САТОБ: ФЕСТИВАЛЬ ОПЕРНОГО ИСКУССТВА, ПОСВЯЩЕННЫЙ 160-ЛЕТИЮ Д.ПУЧЧИНИ В ДИСКУРСЕ ВРЕМЕНИ. ВЗГЛЯД КУЛЬТУРОЛОГА.(ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Итак, в Самарском Академическом театре Оперы и Балета завершился уникальный фестиваль оперного искусства, посвященный 160-летию Джакомо Пуччини. С 16-го по 25-е ноября публике представлены: две премьеры, –  «Богема» и «Джанни Скикки», – а также «Мадам Баттерфляй», «Тоска», великолепный заключительный гала-концерт. О премьере оперы Д. Пуччини «Богема» равно как и «Мадам Баттерфляй» (напомним, эта опера, как и «Тоска», о которой пойдет речь ниже, уже несколько лет украшают афишу самарского театра) мы говорили в предыдущем материале здесь http://orfeiart.ru/?p=1215#more-1215 . Продолжая нашу хронику фестивальных событий, обратимся к следующему спектаклю.

 

«Флория Тоска». 24.11.2018 .

 

Премьера этой постановки оперы в  САТОБ состоялась 22 марта 2014-го года. Режиссер-постановщик Юрий Александров, художник-постановщик Вячеслав Окунев, дирижер-постановщик Александр Анисимов. «Тоска» – опера, действие которой развивается на фоне реальной истории, в эпоху наполеоновских войн. Постановщики точно воспроизвели время действия, это по-настоящему костюмный,   зрелищный спектакль, посещаемый и любимый публикой.

На фестивале заглавную партию исполняла ведущая солистка Самарской оперы Татьяна Гайворонская. Флория Тоска – красавица-примадонна, с божественным голосом, обожаемая поклонниками. И потому Татьяна Гайворонская – красавица примадонна с божественным голосом, обожаемая поклонниками,  идеальная Тоска. Партия в её исполнении прозвучала безукоризненно, драматургия образа раскрыта и прожита певицей до мельчайших нюансов.

Великолепны и ее партнёры. Ахмед Агади (Мариинский театр) мужественный, красивейшего тембра драматический тенор, благородная внешность, актерское мастерство. И чуткий, внимательный партнёр. Замечательный дуэт!

Поговорим теперь об отрицательном обаянии. Это барон Скарпиа – Станислав Трифонов (Национальный Большой театр республики Беларусь). Он не первый раз участвует в спектакле, и каждый раз добавляет к портрету своего персонажа новые штрихи. Вокально столь же хорош. «Te Deum»  в финале

первого акта исполнен так, что никаких сомнений в том, кто же главный в этой оперной истории, не возникает.

Великолепны хор, детский хор и оркестр театра под управлением Евгения Хохлова! А как органичен в роли ризничего Ренат Латыпов! Небольшая вокальная партия, но какое актёрское мастерство!

На едином дыхании прошёл спектакль. Георгий Шагалов, Алексей Перов, Александр Бобыкин, Владимир Медведев, София Ерзнкян (артистка молодежной студии) – все запоминаются, создавая неповторимый  актёрский ансамбль.

 

«Джанни Скикки». 25.11.2018 .

 

«Джанни Скикки» единственная комическая опера Пуччини. Она составляет заключительную часть оперного триптиха композитора, в который входят «Плащ» и «Сестра Анжелика». В основу либретто положена ХХХ Песнь «Ада» Данте Алигьери, который в поэтической форме поведал о реальном событии. Первое представление оперы состоялось в декабре 1918-го года. В России её почти не знают. Было несколько постановок в разные годы в Санкт-Петербурге в театре «Санкт-Петербург Опера» – кстати, дирижировал её Евгений Хохлов! – и Москве в  институте им. Гнесиных и в Новой Опере им. Е.Колобова. Однако все поклонники жанра знают арию Лауретты, которая имеется в репертуаре большинства певиц-сопрано, начиная от студенток консерватории и заканчивая признанными звездами мировой оперы.

Дирижер-постановщик «Джанни Скикки» Евгений Хохлов так говорит об этой опере: «Партитура просто искрится юмором. Например, когда жадное семейство Донати договаривается с Джанни Скикки о том, как делить имущество богатого дядюшки, раздается колокольный звон. Во Флоренции, когда умирал кто-то знатный, звонили в колокол. «Всё пропало!» – поют герои, думая, что о смерти их родственника узнали, и подлог не удастся. Когда Герардо, бегавший узнать в чём дело, сообщает, что колокол звонил о другом усопшем, все с ложной набожностью поют Реквием и тут же, на полном ходу продолжается делёж имущества… Всё это есть в музыке. Это гениально».

Премьера в Самарском Академическом театре Оперы и Балета стала очень приятным сюрпризом. Режиссер-постановщик Надежда Бахшиева, художник Василиса Кутузова (Москва). Дирижер-постановщик Евгений Хохлов.

Еще раз напомню, что в мою задачу культуролога и искусствоведа не входит анализ вокальных работ певцов, это дело моих коллег музыкальных критиков. Мы же рассмотрим явление именно в культурологическом ракурсе. Работа молодых постановщиков режиссера и художника очень интересна, в опере много действующих лиц и расставить их гармонично по местам довольно-таки, на наш взгляд, сложновато, тем более, все постоянно на сцене. У режиссера это получилось. Более того, найден очаровательный приём – оперу открывает некто очень изящный, скрытый маской… на сцене сам дирижёр Евгений Хохлов. Его обаяние, доброжелательная улыбка, с которой он обращается к публике, открывая действие и легко сбегая затем вниз к оркестру, задали настроение всему спектаклю. Действие же великолепно продолжили и развили Ирина Янцева – Лауретта, Наталья Дикусарова – Ческа, Наталья Фризе – Дзита, Лия Габриэлян – Нелла, Александр Михнюк (Большой театр республики Беларусь) – Ринуччо, Андрей Антонов – Симоне, Алексей Перов – Герардо, Андрей Черняев – Герандино, Ренат Латыпов – Бетто ди Синья, Георгий Цветков – Марко, Александр Бобыкин – доктор, Степан Волков – Аманти, Иван Пилюкшин – Пинеллино, Владимир Медведев – Гуччо, Александр Насонов – Буози Донати.

Все они ярко и убедительно провели свои партии, но всё же… Опера названа «Джанни Скикки». И с его появлением она по-настоящему становится комической. Потому что в этой партии великолепен артист Самарской оперы баритон Василий Святкин. Здесь он предстаёт не только безупречным вокалистом, но демонстрирует замечательный талант комического актёра. Даже молчание его героя настолько выразительно, что не отпускает внимание публики от персонажа.

Вновь и вновь отметим великолепное звучание оркестра под управлением Маэстро Евгения Хохлова. И, по всем законам театра, именно он и завершает оперу, вновь с тонким артистизмом обращаясь к зрителю с утверждением о том, что деньги Буози нашли самое лучшее применение, оказавшись у Джанни Скикки.

От себя добавим, что этой постановке так же уготована прекрасная судьба. Потому что она сделана и исполнена талантливыми людьми.

 

Гала-концерт. 25.11.2018

 

Программа концерта великолепна. Настоящее торжество музыки Джакомо Пуччини. Открыл его «Te Deum» из оперы «Тоска», и мы вновь погрузились в великолепие музыки, хора и солиста – Станислава Трифонова.

Далее последовала сцена из IV-го акта «Манон Леско» – дуэт Манон и Кавалера де Грие, и Ария Манон в исполнении Татьяны Лариной и Ахмеда Агади (Мариинский театр). Прекрасные голоса певцов сливались в гармонии светлой печали…

Далее последовали сцены из I-го акта оперы «Богема» – ария Рудольфа, ария Мими, и дуэт, трогательно, прекрасно прозвучавший в исполнении Гульноры Гатиной (Татарский академический театр оперы и балета) и Дмитрия Крыжского.

Замечательно, что в концерт, наряду с фрагментами из широко известных опер, вошли и редко звучащие арии. Например, Франка из оперы «Эдгар» – её исполнил солист Большого театра республики Беларусь Станислав Трифонов; ария Магды из оперы «Ласточка» в блестящем исполнении солистки Самарского театра Ирины Янцевой.

Завершили концерт сцены из оперы «Турандот». Арию Турандот исполнила Лия Габриэлян, сделав это профессионально,

выразительно.

До высокого трагизма и проникновенной лирики поднялась в арии и сцене Лю Татьяна Гайворонская – это совершеннейшее исполнение. Так же как и заключительная ария Калафа. Солист Мариинского театра Ахмед Агади знаменитой «Nеssum  dorma» вызвал восторг и нескончаемые овации.

Этот восторг и благодарность с великолепными солистами самарского театра оперы и гостями фестиваля разделяет оркестр, который столь пленительно и безупречно звучал под управлением замечательного Евгения Хохлова. Маэстро,подаривший самарской публике столь незабываемый подарок – этот оперный фестиваль,-за пультом есть воплощение Музыки.

 

Заключение.

Итак, фестиваль завершён. Завершён торжественно и прекрасно. Светло и радостно. Это было незабываемое путешествие в мир великой музыки Джакомо Пуччини. Каждый спектакль проходил с аншлагом. А на закрытие спрашивали лишние билетики.  Еще раз подчеркнем, фестиваль в честь Пуччини проведён впервые. Поэтому он имеет непреходящее значение как событие в мире музыкального искусства. Событие выдающееся и нетривиальное. Он показал вновь высокий уровень самарской оперной труппы, оркестра и организаторский талант руководства театра.

Вновь особая благодарность Евгению Дмитриевичу Хохлову. Его неравнодушие, его талант дирижера и руководителя ярко проявился в процессе подготовки и проведения фестиваля. Две премьеры – «Богема» и «Джанни «Скикки», –  «Тоска» и «Мадам Баттерфляй», роскошный гала-концерт – какая насыщенная и интересная программа! Какой труд. И какой блистательный результат. Бесконечная благодарность блистательному Маэстро и великое спасибо всем участникам, замечательным солистам оперы Самарского академического театра оперы и балета, артистам хора и музыкантам оркестра, спасибо  прекрасным гостям, украсившим своим мастерством спектакли фестиваля. Ахмеду Агади и Владиславу Куприянову (Мариинский театр), Гульноре Гатиной (Татарский Академический театр Оперы и Балета), Артёму Голубеву (Новая Опера им. Евгения Колобова, Москва), Станиславу Трифонову и Александру Михнюку (Национальный академический Большой театр республики Беларусь).

Оперный фестиваль, посвященный 160-летию Джакомо Пуччини, уже стал прекрасной страницей в истории Самарского академического театра Оперы и Балета. Но волшебство музыки Пуччини и роскошные голоса певцов кажется еще звучат под белоснежно-золотыми контрфорсами Самарского театра… Ничего не кончается и продолжение следует… Пусть же будет оно столь же ярким, возвышенным и вдохновенным.

 

Ирина Каракозова

 

Фото: сайт САТОБ; М.Гладких

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

14 comments

  1. Борис Годин Reply →

    Да,Браво! Фестиваль действительно уникален. Ирине Каракозовой особое спасибо. Потому что она пишет зримо, кинематографично, я бы сказал. Это своего рода популяризация жанра-ниша, в которой сейчас мало кто умеет работать. Я музыкант, из Саратова. Касаемо музыки могу и сам, послушав видео, а с творчеством некоторых исполнителей, о которых здесь идет речь и непосредственно знаком-(Ахмед Агади,Татьяна Гайворонская)-могу сам сделать выводы. Как и мои уважаемые коллеги-музыканты. Но КАК это происходило-Ирина пишет мастерски. Кстати я был на Тоске, познакомился с автором, чему очень рад И слушал любимую певицу-Божественная Тоска! Спасибо! в восторге от дирижера и всего театра. Приехать подвигнули великолепные материалы Ирины Каракозовой.

  2. Анна Reply →

    Великолепный фестиваль! Жалко, пропустила гала…Но на остальных была! Все так как автор пишет! До чего Святкин хорош! Хоть узнала, что за опера Джанни Скикки. Спасибо Евгению Хохлову и московским постановщикам.Хотя…можно было и посмешнее сделать.Шины эти и Джанни в загородке-как в загоне.Хорошо, что Василий Святкин так юморно сыграл.Но, если сравнивать две премьеры,то постановка Богемы,хоть и концертно-театральная, как ее назвали, лучше.Конечно, на вкус и цвет)))))
    Спасибо за фестиваль!

  3. Зоя Reply →

    Первый раз пишу. Читаю давно.Как интересно всё! А пишу, потому что сама из Питера, в Самаре оказалась в командировке. И попала на «Тоску». Поклонница Ахмеда Агади-приятно было его увидеть и услышать! А какая солистка! Столичный уровень! Постановщики-тоже наши и дирижер наш! Знаем отца и сына Хохловых. Поздравляю Евгения Дмитриевича!
    Огромное спасибо автору!
    Какой же красавец-театр в Самаре!

  4. Дмитрий Reply →

    Ну положим…»Джанни Скикки» точно не смешным получился. Я про постановку, а не про персонажа. Василий Святкин хорош. Я большой поклонник Ирины Янцевой,но…зачем ее поставили на Лауретту? Все же крепкое сопрано тут нужно. Ирина Янцева великолепна и здесь справилась, и прелестна была,но не для колоратурного голоса, ведь ясно же. А вот Ласточку шикарно спела в концерте! помню, как чудесно раньше пела Лия Габриэлян,но давно не слышал ее в главных партиях. Турандот-убойная вообще, она арию спела. справилась,но покрикивать стала…Всё,ворчать прекращаю.))))) Фестиваль , конечно яркий получился. Событие в анналы театра записано! Браво ВСЕМ! А автору как всегда глубокая благодарность за ясность мысли, философичность и гуманизм)

  5. Регина Венке Reply →

    Как прекрасно! Поздравляю Самарский оперный театр! Всех солистов, всех гостей! Браво, Самара! Спасибо за освещение,доброжелательное, и предельно подробное автору.

  6. Татьяна Reply →

    Замечательная статья! И фестиваль получился отличным! Две премьеры, Гала, две чудесные оперы. Да, это была сказка. 😀

  7. Михаил Reply →

    Очень ярким и очень интересным получился фестиваль! Без сомнения, знаковое событие для нашего города. Огромное спасибо Евгению Дмитриевичу Хохлову за этот фестиваль!
    И огромное спасибо Ирине Каракозовой за такую подробную и интересную статью!)

  8. Екатерина Reply →

    Оперные фестивали сейчас популярны во всем мире, мы видим, что и русская провинция не отстает от мировой практики.Самарский фестиваль показывает, что творческие силы он собрал очень качественные, а великая музыка всегда останется востребованной!

  9. ВИТА Reply →

    Ещё раз про любовь… Да, и не один раз хочется признаться в любви гениальному Джакомо Пуччини, который собрал нас вместе в дни Фестиваля, посвященного его непревзойденному творчеству. Признаться в любви устроителям великолепного действа, с участием истинных Звёзд Мариинского, Белорусского, Татарского и Самарского театров Оперы и Балета, и Главному организатору Фестиваля, Главному дирижёру Самарского Академического театра Оперы и Балета Евгению Дмитриевичу Хохлову, Музыканту с большой буквы, талантливому и красивому человеку, с приходом которого театр и оркестр заиграли новыми красками. Весь обзор, как всегда, прекрасно и обстоятельно представлен нашей замечательной Ириной Каракозовой, лучше которой не напишешь. Она — профессионал, любящий искусство и пишущий великолепно. Не случайно её книги востребованы и доступны даже неподготовленному читателю, просто любящему оперное искусство. В связи с премьерой оперы «Джанни Скикки», замечательно представленной на Фестивале, хочется сказать несколько слов, касающихся одного из героев «Бриллиантовой россыпи» Ирины Каракозовой, Звезды Мировой Оперы, Бориса Стаценко. В ноябре 2017- го года опера Пуччини «Джанни Скикки» была великолепно поставлена в Oper am Rhein Duisburg с Борисом Стаценко, исполнившим партию Джанни Скикки. Встретившись в Москве с Ириной Каракозовой в октябре этого года в Новой Опере, на спектакле «Травита», в котором Борис Стаценко пел партию Жермона, и по окончании которого Ирина подарила ему экземпляр своей «Бриллиантовой россыпи» изданной в США и переведенной на русский язык, Борис, любящий Ирину, попросил её передать администрации Самарского театра, что он, ради Ирины, споёт в Самаре любой спектакль без гонорара. Вот и пригласить бы Бориса Стаценко на Джанни Скикки! И не только. Вот такая благодарность от героев книг принимается с удовольствием! Я хочу поблагодарить Ирину Каракозову, прямую участницу Фестиваля, так прекрасно осветившую всё грандиозное зрелище, украсившее Самару с 16 по 25 ноября. Праздник состоялся, и он всегда с нами! Всем благодарность и пожелания постоянных Праздников в одном из лучших театров России — Самарском Академическом театре Оперы и Балета! До новых встреч!

  10. Константин Васильевич Reply →

    Не надо преувеличивать,журналисты и писатели не участники фестиваля. Не подставляйте автора, уважаемая Вита.
    Что до премьеры «Джанни Скикки»,то премьера так себе. Грязно-серые тона и идиотские покрышки. Святкин превосходно отработал,Ирина Каракозова совершенно права.Относительно заговорившего дирижера,то вот на такие трюки и ведется публика и их режиссеры применяют, когда нечего сказать. Автору за обзор большое спасибо-деликатно, корректно и красиво.

  11. Дарья Дозорова Reply →

    Поздравления Самаре и Самарскому Академическому театру Оперы и Балета с этим прекрасным праздником искусства! И большое спасибо автору!))

  12. Vera Dubishanon Reply →

    Félicitations et admiration pour le théâtre d’opéra de Samara! Félicitations à tous les participants du festival!
    Irina Karakozova. Cher ami et collègue, merci pour l’inspiration et l’amour, pour tout ce que vous avez fait, faites et faites!

  13. Ирина Каракозова Reply →

    Спасибо всем за отзывы,друзья! спасибо, что читаете наши материалы и комментируете. Меня упрекают порой в излишней доброте. А иногда обижаются. что я кого-то не упомянула. На всех угодить невозможно.Именно потому что, я не люблю ни о ком говорить плохо, при том, что я слышу и вижу недостатки,-я не пишу в таких случаях вообще ничего. Повторяю: в мою задачу не входит вокальный и музыкальный анализ. Я стараюсь дать событие в контексте времени. А вот комментарии компетентных читателей,таких как Вита, Дмитрий, Борис дополняют мной сказанное-и это тоже одна из целей материалов моих и моих коллег-вызвать диалог. И она достигается обычно благодаря вам,уважаемые читатели. Всего Вам доброго!
    Vera, merci! Je vais essayer. Je fais ce que je peux.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK