Жанна Романенко-Надеждина: «С первого взгляда и на всю жизнь я полюбила этот театр!»

С этих слов началось наше интервью с выдающейся русской актрисой, народной артисткой России Жанной Романенко-Надеждиной.  На следующий день Жанна играла на сцене Самарского Академического театра драмы им. Горького, с которым неразрывно связана ее творческая жизнь  королеву Элинор Аквитанскую в спектакле «Лев зимой» Голдмена. Она истинная королева русской сцены, гордость отечественного театра. Актриса, для которой служение театру – смысл и великая любовь. Самарский театр драмы  помнит Стрепетову, Оленина, Федотову, Шаляпина, Толубеева, Меркурьева, Нельского и Симонова, Демича, Михеева, Засухина, Ершову…Самарский (Куйбышевский) театр драмы, «теремок», как любовно называют его горожане, построенный в 1888 году и являющийся объектом культурного наследия России, неотделим от имени народного артиста СССР Петра Львовича Монастырского, который с небольшим перерывом более 30 лет являлся главным режиссером театра. И Жанна Романенко была его любимой актрисой, в его спектаклях создала незабываемые образы в русской и зарубежной классике, а также в современных пьесах. Впрочем, и в спектаклях Вячеслава Гвоздкова, который возглавил театр после отставки П.Л. Монастырского, и Валерия Гришко, художественного руководителя Самарской драмы  в настоящее время, Жанна Романенко по-прежнему блистательна и неповторима. По-прежнему ее спектакли проходят с аншлагами и лишний билетик просят за квартал до театра. Гримерная Жанны Романенко-Надеждиной заполнена трогательными знаками любви зрителей: сувенирами и плюшевыми игрушками… Жанна Романенко – Актриса с большой буквы, само обаяние и сама Красота…Каждое слово ее на вес золота. Интервью с ней предлагаю вашему вниманию.

– Жанна Анатольевна, когда мы шли сюда, в Вашу гримерную, Вы сказали, что этот театр – Ваша любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Но расскажите, как все начиналось. Вы с детства хотели стать актрисой?

– О нет! Я не собиралась быть артисткой… это целая история. Я хотела стать и геологом и балериной – занималась балетом. Потом мне захотелось стать врачом, потом спортсменкой. Но, когда я заканчивала 10-й класс, к нам в город приехал на гастроли Минский театр. Я познакомилась с молодым актером, и он начал рассказывать о театральном институте, что у них там такие интересные занятия: и сценическая речь, и фехтование, и вокал, и мастерство актера…мне показалось, это так здорово! И я решила, что   должна поехать. Это было очень спонтанное решение, я могла и не поступить. Но поступила! В театральное училище им. М.Щепкина. Была самая молоденькая на курсе: 18 лет мне исполнилось в сентябре, когда мы были на картошке.

– Вы поступили на курс…

– Виктора Ивановича Коршунова и Юрия Мефодьевича Соломина – он был совсем молодой, 27 лет, а Виктору Ивановичу 36, но он казался нам очень солидным! Были еще педагоги-балерины Большого театра, Аркадий Борисович Немировский, Вера Васильевна Урнова…много было, но главными – Коршунов и Соломин… Вместе со мной учились Валерий Баринов – мы и сейчас дружим, переписываемся. Еще Слава Дубров, Валя Панина, она заслуженная артистка, снималась в кино. Получается, что сейчас я самая востребованная. Валера Баринов говорит: «Ну, Жанна, ты даешь!» А я ему: «Ты тоже, в кино все время, утюг включишь – ты там!» (Жанна смеется)

– А какой спектакль был для вас первым?

– «Девушка-гусар» –  водевиль. Коршунов старался всех показать выгодно, и я играла Девушку-гусара. Потом была «Мать» Горького, я играла возлюбленную Павла, играла и мать Раскольникова (Раскольниковым был Слава). Дипломные спектакли: «Братская ГЭС» Евтушенко, «Преступление и Наказание», «Мать» Горького и вечер водевилей.

– Жанна, насколько я знаю, тогда ведь были распределения… Куда распределили Вас по окончании училища?

– Это  тоже интересная история. Я рано вышла замуж за Сережу Надеждина – он тоже учился в нашем училище. В училище на дипломные спектакли приехал П.Л. Монастырский и позвал его в Воронеж (на время реконструкции Куйбышевского театра Монастырский работал там – И.К.). Я, еще учась, приезжала туда, и Петр Львович говорил: «Жанночка, мы Вас ждем!» Когда закончила училище, Монастырский возвратился в Куйбышев, Сергей поехал так же, и я, как жена декабриста, отправилась за ним.

– Это была эра Монастырского…

– С Петром Львовичем я очень плотно проработала 20 лет. Это золотой век театра – я так говорю и говорила Вячеславу Алексеевичу Гвоздкову. Я застала в самой лучшей форме великих актеров: Ершову, Михеева, Лазарева, Пономарева, Фролову, Свиридова, Засухина…

– Ваш первый спектакль на куйбышевской сцене?

– «Обыкновенный человек» Леонова – я играла  молоденькую девушку Аннушку. А моего отца играл Засухин. Там были заняты Елизавета  Фролова, Ванда Оттович, Всеволод Турчин. Я проработала год, и мы поехали на гастроли в Москву. Это просто необыкновенное везение – первые гастроли в Москве, и на сцене МХАТа!

Рецензии отмечали корифеев – Засухина, Фролову и…Вас, молодую артистку. Известный критик того времени Строева писала, что Вы в дуэте с Засухиным не потерялись. Вообще, Жанна, в каком бы спектакле Вы ни играли, это всегда незабываемо. Из детства я помню свое  впечатление, когда первый раз увидела юную Жанну в мюзикле Марка Левянта «Левша». Там играли Владимир Борисов, Любовь Альбицкая и  Вы…

– Я играла блоху – английскую и русскую!

– И это было очаровательно! Актеры Монастырского…Жанна, Петр Львович – выдающийся режиссер, ученик Е.Вахтангова.  Это действительно человек–эпоха. И отношения с ним у актеров складывались по-разному. Расскажите, пожалуйста, о том, как Вам работалось под его руководством? Вы были заняты практически во всех его спектаклях …

– У многих отношения с Петром Львовичем складывались сложно. Но я была обласкана. У Петра Львовича я много  играла. «Пигмалион», «Дачники», «Бесприданница» … Он доверял мне. Моя судьба сложилась – он дал мне зеленый свет, и это притом, что тогда играли еще и Грязнова и Радолицкая – его жена…Я всегда была в первой тройке.

– А в спектаклях Вашего мужа, Сергея Надеждина, Вы были заняты?

– Только в одном – «Любовь, джаз и черт», с Любой Альбицкой. Он довольно много ставил, но я играла у Монастырского и других режиссеров…

– Я помню этот  спектакль – он был такой современный, молодежный! И Вы просто кумиром нашим были. Тем более, что одновременно Вы играли и Мольера – Эльвиру в «Тартюфе», и  «Пигмалион», где Вы были Элизой Дулиттл. Я, кажется, смотрела ее раз 10! Так же как и «Дачники», и «Даму-невидимку». Актеры Монастырского ведь поющие актеры. И как Вы пели в мюзиклах! А как душевно исполняли романс «Не уходи, побудь со мною» в «Дачниках». Но…Жанна, в Вашей актерской биографии был и еще один театр. Я помню, каким потрясением для всех ваших поклонников стала весть, что Вы уезжаете из Самары…

– Петр Львович не отпускал меня – сказал мне: «Жанна, ты мне нужна». А потом пытался через Марка Левянта и других друзей меня удержать. Но муж уезжал в Симферополь, и я поехала с ним. Мой последний спектакль  «Я – женщина» –  это было ужасно. Я была вся белая. И когда по окончании объявили, что это мой прощальный спектакль, меня обложили цветами… очень тяжело. И, хотя театр драмы в Симферополе был очень хорошим, академическим, мне показалось, что я с океанского прекрасного лайнера попала …Короче, вскоре поняла, что не могу без самарского театра, хотя я проработала в Симферополе 7 лет, все время пилила мужа – давай возвращаться. Я знала, что Петр Львович никогда назад не брал,- тех, кто от него уходил…

– А Вас взял!

– Меня взял, и это говорит о том, что он очень хорошо ко мне относился.

– Жанна, расскажите, пожалуйста, подробнее, как Вы возвратились. Помню, какой радостью Ваше возвращение стало для всех поклонников театра!

– Возвращение было красивым. Ему предшествовал юбилей театра, на который меня пригласили. Публика принимала так восторженно, что Петр Львович сказал потом: «Видишь, тебя помнят и любят». Поэтому  считала, что имею право попросить, чтобы меня взяли вновь. Я позвонила ему и сказала: «Я хочу вернуться». Он говорит: «Ты знаешь, я назад не беру». Я говорю: «Знаю. Но все-таки давайте поговорим. Только не в театре, чтобы не поднимать волну, а у Вас дома». Мы разговаривали 4 часа. Супруга его подавала чаю… Часа 4 он меня сканировал. Мне повезло. Тогда уходила Харитонова. И надо было, чтобы была равноценная замена. И, хотя в Симферополе я репетировала Сару в «Иванове», я ее так и не сыграла,  не жалею, потому что я возвращалась в свой родной театр. Петр Львович предупредил меня: «Тебе будет трудно: войти дважды в одну реку нельзя, подросли новые таланты…» А я сказала, что готова, только попросила: «Пожалуйста, помогайте мне так, как Вы помогаете новеньким». А он всегда помогал! Все делал так, чтобы люди не чувствовали себя одинокими в чужом городе: приглашал домой, кормил, поддерживал. Я ему сказала, домой приглашать не надо, тем более, я уже была у него, но в театре… И он помог снова войти в труппу, в репертуар.

– И первая роль, которую Вы сыграли, вернувшись, была леди Мильфорд?

– Да. Леди Мильфорд, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера. Помню тот спектакль – слезы текли на поклонах.

– И зрители плакали. Я  тоже помню. Хотя я была уже не на первом спектакле, все равно плакали от радости, что Вы вернулись, и от счастья соприкосновения с Вашим талантом.

Второй период в театре – Ваше возвращение. Это было как Ренессанс, как будто Вы и не уходили.

– Да. Я вновь играла в любимом театре и в замечательных постановках. Это были «Пять вечеров» – Тамара, «Эзоп» –  Клея,  «Васса Железнова».

– Жанна, Вы вернулись, но буквально через год произошел трагический поворот в истории театра-отставка Петра Львовича. Как Вы его перенесли?

– Для меня это был шок. Часть актеров ушла в театр «Понедельник». Если бы это был театр Монастырского, я бы, конечно, последовала за ним. А так…я осталась в театре, который любила всей душой. Сначала просто была в каком-то «подполье». Вячеслав Алексеевич Гвоздков – талантливейший режиссер. Я и у него много играла потом. Но сначала это было жесткое испытание, прежде чем пошло восхождение в театре Гвоздкова. Но мне помог Астрахан. Он как раз приехал ставить спектакль, и Гвоздков говорит: «Посмотри, с кем ты хочешь работать». Астрахан подошел к моему портрету и сказал, что будет работать со мной. И мы с Борисовым сыграли в «Подари мне лунный свет»! Потом меня стал занимать Гвоздков. В каждый спектакль: «Замок в Швеции»», «Лошадь в обмороке», «Амилькар – человек, который платит», «Пока она умирала» – это все Гвоздков.

– Жанна, разрешите мне остановиться на спектакле «Ужасные родители», который поставил Шапиро. Дело в том, что тогда я как раз работала над диссертацией по творчеству Жана Кокто и отсматривала постановки его пьес – не так уж много его и ставили в России. Но тогда одновременно эта пьеса шла в Санкт-Петербурге, в Москве и в нескольких провинциальных театрах. Я посмотрела все. Разумеется, сравнивала с фильмом, поставленным самим Кокто, в котором играли великие французские актеры: Ивон де Бре, Жан Маре, Габриэль Дорзиа. Когда я увидела в роли Лео Вас, я подумала, что Вы – самая настоящая. Ведь Лео – элегантная, исполненная истинно французского шарма – по сути, главный персонаж пьесы. Я никогда не забуду интонацию, с которой Вы произносили заключительную фразу: «Главное, не благодарите!» – столько нюансов в этих простых словах…такое чисто французское изящество и печаль. Это была лучшая Лео! Вы помните эту роль?

– Конечно!  Шапиро перенес свою ташкентскую постановку. Спектакль поставили на Ванду Оттович и меня. Лео – режиссер этого дела,она владеет ситуацией и ведет интригу. Очень неоднозначный, сложный персонаж. Было что поиграть и вложить в нее.

– Жанна, Ваша жизнь как-то идет периодами. Они связаны с режиссерами, которые царили в театре. А Вы царили при них всех. Сейчас новый период начинается…

– Да, третий.

– Как  он проходит для Вас?

– Он не такой трагический, как второй. Потому что с В. Гришко мы уже работали, он не первый год в театре. Я много с ним сделала ролей в спектаклях: «С тобой и без тебя», «Женитьба Фигаро». И вот, «Лев Зимой»…

– Радует Ваша активная занятость. Но сейчас задам несколько неделикатный вопрос. Ваши роли последних лет – дамы элегантного возраста, скажем так. Для многих актрис этот переход от героинь порой драматичен: некоторые так и стремятся остаться 39-летними. А Вы играете странную миссис Сэвидж, например, вот Элинор. Как свершился для вас этот переход?

– Я искала этот переход сама. Очень аккуратно Вера Александровна Ершова сыграла миссис Сэвидж в 54 года. Я-то позже. И это произошло естественно. Я говорю Володе Борисову: «Мы с тобой еще “Дальше – тишина” будем играть».

– Жанна, пожалуй, самая яркая премьера этого сезона – «Лев зимой». Собственно, в этом спектакле главные роли и должны играть большие актеры, действующие короли и королевы. Вы и Владимир Борисов – королева Элинор и король Генри –  воистину властители. Расскажите об этой работе.

– Интересно работалось, но достаточно сложно. Гришко – если б я его не знала, я сопротивлялась бы очень жестко. Там есть сцена, ее ведет Борисов: я сижу на троне неподвижно почти 20 минут. Даже в пластике это было интересно. В монологах – вулкан должен быть внутри. А зал разрывало. Валерий Викторович Гришко видел в Элинор коварство, такую интриганку. Она  постоянно в борьбе.  Они же с Володей Борисовым хотели сделать Генри белым и пушистым. Но я все же играю ее несколько иной. Десять лет тюрьмы, но она остается королевой и любящей женщиной. Ведь она потом, пока сын Ричард был в крестовых походах, много лет правила Англией…и я играю королеву и  женщину, которую обстоятельства вынуждают быть и жесткой, и интриговать. Но, когда в финале мы с Борисовым уходим вместе, все понимают, что эти люди все равно сохранили любовь.

– Жанна, а есть у Вас любимые роли?

– Наверное, это комедийно-романтические…Элиза Дулиттл – вот это я. Конечно, все роли любимые. Мне нравится Сэвидж. Мне нравится и драматические роли, и сейчас Элинор –  умница,   великая королева,жена и мать. И мощь, и сила, и женственность, и ум – там все.

– И о премьере, которая предстоит.

– Ковард «Любимец публики» – это комедия о нашем актерском существовании. Я играю элегантную секретаршу знаменитого актера, очень ироничную, которая все про него знает. Этакий серый кардинал. Она его подкалывает, но любит. Ставит В. Гришко, и мне очень легко с ним работать.

– В заключение. Жанна, Вы истинная русская актриса, Вы служите театру…приходите в него в день спектакля первая?..

– Это моя любовь. В день спектакля я прихожу за три с половиной часа до начала. Мне надо все обыденное с себя стряхнуть. Мне порой говорят: Жанна Анатольевна, ну зачем так рано? А как же? Засухин приходил за 4 часа, Ершова…я, кстати, занимаю ее гримерную… Это Театр!

Да. Это Театр. И это великая актриса – Жанна Романенко-Надеждина, народная артистка России. Низкий поклон, восхищение, благодарность, доброй удачи и новых успехов!

Ирина Каракозова.

Фото:сайт Самарского Академического театра драмы им.М.Горького.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

18 comments

  1. Борис Годин Reply →

    О, какой роскошной материал! Какая актриса! действительно достояние русского театра и русской культуры! Помню уважаемую Жанну Анатольевну и в спектаклях Монастырского-Лариса в «Бесприданнице», и у других- помню ее Анжелу в «Даме-невидимке»,обязательно приеду в Самару и посмотрю «Лев зимой»-два таких великих актера, как Жанна Романенко и Владимир Борисов-это пиршество! Ирина, спасибо Вам за интервью. Прекрасная неповторимая Жанна Анатольевна,будьте здоровы и успешны.Вы прекрасны!

  2. Агиля Reply →

    Восторг! обожаю Жанну Анатольевну! Спасибо за интервью с ней! Иду 30-го на «Льва зимой» второй раз! спасибо этому изданию-пусть наших великих актеров знают во всем мире!

  3. Алефтина Reply →

    КАК ХОРОШО, ЧТО СДЕЛАЛИ ИНТЕРВЬЮ С ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЖАННОЙ РОМАНЕНКО! КАКАЯ СУДЬБА И КАКАЯ ОНА ВЕЛИКАЯ! ДАЙ БОГ УСПЕХОВ И ЗДОРОВЬЯ ЕЙ. ДАЙ БОГ ЗДОРОВЬЯ И УСПЕХОВ ВАМ ИРИНА И ВСЕМ, КТО ДЕЛАЕТ ЭТОТ ПОРТАЛ.

  4. Дмитрий Reply →

    Спасибо, Ирина! Спасибо за такое содержательное интервью с замечательной Жанной Романенко! И низкий поклон , Актрисе!

  5. Олег Reply →

    Прекрасное интервью с прекрасной актрисой!на одном дыхании читается!

  6. Екатерина Reply →

    Спасибо за это интервью, за занкомство с прекрасной актрисой Жанной Романенко, с ее богатой творческой судьбой! очень хочется увидеть Жанну Анатольевну на сцене, после такого увлекательного рассказа о судьбе, неразрывно связанной с театром!

  7. Михаил Reply →

    Огромное спасибо Ирине Каракозовой за такой интересный материал!!!
    И огромное спасибо Жанне Анатольевне Романенко-Надеждиной за такое чудесное интервью!!!)

  8. Вероника Reply →

    Обожаю Жанну!Спасибо за интервью с ней! Они с Борисовым бесподобные король и королева!

  9. ВИТА Reply →

    Как всегда, теперь уже о театре, прекрасное интервью с великолепной Русской Актрисой, предоставила нам Ирина Каракозова. Спасибо, Ирина!
    Жанна Романенко-Надеждина… Театральный роман длинной в жизнь. Куйбышевский-Самарский театр драмы… Какая эпоха, какие имена! Великие артисты, режиссеры, их судьбы, счастливые и не очень.
    Трагедии, драмы, мюзиклы — репертуар театра всеоб’емлющий, и Жанна Романенко-Надеждина, королева сцены, прекрасна в каждой из многочисленных своих ролей. Как бы ни требовала того жизнь, судьба Актрисы неразрывна с театром. Были периоды работы в другом театре, но случилось и счастливое возвращение на родную, любимую сцену Самарского Академического театра драмы имени Горького, как для актрисы, так и для любящих и преданных зрителей. Настоящее искусство, как и Великие его служители, неподвластны времени. Жанна Романенко великолепно представлена в репертуаре театра и сейчас. Королева Элинор Аквитанская в спектакле «Лев зимой» Голдмана блистательна и прекрасна. Ничто не изменилось в облике Актрисы, только прибавилось зрелой красоты, мудрости и счастья, от сопричастности самому дорогому и любимому искусству театра, которому отдана вся жизнь. Браво, дорогая Жанна! Долгих лет творчества, а уж обожания и любви почитателей Вашего таланта хватит ещё на множество новых выходов на сцену в прекрасных спектаклях Самарского Академического театра драмы имени Горького. Удачи!

  10. Светлана Reply →

    Жанна великая актриса!!!!! Сплошной восторг! Счастье видет и слышать её… И наш самарский театр её! Она истинная Королева Королев!!!

  11. Адина Reply →

    Жанна чудо!Про неё надо книгу!Может автор такого содержательного интервью это осуществит?Вы ведь пишете,уважаемая Ирина!спасибо!

  12. Елена Титушкина Reply →

    Очень люблю читать интервью с людьми искусства. Это так интересно, кажется, что чудесный мир открывается тебе еще больше! Настолько, что захотелось поехать в Самару и увидеть миссис Сэвидж. Спасибо, Ирина!

  13. Елена Reply →

    и Миссис Севидж и Элинор и в любой роли наша Жанна прекрасна. А дуэт Романенко-Борисов-это шедевр! Спасибо автору, спасибо альманаху и преклонение Актрисе!

  14. Адина Reply →

    Прекрасное интервью,познакомило с прекрасной актрисой!Спасибо большое!

  15. Регина Венке Reply →

    Интервью замечательное. Ценность его и в том, что поклонники вновь соприкоснулись с талантом большой актрисы через ее прямую речь-прекрасно сохранены интонации. Но и нам, живущим не в Самаре, а например, в Таллине, как я-открылся огромный талант,действительно актриса, которая вполне может продолжить великий список, приведенный Ириной в начале-Стрепетова-Федотова, а сюда, пусть они и не играли в Самаре-Ермолова, Тарасова, Книппер-Чехова, Степанова-великие русские актрисы и такая, безусловна и Жанна Романенко. А еще-интервью с ней полезно прочесть молодым, вообще современным актерам-благоговейное отношение к театру, служение ему…, великие приходили за несколько часов до спектакля,…
    Спасибо, Ирина! Вы открыли и приблизили нам Самарскую оперу,Спасибо за открытие Самарской драмы.Пусть это будет лишь началом.Ждем новых публикаций. Жанне Романенко низкий поклон, а Ирине спасибо огромное. И Альманаху-администрации-всем благодарность!

  16. Vera Dubishanon Reply →

    Délice et admiration, belle Jeanne Romanenko! Bonne Chance À Vous!
    Irina, merci pour l’excellente interview et la connaissance d’une telle actrice.Et avec le théâtre du Drame de Samara! L’art russe est grand!
    Восторг и восхищение,прекрасная Жанна Романенко! Успехов Вам!
    Ирина,благодарность за великолепное интервью и знакомство такой актрисой.И с Театром Драмы Самары! Русское искусство -великое!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK