«Три века классического романса». XVII-ый Международный фестиваль в Санкт-Петербурге. Взгляд культуролога.

25-го июня в Санкт-Петербурге открылся  XVII-ый международный фестиваль «Три века классического романса». Его программа очень насыщенна, интересна и многообразна. В концертах фестиваля принимают участие выдающиеся исполнители России и зарубежья. Их выступления проходят в лучших залах Северной столицы. Фестиваль имеет славную историю ­– впервые он был проведён в 2003-ем году, и с этого времени проходит ежегодно. Авторы идеи и организаторы фестиваля – преподаватели кафедры концертмейстерского мастерства Санкт-Петербургской государственной консерватории: заслуженная артистка России, профессор Ирина Шарапова и заслуженная артистка России, доцент Елена Гаудасинская.

Учредители фестиваля – Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова, Санкт-Петербургский Общественный благотворительный фонд Ирины Богачевой «Арт-Петербург». Президент – народная артистка СССР, профессор Ирина Богачева. Программа фестиваля выстроена циклом концертов именитых мастеров-вокалистов и талантливых молодых певцов, представляющих жанр романса во всём его многообразии – как временном, так и стилистическом.

«Три века классического романса». Концерт-открытие.

Санкт-Петербургская Академическая филармония им. Д.Шостаковича. Малый зал им. М. Глинки.

25-го июня в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии состоялся концерт-открытие фестиваля. Заслуженная артистка РФ  Ирина Шарапова во вступительном слове ввела слушателей и зрителей в удивительный и неповторимый мир романса.

В первом отделении были представлены романсы Ардити, Дебюсси, Р.Штрауса. Это включение вполне закономерно, ведь романс, как музыкальная форма, всё же порождение европейской культуры. Поэтому в романсах русских композиторов конца XVIII-го-начала XIX-го веков это влияние безусловно прослеживается. Однако оно довольно быстро было преодолено, и за короткий временной промежуток русский романс навсегда занял особую нишу в мировом музыкальном искусстве.

Итак. Открыла концерт Офелия Погосян (партия ф-но Евгений Зарецкий). Романсы Ардити и Дебюсии в её исполнении прозвучали очень красиво и стильно, так же, как и Болеро Ц.Кюи.

Два романса Р.Штрауса и три сонета Микельанджело на музыку Г.Вольфа  в исполнении баса Станислава Сергеева были очень убедительны. У молодого певца большое будущее (партия ф-но С.Меланчук).

Прекраснейшим завершением первого отделения стало выступление заслуженной артистки России Ольги Сосновской (партия ф-но Ирина Шарапова). Дивной красоты сопрано, изысканная музыкальность, высокая исполнительская культура – всё это явила замечательная вокалистка в романсах С.Рахманинова «Молитва», «Ночью в саду у меня», «Крысолов». Завершил её исполнение «Вокализ» – это было божественно. И божественна партия фортепиано  заслуженной артистки России Ирины Шараповой.

Замечательно, что в программу открытия были включены не только известные произведения, но и редко исполняемые. Во 2-ом отделении звучали романсы композиторов XX-го века. Открыла его Вера Чеканова (партия ф-но Анна Корзун) исполнением романсов  испанских композиторов Вила-Лобоса, Родриго и Сикейра, продемонстрировав замечательный вокал и чуткое отношение к лирике испанских поэтов.

Кульминацией концерта безусловно стало выступление постоянного участника фестиваля, Лауреата Международных конкурсов, баса-баритона Владимира Байкова. Певец востребованный, выступающий в театрах Европы, театре Колон, обладающий огромным оперным, камерным и  кантатно-ораториальным репертуаром, в настоящее время является одним из лучших исполнителей произведений Георгия Свиридова. «Невечерний свет» на стихи Н.Клюева по  внутренней глубине и наполненности  продолжает традиции русской духовной музыки. Для Санкт-Петербурга это первое исполнение. Премьера же состоялась в Большом зале Московской консерватории в год юбилея композитора, и именно Владимир Байков стал первым его исполнителем. Далее последовали две песни из вокальной поэмы «Петербург» на стихи А.Блока «Я пригвождён к трактирной стойке» и «Петербургская песенка», исполненные с безупречным чувством музыки и слова. Завершил певец своё выступление романсом, хотя произведения гениального композитора порой трудно ввести в определенные рамки, потому что «Привет, Россия!» – это и романс, и песня, и гимн отечеству на стихи Николая Рубцова. Отмечу проникновенно исполненную партию фортепиано Владимиром Исаевым. «Привет Россия» прозвучал в Петербурге впервые в фортепианном сопровождении. В феврале 2018-го года Владимир Байков исполнил его в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии с Академическим  Русским оркестром имени Андреева (дирижёр Е.Хохлов).

Второе отделение концерта подарило ещё одну премьеру. Это новый вокальный цикл Сергея Слонимского на стихи Ахматовой. Его  представила  его первая исполнительница, солистка Мариинского театра Ирина Матаева (партия ф-но Ирина Шарапова). Музыка Сергея Слонимского – это всегда открытие, всегда потрясение. Романсы на стихи Анны Ахматовой, положенные Сергеем Слонимским на музыку, – безусловно замечательный вклад  в отечественную музыкальную культуру.

Украшение концерта – выступление признанного мастера вокала, народной артистки России Ольги Кондиной (партия ф-но Борис Кондин). Символично, что замечательная певица исполняла романсы П.И.Чайковского, без которых невозможно представить историю русского романса. Дивной красоты голос, тонкая интерпретация, бережное отношение к каждому слову сделали финал концерта возвышенным и прекрасным.

Три великих юбилея: Глинка. Римский-Корсаков. Мусоргский.

Академическая капелла Санкт-Петербурга.

26-го июня в прекрасном зале Академической капеллы состоялся второй концерт фестиваля. Музыкальное приношение трём великим композиторам – титанам, сделавшим русскую музыку мировым достоянием. Глинка, Римский-Корсаков, Мусоргский – создатели уникального, подлинно петербургского романса. Песенная лирика Глинки и  открыла первое отделение концерта. Композитор, которому русская музыкальное искусство обязано своим становлением, М.И.Глинка стал подлинный основоположником эстетки русского романса, в том классическом восприятии этого уникального явления в мировой музыкальной культуре.

Радостно было вновь услышать и увидеть заслуженную артистку России Ольгу Сосновскую – подлинное украшение нынешнего фестиваля. «В крови горит огонь желанья», два романса из цикла прощание с Петербургом, Баркарола, Жаворонок, «Северная Звезда», «Ах, когда б я прежде знала» – произведения разные по эмоциональному настрою, стилистике. Всё это звучало в дивном по красоте сопрано певицы, равно как и в сдержанной элегантной манере – она как будто сошла с портретов художников романтиков, современников композитора. Чуть позже Ольга снова вышла на сцену, чтобы вместе с очень красивым баритоном Иваном Васильевым исполнить «Не искушай…» – романс на стихи Баратынского, который по праву можно причислить к вершинам русской лирической вокальной музыки. И здесь снова восхищение – партия фортепиано Ирины Шараповой.

Вновь интересно было услышать Станислава Сергеева с романсами «Сомнение», «Ночь осенняя дышала», «К ней»…(партия ф-но А.Курганова). Во втором отделении он столь же убедителено вокально предстал в исполнении известных романсов Римского-Корсакова. Это были «Пророк» и «Анчар» на стихи Пушкина, «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова и «Гонец» на стихи Гейне в переводе Михайлова. Однако, я позволю  маленькое «но». Лучше, когда певец поёт без, простите, «шпаргалки» в руках. Это всё же романсы.

Владимир Байков может всё. Три романса Глинки в его исполнении, и каждый – маленький шедевр. Шедевр высокой лирики «Я помню чудное мгновенье» – лирики Пушкина и Глинки, тонко донесенной певцом. Прозвучали и«Как сладко с тобою мне быть» на стихи Рындина и великолепный «Финский залив» на стихи П.Ободовского. Здесь позволю себе привести слова Владимира Байкова: «На фестивале «Три века классического романса» довольно неожиданно пришлось исполнить романс Глинки «Финский залив». Я считаю этот романс одним из самых совершенных созданий Глинки по всем параметрам… Свет, благородство и красота, которые исходят от этой музыки, – невероятны. И само исполнение её – это для меня всплеск невероятного счастья». И для всех, кто слышал исполнение Владимира Байкова, это так же стало счастьем.

Вторая часть концерта была посвящена романсам Н.А.Римского-Корсакова  и М.П.Мусоргского. Анна Бондарь-Михайлова (партия ф-но А.Церр) прелестно подала «Восточный романс» на стихи Кольцова и «Сон в летнюю ночь» на слова Майкова. Далее выступал Станислав Сергеев, повторимся, замечательно пел.  Пожелаем ему большого прекрасного пути в искусстве.

Н.А.Римский-Корсаков никогда не забывал о том, что он морской офицер, и море ощущается во многих его творениях. Возможно в том числе и поэтому, музыка его оказала огромное влияние на творчество французских композиторов-импрессионистов Дебюсси, Равеля… Поистине гениален у Римского-Корсакова вокальный цикл на стихи А.К.Толстого «У моря». Шесть романсов цикла  с блеском исполнила заслуженная артистка России Галина Сидоренко (партия ф-но М. Бузин).

 Кульминация программы – один из величайших мировых шедевров, вокальный цикл Мусоргского «Песни и пляски смерти». Исполнитель Владимир Байков (партия ф-но В.Исаев). Стихи Голенищева-Кутузова отдают дань  восприятию Смерти романтиками и шеллинговцами. Она многолика и всевластна, что особенно грозно передаёт завершающий цикл «Полководец». Интерпретация Владимира Байкова безупречна. Не только вокально, но и драматически. На бис певец на контрасте исполнил романс  «Мой гений, мой ангел, мой друг». Светлая, проникнутая возвышенным чувством музыка П.И. Чайковского – достойное завершение концерта.

Это были незабываемо-прекрасные два вечера. Фестиваль продолжается. Новых столь же ярких впечатлений, открытий и успехов всем!

Ирина Каракозова.  

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

14 comments

  1. Олег Reply →

    Спасибо большое! Как радостно читать такой доброжелательный и профессиональный обзор. Был на втором концерте.Владимир Байков неподражаем.Браво!Благодарность организаторам за открытие-Ольгу Сосновскую.Спасибо!

  2. Дмитрий Reply →

    Спасибо,дорогая Ирина! Рад, что через Вас мы в родной нашей Самаре опосредственно можем приобщиться к столь прекрасному событию. Очень хотелось бы Ольгу Сосновскую услышать…И цикл Слонимского-он вдб нам как родной.)). А главное: Мы снова услышим и увидим у нас Владимира Байкова?! Вопрос к Министерству Культуры, алминистрации театра Оперы и балета и филармонии.Ведь у нас родился его Князь Игорь, мы помним его по Басам 21 века….Певец такого уровня! Он должен спеть в нашем театре. И не раз! Конечно поздравляю го с успехом, питерцев со счастьем фестиваля, а автора как всегда с великолепным материалом!

  3. Вероника Reply →

    Благодарю за чудесную статью.Как прекрасно ,что проводятся такие фестивали с участием прекрасных певцов. СПАСИБО и за статью и за искусство. УСПЕХОВ всем!

  4. Борис Годин Reply →

    Как жаль, что певец такого статуса,такой огромной культуры-русский певец Владимир Байков больше поет на Западе и приходиться езать в С-Петербург, что я и сделал. правда,только на первый концерт. Свиридова как Байков ,думаю, никто не исполнит сейчас. Здесь особое отношение к композитору нужно-оно чувствуется. И мастерство, безусловно.Полностью согласен с уважаемым автором.
    Ольгу Сосновскую имел счастье слышать в Сыктывкаре-певица утонченной культуры. Что ж,браво, Санкт-Петербург! Браво прекрасным артистам! Спасибо организаторам. И спасибо уважаемой Ирине Каракозовой-за материал, за это издание-за него спасибо всем, кто причастен.

  5. Екатерина Reply →

    Спасибо, Ирина, за этот рассказ о празднике камерной музыки! Хорошо, что состоялся такой концерт, в которм представлено все многообразие романса. В Европе Liederabend — очень востребованный жанр, для истинных ценителей, которые СЛУШАЮТ музыку, а не СМОТРЯТ оперу. У нас, к сожалению, жемчужины русской романсовой классики звучат, чаще всего, в небольших залах музеев или библиотек, а вокальные циклы русских композиторов исполняются редко, в отличие от циклов Шуберта и Шумана. Рада, что Вам удалось побывать на этом празднике романма и рассакзать о нем читателям!

  6. Александра Reply →

    спасибо! Все так и было, как написала уважаемый автор. наши фестивали искусств -всегда прекрасны. И все исполнители-и наши и гости певцы высоко класса. всегда бывают открытия-как О.Сосновская. И всенда приятно встретиться с постоянный участниками, как замечательный Владимир байков! Я слушала «Привет Россия» в филармонии, с Андреевским оркестром-да.Браво. И браво моей любимой Ольге Кондиной и замечательной Галине Сидоренко.Браво всем! автору-благодарность за то, что так оживила прекрасные воспоминания.

  7. Адина Reply →

    Не стану много писать.Согласна с каждым словом.Браво исполнители!Вы прекрасны
    БЛАГДАРНОСТЬ АВТОРУ.

  8. Михаил Reply →

    Большое спасибо Ирине Каракозовой за такой интересный рассказ! Как бы мне хотелось послушать…

  9. Елена Reply →

    А нам остается только завидовать. Хорошей белой завистью. И надеяться. Что и московские звезды и международные-как В. Байков приедут и к нам в Самару.(Все же, Дима-у нас были Агунда Кулаева и Алексей Татаринцев!Недавно!) Но театр у нас на подъеме и будем надеяться. Поздравления всем участниками и организаторам-хорошо бы видеозапись нам посмотреть…
    Ирине Каракозовой как всегда спасибо за статью-иллюстративно и как всегда-по-доброму.

  10. Агиля Reply →

    Спасибо за статью! я собираюсь на заключительный. Жаль, не смогла на начало-такие интересные исполнители и программа.

  11. Константин Васильевич Reply →

    было великолепно. Относительно молодого баса, с текстами -в первом концерте просто в руках. Во втором-дали пюпитр,но все равно…это на самом деле портило впечатление- не важно, ноты там или текст.
    надо брать пример с мастеров-он, кажется, ученик Охотникова?
    А украшением главным, конечно был Владимир Байков. тут не убавить-не прибавить. Сосновская прелестна. Байков-это статус. Имя. Это безупречное мастерство.Немного недоумение у меня с аккомпанементом в Песнях и плясках смерти…но певец компенсировал. Спасибо всем. спасибо за статью.Очень точно по акцентам.

  12. Регина Венке Reply →

    Замечательно! Яркие концерты в Северной столице, точно и доброжелательно освещенные. Поздравления прекрасным артистам, всем участникам и организаторам фестиваля. Ирина, спасибо как всегда за увлекательную подачу. Сезон заканчивается…Прекрасного отдыха всем!

  13. Vera Dubishanon Reply →

    Merci ! Quel merveilleux festival! Correspondance du Projet de l’Harmonie du Programme à tous: L’organisateurs, ‘articte,et la public. Irina, merci pour votre excellent travail! Séparément pour cette révision et pour Tous vos documents. Nous remercions le etc le même Catherine Chaplnckaya, Daria Dozorova, Denis Avdeev, Viadlmlr Loukln.Merci aux le lecteurs et le commentateurs ! Tout le monde se repose bien!
    Большое спасибо всем! Прежде всего Ирине Каракозовой за неутомимый труд по освещению интересных событий в мире музыки. Спасибо за все статьи и за это ревю.Всем уважаемым авторам, читателям и администрации альманаха! всем прекрасно отдохнуть!

  14. Елена Титушкина Reply →

    Как же я люблю романс, особенно русский! Здорово, что есть такой фестиваль с такими великолепными программами. Не знала. Спасибо, Ирина, как всегда очень интересно!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK