«Капернаум»: до ада низвергнувшийся

Режиссер: Надин Лабаки

Страна: Ливан, Франция, США

В ролях: Зейн Аль Раффеа, Йорданос Шифероу, Болуватифе Трэжа Банкоул, Надин Лабаки и др.

Год: 2018

Казалось бы, ближневосточный вопрос, проблема мигрантов, состояние стран Третьего мира – темы давно всем знакомые. Их острота и злободневность сомнений ни у кого не вызывает, особенно в Европе. Тем удивительнее, с каким неожиданным восторгом в Каннах в этом году был принят фильм ливанского режиссера Надин Лабаки «Капернаум», практически в документальном формате рассказывающий о жизни бедноты в современном Ливане. «Капернаум» не только взял приз жюри и приз экуменического жюри на фестивале, удостоившись 15-минутной овации, но и был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. И после просмотра становится понятно почему.

В центре картины – судьба ливанского мальчика Зейна. Никто точно не знает, сколько ему лет: родители не имеют на него никаких свидетельств и документов (как и на остальных своих многочисленных детей). Судебный врач предполагает, что ему 12 или около того. Зейн оказывается в тюрьме, где подает в суд… на собственных родителей за то, что они дали ему жизнь. И у Зейна очень много поводов эту самую жизнь не любить.

Мальчик, как и его братья с сестрами, не ходит в школу, будучи вынужденным работать в лавке и помогать родителям. Неторопливо, буднично, без прикрас Лабаки показывает ежедневное существование детей Ливана, и эта картина недалека от реальности: голод, нищета, антисанитария, жестокие нравы – в этой среде вынужден жить главный герой.

Зейн не по годам зрел и серьезен: ежедневная тяжелая работа, постоянная необходимость хитрить и обманывать, покупая родителям наркотические вещества в аптеке для нелегальной торговли, забота о младших отразились умудренностью и неизбывной тоской в глазах ребенка. Причем играть такой взгляд, видимо, и не пришлось. Режиссер взяла на все главные роли непрофессиональных актеров, простых ливанских детей с улиц, которые попали в фильм благодаря незамысловатому кастингу: потенциальным актерам задавали простые вопросы типа «Счастлив ли ты?», получая такой же простой ответ: «Нет, я хотел бы умереть». И от этого происходящее на экране становится еще более живым и ранящим.

Несмотря на нечеловеческие условия, Зейн не теряет способности любить: он трогательно заботится о младшей сестре Саха́р, делая все, что в его силах, чтобы спасти 11-летнюю девочку от скороспелого брака со взрослым мужчиной. После неудачной попытки помочь сестре мальчик сбегает, и это становится поворотным событием в его жизни.

Главные персонажи «Капернаума» – дети. Они повсюду: в лавках, на улицах, рынках, таскающие всякий хлам, курящие, принимающие наркотики, бранящиеся и дерущиеся, борющиеся за выживание в грязных трущобах. Только в самом начале мы увидим беззаботную игру, когда Зейн вместе с соседскими ребятами стремительно несется по узким улочкам с деревянными автоматами наперевес. Все остальное – беспрерывная работа и сопротивление ударам судьбы. Младенцы, малолетки, подростки – все жертвы социума, в котором социальный лифт для них практически недоступен.

Одно из главных достоинств фильма – игра детей-актеров. Все они удивительно органичны в своем непосредственном существовании. Лабаки, сама выступившая в роли адвоката, давала простор для импровизации, подстраивая сценарий под живые реакции непрофессиональных актеров. И за ними, действительно, не устаешь следить. Особенное умиление вызывает Йонас – годовалый сын эмигрантки из Эфиопии Рахиль, за которым присматривает Зейн.

В фильме отсутствуют как таковые сцены откровенного насилия: все преступления и кровь остаются за кадром, зритель не видит их непосредственно, но от этого не становится легче. Сама жизнь в показанном мире – уже преступление, и в первую очередь, перед детьми.

Символично название картины: Капернаум – город в Галилее, где Христос неоднократно творил чудеса, проповедовал и исцелял, но где жители так и не покаялись. Сам город, в котором происходит действие, — словно подобие этого древнего Капернаума, многолюдного и преисполненного людских грехов.

За что в итоге Зейн обвиняет родителей? Не за голод, тяжелую работу, отсутствие простых детских радостей, как могло бы показаться. По-крайней мере, не в первую очередь. Зейн хочет простого человеческого отношения, материнской и отцовской любви, принятия, заботы. По его словам, он не видел ничего, кроме обзывательств, пинков и затычек, и жизнь его хуже грязи на сандалиях. Родители Зейна не чувствуют за собой вины, ведь и они сами страдают от нищеты и бесправия, а как в таких условиях воспитать достойное потомство. Казалось бы, у родителей не могло быть другого пути, так зачем же их обвинять? Но только вот альтернатива в картине все равно есть: эмигрантка Рахиль, работающая то уборщицей, то посудомойкой, день и ночь думающая о том, как решить вопрос с документами на проживание в Ливане, безмерно любит свое дитя и даже находит возможность пристроить в свою нищую хибарку потерявшегося  Зейна. И бедность не служит ей поводом издеваться над детьми и вымещать на них свои обиды на несложившуюся жизнь.

Фильм по касательной затрагивает много важных тем: детского труда, традиционной морали, торговли людьми, мигрантов, социального расслоения, но он все-таки не идеологичен. Однако описательная манера, в которой он выполнен, оказывается куда более сильным воздействующим средством, чем откровенная, в лоб бьющая авторская мысль. И хотя фильм заканчивается на положительной ноте, слез сдержать невозможно: чего стоит одна улыбка Зейна, на которой останавливается камера. Несомненно, фильм стоит просмотра, хотя бы для того, чтобы не только вспомнить о тех, кому хуже, чем тебе, но и для того, чтобы задуматься о собственной жизни.

Дарья Дозорова

В статье использованы фотографии с сайта http://www.kinopoisk.ru/

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

8 comments

  1. Алефтина Reply →

    Дарья! Спасибо огромное!как давно не было ваших публикаций!Но зато Вы всегда пишете про отличное кино! Пишите чаще1читаем с удовольствием!

  2. Васелина Reply →

    умница!Я смотрела и полностью согласна.А как хорошо,как глубоко анализируете!Спасибо Вам.Cпасибо альманаху-не забываете любителей кино))

  3. Дмитрий Reply →

    А я не досмотрел-больно нудно.Но вот читать материалы о кино Дарьи -безумно интересно!В данном случае-рецензия лучше фильма!Уважаемая Дарья! я Ваш почитатель.Поэтому дерзаю обратиться с просьбой:ну сходите на крепкое голливудское кино-помню как прекрасно писали про мюзикл! Или на нормальное европейское.Я б от Вас и про преступления Грин-де Вальда со смаком прочел бы.-неплохие актеры там кстати-Колин Ферт-это к примеру.)) вообще-спасибо и ждем новых отзывов.

  4. ВИТА Reply →

    Какая проникновенная рецензия Дарьи Дозоровой на фильм «Капернаум». Ведь тема фильма не может оставить равнодушным каждого из нас, потому что герои фильма дети, наше будущее, и их судьба, такая трагичная в современной действительности. Об этом нужно говорить, писать и делать фильмы. Нужно привлекать к наболевшей теме общественность всех стран, всего Мира. И не случайно фильм срывает аплодисменты, получает Приз Каннского кинофестиваля, и номинируется на «Оскар» и «Золотой глобус». Фильм должен посмотреть каждый из нас, и к этому призывает наша чУдная Даша, так пронзительно рассказавшая о фабуле фильма, замечательных актёрах-детях, и кинокампаниях представивших свой фильм, а это престижные страны — Ливан, Франция, США.
    Спасибо, Дашенька, за прекрасную рецензию, по прочтении которой обязательно пойдёшь в кинотеатр и, думаю, не останешься равнодушным к событиям, происходящим в Мире, подумаешь о своём вкладе в насущные для каждого из нас проблемы будущего наших детей, нашей Планеты вцелом. Пишите чаще и больше, Даша, Вы трогаете души. Поздравляю с очередной профессиональной работой.

  5. Екатерина Reply →

    Спасибо, Даша, за прекрасную рецензию.такие фильмы, безусловно нужны, чтобы привлечь внимание к тому, что творится в мире. В отличие от массовой кинопродукции, такое кино — не развлечение, а размышление. рада, что эта рецензий вышла на Мирах Орфея, которые живут, несмотря на болезнь Ирины Каракозовой! Пожелаем ей скорейшего выздоровления, а Мирам Орфея — новых авторов и читателей. И Денису спасибо за его работу в альманахе!

  6. Иван Reply →

    эх..статья классная.Но похоже про Звездные войны не дождусь.Согласен с Дмитрием. Оно может и актуально. Но итак жизнь хуже обычной . Лучше б фантастические твари.Правда.Или про сериальчик какой.

  7. Vera Dubishanon Reply →

    Благодарность Вам,уважаемая Дарья за великолепные ревю здесь и за то,что Вы выбираете всегда очень достойные произведения.пишите еще!Успехов!
    спасибо всем читателями всем комментаторам. Вита!вновь призываю и прошу Вас из комментаторов перейти в авторы!

Добавить комментарий для Васелина ← Cancel Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK