К истокам музыкального барокко: Концерт Йена Бостриджа и ансамбля “Europa Galante” в «Зарядье». Субъективные заметки культуролога.

Выступление ансамбля Europa Galante и Йена Бостриджа в концертном зале “Зарядье» 14 марта стал своеобразным путешествием в историю барочной музыки. В программе были исполнены произведения раннего барокко, в которых ощущается переходный характер музыки начала XYII века, еще хранящей память о Ренессансе, но уже исполненной драматизма и экстравагантности, столь характерных для барокко во всех видах искусства. Для меня этот концерт стал открытием эпохи, которая, с точки зрения ее музыкальной составляющей, менее известна, чем период подъема музыки барокко в конце XYII-начале XYIII века. Для того, чтобы понять дух этой эпохи новаторства и открытий, надо было услышать музыку композиторов этого времени в исполнении, которое бы заставило прошлое «звучать» со всеми его красками, формой и эмоцией, особенностями музыкальных инструментов и вокала. Именно так и прозвучала эта музыка на концерте, на который я шла в предвкушении встречи с исполнителем, которого я слышала не раз в Санкт-Петербурге и Вене.  Йена Бостридж – британский вокалист, исследователь, историк – уникальная фигура, сочетающая в себе интеллект и экспрессию. Защитив диссертацию в Оксфорде на тему колдовства в Средневековой Европе, он заинтересовался музыкой немецкого романтизма, знакомство с которой началось с увлечением песнями Шуберта в исполнении Дитриха Фишера-Дискау. Это увлечение и положило начало певческой карьере, которая долго была сосредоточена на шубертовских сочинениях, в особенности на «Зимнем пути», который стал определяющим и в музыкальной карьере Йена Бостриджа. Он исполнял этот вокальный цикл на разных сценах мира, записал несколько дисков и посвятил много лет изучению не только музыкальной, но и историко-культурной стороны этого шедевра романтической музыки. Несколько лет назад я была на встрече с Йеном Бостриджем в Петербургской филармонии и задала ему вопрос: «Есть ли конец у этого пути?» Задумчиво глядя в какое-то неизведанное пространство, он ответил: «Нет, он бесконечен…» Исследование каждой песни цикла, погружение в исторический и культурный контекст эпохи — основа книги «Зимний путь. Анатомия одного наваждения», которая стала результатом труда Бостриджа-историка, совмещенного с опытом Бостриджа-вокалиста. Книга читается на одном дыхании и переносит нас в атмосферу начала XIX века, приглашая пройти путь одинокого странника и испытать всю гамму чувств, вызванных неразделенной любовью.

Я слышала в исполнении певца произведения Бетховена, Шумана, Хуго Вольфа, и всегда эти концерты не только доставляли эстетическое удовольствие, но и провоцировали интеллектуальную рефлексию о смыслах, заложенных в произведениях великих композиторов, написанных на стихи поэтов, выражающих дух своей эпохи через язык образов. В этот раз программа состояла из музыки барокко, которая занимает важное место в творчестве Йена Бостриджа. Эпоха барокко для меня ассоциируется с роскошными интерьерами соборов, скульптурой Бернини, картинами Рубенса, музыкой Генделя и Вивальди. Я не раз слушала концерты барочной музыки и получала большое удовольствие от ее причудливой изысканности. На концерте в «Зарядье» прозвучала музыка раннего барокко, которую я знала, в основном, по опере Монтеверди Орфей. Целый новый мир открылся мне в это вечер – Клаудио Монтеверди, Карло Фарина, Генри Пёрселл, Джироламо Фрескобальди, Дарио Кастелло. Их музыка прозвучала в исполнении итальянского оркестра Europa Galante, специализирующегося на барочной музыке. Аутентичные инструменты этого периода – лютня, клавесин, арфа – создали ощущение «иномирия», перемещения во времени, в ту эпоху, когда темпы и ритмы жизни были совсем другими, нежели в наш век больших скоростей.

Йен Бостридж исполнил в этом концерте два произведения Монтеверди – драматический мадригал «Сражение Танкреда и Клоринды» (1624 г.) и “Tempro la cetra” из 7 книги мадригалов. Я была поражена исполнением «Сражения Танкреда и Клоринды», где певец поочередно исполнял партии, написанные для двух теноров и сопрано. Это сочинение основано на эпизоде поэмы Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим». Монтеверди написал его для комедийной труппы, представления которой состоялись на венецианском карнавале, дух которого придает гротескно-комический оттенок драматической истории. Танкред влюблён в мусульманку Клоринду, не зная, что она скрывается под рыцарскими доспехами, сражается с ней и убивает её. Перед смертью Клоринда просит Танкреда окрестить её, прощает ему и просит у него прощения.  Певец принимает на себя роль то рассказчика, то Танкреда, то несчастной Клоринды, меняя не только тембр голоса, но и драматическую, иногда гротескную окраску, что создает своеобразный моноспектакль. Зная раньше Йена Бостриджа как лирического исполнителя, способного передать тончайшие оттенки камерной музыки, я была поражена новыми сторонами его дарования, драматизмом, сочетающимся с комическим гротеском, экспрессией и легкостью перехода от одного регистра к другому .

Еще одним открытием в этом концерте стало для меня «Причудливое каприччио» Карло Фарины (1627 г.) В этой «сюите развлекательной музыки для скрипки и ансамбля» свое виртуозное владение скрипкой продемонстрировал основатель «Галантной Европы» Фабио Бьонди, известный концертный исполнитель, дирижер и скрипач. В «Причудливом каприччио» используются различные скрипичные приемы и штрихи, позволяющие воспроизвести самые разные звуки. Сам композитор, в предисловии к сборнику 1627 года пишет о том, как мимикрировать голоса животных: «Что касается кошачьего мяуканья, его надо представить так: звук, на который показывает нота, надо брать, постепенно подтягивая палец, а те ноты, которые записаны семифузами [шестнадцатыми] вверху, нужно извлекать смычком то впереди, то сзади подставки, так резко и быстро, как только возможно, подражая тому как кошки ранят, а после того как укусят, тут же удирают». Именно такие звуки я услышала в этом увлекательно-развлекательном произведении, воссоздающем звуки и краски венецианского карнавала.

Я рассказала о тех произведениях, которые произвели на меня особое впечатление, хотя интересен, и с точки зрения погружения в историю раннего барокко, и стремления музыкантов воссоздать аутентичную музыкальную атмосферу эпохи, весь концерт. Как после каждого выступления Йена Бостриджа, я начала осмысливать услышанное, представлять себе время, когда еще жил дух Возрождения, но новое время требовало новых форм в искусстве, которые получили воплощение в творчестве композиторов, ставших новаторами в свое время. В течение долгого времени их музыка мало исполнялась, а сегодня получила новую жизнь благодаря интересу к музыке барокко, который очень заметен в музыкальной культуре нашего времени. Как всякая мода, этот интерес может быть весьма поверхностным и преходящим, а истинная ценность композитора или произведения может исчезать за режиссерскими экспериментами или «современными прочтениями». Я очень рада, что смогла услышать исполнителей, которые глубоко проникают в суть исполняемой музыки и в эпоху, ее породившую. Это не только расширяет наши музыкальные горизонты, но и помогает через музыку понять ушедшие эпохи и их культуру.

Екатерина Шапинская.  

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

11 comments

  1. Olga Reply →

    Очень интересные и познавательные заметки о прекрасном концерте и певце,который очень глубоко изучает не только музыкальную составляющую,но и эпоху и историю написания исполняемых произведений.Рада,что Екатерине Николаевне повезло побывать на этом концерте.

  2. Анна Reply →

    Спасибо за прекрасную статью.Слушала Бостриджа в Вене-певец редкой культуры.Как эт хорошо-альманах живет!

  3. Алла Reply →

    Вдумчивый и интересный анализ концерта. Жаль, что я была в отъезде и пропустила его. Но уже декабре Йен Бостридж снова приедет с Москву! В программе цикл Бетховена «К далекой возлюбленной» и Шуберта «Лебединая песня»

  4. Ирина Каракозова Reply →

    это спасибо уважаемой и дорогой Екатерине Николаевне Шапинской.Я бы удовольствием побывала на концерте-люблю этого певца-высочайшая музыкальная и общая культура и эрудиция.Не говоря о голосе дивной красоты. Но я по шее в гипсе. поэтому рассказ Екатерины мне очень ценен -как и все ее материалы. Еще раз спасибо. И спасибо нашему администратору Денису-он один сейчас все делает.

  5. Константин Васильевич Reply →

    Все замечательно написала профессор Шапинская Спасибо огромное!Был на концерте и после такого долго никуда не пойду.колоссальное погружение в 18 век и столь же глубокая рецензия.Жаль-в Зарядье был концерт.Зал конечно отличный по акустике.Но само собянинское творение-позор и плевок вкусу,а так же кричащая роскошь еще и плевок в миллионы не-москвичей россиян,которые едва сводят концы с концами. Сколько миллиардов грохано в эту нелепость. А гостиница была красивая и столько по-настоящему великих людей в ней жили. Вот и память и культура и отношение к ней. Кстати билеты в концертный зал Зарядья и москвичам не всем по карману.На Бостриджа и Гаранчу не жалко.Но-не набегаешься. Прошу прощения-не се в тему.А за альманах и автору-великое спасибо. Ирине-выздоровления скорейшего-дем возвращени!

  6. Дмитрий Reply →

    Спасибо за роскошный материал о роскошном концерте и певце! Знал бы-съездил бы в Москву…часто ставлю Винтерразер.По-моему лучшее на сегодня исполнение этого цикла именно Йеном Бостриджем..

  7. Мелани Reply →

    Бостридж-гений! великолепный концерт И великолепный материал. и само издание.

  8. Регина Венке Reply →

    Спасибо огромное за такой интересный и глубокий личностный материал. Люблю этого певца. Читала его книгу. Интеллектуал и умница. Еше раз благодарю.

  9. Vera Dubishanon Reply →

    Благодарю мадам Шапинскую от имени всей нашей Программы!Какое великолепное невероятное ревю!Благодарю за это издание всех причастных. Ирен,дорогая возвращайтесь-выздоравливайте!Ждем!

  10. Дарья Густякова Reply →

    Спасибо автору рецензии и ведущим альманаха за интересное путешествие еще в один прекрасный «мир Орфея»

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK