«Барокко в красках и звуках». Концерт старинной музыки в музее «Чайковский и Москва». Размышления культуролога.

Барочная музыка пользуется сего дня большой популярностью – к ней обращаются известные исполнители и молодые коллективы, она звучит на престижных сценах и в камерных залах. Причины этого взлета барокко многочисленны, и я не буду останавливаться на их анализе. Достаточно сказать, что три концерта, которые я слышала за последние два месяца, были посвящены музыке барокко. Йен Бостридж выступал в «Зарядье», Юлия Лежнева, снискавшая мировую известность в основном благодаря барочному репертуару, – в консерватории. А 19 апреля музыка этого интересного и сложного периода прозвучала в музее «Чайковский и Москва» в исполнении молодой талантливой певицы Елизаветы Канаузовой и ансамбля старинной музыки Arte-Fakt. Нельзя сравнивать эти концерты, и это вполне понятно, поскольку мир барочной музыки богат и разнообразен, его можно интерпретировать по-разному и выстраивать концерты в соответствии с возможностями исполнителя и общей концепцией. Сегодня существуют два основных подхода к музыке прошлого, которые я бы назвала контекстным и анти-контекстным. В первом случае музыка помещается в контекст эпохи, сопровождается рассказом лектора и (или) видеорядом, который воссоздает визуальную стилистику периода. Такого рода концерты похожи на те лекции-концерты, которые были весьма популярны во время моей работы в филармонии и носили просветительско-эстетический характер. Сейчас эта традиция возрождается, во многом благодаря деятельности музеев и библиотек, которые превращаются в культурные пространства с концертными и выставочными залами, рассчитанными на небольшую, но заинтересованную аудиторию. С другой стороны, современные культурные производители, нацеленные, прежде всего, на зрительско-слушательский  интерес и коммерческий успех, отказываются от каких-либо «примет» эпохи и смело помещают произведение в любой контекст, понравившийся им по той или иной причине. В основном эта стратегия относится к «режопере», но проникает и на концертную сцену. До сих пор не могу забыть шока от постановки оратории Генделя «Триумф времени и бесчувствия» К.Богомоловым в любимом москвичами Стасике, где на сцене сменялись рассказы о преступлениях Чикатилло, ужастики из жизни богатых европейцев, пионерские песни советских времен и ужасы исламского экстремизма. Какой шанс остается барочной музыке с такой сценографией? На мой взгляд, она становится случайным фоном, на который очередной креативный режиссер проецирует свои обрывочные знания и представления о действительности по принципу «Чем хуже, тем лучше!» Тем не менее, именно такие постановки имеют успех, как на Западе, так и в нашей стране, остается только надеяться, что публика устанет от нагромождения ужасов в стиле «нуар», актуальных политических скандалов и различных сексуальных перверсий, которые «украшают» сегодня музыкальную сцену.  

Возвращаясь к барочной музыке, с радостью отмечу, что в большинстве случаев ее исполняют на концертной сцене без «визуализации» в стиле режоперы. Для знатока и любителя этой музыки такие концерты – музыкальное наслаждение. Но для приобщения к музыкальной культуре барокко – не самый легкий материал. Хотя музыка «понятна без слов», а ее очарование во многом связано с эмоциями и чувственной красотой, без понимания общего контекста и стиля эпохи многие произведения могут показаться затянутыми, а эмоциональный тон не вызовет сопереживания. Поэтому создание контекста эпохи, рассказ об особенностях ее стиля очень важен для концертов, имеющих просветительскую направленность. Возвращаясь к концерту «Барокко в красках и звуках», который стал попыткой соединить музыку, слово и визуальный ряд, сразу скажу, что такой подход может быть очень плодотворным с точки зрения погружения слушателя-зрителя в мир, далекий от нас во времени и пространстве, но очень схожий по сложности и противоречивости эмоциональных переживаний. С музыкальной точки зрения, программа была составлена хорошо, соотношение инструментальной и вокальной музыки было гармонично, а выбор произведений соответствовал возможностям инструментов и голосу Елизаветы Канаузовой. Ее сопрано прекрасно прозвучало и в столь известной арии как “Mio caro bene” из оперы Генделя “Роделинда», и в “Ave Maria” Каччини-Вавилова, а прозвучавшая в конце программы ария «La violette» из оперы Скарлатти «Pirro e Demetrio» была просто очаровательна. Певица, обладающая замечательной внешностью, одетая в зеленое платье с кринолином, сама была похожа на прекрасный цветок, сошедший с полотен барочных художников. Очень понравились музыканты, молодые и привлекательные – Юлия Палан (траверс-флейта), Роман Глухов (барочная скрипка) и Иван Лебедев (клавесин). Сочинения М.Маре и А.Вивальди, Г.Ф.Генделя и И.С.Баха, А.Чести и А. Скарлатти прозвучали в их исполнении во всем неторопливом очаровании ушедшей эпохи и, в то же время, с эмоциональным подтекстом, свидетельствующем о противоречивости внутреннего мира композиторов.

Что касается лекционно-визуальной составляющей, она, к сожалению, не была органичной частью этого музыкального путешествия в мир барокко. Проекции архитектурных памятников и шедевров живописи барокко не были связаны с исполняемой музыкой, ни прямо, ни ассоциативно. Вряд ли лекция, подходящая для студентов, изучающих курс истории мировой художественной культуры, соответствовала задаче воссоздания мира эпохи барокко во всем его многообразии. Иногда реплики лектора (Юлия Шапченко) вызывали удивление – так, после рассказа о том, что в области музыки барокко проявилось, в основном, в опере, был исполнен инструментальный номер. Совершенно непонятно, почему исполнение красивейшей арии Скарлатти предварял рассказ о «Ночном дозоре». К сожалению, вечер распался на два совершенно разных мероприятия – лекцию об искусстве барокко, со слайдами, таблицами, текстами и датами, и концерт барочной музыки, исполненной профессионально и красиво. Я не хочу осуждать саму концепцию этого проекта, направленного на создание представления об этой эпохе во всех его гранях, — напротив, я думаю, что такие лекции-концерты очень важны сегодня, когда гуманитарное образование постоянно сокращается, а учебные курсы по истории искусств вытесняются «практическими» дисциплинами узко профессиональной направленности. Соответственно, интерес человека к искусству, к красоте, к истории, перемещается в область просветительских проектов, которых становится больше и больше. Я надеюсь, что новые формы представления музыки различных эпох и культур, займут достойное место в нашей жизни, а те недостатки программы «Барокко в красках и звуках», о которых я написала, показываю проблемы становления новых (или хорошо забытых старых) форм художественного опыта, которые становятся частью культурной жизни наших дней.

Е.Шапинская.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

9 comments

  1. Татьяна Reply →

    Да, конечно, «Ночной дозор» и барочная музыка — это, скорее всего, оксюморон. Наверное, совпадение в хронологии у кого-то (наивного?) вызывает ощущение совпадения стилистического, шире — эстетического.
    А вот эстетическое в Вашем, дорогая Екатерина Николаевна, суждении преобладает по праву. Плотность и изысканность самой музыки барокко и Вашего текста дают совпадение иное, смыслосодержащее и значимое. Это вряд ли «заметки», это — полноценная, что уже почти исчезло из нашей профессиональной практики, рецензия.

  2. Светлана Reply →

    Совершенно согласна с суждением Татьяны. Испытываешь радостное чувство, когда читаешь высоко профессиональную статью, написанную по делу и к тому же на хорошем языке. Таких статей зачастую не хватает. Спасибо. За одно и за просветительскую составляющую.

  3. Дарья Reply →

    Спасибо автору за яркий и живой, при этом очень точный и объективный рассказ. Музыка барокко прекрасна, но сложна и для восприятия, и для осмысления. При всех своих парадоксах, описанный опыт позитивен и должен продолжаться.

  4. ольга Reply →

    Можно только порадоваться,что в наше время,когда в оперу идешь с опасением попасть на ‘фантазии’режиссера,как правило,не имеющие отношения к поставленной опере,такие концерты существуют и радуют слушателей.

  5. Ирина Каракозова Reply →

    Спасибо,дорогая Екатерина Николаевна.Ваши материалы всегда эксклюзивны,любимы читателями.

  6. Алефтина Reply →

    Замечательная тсатья! интересно как! Спасибо! Здеь все интересно и пишут так, что, если сама не была,то представить можно по рассказам.

  7. Vera Dubishanon Reply →

    Огромное сапасибо за интереснейший талантливый материал, уважаемая Екатерина Шапинская! Всегда ждем с интересом Ваших публикаций.

  8. Борис Годин Reply →

    Барочная музыка конечно, на любителя.Но очень профессионально подан материал. Это так необходимо-просвещать и раскрывать массовому любителю музыки ее сокровища. Благодарность автору. Благодарность за издание.

  9. Анна Reply →

    Да, благодарность Вам,дорогая Екатерина! И всем, кто публикует здесь статьи и кто делает этот альманах!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK