• «Любовь к трем апельсинам», или Да здравствует Театр! Взгляд культуролога.

  •  13-го сентября 2019 г. Самарский Академический театр Оперы и балета открыл 89-й театральный сезон. Открыл премьерой оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам».
  • Дирижер-постановщик и музыкальный руководитель Евгений Хохлов.Режиссёр-постановщик Наталья Дыченко.Художник-постановщик Елена Соловьёва.Художник по костюмам Наталья Замалиндинова.Художник по свету Евгений Ганзбург.Художник по компьютерной графике Владимир Поротькин.Хормейстер- постановщик Ольга Сафронова. Главный хормейстер Максим Пожидаев. Хореограф-постановщик Павел Самохвалов.
  • Сказать, что это стало настоящим праздником для всех поклонников театра — ничего не сказать. 13 и 14 сентября войдут в историю Самарской оперы как явление, прежде всего, как торжество искусства Театра и Музыки, вокала и актерского мастерства.  Великолепная постановка, яркая, радостная — радость она и подарила.
  • Но прежде, чем вновь погрузиться в подаренную театром самарцам красоту — небольшой экскурс в историю
  •  

 «Любовь к трем апельсинам» Сергея Сергеевича Прокофьева стала первой его оперой, которую  поставили на сцене. Либретто по сказке К.Гоцци композитор создавал сам и в нем удалось передать всю атмосферу лучезарной поэзии итальянского драматурга и жанр комедии дель-арте.В этом произведении Сергей Прокофьев не только отдал дань европейским традициям, но и выстроил сюжет, который идеально подходил для русского искусства. Однако, премьера оперы состоялась в США, в Чикаго 30 декабря 1921 года. Для этого либретто было переведено на французский язык, которым Прокофьев владел лучше, чем английским. . Ноты к премьере спектакля были выпущены старейшим музыкальным издательством Breitkopf&Hartel. Не смотря на то, что перед премьерой композитор очень нервничал, она прошла триумфально. Всего через пару месяцев после премьеры спектакль поставили в Нью-Йорке, и после такого ошеломительного успеха опера мгновенно появилась в репертуаре всех мировых театров.

  •  
  • На Родине постановку оперы осуществили в 1926 году в Мариинском театре, а спустя год — в Большом.. Опера «Любовь к трем апельсинам» считается первой русской комической оперой, увидевшей свет после революции. Этот комедийный спектакль объединил в себе разные жанры: оперы-буффа с ее обилием забавных сцен, оперы-феерии с развитыми фантастическими эпизодами, пантомимической и даже балетной постановки с развернутыми оркестровыми номерами. В ней специально заострены все комедийные принципы, доведенные до  гротеска и гиперболизации. Напомним   также, что создать оперу по мотивам популярной венецианской комедии Прокофьеву посоветовал режиссер В.Э. Мейерхольд, у которого уже был подобный опыт. Он стал и соавтором свободной обработки этого произведения, напечатанной в театральном издании «Любовь к трем апельсинам», главным редактором которого  являлся.
  • У этой оперы Прокофьева счастливая  судьба. «Любовь к трем апельсинам» ставили почти на всех известных сценах мира. Среди  наиболее успешных иностранных постановок можно выделить спектакли в Берлине в «Комише опер» (1968), Милане в «Ла Скала» (1974) и Мюнхене (1991).

Опера любима публикой и в наше время… В недавние годы она была поставлена Г.Исаакяном в театре Н. Сац, Д. Бертманом в Геликон-опере, популярностью пользуется постановка Александра Тителя. В конце 2013 года эта работа была представлена в Латвийской национальной опере, с 2016 года она с небольшими изменениями ставится в России. И вот, новая версия, осуществленная Натальей Дыченко в Самарском театре Оперы и Балета.

Прокофьев считал, что чувство юмора и самоирония самые важные качества для человека.  Композитор говорил о своем новаторском и ярком творении: «Пытались понять, над кем я смеюсь: над зрителями, над автором сказки или людьми без чувства юмора. Находили в опере и смешки, и вызов, и преувеличения, однако я просто создал веселый спектакль.»

Именно   таким — веселым, феерично-волшебным, ярким и радостным получился спектакль в Самарском театре Оперы и Балета. Идея постановки принадлежит главному дирижеру  Евгению Хохлову. После первого премьерного спектакля  и перед началом второго, 14 сентября, он немного рассказал о том, как проходила подготовка к премьере. «Я очень люблю музыку Прокофьева, всегда мечтал соприкоснуться с этой оперой. Я хотел поставить такой спектакль, который был бы интересен всем:  взрослым и детям, школьникам и студентам — людям разных возрастов. Я очень доволен, что мы осуществили эту постановку. У нас практически три состава, и я очень доволен, что это все сделано нашими силами. Музыка оперы на самом деле очень трудна для оркестра, архитрудна. Это прокофьевское письмо, это отдельный язык. Бесконечные бемоли-диезы.. Скачки, хроматизмы и т .д. Что бы говорить этим языком образно — нужно говорить без акцента. И нам это удалось. Мы добивались такого звучания, чтобы все сказали: да, это Прокофьев. Мы очень насыщенно репетировали, хотя время было сжато. (Оркестр  в процессе я отправил на Гимн России в С-Петербург – это очень важно, и они с честью представили искусство губернии.). На премьере оперы — оркестр звучит искрометно, в музыке все отразилось, вся ирония, сарказм и вся доброта С.Прокофьева. Я благодарен музыкантам, всем солистам. Благодарю Наталью Дыченко и наших художников — Елену Соловьеву — она художник-постановщик – это великолепная ее работа, так же как и костюмы Натальи Земалиндиновой. Все проделали огромную работу и по премьере можно говорить о том, что она получила хорошую оценку у зрителей!»

Не просто хорошую, а восторженную. Я была на обоих премьерных спектаклях. Эти два дня, 13 и 14 сентября навсегда будут ассоциироваться у самарцев с ощущением Праздника…

Все же, отрешившись от эмоций – что, в данном случае, не очень легко – , начнем рассказ сначала.

Режиссер Наталья Дыченко подошла к решению с юмором, погрузив зрителя  в некую условную данность с отсылками-загадками, как и должно быть в комедии дель-арте. Маски, смешение эпох — тут и черный квадрат Малевича, и «Турандот» Мейерхольда, и супрематизм. Чего стоит выход физкультурниц и плавчих в ностальгических для старшего поколения купальных шапочках –артистки хора здесь выступали вместе с артистами балета, создававшими акробатические пирамиды, столь популярные в советских парадах первого десятилетия после революции. Собственно, подобных симулякров в постановке достаточно, но они настолько по-хорошему смешны и уместны, что воспринимаются так же — с добрым юмором и удовольствием. Чему способствуют яркие, изысканные костюмы, подчеркивающие принадлежность героям той или иной силе. Фиолетовая Фата-Моргана — великолепная работа  Татьяны Лариной! Прекрасная певица, любимица самарской публики: Кармен и Ярославна, Розалинда и Катерина, Аида и Мими — сколько образов: лирических, драматических создала она на самарской сцене. А здесь раскрылась как замечательная комическая актриса. Красивая,зловещая и   забавная.Не зря принц, ипохондрик  страдающий депрессией,  рассмеялся. Лия Габриэлян на другой день в этой партии так же  очень убедительна. На премьере 13-го принцем был Дмитрий Крыжский — ведущий тенор театра. Его принц — внушительный и величественный, унылый и несчастный. И опять-таки смешной. Что очень нетривиально для тенора — а как великолепно все сделал! 14-го сентября принцем выступил Антон Кузенок. Как же радостно его вновь увидеть и услышать на самарской сцене. Солист Кельнской оперы, он все равно наш! Он создает несколько иной образ — хрупкий, изнеженный меланхоличный…Дивный голос, чистый полетный, прекрасный принц, достойный в конце  того счастья, которое обрел благодаря волшебнику Челию и весельчаку Труффальдино. На премьере Челио пел Георгий Шагалов, 14-го трансформировавшийся в короля, отца принца. В обеих партиях равно убедителен – и вокально, и актерски. А на премьере 13-го  в партии короля выступил блистательный бас самарской оперы Андрей Антонов – так же 14-го представший магом. О голосе замечательного певца говорить не стану — надо слышать и наслаждаться. Отмечу, как пример молодым, великолепную дикцию. Когда каждое слово подается округло, отточено и публике не надо задирать голову на титры (кстати, титры были — и это очень хорошо, не смотря на то, что опера на русском языке).

Добрые силы в опере олицетворяет, конечно, и Труффальдино. В обоих премьерных спектаклях эту партию и роль исполнил Анатолий Невдах. Анатолий Недах, лирический тенор, певец , обладающий редкой  музыкальной культурой, великолепным чувством стиля и виртуозной  актерской техникой. Его Труффальдино – воплощение всего самого светлого, самого доброго, поэтому   так легок,  естественен и забавен в каждом движении.

Поистине балетной грацией покорила Наталья Бондарева — Смеральдина в день премьеры. Персонаж совсем не положительный, верная сообщница Фата-Морганы. И партия, и роль проходят через весь спектакль. Красивое крепкое сопрано, великолепное актерское мастерство позволило певице создать яркий характерный образ. А финальный пробег через сцену продемонстрировал танцевальную легкость и пластичность замечательной певицы-актрисы. Исполнительница этой же роли на второй день — Наталья Дикусарова — как всегда блистательна. Главное же, обе актрисы не побоялись быть смешными,  даже морилка не помешала им оставаться очаровательными.

Раз уж заговорили вновь о силах зла, то перейдем к коварной парочке: Леандр и  племянница короля принцесса Клариче.  В премьерный день интриганом-министром был Василий Святкин. Роскошно, страшно, но весело — и все чудесно сыграно и спето неповторимо прекрасным баритоном.  Наталья Фризе – замечательное меццо-сопрано театра, прекрасная актриса в партии Клариче, все это вновь нам показала. Что касается второй Клариче, Анны Костенко,то здесь мне вспомнились слова поэта: «Так вынимай парабеллум, милая — и стреляй!» Зловещая красавица с чарующим голосом. Ее партнер Владимир Боровиков — Леандр явно ведомый в  дуэте и это привносит особый оттенок.

Кому как, а меня очаровала Кухарка Рената Латыпова. У Прокофьева у нее должен быть «хриплый бас»… было все как надо. Но главное в том, что она –он такая устрашающе-нестрашная, забавная большая, грозная и…сентиментальная. Ренат Латыпов великолепен!

Ну и апельсины…Коварная Фата-Моргана ведь заставила бедного принца влюбиться в них. Как ехали на велосипедах начала прошлого века Труффальдино с принцем — это надо видеть. А три принцессы оказались воплощением  беззащитной красоты. Линетта — Анастасия Вечеркина и Николетта — Антонина Кабо. Как хрупка Красота! Как надо бережно к ней относиться! Если есть грустный момент в опере, то это кратковременное пребывание на сцене этих двух принцесс с чарующими голосами и внешностью. Поэтому так сопереживалось третьей принцессе — Диля Шагеева пела Нинетту 13-го и Анастасия Лапа 14-го.Диля Шагеева признанный мастер, в каждой партии она предельно достоверна и обаятельна. Дивный голос, прелестна собой. Анастасия Лапа — молодая солистка театра. Радуют ее успехи. Партия Нинетты — безусловнный успех..

Собственно в этой постановке запоминаются все, вне зависимости от того, большая роль или не очень. Как убедительны оба Панталона- Георгий Цветков и  Александр Урманов. Фарфарелло — Степан Волков, Цереминимейстер — Алексей Перов и глашатай — Владимир Медведев и Степан Волков. И хор, и балет, и миманс. Все действо разворачивается на фоне красивых декораций в стиле супрематизма –черный квадрат в разных комбинациях , на фоне которого ведутся споры приверженцев разных стилей в поэзии, появляются Простаки, Чудаки, доктора, — отсылают к времени создания оперы. И великолепные, элегантные, сказочные костюмы-восхищение художнику-постановщику Елене Соловьевой и художнику по костюмам Наталье Земалиндиновой. Красота декораций и костюмов еще более подчеркивались  световым оформлением — художник по свету Евгений Гинзбург, равно как и компьютерными эффектами Владимира Поротько.

И отдельно. Особо. Браво Оркестру! Музыка Прокофьева с ее  шутливыми отсылками к Вагнеру, Чайковскому, с ее сарказмом и иронией благодаря безупречному звучанию оркестра стала поистине зримой. И здесь восхищение и благодарность тому, кто является истинным вдохновителем этого чудо-спектакля, под руководством кого великая музыка радостно и победоносно возносилась под прекрасные своды Самарского театра. Браво Маэстро Евгению Хохлову! На втором премьерном дне мое место позволяло видеть и сцену, и дирижера, и оркестр. Я не только слышала, но видела и ощущала, как под чуткими поющими  руками дирижера творилось высокое прекрасное искусство.

Меня могут спросить: неужели же совсем не было недостатков? Так не бывает. Бывает — если все работали от души, вернее не работали, а служили Театру. А Театр – он живой,он это чувствует. Поэтому Чудо свершилось. В его афише еще один добрый, яркий, зрелищный спектакль. И имя еще одного великого композитора.  Это прекрасное начало сезона! И пусть весь он будет столь же прекрасным. Браво!

P.S.В разговоре с Маэстро о планах театра в новом сезоне хотелось бы выделить то, что свершится уже в сентябре — а именно, участие театра в оперном фестивале в Москве. 23-го сентября на сцене Геликон- опера самарцы покажут «Джанни Скикки» Дж.Пуччини. Это — премьера сезона минувшего. Спектакль интересный, эту оперу крайне редко ставят в России. От души пожелаем самарским артистам успеха, а зрителям, которые посетят спектакль — удовольствия от просмотра.

Ирина Каракозова

Фото: Сайт САТОБ, М. Гладких, В. Иванов.  

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

15 comments

  1. Регина Венке Reply →

    Какое чудесное начало сезона в Самарской Опере! Поздравляю с двойным Праздником-премьерой и открытием ! Желаю успехов и аншлагов на каждом спектакле! Под стать премьере и материал Ирины Каракозовой-такой же образный и яркий. Спасибо! Отдельно-за информацию о гастролях театра как раз буду в Москве и пойду! наконец-то увижу воочию замечательных певцов и прекрасного Маэстро, о которых с таким профессионализмом и любовью пишет Ирина!

  2. Юрий Reply →

    Поздравляю! Да, на такую постановку стоит прилететь-я из Саранска, а Регина собирается в Москву из Эстонии. Театр из Самары, его артисты заслуживают такого. Рад был увидеть Сашу Урманова-его помнят у нас в Саранском театре.Молодец! Как музыкант, полностью согласен с Маэстро Хохловым, это сложнейшая партитура и не каждый театр способен поднять такой спектакль. Браво Маэстро и оркестру! Вокалисты прекрасны, замечательный тенор Антон Кузенок. Некоторые дамы малость покрикивали (Я был 14-го).Но, все же волнения премьеры… Режиссер -мне показалось, шла не от музыки…иначе было б еще интереснее. Костюмы вне всякой конкуренции!Спасибо автору за прекрасную познавательную рецензию. А театру большого успеха в Москве и новых столь же замечательных премьер!

  3. Дмитрий Reply →

    С Премьерой и замечательным открытием сезона, дорогих артистов и весь персонал нашего театра, а так же и нас, его поклонников!Ирина, спасибо!Еще пережил замечательные моменты!
    Мог бы поворчать,но праздник удался так, что мелочи на сей раз, подобно автору, «не заметим».Чему рад-так это Антону Кузенку. пусть поет с успехом в Кёльне, карьеру молодому певцу надо делать,но спасибо, что не забывает театр,где его так полюбили и ждут! Крыжский так же был хорош! Перед Труффальдино-Невдахом снимаю шляпу-отличнейший образ! Дамы…дамы-дамы. Ларина бесподобна, обе интриганки Клариче каждая по-своему интриганки))) Бондарева настоящая пери, Дикусарова тоже молодец. Все принцессы-ПРИНЦЕССЫ. Антонов, Святкин, Шагалов-браво Все принцессы-ПРИНЦЕССЫ.Кого не назвал, сори_но Ирина никого не забыла.
    дальше -ее цитирую «Браво Оркестру! Музыка Прокофьева с ее шутливыми отсылками к Вагнеру, Чайковскому, с ее сарказмом и иронией благодаря безупречному звучанию оркестра стала поистине зримой. И здесь восхищение и благодарность тому, кто является истинным вдохновителем этого чудо-спектакля, под руководством кого великая музыка радостно и победоносно возносилась под прекрасные своды Самарского театра. Браво Маэстро Евгению Хохлову!»-подписываюсь!
    Отличного нового сезона! Успехов в Москве.Браво и спасибо!

  4. Екатерина Reply →

    Спасибо за такой яркий рассказ о ярком спектакле! Как нам не хватает ярких красок, ощущения радости и полноты жизни, которые, к сожалению, не так часто вополощаются на сцене. Читала этот материал — и возникало желание присутствовать в зале, окунуться в эту феерию. Очень рада за успешное начало сезона и поздравляю всех участников спектакля с таким музыкальным праздником. В дни премьеры по каналу «Культура» показали фрагмент спектакля и интервью Евгения Хохлова, и даже этот маленький фрагмент передал ощущение сценического великолепия! Надеюсь увидеть этот спектакль на сцене — а пока еще раз благодарю Ирину Каракозову за ее рассказ и за любовь не только «к трем апельсинам», но и к великому искусству оперы, и к Самарскому театру оперы и балета!

  5. Адина Reply →

    Да-а!Самара-городок…я безоговорочно верю автору. Обязательно пойду 23в Геликон.А театру респект и поздравления!

  6. Алефтина Reply →

    Как приятно читать такие рецензии, с которыми соглашаешься по каждому слову. Была на премьере. В полном восторге! давно такого не было! Поздравления всем- солистам, моей любимой Татьяне Лариной и замечательному Евгению Хохлову. Всем —всем-всем! Спасибо автору. Спасибо этому изданию. Успехов всем!!!!

  7. Константин Васильевич Reply →

    Хотелось бы послушать и посмотреть…театр, взявшийся за Прокофьева и «Любовь к трем апельсинам»-это показатель уровня ! Прочитав очень подробный и образный обзор уважаемой Ирины Каракозовой, делаю вывод : на «Джанни Скикки» иду! тем более, что «Эсмеральда» под управлением маэстро Хохлова произвела огромное впечатление.Поздравление с открытием, столь ярким и с премьерой!

  8. Аежели Reply →

    Спасибо за такое прекрасное возвращение к новой премьере нашего театра! нет,правда-мы самарцы можем гордиться! И спасибо за сюрпризы- в фойе встречали зрителя артисты прямо как будто с Венецианского карнавала и сними можно было сфоткаться!А спектакль сам по себе карнавальный! Все чудо как хороши!С каждой строчкой уважаемого автора согласна. И как всегда-спасибо pа исторические факты-я вот не знала про американские ноты и что там опера шлf на французском языке…
    Единственно-это к администрации. Может неуместно писать здесь…но, думали, в новом сезоне отменят в буфете сухой закон. Бокальчик шампанского к такому яркому зрелищу был бы кстати)))
    А так все прекрасно и всех поздравляем!!!!

  9. Михаил Reply →

    Действительно, спектакль получился очень ярким и весёлым! Даже такому придирчивому зрителю, как я, очень понравилось!)))
    Браво Театру, маэстро Евгению Дмитриевичу Хохлову, режиссёру спектакля и всем артистам!
    И огромное спасибо Ирине Каракозовой за такой чудесный и интересный обзор!

  10. ВИТА Reply →

    Прежде всего хочется поздравить любимый театр с началом сезона и блестящей премьерой — оперой С.С.Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Замечательное обозрение нашей дорогой Ирины Каракозовой даёт полную картину премьерного спектакля.
    В стиле самой оперы, изящно описывая всех причастных к прекрасному действу, мы погружаемся в волшебство сказки Карло Гоцци и Сергея Прокофьева. Браво, Ирина, спасибо за сказочный обзор!
    А что может быть лучше такого жизнерадостного спектакля для начала сезона? Респект Евгению Хохлову — он мастер по части выбора репертуара и организации интересных Проектов в своем театре. Браво, Евгений Хохлов, и за сложнейшую партитуру оперы, справиться с которой дорогого стоит и достойно отдельной похвалы.
    Опера «Любовь к трём апельсинам» не только самое веселое произведение Прокофьева, но и считается одной из самых жизнерадостных и весёлых опер XX века. Как кстати, с подачи В.Мейерхольда, Прокофьев, обладая великолепным чувством юмора, тут же принял предложение написать оперу на заинтересовавший его сюжет. Ведь сказки сопровождают нас на протяжении всей жизни! И какое счастье взяться за написание оперы на либретто сказки, да ещё и Карло Гоцци, где переплетаются лирика, гротеск, колдовство, масса юмора и уныния, а в общем — happy end! Радость, торжество добра, которое всегда побеждает зло, не может оставить равнодушным читающих сказку, или слушаюших оперу «Любовь к трём апельсинам». Хочется поблагодарить весь состав великолепного спектакля. Замечательные солисты двух премьерных спектаклей — разных, но порадовавших вокальным и артистическим мастерством. Браво! Режиссура замечательная! Художник по костюмам Браво! Оркестру низкий поклон — Прокофьев, будь-то опера, балет, симфонические, фортепианные и камерные сочинения — это высший пилотаж! И Вы блестяще справились с музыкальной феерией, под руководством Талантливейшего Маэстро Евгения Хохлова! БРАВО!
    Пусть таким же великолепным будет весь театральный год любимого театра. Удачи! ❤️

  11. Вероника Reply →

    Согласна с автором и оценкой ее работы Витой
    ТАК КАК и с оценкой премьеры. Это было незабываемо и ярко. Талантливо и с любовью.Браво,отличного сезона и спасиб о всем!

  12. Елена Reply →

    Спасибо! Вновь пережила чудесные ощущения после премьеры! Какой же жизнерадостный красивый спектакль! Как великолепны наши певцы. Признаюсь, мне все казалось, нет,то, поколение, когда пели Татаров, Сибирцев, Пономаренко, Протопопова, Ильвес, Бондарев,Жукова, Киселев-такого не будет…Но вот наши мастера-Крыжский, Невдах, Святкин, Ларина,Фризе, Бондарева, Антонов (Это как и Святкин-корифей)-они другие,но МАСТЕРА! А такого дирижера как Евгений Хохлов во времена моей молодости не было.Был Василий Беляков,но я не застала пору его расцвета…
    Короче-БРАВО! Поздравления восхищения и благодарность всем! автору-низкий поклон за такой же свет, как в этом спектакле.

  13. Олег Reply →

    Очень хочется посмотреть Благодарность автору за умение так иллюстративно подавать материал. Поздравления Самарскому театру и всем артистам.Успеха в новом сезоне !

  14. Vera Dubishanon Reply →

    Je suis heureux de féliciter l’opéra de Samara pour la brillante ouverture de la saison! Quelle merveilleuse performance vivante! Je vous souhaite une saison des pionniers réussie.
    Chère Irеn! Merci au nom de notre programme. Comme toujours, vous avez donné une critique élégante, festive et professionnelle.
    Merci à tous les lecteurs. Merci à l’administration du portail!
    С удовольствием поздравляю оперный театр Самары с блестящим открытием сезона! Какой прекрасный яркий спектакль! Желаю успешного новаторского сезона.
    Дорогая Ирина! Благодарю от имени нашей Программы. Вы как всегда дали стильное, праздничное и профессиональное ревю.
    Спасибо всем читателям.Спасибо за интересные комментарии. Отдельно благодарю уважаемую Виту. Ваши комментарии-это мини статьи. Приглашаю Вас вновь стать автором альманаха в этом сезоне!
    Спасибо администрации портала!

  15. ВИТА Reply →

    Уважаемая Vera Dubishanon!Благодарю Вас за внимание, мне очень приятны Ваши оценки, так же, как и приглашение к сотрудничеству в любимом Альманахе. Это честь для меня. Благодарю Вас, и желаю Вам и нашему Альманаху замечательного творческого года.
    С большой симпатией к Вам
    ВИТА. ❤️

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK