«Три маски короля». Мировая премьера балета в Самарском Академическом театре Оперы и Балета. (Взгляд культуролога).

15-го и 16-го февраля в Самарском Академическом театре Оперы и Балета состоялась Мировая премьера балета-притчи «Три маски короля».

Композитор-Михаил Крылов,

автор идеи Вячеслав Заренков,

либретто-Вячеслав Заренков и Юрий Смекалов,

балетмейстер-постановщик Юрий Смекалов,

дирижёр-постановщик Евгений Хохлов,

художник-постановщик Вячеслав Окунев,

художник по свету Ирина Вторникова,

оркестровка – Даниил Пильчен,

саунд-продюсирование – Влад Жуков,

ассистент балетмейстера-постановщика Виктория Литвинова,

художник по видеоконтенту Виктория Злотникова.

Событие войдет в историю театра и, безусловно, останется ярким явлением в отечественном  балетном искусстве. Потому что в этой постановке талантливо всё и все: музыка Михаила Крылова, либретто Вячеслава Заренкова и Юрия Смекалова, хореография балетмейстера-постановщика Юрия Смекалова,  оркестр под управлением дирижера-постановщика Евгения Хохлова, сценография Вячеслава Окунева и конечно высокий профессионализм солистов и всей балетной труппы театра под руководством главного балетмейстера Юрия Бурлаки. Это прорыв и прорыв на новый высокохудожественный уровень, достойный Академического театра.

Прежде чем обратиться непосредственно к постановке

Немного истории.

Это первая мировая балетная премьера в истории театра. Хотя, Самарский, а ранее Куйбышевский театр известен тем, что многие спектакли впервые поставлены именно на его сцене. Особенно это относится к периоду 80-х годов прошлого века, когда балетную труппу театра возглавлял Игорь Чернышев, балетмейстер –новатор, представитель Ленинградской балетной школы. На сцене Куйбышевского театра им осуществлены постановки балетов «Ангара», «Антоний и Клеопатра», оригинальная версия «Спартака», «Ромео и Юлия» (на музыку Г.Берлиоза). Все они имели достаточный резонанс и достойно отмечены критикой.

Однако,первая мировая премьера  была осуществлена в опере, в конце 90-х по инициативе нар.арт России Александра Сибирцева, возглавлявшего тогда театр и С.П.Хумарьян, которая многие годы руководила департаментом культуры Самарской области. Это были «Видения Иоанна Грозного» С. Слонимского. Постановку осуществил Роберт Стуруа, художественным руководителем и дирижером –постановщиком был Мстислав Ростропович, хореография Аллы Сигаловой. На премьере присутствовали послы четырех стран, канал «Культура» осуществлял прямую трансляцию спектакля.

\И вот, через 20 лет мы имеем премьеру поистине мировую, потому что аналогов тому, что произошло на сцене  Самарского театра оперы и балета 15-го и 16-го февраля 2019 года в мире пока нет.

Как все начиналось…

Что бы свершилось чудо необходимо, наверное, благоприятное сближение звезд.

В 2017 году главным дирижером театра стал Лауреат международного конкурса Евгений Дмитриевич Хохлов, который до этого уже проработал в нем дирижером с 2011-го года и за это время выпустил балеты «Эсмеральда», «Павильон Армиды», «Ромео и Джульетта», «Шопениана», «Grand-Pas Петипа», а так же оперы «Волшебная флейта»,оперетты «Сильва» и «Летучая мышь», «Тарм-парам или квартирный вопрос их испортил». А 2018 году выпустил еще две премьеры- оперы Пуччини «Богема» и «Джанни Скикки».

Главным балетмейстером театра стал  заслуженный артист России Юрий Бурлака- известный танцовщик и  хореограф, который делает огромную работу по реконструкции классического наследия, при этом великолепно чувствуюя требования времени.В Мариинском театре Юрий Бурлака сотрудничал с молодым балетмейстером  Юрием Смекаловым во время работы над балетом «Пахита». Юрий Смекалов, выпускник  Академии танца им. Вагановой, с 2008 года является солистом балета Мариинского театра. Как балетмейстер он осуществил на этой прославленной сцене постановки балетов «Предчувствие весны» на музыку А. Лядова и «Завод Болеро» на музыку М. Равеля. Он  автор произвольных программ фигуриста Е.Плющенко и сотрудничает с тренером Алексеем Мишиным. Хореограф познакомился с композитором Михаилом Крыловым, балет на музыку которого «Орр и Орра» успешно был поставлен на сцене  Большого театра Беларусь балетмейстером А Тихомировой. М. Крылов известный композитор. В С-Петербурге в разных театрах идут спектакли, к которым он сочинил музыку. Он автор трех балетов, созданных в соавторстве с Вячеславом Заренковым. Вячеслав Заренков-член союзов писателей и  художников Санкт-Петербурга, меценат,создатель социокультурного проекта «Созидающий Мир». Вячеслав Заренков, соавтор либретто «Трех Масок Короля» так же принял деятельное участие и оказал большую помощь в постановке.

Обо всем  этом узнал главный  дирижер  Самарского театра Оперы и Балета Евгений Хохлов  и предложил создать балет для Самарского театра. Главный балетмейстер Юрий Бурлака послушав музыку «Трех масок короля» сказал, что может получиться интересный спектакль и предложил пригласить в качестве постановщика Юрия Смекалова. Художником-постановщиком стал один из лучших театральных художников,  Вячеслав Окунев. В его оформлении в Самарском театре идут  оперы «Аида», «Тоска», «Князь Игорь», «Леди Макбет Мценского уезда»,балеты «Баядерка», «Спящая Красавица», «Лебединое Озеро», «Жизель». Так круг замкнулся.

Перед занавесом…

Работа над новым балетом началась еще в начале сезона. Юрий Смекалов проводил мастер-классы с танцовщиками. Все они великолепно владеют академической школой , а теперь им предстояло освоить во многом иной материал. Но потенциал труппы настолько высок, что и в технику современного танца самарские артисты вошли с уверенностью профессионалов. Это по признанию самих солистов  интереснейший опыт, и работа с Юрием Смекаловым для них радостное вдохновенное открытие.

Поэтому ожидания публики и критиков были самые оптимистичные, и они начали оправдываться уж после первых показов и пресс-конференций.  А непосредственно в дни премьеры администрация театра, которая всегда очень внимательна к зрителям ,приготовила для них много сюрпризов. Прекрасно, стильно оформленные буклеты-программки, желающие получали в подарок…маски с автографами постановщиков-так создавалась атмосфера Праздника и тайны…

Приобщение к ним началось с увертюры…нет…

«Три Маски короля» :дискурс и нарратив.

Приобщение началось с появления дирижера-постановщика Евгения Хохлова. Выйдя к пульту и поприветствовав публику он…улыбнулся, прикрыл ладонями лицо, развернулся к оркестру и начал спектакль. Увертюра…Музыка  Михаила Крылова захватывает с первых тактов. С одной стороны  она  традиционна в лучшем смысле слова, но и современна. Необычна. В ней, как и во всей постановке можно при желании услышать знакомые цитаты, что   воспринимается  как великолепный образец модерна и постмодерна. Благодаря тому, что композитор работал в тесном сотрудничестве с балетмейстером получился зрелищный нарративный спектакль. Постановщики отошли от традиционных стереотипов балетной музыкальной формы. Они привлекли для работы над ним сунд-продюссера Владимира Жукова. Он создал своего рода саунд-трек к балету,как  в кинематографе. И это сочетание живого оркестра, который в некоторых эпизодах сливается с электронной музыкой, создает невообразимо ошеломляющий, буквально втягивающий в музыку и в действие эффект. Здесь отметим невероятное мастерство  и чуткость дирижера Евгения Хохлова-он первым вместе с музыкантами оркестра театра, который звучал изумительно,-великолепно продемонстрировал этот новый музыкальный дискурс. Дискурс, который гармонично сливался с декорациями Вячеслава Окунева и новаторской, смелой хореографией Юрия Смекалова.

История короля Юлия, его министров, народа, возлюбленной Эммы, таинственной Сары и не мене таинственного зловещего Конора развивается на фоне маски-трансформера, по ходу действия формирующей различные пространства.Так художник В. Окунев воссоздал на сцене ирреальный мир,  который кому-то возможно напомнит старинные фрески, а кому-то рисунки О. Бёрдслея…

На этом фоне, в этой Вселенной развивается действие балета. Нет смысла пересказывать его-это нужно видеть. Потому что такого еще не было никогда. Не было такой  музыки. Такого звучания оркестра, таких декораций, такой постановки и такой великолепной безукоризненной работы артистов балета. Классические танцовщики, привыкшие к совершенству формы академического танца, заговорили на языке современной хореографии. Публика чувствовала их интерес, их погруженность в образы. . Великолепны были исполнители главных партий-Владимир Шкляров, Сергей Гаген-мятущийся,порывистый король, Ксения Овчинникова, Марина Накадзима-нежная трепетная Эмма. Невероятный   образ   создала Анастасия Тетченко-Сара. Спектакль получился очень современным. Хотя тема масок в разных транскрипциях проходит собственно через всю историю человечества и зеркально отражается в искусстве-начиная с древнегреческого театра. В литературе –так же. Вспомним хотя бы «Лорензаччо» Мюссе, «Орфея» Кокто, «Улисса» Джойса-у каждого будет свой список.

Идеальная работа балерины и актрисы. Кордебалет-совершенен.

«Мы так  привыкаем маскироваться перед окружающими, что в конце-концов остаемся в маске перед самими собой»-писал герцог-философ Франсуа Ларошфуко. Маску носят все. Маска удобна для любой власти. Королю Юлию предстоит пройти через многое,что бы к ней вернуться…впрочем…

Вернемся к балету.  И к тому с чего начали этот опус.

Самарский Академический театр оперы балета осуществил Мировую премьеру, аналогов которой в современном балете нет. Это произошло благодаря талантливым людям,  создавшим постановку .А возможна она оказалась именно в этом театре с этой балетной труппой, которую по праву можно назвать одной из лучших в России. В заключение приведу слова дирижера- постановщика, главного дирижера Самарского театра оперы и балета Евгения Хохлова: «Это большое  счастье для музыканта оказаться в команде постановщиков совершенно нового произведения…В проекте участвуют очень увлеченные, талантливые и творчески заряженные люди. Надеюсь, результат будет подтверждением моим словам.» Именно так все и произошло. В афише театра появился уникальный блестящий актуальный балетный спектакль. Огромная благодарность и Браво всем.

Ирина Каракозова.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

13 comments

  1. Регина Венке Reply →

    Потрясающе! Поздравления театру,постановщикам,артистам!Огромная благодарность Ирине Каракозовой за такой глубокий интересный материал!

  2. Екатерина Reply →

    Спасибо, Ирина, за этот материал, знаю, как трудно было его доделать уже со сломанной рукой. Очень интересно — история пгостановки замечательна сама по себе, а введение читателя в творческий процесс подготовки, радость премьеры — это создает впечатление увлекательного путешествия в мир балета.

  3. Владимир Reply →

    Как всегда профессионально, как всегда с любовью к театру, как всегда светло! 🙂

    «…в этой Вселенной развивается действие балета. Нет смысла пересказывать его-это нужно видеть. Потому что такого еще не было никогда. Не было такой музыки. Такого звучания оркестра, таких декораций, такой постановки и такой великолепной безукоризненной работы артистов балета…»

    «…такого еще не было никогда…», вероятно, в этом — в рождении нового — и заключается сила искусства и жизни вообще. И слава Богу, что новое вновь является, не оставляет нас!
    Ирине спасибо за обзор!

  4. ВИТА Reply →

    Какой роскошный обзор предоставила Ирина Каракозова по Мировой премьере Балета Самарского Академического театра Оперы и Балета «Три маски короля»! А если учесть, что обзор был написан, когда с Ириной произошла беда-она сломала руку, налицо истинный профессионализм и невероятная любовь к театру и всем его составляющим. Браво, дорогая Ирина, за мужество и, не сомневаюсь, желание вопреки обстоятельствам, поделиться восторгом увиденного — нового и восхитительного, по всем параметрам, балетного спектакля. А ведь балет это такой вид театрального искусства, который допускает самые невообразимые придумки, сказочные декорации и сюжеты, волшебную музыку. Одним словом, балет-это Красота! А когда сходятся Звёзды не только галактические, но и вполне себе земные, наши Таланты, большие мэтры искусства и создают произведение, новое и довольно смелое, совсем не напотребу. И оно, это произведение, должно быть понятым и принятым, потому что отличается от всего виденного ранее. Музыка, хореография, декорации, костюмы — всё рассчитано на зрителя нового времени, нового поколения. Поэтому Мировая премьера, поэтому нужно, чтобы зрителю захотелось приходить не один раз на балет под названием «Три маски короля».
    И Чудо произошло! Свершилось то, ради чего Главные создатели балетного спектакля отдавали труд, мастерство, талант, время, привнося в своё детище всё самое лучшее, чем они обладают. Так появился в репертуаре театра новый балет «Три маски короля», главный дирижёр-постановщик которого Евгений Хохлов, о котором нужно писать не одну Оду Радости! Браво, Евгений Дмитриевич! Главный балетмейстер театра и балета Юрий Бурлака не нуждается в представлении. Спасибо и Браво! И, наконец, композитор- Михаил Крылов. Интересно, профессионально, современно! Браво! Подробно и обо всём поведала нам замечательная Ирина Каракозова, и лучше не скажешь. Всем спасибо за доставленное удовольствие!
    Мировая премьера Самарского театра будет долго обсуждаться, будут разные мнения, но бесспорно одно — Балет «Три маски короля» вывел театр на новую ступень творчества и будет в репертуаре не только Самарского Академического театра Оперы и Балета. И «маски» театра символически приведут театр к Главной Маске Искусства — Золотой! Пожелаем этого любимому театру!

  5. Дмитрий Reply →

    О…браво Автору!!!!!!!!!Спасибо за то,что красиво глубоко и содержательно умеет прекрасном.Спасибо за любовь к искусству и преданность театру.Вы герой!Скорейшего выздоравления и восстановления дорогая Ирина.

  6. Анна Вязовская Reply →

    какой видимо великолепный спектакль! верю каждому слову и хочу увидеть. Буду следить за афишей и приеду в Самару. Смотрела Эсмеральду у нас в Стасике. Великолепно и очень высок уровень и танцовщиков и оркестра с прекрасно чувствующим музыку и действие маэстро.Ирина благодарность и пожелания скорейшего выздоровления.Как мы бкз Ваших обзоров!

  7. Крис Reply →

    Балет конечно спорный.Наворочено,что говорить.С чем согласен- труппа у нас великолепна!даже такое станцевали! Маэстро Хохлов хорош,хотя музыка-эквалибристика.Но рассказано так,что схожу еще,вдруг чего не понял…

  8. Николай Reply →

    Вот это вкусно! Балет шикарный! Наши классные все!Ирина!выздоравливайте и спасибо за прекрасную статью.Пишите про наш балет больше!Он сильнее оперы честное слово!Поздравления и благодарность всем!

  9. Алексей Reply →

    БАЛЕТ ОДНОЗНАЧНО СИЛЬНЕЕ!ЭТА ПОСТАНОВКА ГЕНИАЛЬНА!А ОРКЕСТР, Я И НЕ ДУМАЛ,ЧТО ОНИ МОГУТ ТАКОЕ СЫГРАТЬ И ТАК КЛАССНО.ХОХЛОВ МОЛОДЕЦ.НО НАСТЯ ТЕТЧЕНКО!БРАВИССИМО!ЛУЧШАЯ!Спасибо,буду теперь забегать

  10. Кирил Reply →

    Ксению Овчинникову Обожаю!Еще раз респект автору.Постановщикам и балету ура!

  11. Olga Reply →

    Спасибо большое за захватывающе интересную статью.Блестящая подача материала.Ещё раз СПАСИБО.

  12. Vera Dubishanon Reply →

    Как прекрасно.Благодаря Ирине Каракозовой альманах теперь открывает читателям прекрасный мир балета.в частности балета в Самаре.Он великолепен.С успехом показали спектакль на фестивале в Москве.И снова такая интересная премьера.Поздравления всем талантливым постановщикам и артистам балета. огромная благодарность автору за профессионализм.Преданность искусству и мужество. Выздоравливайте Ирина!Молимся за Вас.

  13. Елена Титушкина Reply →

    Вот это материал! Обалденная подача, аж мурашки забегали и безумно захотелось это посмотреть! Спасибо, Ирочка!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK