«Риголетто» и «Трубадур» Дж.Верди в Московском театре Новая Опера им. Е.Колобова. Взгляд культуролога.

16-го и 23-го мая на сцене Московского театра Новая Опера им. Е.Колобова прошли спектакли «Риголетто» и «Трубадур» Дж.Верди. В партии Риголетто и графа ди Луна мы услышали солиста Немецкого театра Опера на Рейне (Дюссельдорф) и Новой оперы Бориса Стаценко. Борис Стаценко по праву считается лучшим вердиевским баритоном мира. Каждая исполненная им партия в операх Джузеппе Верди достойна отдельной статьи. Не случайно, чтобы послушать певца в них, поклонники не считаются ни со временем, ни с расстоянием. В партии Риголетто  Борис Стаценко выступает на сценах крупнейших театров мира. На российской сцене его можно было неоднократно видеть в Казани на Шаляпинском фестивале, Челябинске, Самаре. Певец говорит, что за годы карьеры он спел эту партию более 250 раз. Безусловно, это великий Риголетто. Во всяком случае, современности. Конечно, современность – понятие растяжимое, но, однозначно, до Бориса Стаценко столь глубоко этот образ раскрыть мало кому удавалось. Работа Стаценко – блестящее актёрское слияние с ролью. Перед нами, играющий по правилам дворцовых интриг, придворный шут, который может многое себе позволить. Но вот он переходит границу. И с ужасом это осознает. Начинается поединок не только с герцогом, но и борьба с роком. Как тонко всё проживается артистом! А голос… он заполняет всё пространство зала и входит в каждого. В нём все оттенки – боль, негодование, отчаяние, нежность, гнев, скорбь… И вновь невозможно обойти великолепие актёрского мастерства певца. С потрясающей органичностью он входит в самые разные по стилю постановки. Автору этого материала довелось неоднократно слушать певца в этой партии в Самаре и в Московском театре Новая Опера. «Риголетто» в Самаре и «Риголетто» в Новой Опере в Москве – это модерн и классика. Борис же равно убедителен в любых декорациях и костюмах. 


Риголетто Стаценко в Москве – Олимп актёрского и вокального искусства. Его Риголетто, услышав и увидев раз, хочется слушать и видеть вновь и вновь. Так было и в спектакле 16-го мая. Хочется привести отзыв выдающегося российского тенора, народного артиста России Александра Сибирцева: «Это вершина мастерства –певческого, актёрского! Эталон! Зал был в восторге, в театре праздник! И коллеги  хороши – прекрасно работали!» С оценкой уважаемого Мастера невозможно не согласиться.  Прелестна, трогательна Мария Буйносова-Джильда.

Певица обладает нежным стелящимся шёлком голосом и артистизмом. Великолепна Полина Шамаева : каждая партия в исполнении этой певицы-актрисы запоминается надолго. Яркая красота внешности и голоса – тёплого, безграничного меццо-сопрано – позволяют ей быть органичной в каждой исполняемой партии. В этом спектакле она несравненная Маддалена. Хорош герцог Мантуанский Нурлана Бекмухамбетова, обладателя красивого, лирического тенора. Очень убедителен в партии и образе графа Монтероне Отар Кучулия. Благородство внешнего облика, благородный тембр голоса позволили певцу создать проникновенный трагический образ. Безупречно звучание оркестра театра под управлением замечательного Маэстро Евгения Самойлова.

 23-го мая в Новой опере давали «Трубадура» Дж.Верди. В афише указаны два дебюта – Бориса Стаценко в партии графа ди Луна и  Елизаветы Сориной в партии Леоноры. Прежде всего, хочется поздравить Елизавету Сорину с успешным дебютом в партии Леоноры. Всё получилось убедительно  вокально и актёрски. В партии Манрико приятно вновь увидеть и услышать Михаила Губского. (Автору– особо, так как Михаил Губский много лет являлся ведущим солистом Самарского академического театра Оперы и балета, на сцене которого создал яркие, незабываемые образы. Самарские поклонники всегда с радостью принимают певца и в спектаклях текущего репертуара театра).

«Трубадур» сюжетно не самая логичная, если можно так сказать, опера. Но музыка воистину прекрасна.

Сюжет приоткрывается, как известно, рассказом Фернандо. В этой партии солист Большого театра и театра Новая Опера  Отар Кунчулиа. Певец обладает басом столь благородного, чарующего тембра, что с первых нот завораживает публику. Подчеркну точность внешнего воплощения образа этого опытного  воина, приближенного графа. Как всегда очень убедительна Маргарита Некрасова, великолепное меццо-сопрано Новой Оперы, в партии Азучены.

В партии графа ди Луна Борис Стаценко. В Новой опере это его дебют. В то же время, певец не раз пел графа  в оперных театрах многих стран. И здесь мы наглядно видим, что же такое «отрицательное обаяние». В своей книге «Борис Стаценко: оперный Олимп» (Борис Стаценко.Оперный Олимп. (Об оперных певцах с любовью).-С-Петербург-Самара,2016) я писала: «Композиторы часто «обрекают» баритонов на исполнение партий отрицательных героев. Борис Стаценко поёт и Яго, и графа ди Луна, и Ренато. Насколько же интересен, например, у артиста образ Ренато в «Бале-маскараде»! В последней постановке Немецкой Оперы на Рейне действие перенесено в 20-ый век – явление нередкое в современном оперном театре. Борис великолепно ведёт свою партию, а внешним обликом вполне может составить конкуренцию героям голливудских блокбастеров.»

Эти слова можно отнести и к образу графа ди Луна, хотя в Новой опере постановка  при минимализме в декорациях вполне костюмная. Борис Стаценко-ди Луна и трагичен и обаятелен при всей страстной неудержимости и противоречивости его героя. Могучий талант певца и актёра создает незабываемый  образ. Что касается вокальной стороны, то этот голос может всё – он безграничен, глубок, он полётно и победно звучит, и уносит слушателей в запредельность. Браво! И благодарность! Благодарность всем замечательным солистам, хору и оркестру театра под управлением Василия Валитова. Это был настоящий праздник.

 Ирина Каракозова.

Фото: Александр Шварценштейн;театр Новая Опера.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

17 comments

  1. Аежели Reply →

    Трубадур с Борисом Стаценко-это было очень круто! Мы теперь его слушали в НО в Риголетто, в Аиде и Тоске, в Набукко, в Князе Игоре и вот теперь в Трубадуре. Роскошный граф! Вы писали в книге, Ирина, что каждую оперу в которой Стаценко поет можно переназвать, если даже и не именем его героя она названа.Тут точно можно назвать «Граф ди Луна»! Мне так же очень понравился Отар Куншулиа-он сейчас стал больше выходить на сцену-очень красивый голос и всегда в образе точен.Маргарита Некрасова-это же певица Колобова!Конечно замечательная. Спасибо за статью!!! Приезжайте чаще и пишите про нас,а то мы завидуем самарской опере)))

  2. Дмитрий Reply →

    От всегго сердца-поздравления замечательному Борису Стаценко! Представляю, какое это наслаждение-его слушать, потому что ведь помним его Риголетто и Жермона в Самаре у нас.хотелось бы и Ди Луна послушать…Недавно у нас в оперном прошел фестиваль и хоть спектакль Риголетто сняли-сделали полуконцертную версию Очень хорший баритон из Питера пел Риголетто,но…невольно вспоминал я интонации, чистейший итальянский, точнось фразировки-всю мощь Бориса, которые по праву его ставят на первое место в этой партии и пожалуй во всем верлиевском репертуаре . Очень хотелось бы его вновь услышать на самарской сцене. И тех,о ком Вы еще пишите, Ирина,потому что когда ВЫ кого отмечаете-это всегда в десятку. (Ну конечно Вы как всегда добры ко всем, я бы кое-кого в Трубадуре …гм…ладно. 🙂 А вот Отара Кунчулиа-да, собственно готовый Борис Годунов! короче, я по-белому позавидовал,но спасибо как всегда за прекрасное ревю.Поздравления театру Новая Опера и его прекрасным солистам!

  3. Олег Reply →

    Спасибо за возвращение к прекрасным мгновениям спектаклей с несравненым Стаценко.Скачал и читаю книгу И .Каракозовой о нем.Прекрасно!Отдельное спасибо!

  4. Регина Венке Reply →

    Замечательный материал. А каждое выступление в России Бориса Стаценко-это событие, которое необходимо делать достоянием музыкального сообщества. Спасибо за то, что Вы это делаете, Ирина, и делаете так по-доброму, и так профессионально.Спасибо за открытие новых(ну для меня, я все ж в Таллине-имен.Слушаю Отара Кунчулию-всегда приятно поближе познакомиться с замечательными талантами. А ведь он вроде когда то пел в знаменитом ВИА Орера? Или я ошибаюсь?) Поздравления Борису Стаценко! Восхищение его таланту! Благодарность! Спасибо прекрасным певцам Новой оперы. Спасибо этому изданию! (Ира, как всегда напишу в личку на ФБ-за один момент, визуальный чисто, сори)

  5. Анна Вязовская Reply →

    Поздравления любимому театру,любимым солистам-каждый спектакль в Новой Опере чудесный. А здесь еще и Борис Стаценко! Браво, дорогой Борис Александрович! Ирина, Спасибо!

  6. Григорий Reply →

    Великолепный Борис Стаценко, прекрасные Мария Буйносова и Елизавета Сорина, Замечательный Кунчулия-все так, Поздравления! К тенорам в обоих спектаклях есть вопросы,но как я понял, на этом портале принято только о хорошем и превосходном. В общем правильно, критики итак в лом. Спасибо автору и всем причастным к альманаху. Буду заглядывать!

  7. Вероника Reply →

    Браво Борис Стаценко!Лучший вердиевский баритон!Какое спасибо НО!Таких певцов можем слушать! И автору за статью спасибо!Так все и было.А к тенорам вопросы,да.😁

  8. Адина Reply →

    Спасибо большое за статью.К сожалению,в силу причин материальных мне уже не приехатьна любимых артистов в Москву.

  9. ВИТА Reply →

    Прекрасный театр! Любимые оперы и исполнители! Всегда ожидаемые замечательные обзоры Ирины Каракозовой! Всё состоялось так, как хотелось. Спасибо, дорогая Ирина за любовь к искусству театра, за самые добрые слова, обращённые к каждому исполнителю, за желание всегда перечитывать Ваши книги о лучших героях, избранных Вами. Браво, Ирина! Борис Стаценко…Как его любят зрители! Он абсолютно комплексный исполнитель — красив настолько, что его отрицательные герои тоже любимы! Вокал безупречен, Артистизм на уровне больших драматических актёров. Все партии Бориса Стаценко тщательно отработаны, помимо Божьего Дара, потому не бывает неожиданностей — он стабилен, неповторим и непревзойден в искусстве Оперного жанра. По праву Борис Стаценко считается лучшим Вердиевским баритоном. По поводу Риголетто и графа Ди Луна Бориса Стаценко, так же как и о каждом его персонаже, написано много. Интервьюеры любят Артиста, с ним очень приятно общаться. Обаяние, эрудиция, большой сценический и профессиональный опыт привлекают к нему не только зрителей, но и журналистов, писателей. Книга Ирины Каракозовой о Борисе Стаценко популярна не только среди профессионалов, она интересна и любителям оперного пения. Хочется поздравить Бориса Александровича Стаценко с прекрасными спектаклями в любимом им театре Новая Опера и пожелать новых встреч, новых спектаклей в Москве. Так же поздравления и Новой Опере, театру современному, имеющему коллектив замечательной молодёжи — Мария Буйносова и Полина Шамаева украшение театра. Удачи Вам, прекрасные солистки!
    Спасибо за очередной Праздник Музыки, красоты, искусства, который подарил всем зрителям самый лучший театр — Новая Опера. Браво, и новых свершений!

  10. Просто Маша. Reply →

    Борис Стаценко-любимый певец! Риголетто с ним слушала два раза-на этот раз только Трубадура-графа ди Луна. Очень впечатлил. И задал планку всем остальным. С премьерой-дебютом Елизаветочку-очень любим! Спасибо за статью-автор оказывается была…жалко не знаю Вас, уважаемая Ирина на лицо-обязательно поблагодарила бы лично. И как хорошо что книжка о Борисе есть не только в печатном виде, а и здесь можно найти ссылку. Скачала и буду читать. Спасибо за заботу о читателях и поклонниках!

  11. Елена Титушкина Reply →

    Ирина, спасибо за статью и за доброту к любимому театру. У меня тоже есть вопросы в поддержку уже высказанных в комментах, но Борис и Отар — только восторги!

  12. Борис Стаценко Reply →

    Дорогая Ирина!
    Спасибо большое за Ваши тёплые слова!
    С уважением
    Борис Стаценко

  13. Борис Стаценко Reply →

    Дорогие друзья,
    мне очень приятны ваши добрые слова!
    Ваша оценка моей работы была, есть и будет отправной точкой в моём творчестве!
    С уважением
    Борис Стаценко

  14. Ирина Каракозова Reply →

    Дорогой Борис! Бесконечно благодарна Вам за отзыв,бесконечно восхищаюсь Вашим Талантом, бесконечно благодарна и счастлива Вашей дружбой. Новых триумфов Вам на лучших сценах Мира!

  15. Vera Dubishanon Reply →

    больше спасибо за ревю,Ирина! Отдельно-благодарность и восхищение Маэстро Борису Стаценко! Восхищение талантом Певца и Человека. Спасибо за внимание к Вашим поклонникам-Ваши слова,обращенные к нашим читателям очень дорогого стОят. Успехов Вам!

  16. Наиля Reply →

    Замечательная рецензия- очерк, спасибо большое, Ирина!! Большое спасибо всем причастным к созданию этих спектаклей, и огромная благодарность Борису Александровичу Стаценко за ваш неутомимый талант и любовь к музыке!!

  17. Екатерина Reply →

    Была и на «Риголетто» (в прошлом году) и на «Трубадуре». Конечно, оба спектакля держатся на одном исполнителе — Борисе Стаценко, в адрес кторого уже высказано столько добрых слов, к которым я искренне присоединяюсь. Трудно предстаить эти спектакли без своего героя, в особенности «Трубадур», где, кроме Стаценко адекватен был только Отар Кунчулия. «Трубадур» — опера с таким запутанным и зачастую бессмысленным сюжетом. что воспринмать ее можно тоько за счет блестящего исполнения, которое компенсирует нелепости сюжета. Великие певцы ХХ века (достаточно упомянуть Франко Корелли и Этторе Бастианини) задали очень высокую планку исполнения этой дивной музыки, и несовершентство вокала делает это произведение затянутым, скучным и просто абсурдным. Может ли спектакль жить, основываясь на двух исполнителях — не знаю, но то, что как Стаценко, так и Кунчулия украсили этот вечер — несомненно.

Добавить комментарий для Елена Титушкина ← Cancel Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK