САТОБ: Фестиваль оперного искусства, посвященный 160-летию Д.Пуччини в дискурсе времени. (Взгляд культуролога).

Немного истории.

 

Фестивали оперного и балетного искусства занимают особую нишу  в истории Самарского Академического театра Оперы и Балета. В начале 80-х годов под руководством Льва Моисеевича Оссовского Куйбышевский театр был одной из первых площадок Всероссийского музыкального фестиваля «Молодые голоса и молодой балет России», лауреатами которого стали артисты, затем на протяжении десятилетий державшие высочайший художественный уровень театра. В 90-е годы театр возглавлял Александр  Сергеевич Сибирцев. Именно тогда при деятельной поддержке Светланы Петровны Хумарьян в Самарском театре проводила фестиваль Ирина Константиновна Архипова, позднее он стал носить ее имя. Тогда же родился и фестиваль имени Аллы Шелест, и в настоящее время являющийся брендом Самарского балета. На рубеже нового тысячелетия Дмитрий Сибирцев создал проект «Басы ХХI-го века», и в Самарском театре прошли первые самые яркие фестивали проекта, открывшего много новых славных имен, определяющих уровень современного оперного искусства.  После реконструкции славные традиции театра были преумножены. Главный дирижер и художественный руководитель выдающийся дирижер Александр Михайлович Анисимов вписал новые незабываемые страницы в фестивальную историю театра. При нём вновь проводились фестивали имени Ирины Архиповой, тематические фестивали, фестивали посвященные юбилеям великих композиторов – П.И. Чайковского, Дж. Верди. В них принимали участие Елена Заремба, Ирина Крикунова, Андрей Валентий, Борис Стаценко, Владимир Байков, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев.

Взгляд в прошлое позволяет сделать вывод – каждый руководитель театра внёс свою неповторимую лепту в организацию и проведение фестивалей на сцене самарского оперного. Замечательно, что преемственность этой традиции сохраняется и получает яркое продолжение.

В 2017-ом году главным дирижёром театра стал Евгений Хохлов. В одном из первых интервью в  этом статусе самый молодой главный дирижер Самарского оперного театра озвучил свою мечту – провести фестиваль, посвященный Джакомо Пуччини. И 16 октября 2018-го года Фестиваль открылся! Это событие не только радостное, потому что каждый фестиваль – праздник, но и неординарное. Самарский академический театр Оперы и Балета стал первым театром России, где проводится фестиваль, посвященный творчеству великого итальянского композитора. И это не случайно.

Оперы Пуччини неоднократно ставились на этой сцене. В афише театра уже несколько лет «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» – спектакли, любимые публикой и исполнителями. А фестиваль открылся театрально-концертной постановкой оперы Пуччини «Богема». На закрытии же нас ждет еще один сюрприз…

 

16.11.2018.  День первый. «Богема».

 

Фестиваль открылся премьерой. «Богема». Сцены из оперы в 2-х действиях. Театрально-концертное исполнение. Дирижер- постановщик Евгений Хохлов. Режиссер Марина Шапкина, художник Елена Соловьева. Это настоящий подарок всем поклонникам оперного искусства. Театрально-концертная концепция позволила сконцентрировать внимание на основной теме оперы. Минимализм декораций, интересное световое оформление более чем созвучен эпохе символизма, в которую, собственно, и создавалась знаменитая опера Пуччини. «Это опера о молодости, надеждах, о жизни, о любви, о дружбе и верности, – говорит дирижер-постановщик «Богемы» Евгений Хохлов. – Её героями могли бы стать и мы с вами – вчерашние студенты, максималисты, мечтающие заявить о себе. В конечном итоге её составляют эмоции и чувства людей, а они не меняются ни в какую эпоху… Спасибо огромное замечательному оркестру, солистам, режиссёру, художнику, детскому хору, организаторам».

Все исполнители были превосходны.  Мими – Татьяна Ларина.  Прекрасной незнакомкой, скорее существом из иного мира является она Рудольфу. Нежная, хрупкая красота, дивного тембра хрустальное сопрано. Для Мими Татьяны Лариной окружающий мир с его реалиями слишком жесток. И она исчезает. Растворяясь в неземном свете.

Рудольф, поэт, способный легко сжечь свои стихи, не заметил этого растворения, оплакивая  смерть возлюбленной. Дмитрий Крыжский  – замечательный самарский тенор – всегда предельно достоверен в любом образе. Рудольф не стал исключением – великолепно сделана партия и роль.

Приятно было встретиться вновь с Владиславом Куприяновым. Молодой баритон начинал карьеру в самарской опере, а в настоящее время является солистом Мариинского театра (молодежная программа).  Партия Марселя интересна тем, что у него  с одной стороны нет отдельной арии, но именно он душа этого богемного братства. Владислав Куприянов замечательно воплотил этот обаятельный образ и вокально, и актёрски. Настоящий философ Колен – Георгий Шагалов. Ария, которая раскрывает кредо героя, исполнена безупречно.  Шонар, музыкант, зарабатывающий на существование в рождественские праздники, по-своему тоже философ. Очень хорош в этой партии и роли Александр Урманов.

Прелестна Мюзетта Дили Шагеевой – она порождение богемы и воплощение её. Алексей Перов-Парпиньоль,продавец игрушек и Александр Бобыкин-Альциндор запоминаются с первого появления на сцене.

Украшением спектакля стал детский хор. Как чисто, как трепетно звучали голоса детей, равно как и оркестр под чутким управлением Маэстро Евгения Хохлова..

Мы увидели и услышали оперу, созвучную нашему времени, именно потому, что и музыка, и концептуальное решение постановщиков соединились здесь в гармоническое единство.

Редакция оперы  полусценическая. И это интереснейшее прочтение.

Евгений Хохлов говорит, что уже запланирован полноформатный вариант. Нет никаких сомнений в том, что он осуществится, и спектакль будет украшением афиши театра, как, впрочем, таковым уже стала и эта постановка. Спасибо всем – постановщикам, солисту, детскому хору, оркестру под управлением Маэстро Евгения Хохлова.

 

18.11.2018. День второй. «Мадам Баттерфляй»

Премьера спектакля на Самарской сцене состоялась 17 марта 2012-го года. Партию Баттерфляй исполняла великолепная Ирина Крикунова, Пинкертон – Дмитрий Крыжский – одна из первых работ певца на самарской сцене, Шаплес – Георгий Шагалов, режиссер -постановщик Дитер Мартин Кеги (Швейцария). С февраля 1904 года, когда состоялась мировая премьера этой оперы Пуччини, в её постановках на всех сценах мира, как бы ни трактовали сюжет режиссеры, неизменным оставалось одно – столкновение и трагическая невозможность соединения двух данностей. Двух культур – Востока и Запада. Самарский спектакль традиционен в самом лучшем значении этого слова. Тем интереснее встретиться на фестивале с новыми исполнителями. Главные партии в спектакле исполняли гости. Чио-Чио-сан – солистка татарского академического театра оперы и балета Гюльнора Гатина, Пинкертон –солист Московского театра Новая Опера имени Е. Колобова Артём Голубев. Оба были прекрасны, оба замечательно убедительны и вокально, и драматически. Гюльнора Гатина, обладательница красивейшего хрустального и одновременно теплого сопрано, просто создана для этой партии. «Лёгкая и хрупкая как стеклянная статуэтка», – говорит о ней Пинкертон, а мы добавим – прекрасная и трогательная в своей любви, верности и незащищенности. Идеальная Баттерфляй.

Под стать ей и Пинкертон. Артёма Голубева самарские поклонники оперы восторженно приняли в прошлом сезоне, когда он с блеском исполнил партию Водемона в «Иоланте» П. И. Чайковского. Невероятно красивый тенор, яркая внешность, великолепное актёрское мастерство. Как победно звучит в первом акте гимн Америке, и как трепетно, трагично ария из третьего акта «Прощай, цветущий приют»… Дуэт Артёма Голубева и Гюльноры Гатиной – пример гармоничного партнёрства, вокального и актёрского мастерства.

Хороши были и все самарские солисты. Георгий Цветков – Шарплес. У этого персонажа оперы нет отдельной арии, но он воплощение дипломатической сдержанности, умения предвосхищать, хотя и не предотвращать, события, У Георгия Цветкова, ведущего баритона Самарского, он именно такой. В этом спектакле запомнились все – Ренат Латыпов-Бонза, Анастасия Вечеркина-Кэт, Наталья Фризе-Сузуки, Александр Урманов-Ямадори.

И всё это под чутким управлением маэстро Евгения Хохлова. Браво!

Фестивальный марафон продолжается. Впереди «Тоска», еще одна премьера и Гала-концерт, в котором публику ждет много новых незабываемых впечатлений. Поэтому – продолжение следует…

 

Ирина Каракозова.

 

Фото:сайт САТОБ; Михаил Гладких. 

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

14 comments

  1. Алефтина Reply →

    Спасибо огромное за статью! За напоминание истории тпеатра-какая благодарность всем руководителям театра! А Евгению Хохлову и сегодняшним организаторам этого фестиваля отдельная благодарность! Богема прелесть! Спасибо, что так написали про мою любимую певицу-Татьяну Ларину! Она чудесная Мими!
    а какое открытие Гюльнора Гатина! Артема Голубева с удовольствием снова послушала! Всем поздравления и успешного продолжения фестиваля!

  2. Анна Reply →

    Превосходное ревю! Благодарность всем организаторам и прекрасным артистам Самарского театра! Успеха в продолжении фестиваля!

  3. Татьяна Reply →

    Чудесный фестиваль! А вперди еще два дня. Так что, счастье продолжается!

  4. Михаил Reply →

    Поддерживаю всех комментаторов: замечательный фестиваль! С нетерпением ждём продолжения!)
    Большое спасибо Ирине Каракозовой)

  5. Елена Reply →

    Какой же великолепный фест в Самаре! Поздравляю! Отдельно-Артема Голубева, рада, что теперь можно услышать его в Новой Опере и на концертов Теноров 21 века! Спасибо за яркую статью!

  6. Анастасия Reply →

    Круто! В Самару надо съездить. На Голубева схожу в НО,-раз Ирина Каракозова так написала. И в Казань вот тоже надо, стало быть))). А еще, я уже тут не раз отмечала,-какой красавец дирижер,глазам больно наверное! И такой фестиваль задумал и сделал! Вот молодец! Браво всем!

  7. Екатерина Reply →

    Рада за всех участников этого музыкального праздника! Спасибо Ирине Каракозовой за интересный рассказ, написанный, как всегда, с любовью в опере и ее исполнителям!

  8. Дмитрий Reply →

    Спасибо, как всегда,Ирина! Согласе с Владимир-от Вас только свет. Ну. я малость тучку нагоню. НА Баттерфляй не был, но открытие посетил-с. Все, что касаемо концепций и пр…согласен, -хотя долго ломал голову: к чему бы логически пристегнуть Малевича…ну, положим, Марсель его поклонник и последователь)) кстати, Куприянов приятно удивил, молодец, растет)).
    Маэстро Хохлов конечно молодец. За организацию, идею и воплощение респект. Единственно, надо быть больше чем волшебником, что бы гобой играл в лад))))

  9. ВИТА Reply →

    Ну, прежде всего, поздравления с событием, которого ждали все! Пуччиниевский фестиваль взял старт, да какой!
    Ирина Каракозова предложила обзор, включающий в себя историю фестивалей Самарского театра Оперы и Балета, когда он носил название Куйбышевского, с начала 80-х годов и до фестиваля, посвященного 160-летию Джакомо Пуччини, 16-25.11.2018. Нужно отдать должное администрации города Самары, которая поддерживает руководство театра в замыслах и воплощении проектов, выдвинувших Самарский Академический театр Оперы и Балета в ряд самых интересных современных театров, на сцене которого блистают солисты, дирижёры, режиссеры, носящие звания лауреатов самых престижных премий и наград. Юбилейный Фестиваль Джакомо Пуччини был выношен главным дирижёром театра, бесконечно талантливым музыкантом, Евгением Дмитриевичем Хохловым, в течении не одного года. И, наконец, любовь к Великому оперному композитору воплотилась в жизнь! Праздник Большой Оперы состоялся! И он сияет гранями таланта Евгения Дмитриевича Хохлова! Интересными находками и задумками, блестящими молодыми солистами, оригинальным режиссерским воплощением и современным прочтением пока двух опер, которые были представлены зрителю. Браво всем участникам прекрасного фестиваля! Мы в ожидании великолепного продолжения!

  10. Борис Годин Reply →

    Какая роскошь! Пуччини! Браво Маэстро и всем, кто причастен к организации праздника! У меня наконец-то получается приехать в Самару на Гала -концерт. В афише его «Джанни Скикки»! Нигде не идет! Потрясающе.Может, пример самарцев вдохновит и наш Саратовский театр…
    Автору спасибо за освещение. С такой любовью говорить об опере и артистах-нужен особый талант-талант доброты, помимо писательского.

  11. Агиля Reply →

    О…Гульнора Гатина! Она чудесная! Спасибо, что пригласили и написали про нее!

  12. Регина Венке Reply →

    С Праздником! Такой фестиваль на самом деле уникальное явление! Ирина! Спасибо за любовь к самарскому театру и его артистам. Вот и мы в Эстонии его полюбили!

  13. Vera Dubishanon Reply →

    Всем поздравления! Прежде всего Маэстро Евгению Хохлову и организаторам фестиваля. Восхищает инициатива и ее воплощение! Ирина, благодарность огромная. А читателям спасибо за внимание и комментарии.
    Félicitations à tous! Tout d’abord, le maître Evgeny Khokhlov et les organisateurs du festival. Enchante l’initiative et son incarnation! Irina, merci beaucoup. Et merci aux lecteurs pour leur attention et leurs commentaires.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK