«Имена». Фестиваль оперного искусства в САТОБе (17.04.2019 – 27.04.2019). Взгляд культуролога.

Весенние фестивали оперного искусства в Самарском академическом театре Оперы и Балета давно стали прекрасной традицией и праздником для всех поклонников оперы. Это всегда праздник, которого ожидают с нетерпением и радостными надеждами. И эти ожидания оправданы.

Не стал исключением и фестиваль этого года, который открылся 17 апреля. В этом году он называется «Имена». «Вас удивляет такое название? Нас — нет. – говорит художественный руководитель фестиваля, главный дирижёр Самарского Академического театра Оперы и балета Евгений Хохлов. – Когда в процессе долгих переговоров со звёздами мировой оперы мы получили их согласие приехать на фестиваль, оказалось, у нас действительно именитые гости. Добавьте к этому великолепных солистов нашей оперы, имена великих композиторов, которые мы представляем публике на фестивале, и выбор названия становится очевидным».

 Программа фестиваля не ограничивалась только спектаклями. Театр продолжил общение со зрителем в формате бесед об оперном искусстве, лекций и презентаций. Стильные буклеты и программки, приятные сюрпризы – всё это неотъемлемые составляющие фестиваля, который стал прекрасным подарком для самарцев.

«Весна – это всегда период обновления. Убежден, что этот фестиваль позволит самарскому зрителю открыть новые страницы оперного искусства, почувствовать многогранность и непреходящую ценность уже известных произведений. Ценителям оперного искусства сердечно желаю новых открытий, а участникам фестиваля — тёплого приема на гостеприимной Самарской земле!» – приветствовал фестивальгубернатор Самарской области Д.И. Азаров. Так всё и происходило.

Дж. Верди. «Риголетто».

Фестиваль открылся 17 апреля 2019 года театрально-концертным исполнением оперы Дж.Верди «Риголетто». Первый сюрприз и замечательный подарок всем поклонникам  оперы. Это была одновременно премьера и возвращение в афишу театра одной из самых исполняемых и любимых опер Верди.

На протяжении всей истории Куйбышевского-Самарского театра Оперы и балета «Риголетто»,  с небольшими перерывами, практически всегда оставался в репертуаре. Постановки были разные, в основном традиционные, за исключением последней, снятой с репертуара в прошлом году. Спектакль продержался в афише почти 10 лет, и до конца вызывал неоднозначное отношение, как публики, так и критики. Режиссёр перенёс действие в прошлый век, концептуально изменив все акценты: всё стало происходить в условной стране, властитель и приближённые которого – носители фашистской идеологии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но великую музыку невозможно победить никакими новомодными режиссёрскими решениями. Поэтому идея возвращения оперы на сцену прекрасна. Вот что рассказала  ВРИО директора театра Елена Таранова: «Идея возрождения и возвращения в репертуар этой всеми любимой оперы Верди принадлежит главному дирижёру нашего театра Евгению Дмитриевичу Хохлову. Он предложил сделать концертно-театральную версию. Режиссёром-постановщиком стал Лауреат международных конкурсов Филипп Разенков. Художник – Елена Соловьева, режиссёр – Оксана Штанина, хормейстер – Ольга Сафронова. Дирижер – Евгений Хохлов. По реакции зала уже можно сказать, что всё получилось. Мы рады, что смогли сделать нашему зрителю такой подарок».

И, действительно, спектакль, а всё происходящее на сцене вполне можно назвать спектаклем, стал подарком для всех зрителей, пришедших на открытие фестиваля.

Начнём с того, что оркестр на сцене. А видеть на сцене оркестр во главе с дирижёром –  всегда большая радость для публики. Солисты и хор на авансцене, максимально приближены к зрителю – это тоже очень привлекательно, особенно когда в некоторых эпизодах артисты выходили на сцену через зал. Режиссёрское решение Филиппа Разенкова, молодого  талантливого постановщика из Уфимского театра Оперы и Балета, за плечами которого интересный опыт работы в театрах России и зарубежья  в концепции минимализма  с нетривиальным видеоконтентом, осуществлённом Владимиром Поротькиным, дало блистательный результат. Чёрно-белая гамма концертных костюмов артистов гармонично сочеталась и дополнялась изысканно строгим и изящным видеорядом. Опера слушалась и смотрелась на едином дыхании. Тем более, что состав исполнителей был блистательным.

В партии Риголетто мы услышали солиста Государственно академического Мариинского театра, приглашённого солиста Большого театра, лауреата международных конкурсов Владислава Сулимского. Красивый мощный голос, великолепное актёрское мастерство – истинный Риголетто, во всём противоречии терзающих его страстей восторженно встреченный публикой.Герцог Мантуанский – солист Московского театра Новая Опера им. Е.Колобова, приглашённый солист Большого театра, заслуженный артист республики Северная Осетия-Алания, лауреат национальной премии Золотая Маска  и Международных конкурсов Алексей Татаринцев – один из лучших теноров России, продолжающий традиции корифеев: Собинова, Лемешева, Козловского. Он неоднократно выступал в спектаклях самарской оперы, поэтому в Самаре его очень любят и всегда ждут. Непередаваемо прекрасного тембра голос: он летит ввысь легко и радостно. Так же живёт на сцене его герцог Мантуанский, – обаятельный и красивый, перед которым невозможно устоять ни знатной даме, ни невинной девушке, – именно такой, каким создали этот образ В.Гюго, М.Пьяве  и Дж.Верди.

В партии Джильды – заслуженная артистка Самарской области, лауреат международных конкурсов Ирина Янцева – певица уникального таланта. Ангельски прекрасный голос, –колоратурное сопрано, – пленительная гармония внешнего облика – идеальная Джильда. Вообще, Ирина Янцева может всё, поэтому, когда она на сцене, это всегда счастье для слушателей и зрителей.

Солисты самарской оперы – это высокопрофессиональные певцы и артисты. Не удивительно, что и в концертно-театральной постановке они создали яркие образы, продемонстрировав замечательные вокальные и актерские возможности. Спарафучиле –заслуженный артист России и народный артист Самарской области – великолепный бас Андрей Антонов. Очень выразительны, как всегда, Наталья Фризе – Маддалена, Георгий Цветков – Марулло, Алексей Перов – Борса, Лия Габриелян – Джованна, Наталья Дикусарова – Графиня Чапрано, Ренат Латыпов – Монтероне.

И всё это под великолепное звучание оркестра под управлением главного Дирижёра театра Евгения Хохлова. Браво, Блистательный Маэстро! Браво музыкантам оркестра! Браво прекрасным гостям и самарским певцам! Открытие фестиваля благодаря вам всем стало незабываемым праздником! 

Дж. Россини. «Севильский цирюльник»

Вторым спектаклем фестиваля стал «Севильский цирюльник». После трагической истории Риголетто театр предлагает публике вместе с  музыкой «упоительного Россини» улыбнуться и, отрешившись от всех текущих проблем, вместе с лукавым неунывающим умницей Фигаро, изящным графом Альмавивой, прелестной Розиной, а также её корыстным опекуном Бартоло и мошенником Базилио перенестись в элегантный и легкомысленный 18-ый век.

«Севильский цирюльник» принадлежит к жанру оперы-буффа, в которой всё «наоборот», совсем не так, как в серьёзной драматической опере.Музыка Россини искрится, как шампанское, она легка и изящна, при этой легкости, она завораживает безвозвратно…

Каким же должен быть спектакль «Севильский цирюльник», в основе сюжета которого столь же искромётная комедия Бомарше? А таким, какой идёт на сцене Самарского академического театра оперы и балета в постановке Михаила Панджавидзе. Это костюмная, очень соответствующая духу 18-го века, постановка.

Гаснут люстры в зале. Но нежный лунный свет струится по оркестровой яме, бежит по проходам между рядами… с трёх сторон через зал к своим местам проходят музыканты оркестра и артисты хора…а вот и Маэстро (Андрей Данилов) легко взбегает к пульту и… звучит увертюра. Открывается занавес, и зритель видит декорации – подвижные лёгкие конструкции, становящиеся то севильской улицей, то домом доктора Бартоло с винтовой лестницей и зеркалами. На сцене и жилище Фигаро, превращающегося из старинного пианино в некий бутик 18-го века, и из него-то и появляется ловкий слуга, как раз вовремя, чтобы прийти на помощь влюбленному графу.

Впрочем…сюжет известен, так же как и великая музыка. Однако ж, при всей видимой и слышимой лёгкости – это произведение гения. Лёгкость для нас – зрителя и слушателя. А исполнителям здесь мало быть прекрасными вокалистами, необходимо актёрское мастерство. Особое, ведь в опере-буффа желательно и похулиганить, но изящно, и сымпровизировать непринуждённо. Сложная задача? Конечно! Но когда в спектакле участвуют такие мастера, каких мы увидели и услышали 19-го апреля на сцене самарского театра, она, задача эта, решилась с таким блеском, что публика получила нарастающее в геометрической прогрессии удовольствие. Иначе и быть не могло. Давайте ещё раз вспомним… Вот граф Альмавива, нет, вроде Линдор, хотя за каждым жестом, за каждым движением, изысканным и благородно-небрежным, угадывается аристократ. Граф Альмавива – солист Московского тетра Новая Опера имени Е.Колобова, приглашённый солист Большого театра, заслуженный артист Республики Осетия-Алания Алексей Татаринцев. С первых фраз, обращенных к Фиорелло (Георгий Шагалов, солист САТОБа), голос певца завораживает. А ведь ещё не было серенады… когда же Алексей Татаринцев, легко забравшись всё на то же многофункциональное жилище Фигаро, начинает ее петь… Даже если предположить, что кто-то из публики не знаком с сюжетом (не приобрёл красивой программки), всё равно понятно, что и Розина не устоит перед таким красавцем с голосом, завораживающим красотой тембра и безграничными нежными и сильными верхними нотами, и Бартоло вместе с Базилио не смогут ему помешать. Тем более, что помогать влюблённым взялся сам Фигаро. В этой партии – солист государственного академического Мариинского театра, лауреата международных конкурсов Владимир Мороз. Он – сама молодость, обаяние, дерзкое, умное, весёлое! Очень красивый голос, – лирический баритон, – великолепное актёрское мастерство и музыкальность. Как органично и победительно прозвучал в исполнении А.Татаринцева и В.Мороза дуэт графа и Фигаро! А когда на сцене появилась Розина… В этой партии солистка Самарского театра, Заслуженная артистка России Ирина Янцева. До чего прелестна, грациозна, очаровательно лукава и легка! Какое мастерство! А ведь буквально накануне она была трагически обречённой Джильдой… Здесь же в ней весь блеск того легкомысленного пряного 18-го века Россини и Бомарше. Партия Розины требует виртуозного владения голосом: он должен парить, играть и возноситься ввысь легко и радостно. Ирина Янцева именно так и поёт. Ария, дуэт с Альмавивой, трио с ним и Фигаро, квартеты и квинтеты с Бартоло и доном Базилио – этот голос серебряным колокольчиком радостно летит под своды зала.

В партии доктора Бартоло – солист Пермского академического театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов Владимир Тайсаев. Его герой чванливый, подозрительный, жадный и смешной. Всё великолепно выразил певец-артист, обладатель красивого сочного баса. Смешить порой труднее, чем заставить плакать. Это особый дар. Им в полной мере обладает корифей Самарского театра, мастер сцены, заслуженный артист России Андрей Антонов. Он может всё – и высокую трагедию и… вот такого забавного пройдоху дона Базилио. Замечательно сделана партия и роль!

А ещё в этой опере есть домоправительница доктора Берта. Она появляется, громко чихая, привлекая к себе внимание не только доктора. Хороша в этой роли Лия Габриелян!

Вообще, слушая замечательных певцов, любуясь ими, я вспоминала пожелание Бетховена, обращённое к Россини, «сочинять побольше «Севильских цирюльников»», и думала: побольше спектаклей с такими превосходными певцами-актёрами! Они покоряли совершенством и красотой голосов, и актёрской игрой, и удивительными импровизациями –всё было упоительно! Как… музыка Россини, великолепно исполненная оркестром театра под управления замечательного дирижёра Андрея Данилова. Закончить этот очерк хочу словами графа Альмавивы – Алексея Татаринцева. На вопрос, как ему работалось в этом спектакле, певец ответил: «Работалось очень плодотворно. С одной репетиции сделать такой сложный спектакль  непросто! Но так как все профессионалы, удалось собрать форму и, самое главное, получилось создать творческий ансамбль. А это самое главное в опере!»

Да! Поэтому мы увидели яркий, праздничный, добрый, светлый спектакль. Незабываемый радостный вечер! Браво всем! И благодарность.

Продолжение следует…

Ирина Каракозова.

Фото: сайт САТОБа; М.Гладких.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

14 comments

  1. ВИТА Reply →

    Прежде всего хочется поздравить нашу дорогую Ирину Каракозову с возвращением, да каким!
    Такой прекрасный обзор фестиваля «Имена» Самарского Академического театра Оперы и Балета, написанный на одном дыхании, легко и фантастически возвышенно, могла написать только Ирина, влюблённая в театр и, видимо, очень соскучившаяся по нему, после временного отсутствия так, что строки рождались мгновенно и вылились в обзор, представленный нам как истинный подарок от искусствоведа и писателя, любимой Ирины Каракозовой. Браво, Ирина!
    Нужно сказать, что и писать восторженно было о чём, и было не трудно, ибо впечатления от происходящего зашкаливали! «Имена» — говорящее название. И были, действительно, ИМЕНА самых достойных, самых известных самых замечательных солистов театров, как Самарского, так и приглашенных солистов Новой Оперы, Мариинского и Пермского театров. Их имена известны в мире музыкального искусства в России и самых престижных зарубежных театрах. Имена Алексея Татаринцева, Владислава Сулимского, Владимира Мороза не нуждаются в представлении, они давно любимы и почитаемы всеми любителями оперного искусства. Ирина подробно написала обо всём, отдавая дань и солистам, и художественному руководителю и вдохновителю фестиваля, прекрасному музыканту Евгению Дмитриевичу Хохлову и его оркестру, и всем, принимавшим участие в создании весеннего Праздника Музыки. Но, продолжение следует, и мы с нетерпением будем ждать следующих открытий фестиваля «Имена».
    Благодарность всем! Браво, Самарский Академический театр Оперы и Балета, находящий интересные пути, покоряющие сердца зрителей красотой и мастерством! Так держать! Удачи и новых свершений!

  2. Михаил Reply →

    Действительно, оперный фестиваль «Имена» — большое замечательное событие для Самары.
    Огромное спасибо Самарскому Академическому Театру Оперы и Балета за яркий весенний праздник и огромное спасибо Ирине Каракозовой за такой интересный материал-репортаж!

  3. Дмитрий Reply →

    да, с возвращением,Ирина! как всегда-любите всех!))А я со своей ложкой..гм…)).Нет, сначала соглашусь-фестиваль прекрасный. Маэстро Хохлову как художественному руководителю респект и как дирижеру Браво.
    Гости хороши, спасибо им большое. Родные наши…тоже.Но некоторым не мешало б позаниматься итальянским языком)))

  4. Елена Reply →

    Как вкусно написано! Как хочется на самарский фестиваль даже из Москвы. Тем более-замечательный и любимый наш Алексей Татаринцев подряд в двух спектаклях пел! (По афише и прекрасная Агунда Кулаева на сцену самарского театра выйдет!)..Я слушала Альмавиву Татаринцева в Новой опере,но там современная постановка и купюры, а в Самаре костюмы-декорации…Поздравления всем участникам и спасибо автору!

  5. Николай Reply →

    На открытии был-на самом деле очень хорошо воплощенная задумка, театрально-концертное исполнение-и режиссеру браво и маэстро Хохлову, Севильский с удовольствием послушал и посмотрел! Спасибо сем. Автору-так же-интересно и все правильно)

  6. Анна Reply →

    Спасибо за интересные и добрые рецензии автору.Благодарность всем участникам фестиваля! он проходит ярко и насыщенно. Успехов и вдохновения всем!

    1. Вероника Reply →

      Как прекрасно на фестивале! Как замечательно здесь читать доброжелательные статьи.Жалею,не смогла на Севильского,но Риголетто впечатлил.Солисты,хор,оркестр очень хороши.И стильно все.Спасибо всем!

  7. Борис Годин Reply →

    очень интересный информационный материал.Спасибо уважаемой Ирине Каракозовой-давно не было её публикаций,очень рад!
    поздравляю Самарский Театр и самарских поклонников оперы с таким праздником. Великолепное начало! уверен,продолжение не менее блестяще. С нетерпением жду рассказа Ирины об этом здесь.надеюсь, что замечательные певцы-гости Самары,будут и унас, на Собиновском фестивале,так же, как и самарские солисты.

  8. Алефтина Reply →

    Владимир, согласна с Вами! Все так и было! Огромная благодарность всем-солистам, артистам хора, оркестру,который звучал под управлением Евгения Хохлова очень хорошо. Конечно, спасибо нашим прекрасным гостям. И автору за доброжелательность и профессионализм.Это именно то, что так необходимо нам-обычным поклонникам жанра.С одной стороны всегда узнаешь что-то новое,с другой-созвучно нашим ощущениям.

  9. Екатерина Reply →

    Как радостно читать материал Ирины Каракозовой о ее любимом Самарском оперном театре! Этот фестиваль стал подарком для самарских любителей музыки и важным событием в музыкальной жизни нашей страны. Поздравления Евгению Хохлову и всем участникам фестиваля! надеюсь, будет возможность послушать и посмотреть эти спектакли в записи.

  10. Олег Reply →

    В Самаре в командировке.Дома в Питере хожу в оперу и филармонию.На фестивале в Самаре привлекли имена земляков.Так же А.Татаринцева.Был на трех спектаклях.Здорово!Молодцы! И сайт замечательный.Интересно будет мнение автора о Царской невесте и далее.Спасибо!

  11. Елена Титушкина Reply →

    Ирина, дорогая, оооочень мне не хватало твоих отзывов! С возвращением! И с каким блестящим возвращением! Какой интересный и эмоционально насыщенный материал. Одновременно ощущение, что побывала на спектаклях, и огорчение, что реально-то на них не была! Тебе — БРАВО! И замечательным артистам от виртуального зрителя — БРАВО!

  12. Vera Dubishanon Reply →

    Прекрасно! Поздравления Самарскому театру, всем звездам и участниками фестиваля. Отдельно-Ирине Каракозовой за подробное ревю.
    Ирен, с возвращением! выздоравливайте окончательно.Ждем новых материалов! благодарность читателям за комментарии.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK