Посвящение Николе Гюзелеву: концертный вечер в Болгарском культурном институте в Москве 28 октября.

культурном институте в Москве 28 октября.

Субъективные заметки.

ХХ век дал оперному искусству выдающихся болгарских оперных певцов. Не так давно мы отмечали 90-летие Николая Гяурова, а 28 октября состоялся вечер, посвященный еще одному великолепному болгарскому басу Николе Гюзелеву (1936-2014). Этот вечер был для меня очень важен. Дело в том, что я, будучи поклонницей таланта Гюзелева, в особенности его Дон Жуана, упомянула это в разговоре с Майей Праматаровой, искусствоведом, экспертом Болгарского культурного института. Так возникла идея сделать вечер, посвященный Дон Жуану Николы Гюзелева. Между тем, в сентябре отмечалось 90-летие Николая Гяурова, и было решено провести вечер, посвященный этому великому певцу, в Институте. А затем началась целая история – Ирина Каракозова предложила пригласить Александра Сергеевича Сибирцева, который много раз слышал Гяурова, а он, в свою очередь, пригласил Отара Кунчулиа, солиста Новой оперы и своего ученика, выступить. Вечер получился успешным, хотя проходил он в маленьком зале Института, а пел Отар под фонограмму. Вдохновленная успехом, майя решила провести вечер Гюзелева в Большом зале Библиотеки иностранной литературы, где и состоялось 28 октября это знаменательное событие. К сожалению, на него не смогли приехать ни Ирина, ни А.С.Сибирцев, поэтому мне хочется поблагодарить их за вдохновение, обеспечившее нашему концертному вечеру настоящий успех.

Теперь о герое вечера – Николе Гюзелеве. Этот удивительный Артист сочетал в себе талант художника (он закончил Болгарскую Национальную академию искусств) и певца, занимаясь вокалом в  Академии Национальной оперы Софии у известного вокалиста и педагога Кристо Брамбарова. Сценическая карьера Гюзелева была блестящей —  он выступал на лучших сценах мира и пел ведущие партии басового репертуара . За время своей карьеры, продлившейся более 50 лет, он исполнил более 70 ролей – Бориса Годунова и Филиппа II в «Дон Карлосе», Пимена в «Борисе Годунове» и Аттилу в опере Верди. Для меня же Никола Гюзелев – прежде всего несравненный Дон Жуан! Этот образ для меня очень важен – в течение многих лет, когда я писала свою «Моцартиану», я была буквально одержима образом Севильского соблазнителя, пытаясь понять загадку его привлекательности. Я переслушала и пересмотрела многочисленные версии оперы, начиная от классической Зальцбургской постановки 1954 г. с Чезаре Сьепи в главной роли и заканчивая современными версиями оперы, где постановщики пытаются придать герою черты постфрейдистского психологизма и помещают его в различные современные и постсовременные контексты. Почему этот образ так привлекает постановщиков и исполнителей? Почему к нему обращались Гофман, Кьеркегор и Камю? Вряд ли можно дать однозначный ответ, поскольку у каждого – в особенности у каждой женщины – свое представление о Дон Жуане.

У Николы Гюзелева Дон Жуан – это человек, одаренный природой в избытке, внешностью, энергией, способностью радоваться жизни и получать удовольствие. Его герой словно сошел со страниц великого романтика Э.Т.А.Гофмана,который называл «Дон Жуана» оперой всех опер: «Великолепная, исполненная мощи фигура, мужественная красота черт: благородный нос, пронзительный взгляд, нежно очерченные губы; странная игра надбровных мускулов на какой-то миг придает лицу мефистофельское выражение, и, хотя не вредит красоте, все же возбуждает безотчетную дрожь. Так и кажется, будто он владеет магическими чарами гремучей змеи; так и кажется, что женщины, на которых он бросил взгляд, навсегда обречены ему и, покорствуя недоброй силе, стремятся навстречу собственной погибели». Дон Жуан Николы Гюзелева купается в своем гедонизме, нисколько не сомневаясь в своем праве на наслаждение. В финальной сцене он идет навстречу своей гибели с такой же гордостью и смелостью «хозяина жизни», с какой шел навстречу своим любовным приключениям.

Я счастлива, что смогла поделиться своими впечатлениями, мыслями и чувствами и погрузиться вместе с нашими зрителями/слушателями в мир этой гениальной оперы. Сама дата концерта была символична – ведь он состоялся накануне дня рождения «Дон Жуана». Первое представление оперы прошло 29 октября 1787 г. в Сословном театре в Праге, и вот, спустя 232 года, мы вновь восхищаемся блеском и драматизмом этой dramma giocoso, в которой комизм и драматизм сочетаются в истории севильского соблазнителя и настигшего его неминуемого рока. Запись оперы, отрывки из которой сопровождали рассказ, была сделана в том самом Сословном театре, где, по моим личным впечатлениям и ощущениям, еще живет дух Моцарта. Кроме искрометного и неотразимого Николы Гюзелева, в составе спектакля много талантливых певцов из Восточной Европы, которые не столь известны широкой публике, но замечательно исполняют свои роли, полностью соответствуя тем амплуа, которые были обязательны в классицизме. Таким образом, первая часть концерта была посвящением не только Николе Гюзелеву, но и великой опере Моцарта. Именно с этой оперы началась вторая часть вечера, в которой замечательный певец Отар Кунчулиа, хорошо известный и любимый и в Москве, и за ее пределами.

В настоящее время он поет в театре «Новая опера» и много концертирует. Сказав несколько теплых слов о том, как высоко ценят в Грузии творчество болгарского певца, Отар начал с «каталожной» арии Лепорелло «Madamina, il catalogo è questo», спел знаменитую арию короля Филиппа из «Дон Карлоса» а затем перешел к русскому репертуару. Мы услышали Пимена и Бориса Годунова, и это было прекрасно! Аплодисменты зала звучали долго, и в финале Отар Кунчулиа порадовал собравшихся одной из самых красивых и сложных произведений басового репертуара – арией Аттилы «Mentre gonfiarsi l’anima» из одноименной оперы Верди. Это была одна из лучших ролей Гюзелева. В исполнении Отара Кунчулиа эта ария стала блестящим финалом вечера. Успеху способствовала и Екатерина Маклярская, концертмейстер «Новой оперы», которая исполнила партию фортепиано. А затем – аплодисменты, фотографии, дружеские встречи, что всегда помогает «послевкусию» любого концерта или спектакля.

Я благодарю Майю Праматарову и Болгарский культурный институт за этот вечер и многие другие вечера, посвященные достижениям культуры, не только болгарской, но и мировой. Майя очень много сделала, чтобы вечер состоялся и прошел успешно. Но прежде всего, это было посвящение великому певцу, который посвятил музыке свою жизнь и создал образы, которые неподвластны времени и пространству – Николе Гюзелеву.

Екатерина Шапинская.

 

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

9 comments

  1. Ирина Каракозова Reply →

    Спасибо огромное,дорогая Екатерина Николаевна за великолепный блестящий рассказ.Сожалея, что не смогла быть, радовалась,читая за вас. За великолепного Отара Кунчулиа,который безусловно является выдающимся басом нашего времени.. Спасибо Болгарскому культурному Институту и всем причастным к вечеру, посвященному блестящему певцу.

  2. Евгения Смирницкая Reply →

    прекрасно было! Великолепен Отар Кунчулиа!Много узнала о Н. Гюзелеве из замечательного рассказа Е.Шапинской.Спасибо огромное всем.

  3. Константин Васильевич Reply →

    превосходный вечер. Замечательная организация. Приятно вспомнить Н.Гюзелева, и, думаю, для молодого поколения открыть этого певца, что и произошло на вечере. благодарность уважаемой Екатерине Николавевне Шапинской. Браво великолепному Отару Кунчулиа!
    Отдельная благодарность этому порталу.Интеллигентность,доброжелательная атмосфера-настоящий архипелаг истинной культуры!

  4. Вероника Reply →

    Спасибо за вечер!Браво Отару Кунчулиа-какие у нас басы!Спасибо за публикацию .

  5. Лидия Reply →

    Просто нет слов Замечательная атмосфера в Библиотеке Иностранной литературы и хорошо что на этот раз было в зале с роялем.На предыдущем замечательному басу Отару Кунчулиа пришлось петь под минуса…Спасибо организатором,спасибо Е.Шапинской ща эмоциональный расказ про Гюзелева и на вечере и здесь. ПРИСОЕДИНЯЮСЬ К БЛАГОДАРЯЩИМ ЗА ЭТОТ АЛЬМАНАХ .Здоровья и успехов всем кто его делает.

  6. Анна Reply →

    Поздравления всем-Болгарскому культурному Институту, Екатерине Шапинской,и замечательному певцу Отару Кунчулиа, чье участие так украсило вечер, посвященный выдающемуся болгарскому басу Гюзелеву. Екатерине Шапинской отдельная благодарность за эмоциональный яркий рассказ. Спасибо администрации портала за информационную актуальность.

  7. Евгения Reply →

    Дорогая Екатерина Николаевна! Спасибо за чудесный рассказ о таком великолепном мероприятии! Благодаря Вам словно побывала в этой атмосфере, услышала музыку, почувствовала запахи театра! Как важно помнить о том, что сформировало нас ныне живущих, культурные традиции.
    Еще раз спасибо!

  8. Дмитрий Reply →

    Да…Москва есть Москва! Но мы тоже -благодаря Валерию Макарову,-имели счастье услышать Отара Кунчулиа.Ария Годунова блестяще исполнена была ,хотя оркестр нашей ,самарской филармонии сделал все, что бы не была)).Тем более-великолепный певец. Вот готовый Борис-пора в наш оперный его позвать на эту партию.
    Спасибо за интересный материал уважаемой Е.Н. Шапинской.

  9. Vera Dubishanon Reply →

    Merci beaucoup, chère Ekaterina Shapinskaya! Vous avez parlé d’un événement très précieux pour l’art. Merci pour la participation. C’est bien que cette ressource Internet ouvre de nouveaux noms au lecteur. Bien sûr, les amateurs du Nom Otar Kunchulia sont connus. Et après la publication de Votre et cher Irene Karakozova, il aura beaucoup de nouveaux fans. Merci à l’institut Bulgare de la Culture pour le respect et la mémoire des grands chanteurs-Gjaourov et Güzelev.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK