САТОБ. Оперный фестиваль «Имена». (Продолжение. Начало http://orfeiart.ru/?p=1346)

3.Н.А.Римский-Корсаков. «Царская Невеста». 21.04.2019.

В 2019-ом году отмечаются юбилеи многих великих деятелей искусства, в частности, 175-летие со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова. Самарский фестиваль отдаёт дань признательной памяти композитору, который внёс столь весомый вклад в русскую и мировую музыку. Композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, участник «Могучей кучки». Автор 15-ти опер, 3-ёх симфоний, концертов, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки.

В текущем репертуаре Самарского театра Оперы Балета три оперы Римского-Корсакова: «Царская невеста», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане». 21-го апреля в программе фестиваля «Царская невеста». Премьера оперы на сцене театра состоялась 19-го марта 2004-го года. Режиссёр Георгий Миллер создал костюмный спектакль в лучших классических традициях. Публика его любит, и «Царская невеста» стала украшением афиши фестиваля. Более того, опера слушалась и смотрелась как премьерный спектакль, потому что в ней на сцену вышло много гостей – солистов программы «ATKINS» Государственного Академического Мариинского театра, молодые, но уже известные и перспективные певцы.

В партии Марфы солистка программы «ATKINS» Государственного Академического Мариинского театра, лауреат международных конкурсов Айгуль Хисматуллина. По словам известного музыковеда и пианиста М.Бялика, чтобы спеть Марфу, «надо обладать голосом ангела». Именно таким голосом обладает Айгуль Хисматуллина. Замечательно органична в этой партии молодая певица: её Марфа трогательна в своей юной чистой любви, нежная, кроткая, непосредственная. Столь же привлекателен и Иван Лыков в исполнении солиста программы «ATKINS» Государственного Академического Мариинского театра Евгений Ахмедов. Очень красивый лирический тенор, актёрский талант. Ария «Тучка ненастная…» исполнена певцом проникновенно и полётно, покорив публику и красотой звучания, и трепетностью чувства.

Владислав Куприянов в партии Григория Грязнова. Певец также солист программы «ATKINS» Государственного Академического Мариинского театра. Но, поскольку до этого он три года был солистом Самарского театра оперы и балета, и его успели не только запомнить, но и полюбить, он гость желанный и ожидаемый. Выступление Владислава Куприянова в партии Григория Грязнова – безусловный яркий успех и певца и спектакля, ведь именно его герой увлекает в горнило гибельной безудержной страсти Марфу, Любашу, Лыкова и самого себя. Партия сложна во всех отношениях, и драматически особенно. Владислав Куприянов показал в ней и безупречный вокал, и актёрское мастерство, и духовную зрелось, что очень замечательно для молодого певца.

 Запомнился благородством звучания и внешним рисунком образа солист программы «ATKINS» Государственного Академического Мариинского театра Дмитрий Григорьев в партии Василия Собакина.

Великолепный вокальный и актёрский уровень продемонстрировали как всегда солисты Самарской оперы. Любаша – Анна Костенко. Глубокое сильное меццо-сопрано, актёрское мастерство – прекрасно сделана партия и роль. Очень хороша Дуняша Натальи Дикусаровой, ярок и зловеще значителен Малюта Рената Латыпова. Великолепна Домна Сабурова заслуженной артистки России Евгении Теняковой. Интересный образ Бомелия, носителя чуждой культуры создал приглашённый солист Самарского театра Сергей Спиридонов.

Спектакль слушался и воспринимался на едином дыхании, поскольку благодаря профессионализму исполнителей сложился прекрасный гармоничный актёрский ансамбль. И здесь особая благодарность дирижёру Евгению Хохлову – под его чутким управлением оркестр продемонстрировал,  безупречное звучание. Браво! Браво всем, – певцам-солистам, хору, балету,оркестру – ещё один чудесный фестивальный день завершился на самой высокой и чистой ноте.

4.Дж. Верди. «Аида». 25.04. 2019.

Когда слушаешь «Аиду», невольно думаешь: ведь этого шедевра могло и не быть… Как известно, Джузеппе Верди сначала отказался от предложения написать оперу к открытию Каирского театра, приуроченному, в свою очередь, к завершению строительства Суэцкого канала.

Трудно найти оперный театр, в репертуаре которого не было бы «Аиды». Опера стала украшением афиши и Самарского Академического театра оперы и Балета. Премьера состоялась 27-го марта 2013-го года. Режиссёр-постановщик – народный артист России Юрий Александров – создал зрелищный, яркий спектакль. Художник – народный художник России Вячеслав Окунев в декорации и костюмах с возможной точностью воссоздал Древний Египет. Вернее, реальность Мифа Древнего Египта. Один из самых рейтинговых по посещаемости спектаклей театра, «Аида» стала кульминацией фестиваля. А в партиях Амнерис и Радамеса мы услышали звёзд мировой оперы – Агунду Кулаеву и Ованеса Айвазяна.

Партию Аиды исполнила солистка Самарского театра, лауреат международных конкурсов Татьяна Ларина. Певица, обладающая великолепным сопрано, и замечательная актриса. Её Аида и пленница, и царевна. Прекрасна и обречёна своей любовью. В дуэте с Амонасро и «оpatria mia» Аида-Лариной поднимается до высот истинного трагизма. В партии Амонасро – солист Самарской оперы, заслуженный артист России Василий Святкин. Дивной красоты баритон, мощный актёрский дар – все это слилось в гармонии в образе эфиопского царя, отца Аиды.

 В этой опере значительна каждая партия. Верховный жрец Рамфис – неумолимый исполнитель воли богов. Георгий Шагалов, замечательный бас самарской оперы, наполнил этот образ особой выразительностью и силой. Также как Ирина Янцева-Жрица, именно таким неземной красоты голосом и должны доноситься веления высших сил. Фараон Рената Латыпова – абсолютное попадание в образ и партию.

Радамес. В этой партии выступил солист Армянского государственного театра оперы и балета , приглашённый солист Большого и Мариинского театров, заслуженный артист Армении Ованес Айвазян. Покорил с первых звуков Celeste Aida. Изумительной красоты яркий тенор, для которого не существует границ. Актёрское прочтение образа, пластическое решение безупречно, так же как вокал.

В партии Амнерис – солистка государственного Большого театра России, заслуженная артистка России Агунда Кулаева. Звезда мировой оперы, выступающая на сценах лучших театров мира, обладательница роскошного, тёплого меццо божественной красоты. Божественна и прекрасна она сама. Слушать, видеть Агунду – огромное счастье и везение. Она – Царица всегда. А в этой опере она Амнерис – прекрасная, неудержимая в своей страсти к Радамесу дочь фараона. Агунда Кулаева певица и актриса высочайшего уровня. Она буквально притягивает к себе взгляд каждым жестом, каждым движением. А голос, который звучит пленительно безгранично, чарующе во всех регистрах, способен увлечь в горные выси. Так и произошло на спектакле 25-го апреля.

Это был  триумфальный спектакль. Великолепны  все – певцы, хор, балет, миманс. Великолепен оркестр под управлением Евгения Хохлова. Спасибо за этот потрясающе незабываемый вечер!

 5.Гала-концерт 27.04.2019.

Быстро, на едином дыхании пролетели эти 10 дней. И вот уже финал – заключительный гала-концерт.  В программе сцены и номера из опер Дж. Верди.

На сцене оркестр Самарского Академического театра оперы и балета. Оркестр на сцене –  всегда подарок публике. Она непосредственно соучаствует, ощущает свою причастность к тому, что будет происходить на сцене, наблюдая, как к пультам проходят музыканты со своими инструментами. Как усаживаются, проверяют ноты… А вот появляется концертмейстер, первая скрипка оркестра Татьяна Казакова. Музыканты настраивают инструменты… гаснет свет в зале, появляется Маэстро –главный дирижёр и художественный руководитель фестиваля Евгений Хохлов. И рождается чудо музыки… звучит увертюра из оперы Верди «Сила судьбы». Дирижёр, музыканты едины…Увертюра торжественная, трагическая и светлая, мощная и возвышенная задаёт тон всему концерту. Солистка Самарской оперы Анна Костенко и хор театра исполняют Rataplan, подражая звуку полковых барабанов. Сила судьбы сталкивает Дона Альвара и Дона Карлоса. Великолепен дуэт Ованеса Айвазяна и солиста самарской оперы,  красивейшего тембра баритона Георгия Цветкова.

А вот Леонора. Неописуемо хороша в этом образе солистка Самарской оперы Татьяна Гайворонская. Сложнейшая и красивейшая ария «Pace,pace mio Dio!» безупречно исполнена и прожита великолепной певицей, обладательницей божественного сопрано.

Романс Фиеско из оперы «Симон Баканегра». Его  выразительно исполнил заслуженный артист России, солист Самарской оперы великолепный Андрей Антонов. А Георгий Шагалов – ещё один замечательный бас самарского театра – покорил исполнением арии Банко из оперы «Макбет».

Аплодисменты и восторг – выход Агунды Кулаевой. Несравненная певица исполнила песню Эболи из оперы «Дон Карлос».Дивный голос,дивная красота. Ованес Айвазян великолепен в арии Манрико из оперы «Трубадур». Завершил 1-е отделение знаменитый «Va, penciero» из оперы «Набукко» – хор театра безупречен.

Второе отделение открыла увертюра из оперы «Травиата». Как выразительно, с какой тончайшей нюансировкой исполнил ее оркестр под управлением Евгения Хохлова! Столь же совершенно и трогательно прозвучала ария Виолетты из первого действия оперы в исполнении солистки самарского театра Ирины Янцевой. Далее она в дуэте с солистом московского театра Новая Опера им. Е. Колобова Богданом Волковым исполнила дуэт из последнего действия .А Богдан Волков, которого самарская публика успела полюбить после его исполнения Ленского и Альфреда в спектаклях театра, покорил ещё раз в арии Альфреда.

В дуэте из оперы «Бал-маскарад» блестяще выступили солисты театра Татьяна Ларина и Владимир Боровиков. Он замечательно исполнил также речитатив и арию Ди Луна.

Молодая солистка Самарской оперы Анастасия Лапа была прелестна и убедительна в исполнении арии Елены из оперы «Сицилийская вечерня».

И вновь на сцене Агунда Кулаева. Ария Азучены с хором из оперы «Трубадур». Агунда Кулаева может всё. Гордая блистательная Эболи и роковая трагическая Азучена. Этот голос можно слушать бесконечно. Концерт завершился триумфальным финалом из оперы «Аида» в исполнении всех замечательных солистов – участников концерта, хора и оркестра театра. Поистине триумфальный финал. Финал концерта и фестиваля. Как победительно и торжественно звучал оркестр под вдохновенным управлением Евгения Хохлова! Как божественно прекрасно возносились под своды голоса великолепных певцов! Браво! И бесконечная благодарность всем – солистам, хору, оркестру, художественному руководителю фестиваля Евгению Дмитриевичу Хохлову и администрации театра.

В заключение приведу слова ВРИО генерального директора театра Елены Тарановой: «Мы рады, что фестиваль прошёл на таком высоком уровне.У нас получилось пригласить на фестиваль  знаменитых признанных во всем мире певцов и молодых,но уже  известных солистов молодежной программы Мариинского театра. Благодарны нашим замечательным гостям, имена которых звучат по всему миру, и нашим прекрасным солистам. Мы хотели, чтобы фестиваль стал праздником для наших зрителей. И праздник удался».

Да! Получился грандиозный, феерически прекрасный праздник. Он войдёт в историю Самарского академического театра Оперы и Балета как безусловное достижение, и впишет в неё незабываемую страницу.

До свиданья и до новых таких же прекрасных встреч!

Ирина Каракозова

Фото:Сайт САТОБ; М. Гладких.   

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

15 comments

  1. Вероника Reply →

    Чудесный фестиваль! Слушала Аиду.Амнерис-Агунда Кулаева бесподобна.Радамес отличный.Наши хороши.Дирижеру браво!автору спасибо за шикарный обзор!

  2. Олег Reply →

    Очень достойная статья,добрая и так иллюстративно написана.Я был на первых 2 спектаклях,о чем писал в комментарии к первой части.Ждал,что Ирина Каракозова напишет о Царской невесте.Рад за наших питерцев!хорошо,что привлекли талантливую молодежь.ДирижерЕ. Хохлов тоже наш,Самаре с ним повезло.Всем браво!

  3. Анастасия Reply →

    Спасибо Вам,дорогая Ирина! Прекрасно написали, как всегда-вот я в Москве,но так приятно читать.радостно за оперное искусство в России-если проводятся такие фестивали в губернском городе-я с огромным уважением пишу это, ведь Д. С. Лихачев писал-истинную культуру будет хранить русская провинция. так и есть. Низкий поклон организаторам праздника. И поздравление все участникам и зрителям побывавшем на фестивале. Отдельно поздравляю изумительную певицу,примадонну мировой оперы Агунду Кулаеву.(я ее поклонница) еще раз спасибо, Ирина-Самарский театр теперь стал близким-благодаря Вашим публикациям-ходим на Ютуб и слушаем его прекрасных солистов

  4. Татьяна Reply →

    Огромное спасибо автору за такую чудесную статью! Да, фестиваль получился потрясающим! Он пролетел как одно мгновение, а оставил в душе столько тепла и света! Спасибо большое всем организаторам и тем, кому пришла в голову идея этого фестиваля. )
    P.S: очень хотелось бы, чтобы он стал ежегодным.)

  5. Дмитрий Reply →

    Спасибо Ирине-она как всегда добра и читать одно удовольствие. Было и на фестивале удовольствие-хотя я посетил не всё,был на «Риголетто», «Аиде» и Гала. Во всем с автором согласен,только,г-да администраторы и организаторы. На гала-концерте обошлись без ведущего-никто не объявлял, артисты выходили сами по себе. Конечно, предполается, что зрители купили программки. А не купили-так вот без них и не разберутся,так что в антракте многие отдали пятидесятку-не жалко, что и следовало доказать))
    Но вот рядом со мной сидел слабовидящий пожилой мужчина-ему от программки все равно толку нет. Подумайте, уважаемые,о слабовидящих зрителях.любящих,однако искусство. Кроме того-программка не совсем точно отражала последовательность и участников-простите за въедливость))))Пусть в следующий раз на концертах как раньше будут объявлять артистов и произведения. А так все отлично, Поздравления всем!

  6. Михаил Reply →

    Благодарю Вас, Ирина, за интересный обзор интересного фестиваля!
    Огромное спасибо Самарскому Академическому Театру Оперы и Балета за такое прекрасное, яркое весеннее событие!

  7. Дарья Reply →

    Спасибо автору за яркие образы, интеллигентный слог, профессионализм и эмоциональность. Всегда приятно читать о ярком событии!

    1. ВИТА Reply →

      Вот и появился ожидаемый обзор Ирины Каракозовой о прекрасном продолжении и закрытии фестиваля «Имена» грандиозным феерическим Гала-концертом. Спасибо, дорогая Ирина, за подробную картину происходящего на сцене САТОБ, картину красочную и написанную так, как подвластно только Ирине. Спасибо и Браво!
      «Царская невеста»… Сколько же воспоминаний связано с этой оперой, навеянных ранним детством, когда папа музыкант, и в его копилке две самых любимых русских оперы — » Царская невеста» и «Хованщина». Естественно, дома были клавиры и записи с самыми лучшими исполнителями. Я, девочка, была влюблена в Григория Грязнова, несмотря на весь негатив, связанный с этим образом. Я любила его за голос! Такой мощный и бархатный, красивый и меняющийся в дуэтах с женскими персонажами, любимой Марфой и нелюбимой Любашей. Эти впечатления на всю жизнь.
      Замечательный Проект Мариинского театра Оперы и Балета «ATKINS», учреждённый в 2015 году меценатом Вероникой Аткинс и Валерием Гергиевым, прекрасная помощь молодым талантам, избравшим профессией оперное пение. Вот представители этого Проекта и пробовали свои силы на фестивале » Имена» в опере «Царская невеста». Об этом подробно написала Ирина. А мне бы хотелось, применительно к высказываниям М.Бялика, о том, что для пения партии Марфы » нужно обладать голосом Ангела», вспомнить настоящего Ангела во плоти, прекрасную певицу, красавицу, солистку Самарской оперы, дивную Татьяну Протопопову, с серебристым, необычайной красоты, голосом. Светлая память…
      Нельзя не сказать об «Аиде» с участием Примадонны мировой оперы Агунды Кулаевой. Никакие самые прекрасные отзывы об этой певице не идут в сравнение с её голосом, услышанным вживую. Богиня! Артистка и певица от Бога, несомненно им поцелованная. Браво, удивительная и прекрасная Агунда! Только удачи в освоении всех существующих сцен мировых оперных театров! Ованес Айвазян Браво! И солисты самарской оперы были прекрасны. Всем спасибо за доставленное удовольствие.
      Ну, и заключительный Гала-концерт. Все собрались и блистали. А оперы Верди провоцируют только превосходное исполнение превосходными солистами.
      Нужно сказать и о вдохновителе фестиваля, изумительном Евгении Хохлове, красавце, стремящимся к красоте и в своём театре. Потому так радуют все спектакли, которыми руководит прекрасный музыкант, главный дирижер САТОБ, Евгений Дмитриевич Хохлов. БРАВО!!!
      Спасибо за Праздник, спасибо за Музыку и Театр! Спасибо за стремление приобщить к прекрасному зрителей, которые приходят в театр, и будут приходить вновь и вновь…
      Удачи и новых прекрасных Праздников в Самарском Академическом театре Оперы и Балета! С Богом!

  8. Борис Годин Reply →

    Восхищаюсь Самарским оперным театром -его руководители действительно преданные искусству,неравнодушные люди,и фестивалем (тем более, что имею возможность сравнения). Восхищаюсь и автором размещаемых здесь материалов о каждом значимом событии театра-Ирина Каракозова пишет благородным слогом, пишет доступно и в равной степени интересно как для любителей так и для профессионалов.Не у каждого театра есть такой преданный друг-издание ведь международное…
    Собственно о фестивале. Специально приезжал на «Царскую невесту»-как преподавателю, мне интересны молодые певцы.Откровенно если,то проблема всё одна. Технически они готовы,но внутренним содержанием партии не наполнены-исключение Куприянов, не смотря на молодость, поразил,не смотря на то, что баритон он явно лирический.Да, странно, что в костюмном спектакле Грязной без бороды и усов-небритость не в счет.). Да.Конечно, они молоды, конечно с одной репетиции трудно ,но…помню я наши Собиновские фестивали прошлых далеких лет…Но, возможно, все еще будет. плюс к программе фестиваля как раз то, что наравне с такими звездами как Кулаева , Айвазян, Сулимский, Татаринсцев, в отдельно взятом спектакле мы увидели талантливую оперную молодежь.Во всяком случае-получил удовольствие.И особенно от работы дирижера Евгения Хохлова. Браво.Браво всем и поздравления.Еще раз спасибо за этот ресурс. за возможность прочтения интересных интеллигентных авторов и возможность поделиться своими размышлениями.

  9. Адина Reply →

    Замечательный фестиваль.Спасибо всем.А мне как раз понравилась молодежь в Царской.И голоса и по возрасту как персонажи оперы.Спасибо за статью.

  10. Алефтина Reply →

    спасибо всем! За фестиваль,за мастерство и радость!Спасибо за освещение автору и порталу Миры Орфея!Хорошо что вы есть!

  11. Елена Титушкина Reply →

    Как интересно и … понятно даже неофиту. А в августе, наверное как и везде, театр не работает? Очень хочется побывать! После чтения таких отзывов. И очень радостно, что фестивали такого уровня проходят в провинции!

  12. Vera Dubishanon Reply →

    Поздравления Самарскому тетру оперы и балета с проведение столь замечательного праздника. Это большой успех! Благодарность Ирине Каракозовой-это прекрасное освещение. Читатели и комментаторы так же -благодарность.Весеннего настроения всем!

  13. Ирина Каракозова Reply →

    дорогие читатели! Благодарю за то, что читаете, что пишете комментарии. Спасибо за добрые слова и пожелания.Будьте все здоровы.

  14. Регина Венке Reply →

    Ой, припозднилась! зато, с каким удовольствием снова прочла материалы Ирины!С Возвращением!
    А самарский театр-с большим успехом! Новых творческих побед! Спасибо всем!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK