Торжество барокко: сэр Джон Элиот Гардинер, хор Монтеверди и ансамбль «Английские барочные солисты» в Москве. Субъективные заметки культуролога.

Мода на музыку барокко уже несколько лет занимает большое место на музыкальных сценах мира. К этой музыке обращаются дирижеры, вокалисты и инструменталисты, вводя в свой репертуар все новые произведения композиторов эпохи барокко, более или менее известные, с большей или меньшей степенью профессионализма и проникновения в сложный мир этой эпохи. Я люблю музыку барокко как часть причудливого и драматичного мира, в котором блеск и роскошь соседствовали с духовным напряжением, а религиозное искусство принимало чувственные формы. Достаточно представить себе интерьер барочного собора, чтобы понять эклектичность искусства барокко, ошеломляющего по своим масштабам и временами трагичного в своем пафосе.

Мой опыт восприятия барочной музыки достаточно разнообразен, я слышала многих исполнителей, которым удавалось передать те или иные аспекты сочинений барочных композиторов. Их имена известны, но творчество знакомо широкой публике поверхностно, в основном, по нескольким фрагментам, ставшими популярными. И вот у меня появилась возможность погрузиться в мир барочной музыки, воссозданный Джоном Элиотом Гардинером, легендарным дирижером, посвятившим изучению и воспроизведению музыки барокко практически всю свою творческую жизнь. 26 сентября в первый раз в России, в концертном зале «Зарядье»,  состоялся концерт этого великого музыканта, одного из основоположников «аутентичного» исполнения. На сцену вышел созданный им в 1964 г. хор Монтеверди и оркестр «Английские барочные солисты», основанный в 1978 г.  В это время идея аутентичного исполнения старинной музыки была еще совсем новой, и Джон Элиот Гардинер воплотил в жизнь свою идею о том, что современные инструменты не могут во всей полноте раскрыть музыку барочных мастеров. В результате на сцене музыканты играют на китарроне, контрабасе, арфе, виоле да гамба и клавесине, что создает совершенно иную музыкальную атмосферу, нежели это происходит даже в случае прекрасного камерного оркестра наших дней.

На московском концерте прозвучали 4 сочинения —  Месса для четырехголосного хора Клаудио Монтеверди, Оратория «Иеффай» Джакомо Кариссими, хоры Пёрселла и Stabat Mater Доменико Скарлатти. Признавая великолепие всех этих сочинений и блестящее исполнение, позволю себе остановиться на «Иеффае», который произвел на меня самое сильное впечатление. В его основу легла одна из самых трагических библейских историй о военачальнике Иеффае, который дал обет Господу, что, в случае победы, принесет в жертву первого, кто его встретит. По несчастной случайности первой ему навстречу вышло единственная дочь, с радостными песнями в честь победы. Узнав о своей участи, она попросила отца отпустить ее перед смертью на два месяца в горы, где она с подругами оплакивала свою судьбу. Музыка передает все контрасты судьбы героини, от радостного ликования до горького отчаяния. Сам композитор в сопроводительном слове писал: «Можно поклясться, что ты действительно слышишь всхлипы и стоны плачущих». Когда я слушала «Иеффая», у меня возникало ощущение сопереживания с трагической судьбой девушки, не знавшей мужа, не имевшей детей, обреченной на смерть, вынужденной принять свой рок. Такое переживание может возникнуть только при идеальном слиянии музыки и ее исполнителей, оно свидетельствует о высшем уровне мастерства, которое преодолевает границы музыкальных условностей, становясь выразителем человеческих чувств.

Stabat Mater Скарлатти – сочинение известное, музыка многоплановая, необычные сочетания голосов в хоре создают богатство нюансов. Иногда это многоголосье создает ощущение плача иногда – колыбельной, а в конце – ликования от стремления души «вкусить славу рая».

В течение всего концерта, несмотря на силу музыкальных впечатлений, я не могла оторвать глаз от дирижера – Джон Элиот Гардинер творил волшебство! Внешне он идеальный английский джентльмен, которого можно представить, читая английские романы 19 века. Его пластика и мимика (которые я могла оценить, поскольку сидела очень близко) не просто направляли музыку, они были его частью. В этот вечер я испытала истинное музыкальное счастье, которое приходит, как любовь, и становится частью нашего внутреннего мира. За свою жизнь я испытывала это ощущение несколько раз, и очень благодарна исполнителям, которые, вдохнув жизнь со всеми ее страстями в старинную музыку, за то, что вновь заставили пережить ни с чем не сравнимое ощущение величия и красоты этого искусства.

После концерта состоялось еще одно событие – автограф-сессия сэра Джона Элиота Гардинера, причем автографы можно было получить на его книге «Музыка в небесном Граде» о творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Спасибо организаторам концерта, которые дали возможность купить эту книгу перед автограф-сессией. Гардинер выпустил ее в 2013 г., в год своего 70-летия. Не удержавшись, я принесла домой эту объемную (930 страниц) книгу и начала просматривать. Она настолько увлекательно написана, что я заставила себя отложить ее до новогодних каникул, чтобы не забыть о текущих делах и обязанностях. Это еще раз подтверждает мою идею, что в освоении музыки важна не только эмоция, но интеллект. Такого рода примером была для меня блестящая книга британского тенора Йена Бостриджа о «Зимнем пути» Шуберта, а теперь к этому симбиозу эмоции и рефлексии добавилась книга о Бахе. Я рада, что могу поделиться с читателями «Миров Орфея» своими впечатлениями и надеюсь, вас заинтересуют эти прекрасные исполнители, которых можно слушать в многочисленных записях. Еще раз – БРАВИССИМО, сэр Джон Элиот Гардинер, Хор Монтеверди и оркестр «Английские барочные солисты»!

Екатерина Шапинская.

Фото автора.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

11 comments

  1. Татьяна Глазкова Reply →

    Когда значительное культурное событие представлено так мастерски, так профессионально, творчески и в то же время искренне-исповедально, понимаешь всю важность подобных публикаций, сохраняющих для культуры действительно ценное в искусстве. Спасибо!

  2. Ирина Каракозова Reply →

    Спасибо за столь интересный и глубокий материал о событии огромного значения и культурного и культурологического. Мы рады что именно наш альманах Вашей публикацией Екатерина Николаевна ,имеет возможность рассказать о нем широкому кругу читателей

  3. Борис Годин Reply →

    Это не заметки! Это блестящий рассказ о великолепном концерте! Сер Элиот! Вот когда особенно жалеешь, что не в Москве живешь. Спасибо, Уважаемая Екатерина Шапинская!Спасибо Мирам Орфея!

  4. Татьяна Новикова Reply →

    Прекрасный концерт, которого мы так долго ждали! Счастье, что довелось побывать! И надежда на то, что, может быть, когда-нибудь эти исполнители приедут к нам еще раз…

  5. Светлана Reply →

    Когда читаешь статьи Екатерины Николаевны Шапинской, посвященные, в частности, музыкальному искусству барокко в системе его породившей культуры, а таких уже было не мало, возникает множество вопросов, связанных с осмыслением переклички эпох. Статьи предлагают вспомнить, что почти сто лет назад ХХ век нарекли не только новым Средневековьем, но новым барокко. Каждая из статей, музыкально образованного культуролога, добавляет пищу для размышлений, не говоря уже о том, что доставляет радость узнавания нового в культурной жизни Москвы и за ее пределами.

  6. Алла Reply →

    Очень интересно. Жаль, что из-за отпуска пропустила этот концерт

  7. Евгения Смирницкая Reply →

    Не очень разбираюсь в барочной музыке, но очень люблю читать статьи Екатерины Шапинской. Прочла о событии с большим удовольствием.Спасибо! Вообще большое спасибо вновь и вновь за это замечательное издание. Все авторы очень эрудированны, атмосфера интеллигентная,здесь никого не ругают и комментарии все тоже достойные.

  8. Надежда Протасова Reply →

    Всегда с интересом читаю статьи Екатерины Николаевны Шапинской, которые так эмоционально заряжают, что невольно возникает желание узнать о произведениях и исполнителях побольше. Благодаря огромному опыту лекторской и публичной деятельности Екатерина Николаевна умеет сложные вещи передать понятным и грамотным языком. Можно только порадоваться, что такие эксклюзивные концерты проходят в Москве. Когда разговор затронул пластику Джона Гардинера, невольно вспомнился Альгис Жюрайтис, обладавший такими же качествами: джентельмен и необыкновенно красивый стиль дирижирования. Спасибо Екатерине Николаевне и прекрасному альманаху «Миры Орфея» за то, что уделяете внимание и делитесь интересными событиями в мире искусства.

  9. Olga Reply →

    Спасибо за очень интересную статью о столь значительном музыкальном событии.Очень радует,что такие уникальные исполнители включают Москву в свои гастрольные поездки.

  10. Дарья Reply →

    С большим удовольствием прочла вдумчивый и тонкий субъективный отзыв культуролога об объективно превосходном событии. Спасибо профессору Е.Н.Шапинской за выразительный и вдохновенный текст!

Добавить комментарий для Евгения Смирницкая ← Cancel Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK