту и одухотворенность Василия Петровича. Светлая память ему и как человеку, и как дирижеру.

  2. Алексей Демченко Reply →

    Спасибо, что вспомнили прекрасного музыканта и человека! Как оркестр у него звучал! Мы с детьми много ходили на детские спектакли. Василий беляков умел увечь детей в мир музыки.Как жаль его. Очерк светлым получился, человек светлый …

  3. Андрей Вашурин Reply →

    Огромное спасибо автору! Беляков-эпоха в театре. На самом деле, дирижер от Бога, умница великий и человек редкий.

  4. lagoda Reply →

    С такой любовью написано о человеке, что читается на одном дыхании. И нет его давно в списках живых, а, вслед за автором, «невозможно отвести взгляда от «поющих» рук». И печаль, горечь от несправедливости преждевременной смерти уходят на второй план. А на первом плане остаётся мгновение жизни дирижёра, творящего музыку, вселенную гармоничных звуков. Эта вселенная прекрасна, но существует ровно столько, сколько движутся руки. И чувствуешь всполохи той ответственности, восторга и счастья, которые охватывали творца.
    Пусть будет пухом ему земля, а автору очерка спасибо.

  5. Оксана Reply →

    Впервые услышала о Василии Петровиче из рассказов Ирины, автора этого очерка. Тогда еще вспомнились слова Бориса Пастернака «Человек в других людях и есть душа человека». Ирина с большой любовью рассказывала об этом замечательном музыканте, было видно, насколько жива в её сердце память о нем, о его самозабвенной службе театру, о его внимательном отношении к своей семье. Склоняю голову перед памятью Василия Петровича…

  6. Мария Reply →

    Большое спасибо за прекрасную статью!
    Светлая память самому светлому и самому доброму человеку, прекрасному отцу, мужу, музыканту и художнику. 12 лет его нет с нами, С ним мир был чище и лучше,

  7. Анастасия Reply →

    Вы совершенно классно написали! В Вашей книге «Бриллиантовая россыпь» Вы ведь тоже про этого дирижёра написали. Здесь конечно больше. Вот не знаю, а так живо теперь представляю. Жалко его. В искусстве теперь очень бы такие люди нужны.

  8. Регина Венке Reply →

    Какой прекрасный очерк! Какой прозрачно-хрустальный образ души талантливого,доброго человека Вам, Ирина, удалось воссоздать.даже не зная о творчестве его и судьбе,читаешь и чувствуешь…Светлая ему память.
    Отдельное спасибо за чистоту Вашего слова и слога.

  9. Ирина Reply →

    Ирина, спасибо вам за замечательную душевную статью.
    Саша Белякова

  10. Ирина Каракозова Reply →

    Благодарю за отзывы. Я делала этот очерк по зову души, преклоняясь перед памятью и талантом Василия Петровича Белякова.
    Дорогая Саша, Ваш отклик особенно тронул меня.Спасибо!

  11. Лидия Reply →

    Светлая память настоящему профессионалу и прекрасному человеку! Какая интересная судьба, какая недолгая, на самом деле — но наполненная творчеством и любовью жизнь.
    Ирина, спасибо за прекрасный очерк — написанный с такой теплотой и благодарностью.

  12. Мария Ищенко Reply →

    Василий Петрович был очень тонким музыкантом, чутким тактичнейшим и добрейшей души человеком! Он все делал от души из глубины сердца! Его глаза светилились радостью и счастьем в моменты творчества! И он искренне и щедро делился с нами этим счастьем-вдохновляя на новые достижения в творчестве, в мире музыки! Он не боялся сложностей и учил нас этому-ибо дорогу осилит идущий. А если что-то не получалось, то больно было смотреть на его огорчения, до такой степени он принимал все близко к сердцу! Поэтому хотелось его радовать, чтобы счастливая улыбка не сходила с его глаз! Есть такое выражение:»Талантам надо помогать-бездарности пробьются сами».Он будучи сам талантлевейшим человеком всегда поддерживал и продвигал юные таланты!
    Я благодарна Богу за первую творческую встречу с Василием Петровичем, которая произошла на сцене самарской филармонии и оставила впечатления на всю жизнь. Пройдя отборочные испытания я оказалась на сцене филармонии для игры концерта с симфоническим оркестром! Мне тогда небыло и девяти лет. За дирижерским пультом был он-Василий Беляков! А мне было так спокойно и легко, будто что-то родственное веяло от него. Волнения небыло, был только творческий подъем! На одном дыхании! Не забуду его слова одобрения и поддержки обращенные ко мне после исполнения:»Такая маленькая, а повела за собой оркестр! «-И его вдохновленные светящиеся глаза при этом.. Память на всю жизнь. Затем годы тесного сотрудничества в студенческие годы оркестровой практики. Когда Василий Петрович доверял мне ответственные роли(концертмейтера и солиста).Я благодарна ему за все,что он для меня сделал, за то что он верил в меня.
    Помню как-то после обычной репетиции студенческого оркестра в мае я подошла к нему и напомнила, что у нас сегодня юбилей знакомства-10 лет!) А он не долго думая открыл свой кейс,куда убирал партитуры и достал оттуда шоколадку! И со словами:»Видишь Маша, как я подготовился»-вручил ее мне. Удивительный человек!
    Молодежь к нему всегда тянулась. Он умел находить подход к каждому.
    Сыгранное 3.03.2018года на сцене самарской филармонии «Рондо»Шуберта-я посвящаю Василию Петровичу! Это он дал мне это произведение и я благодарна ему за все!

  13. Евгения Reply →

    Трогательный, теплый очерк Ирины. Самый лучший. И пронзительные строки Марии. Не было бы альманаха — и не узнала бы, что был такой светлый человек. А TV, пресса — ну там о каких-то клопах из мира шоу-бизнеса потоки информации, тысячи напоминаний…. Давным- давно Вероника Долина писала: «Прощай, говорю себе, мемуаристика, некого вспомнить, прошу извинить. Всё акробатика, всё эквилибристика, если некому, некому позвонить. » Получается, если и есть, кого вспомнить- то и некому, и негде. И очень больно, когда уходит Учитель.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK