«Воспитательница» гения: Мэгги Джилленхол спасает поэта-вундеркинда в фестивальной драме об одаренности и помешательстве

 

Режиссер: Сара Коланджело

Страна: США

В ролях: Мэгги Джилленхол, Паркер Севак, Гаэль Гарсия Берналь и др.

Год: 2018

 

В конце ушедшего года в российский кинопрокат вышла драма «The Kindergarten Teacher» («Воспитательница») Сары Коланджело, молодого режиссера, автора документального и художественного независимого кино. Картина получила приз за лучшую режиссуру на прошедшем фестивале «Санденс». Сценарий фильма не оригинален, это фактически ремейк израильской картины с тем же названием 2014 года. Однако новый актерский ансамбль, перенос действия в американские реалии и другой подход к режиссуре и операторской работе делают фильм заметным явлением среди фестивальных премьер.

Картина посвящена вечной, но довольно нечастой для нынешнего кинематографа теме – судьбе гениальности в современном мире. Что такое талант? Чем гений отличается от посредственности и подражателя? Каково будущее одаренной личности? Что важнее: материальный достаток и стабильность или неопределенность творческого пути? Эти и другие не менее важные вопросы поднимает фильм Коланджело.

Главная героиня фильма Лиза Спинелли (в исполнении Мэгги Джилленхол) – воспитательница в детском саду. Внешне это положительная во всех отношениях женщина, в  жизни которой к 40 годам, казалось бы, все устроено: благополучная семья, любящий муж, двое взрослых детей, наконец, работа, где героиня проявляет лучшие свои качества – гуманность, заботу, терпеливое и внимательное отношение к потребностям подопечных. Жизнь определена и стабильна, каждый день похож на предыдущий: кадры в начале фильма, где героиня разливает сок для детей, поливает цветы, чистит унитаз в детсадовском туалете, словно подчеркивают монотонность и рутинность бытия.

Уйти от повседневности Лизе помогает любимое занятие – поэтические курсы, на которых она пытается писать свои первые стихи. Но вот незадача – преподаватель (роль которого исполнил мексиканский актер Гаэль Гарсия Берналь) и одногруппники не высказывают восторгов, находя эти опыты подражательством и советуя вкладывать больше души в свои работы.  Тонко чувствуя глубину поэзии и умея понимать чужой талант, Лиза в то же время не способна к самобытному творчеству, и это приносит ей неудовлетворенность: похвала и признание для нее не менее важны, чем возможность писать, хотя в самом фильме Лиза читает только два своих стихотворения, да и одержимости собственными стихами мы не увидим.

Но одержимость все же проявится – только чужим талантом. Однажды Лиза замечает, что один из ее воспитанников в группе – пятилетний Джимми – сосредоточенно бормочет про себя что-то странное, какие-то строки: не

детскую песенку и не известный стишок, а нечто слишком серьезное и зрелое для его возраста. Лиза сразу понимает, что перед ней – маленький гений, и бросается записывать ускользающие строки, а потом, то ли из желания поделиться с людьми поэтическим чудом,  то ли из стремления привлечь к себе внимание, – читает их от своего имени на курсах, вызывая одобрение группы. С этого момента жизнь Лизы круто меняется: героиня будто наполняется энергией и все свое внимание маниакально сосредотачивает на ребенке. Ее цель вполне очевидна: не дать прагматическому миру загубить в юном даровании поэтическую искру. Она расспрашивает няню мальчика, которая не слишком-то следит за его душевным состоянием – для нее это лишь странности замкнутого ребенка, родители которого в разводе и почти с ним не бывают; навещает дядю Джимми, рекомендуя уделять мальчику больше внимания и попутно читая ему лекцию об утрате современными детьми эпохи смартфонов интереса к литературе и творчеству; наконец, приходит к отцу, прося разрешения посетить поэтический вечер в Нью-Йорке. Да и сам ребенок попадает под бдительный надзор воспитательницы: Лиза забирает его с площадки, будит во время тихого часа, задавая очередные задания с поэтических курсов и «провоцируя» детский мозг на новые стихотворные перлы, чтобы после подобострастно записывать гениальные строки (надо сказать, что стихи, вложенные в уста героя, действительно неплохие).

Действие разворачивается осторожно, неторопливо, как неторопливо главная героиня со скромной улыбкой и аристократической утонченностью превращается в подобие маньячки, готовой рисковать всем ради будущего юного Моцарта. Кстати, тема Моцарта и Сальери, на первый взгляд, готовая раскрыться в фильме, – всего лишь один из вариантов, в итоге оказывающийся нереализованным. А все благодаря неустойчивому сюжету, плавно перетекающему от драмы к триллеру, от триллера к комедийным эпизодам и обратно  к драме, что не дает возможности заранее предугадать финал.

Каст в «Воспитательнице» подобран замечательно, но особенно следует отметить игру Мэгги Джилленхол, которая, по словам критиков, исполнила здесь свою лучшую роль. Действительно, Джилленхол убедительна и органична в образе одержимой женщины зрелого возраста с нереализованными творческими амбициями и несбывшимися мечтами, всегда оказывающейся на вторых ролях, но в последний раз пытающейся что-то изменить в своей жизни с помощью подопечного-вундеркинда. Ее героиня заставляет сочувствовать и недоумевать, испытывать симпатию и неприятие одновременно, что является непростой задачей для актера, – а Джилленхол это прекрасно удается.

Финал оказывается неожиданным, но во многом жизненным и реалистичным, оставляя вопросы зрителю. И самый главный вопрос: а так ли уж не права Лиза, остро воспринимающая пагубное влияние современной бездуховной культуры и сделавшая в итоге свой отчаянный шаг? Может быть, эгоистические не первый взгляд стремления героини не такие уж и эгоистические? «Этот мир тебя сожрет, и от тебя останется только бледная тень, такая, как я», – примерно так говорит она Джимми, и мы понимаем, что тут она недалека от истины: судьба мальчика в финале картины полна неопределенности.

«Воспитательница» – действительно стоящая драма, поднимающая, кажется, уже забытые вопросы и оставляющая пространство для размышления.

 

Дарья Дозорова

 

В статье использованы фотографии с сайта http://www.kinopoisk.ru/

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

12 comments

  1. Анжели Reply →

    Я в Восторге! Фильм видела,люблю такое кино. Но восторге от того,что прочитала! Именно здесь место такому профессиональному разбору! Спасибо, уважаемая Дарья Дозорова! Спасибо , уважаемая администрация за ваш утонченный художественный вкус! (Но я давно не была здесь и по-моему.не берут мой комментарий…(

  2. Алефтина Reply →

    Взяли, как видите, уважаемая Анжели. Мне тоже очень нравятся статьи этого автора. И я пожалуй схожу на этот фильм! Почаще про кино давайте,любимые авторы и админы!

  3. Дмитрий Reply →

    О! ну наконец-то! А то уж и январь почти прошел, а любимые «Миры…» молчат…даже тревожно стало.
    Про этот фильм. На мой взгляд, разбор глубже, нежели само творение .) Но актриса на самом деле великолепна! И мальчик хорош. Вообще американцы по чащи и малобюджетного кино «впереди планеты всей».Спасибо Вам, Дарья, пишите почаще! Я с детьми на «Мери Поппинс» сходил. Очень даже добротный фильм.

  4. Елена Reply →

    Не видела еще фильм.но прочла с большим интересом! Прекрасная работа Дарьи Дозоровой.Жаль,редко стала писать. Большое спасибо! С наступившим Новым Годом,дорогие авторы и администраторы этого замечательного портала!

  5. ВИТА Reply →

    Меня тоже, кажется, забыли и не хотят брать. Ну ладно, как получится. Фильм не смотрела, но обзор Дарьи настолько пронзителен и интересен, что сомнений не осталось насчёт просмотра. Очень нравится серьезный подход обозревателя к фильмам, о которых она пишет. Разбор характеров героев, фабулы фильма, сюжетной линии от начала до конца — всё со знанием и пониманием, всё интересно. О фильмах в Альманахе пишут не часто. Очень мне нравятся обзоры и администратора, Дениса Авдеева. Помню его, такой страстный, неравнодушный обзор «Звёздных войн», очень заинтриговавший. И не хотелось смотреть фильмы этой серии, а после рецензии Дениса захотелось бежать в кино. Так же и сейчас, прочитав обзор Дарьи, непременно посмотрю фильм, который так хорошо преподнесла Дарья Дозорова, обратив внимание на самые главные аспекты фильма. Спасибо, Дашенька. Пишите, Вас интересно читать.

  6. Николай Reply →

    Прекрасная статья и фильм хороший. Спасибо! Только…посмотрите,где стоит, прошу прощения.

  7. Таня G/V Reply →

    Мы были с мамой. Очень понравился фильм. И очень понравилась рецензия! И очень нравится альманах!))))успехов и здоровья всем!

  8. Анна Reply →

    Такие материалы просто наслаждение читать. ну и сходить в кино захотелось. Спасибо, Дарья. Все авторы здесь как на подбор!

  9. Регина Венке Reply →

    Ну вот, и с Наступившим Новым Годом! пусть все публикации будут такими же интересными и так же доброжелательно встречаемы, как этот материал Дарьи. Дарья,ходите в кино и пишите нам! Чудесно у Вас получается. Спасибо!

  10. Ирина Каракозова Reply →

    Дашенька, спасибо за профессиональную, глубокую рецензию. Присоединяюсь к просьбам наших уважаемых читателей: пиши, по-возможности,твои материалы ждут и читают с удовольствием.

  11. Vera Dubishanon Reply →

    Merci, Daria! Vos publications sont très bonnes! J’aimerais élargir un peu le sujet du film. Vous faites cela.Succès, nous attendons de nouveaux articles.
    Благодарю Вас, Дарья! Ваши публикации очень хороши! ВЫ всегда выбираете отличные фильмы! Хотелось бы немного расширить тему кино. Вы это делаете.Успехов, ждем новых статей.

  12. Иван Reply →

    эх…про кино. Спасибо. Совсем уж не заглядываю. Вита написала то, о чем я сто раз просил.((( Спасибо, Вам!
    Конечно, благодарность автору. Интересно написано.Но это не моё кино…

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK