Планета Аллы Шелест. XIX-й фестиваль классического балета в Самарском Академическом театре Оперы и балета. Октябрь, 2019

В Самарском академическом театре Оперы и Балета традиционно в конце   октября прошел  фестиваль балетного искусства им. Аллы Шелест. Прошел на самом высоком уровне- так было с самого начала, когда в октябре 1994 года на сцене театра состоялся «Вечер в честь Аллы Шелест», после которого по инициативе заслуженного  работника культуры Светланы Петровны Хумарьян и воплотилась идея сделать фестиваль в честь знаменитой  балерины ежегодным.Имя Аллы Яковлевны Шелест неразрывно связано с историей куйбышевского-самарского балета. Еще в 1965 году она поставила на сцене куйбышевского театра балет «Дон Кихот».  А  в 1970-73-х годах возглавляла балетную труппу театра и много сделала для ее развития и совершенства. Она поставила балеты «Жизель» и «Лебединое озеро», которые долгие годы шли на самарской сцене в ее редакции.

Поэтому фестиваль  балета ее имени –это и благодарная память и великолепный яркий праздник, ежегодно привлекающий к участию в спектаклях театра лучших солистов балета крупнейших театров России. В то же время, каждый фестиваль имеет свое лицо, самобытность и  данный,XIX-й фестиваль так же. Вот как оценивает это событие  главный дирижер и художественный руководитель Самарского Академического театра Оперы и Балета Евгений Хохлов : «Прежде всего-фестиваль юбилейный.Первый  был проведен ровно 25 лет назад. Мы постарались внести в его программу много нового. 18-го октября в театре прошла гранд-премьера балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан».Это была напряженная, огромная творческая работа всей балетной труппы, музыкантов оркестра, и, конечно постановочной группы. Особая благодарность балетмейстеру-постановщику,заслуженной артистке России Дарье Павленко. Она очень бережно подошла к творческому наследию знаменитого предшественника- к хореографии Ростислава Захарова,  создав современный отвечающий всем требованиям времени спектакль. Уникальные декорации с любовью восстановлены художником-постановщиком Андреем Войтенко. Художник по костюмам Татьяна Ногинова-их талант, профессионализм по достоинству оценили наши зрители. Как дирижер-постановщик, работая с оркестром,  я старался найти в музыке Асафьева новые краски. Это серьезная работа для оркестра,они с честью справились со всеми сложнейшими задачами. Благодарю всех музыкантов, концертмейстеров оркестра. Соло виолончели Елена Жарикова, Денис Уткин; соло на скрипке— первая скрипка оркестра Татьяна Казакова. Весь фестиваль украсила Мария Крушевская-с этого года концертмейстер арф Большого театра.Спасибо ей за то, что нашла время и возможность для нас. В этом балете дважды исполняется романс на стихи Пушкина и впервые-татарская песня. Что касается солистов и артистов балета, то оба состава и 18-го октября и 25-го показали самый высокий уровень. Я всем безмерно благодарен и надеюсь, что этот балет займет достойное место в афише нашего театра. Что касается всего фестиваля,то мы как всегда постарались представить интересную и насыщенную программу, в спектаклях принимают участие известные премьеры столичных театров, и наши замечательные артисты. Для зрителей будут и сюрпризы,так в антрактах «Бахчисарайского фонтана» мы предлагаем послушать  солистов оперы. Мы уже опробовали это в прошлом сезоне и публика приняла нашу инициативу и оценила ее. Надеюсь, что праздник у нас получился.»

И это действительно так. Начало фестиваля, ознаменованное премьерой Бахчисарайского фонтана было феерически ярким, и эта феерия, это торжество хореографического искусства затем демонстрировалось в каждом спектакле фестиваля, как гостями, так и солистами балета Самарского тетра.

Итак Б. Асафьев, «Бахчисарайский фонтан» .

Балет-поэма в 4 действиях с прологом и эпилогом 

Либретто Николая Волкова по одноименной поэме Александра Пушкина 
Хореография Ростислава Захарова (1934 год)

Мировая премьера — 1934 год. 

Дирижёр-постановщик — главный дирижёр САТОБ Евгений Хохлов.
Балетмейстер-постановщик— заслуженная артистка России, лауреат премии «Золотая Маска» Дарья Павленко (Санкт-Петербург).
Ассистент балетмейстера-постановщика — Валерий Коньков.
Художник-постановщик — Андрей Войтенко (Санкт-Петербург) по эскизам Валентины Ходасевич (Большой театр, 1936).
Художник по костюмам — Татьяна Ногинова (Санкт-Петербург) по эскизам Валентины Ходасевич (Большой театр, 1936).
Художник по свету — Александр Наумов (Санкт-Петербург).

Впкрвые балет поставлен в Ленишграде в 1934 году.

Два года спустя после ленинградской премьеры балет «Бахчисарайский фонтан» был поставлен в Большом театре. В том же 1936 году  появился в репертуаре Куйбышевского театра в постановке балетмейстера Александра Томского. В 1949 году постановку на сцене театра осуществила Наталья Данилова, в 1954 — Юрий Ковалёв, в 1969 — Эркки Танн, а в 1988 году — Елизавета Шипяцкая.

Данная постановка «Бахчисарайского фонтана» на  Самарской сцене основана на сценографии Валентины Ходасевич к первым постановкам 1930-х годов и изначальной хореографии Ростислава Захарова, традиция которой не прерывалась в Мариинском театре  85 лет, что «Бахчисарайский фонтан»  идет в этом театре.

Балет на фестивале показан два раза, 18-го и 25 октября.

Дирижёр-постановщик-главный дирижер и художественный руководитель театра Евгений Хохлов. Солисты:Игорь Кочуров и Сергей Гаген- Вацлав;

Ксения Овчинникова и Марина Накадзима-Мария

Михаил Зиновьев-Хан Гирей

Анастасия Тетченко и Екатерина Панченко-Зарема

Сергей Гаген и Парвиз Кумайдонов-Нурали. ( называю исполнителей соответственно 18-го и 26-го октября)

Оба состава настолько великолепны, каждый в своем роде, что сравнивать бесполезно, счастье видеть оба и наслаждаться.

Продолжением фестиваля стали балеты Баядерка, далее Шопениана-это первое отделение , а   второе  отделение-
Дивертисмент
-Фрагменты из спектаклей «Египетские ночи» и «Шехеразада» , «Конёк-Горбунок»,
«Тщетная предосторожность»,«Эсмеральда»«Шурале»,
«Пламя Парижа»«Легенда о любви»

Кульминацией фестиваля стала вторая премьера «Бахчисарайского фонтана» 25-го октября. Как уже отметил Евгений Дмитриевич Хохлов, в антрактах балета в верхнем колонном фойе театра выступали солисты оперы. Наталья Фризе, Диля Шагеева, Антонина Кабо, Дмитрий Крыжский, Георгий Шагалов, Степан Волков. Порадовали и прекрасными голосами и замечательным исполнением арий,дуэтов и романсов русских и зарубежных композиторов.(Концертмейстер Н.Робак)

Великолепно звучал оркестр под управлением маэстро Евгения Хохлова. А божественно-прекрасные голоса солисток оперы Татьяны Гайворонской (!8-го) и Анастасии Лапа (25-го) придавали особое волшебство всему прекрасному действу.

«Жизель» Адана  продолжила фестиваль. В титульной партии выступиола прима-балерина Государственного академического Большого театра России, заслуженная артистка России, лауреат Российской национальной премии «Золотая Маска» Евгения Образцова

Альберт – премьер Государственного академического Большого театра России,

заслуженный артист России-Руслан Скворцов.

Мирта – солистка Самарского академического театра оперы и балета

Анастасия Тетченко.

Дирижер – Андрей Данилов

«Лебединое Озеро» П. Чайковский.                                  В партии Одетты/Одиллии – прима-балерина Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, победитель телевизионного конкурса «Большой балет» Ксения Шевцова. .Принц Зигфрид – премьер балета Государственного академического Большого театра России, лауреат международной хореографической премии Benois de la Danse, лауреат президентской премии 2018 года Денис Родькин. Ротбарт – премьер Самарского академического театра оперы и балета Кирилл Софронов
Дирижер – Евгений Хохлов
 
Шелест-Гала.-блесящее завершение фестиваля  31-го октября.

Представлены  фрагменты из спектаклей:

I отделение:
 «Лебединое озеро», «Медный всадник»,( (Хорография Александра Горского, постановка в редакции Ю Бурлаки), «Макбет», «Жизель»,»Гаянэ».

II отделение:
«Дон Кихот»(хореография Горского ,постановка и новая редакция Ю. Бурлаки) «Фауст» («Вальпургиева ночь»), 
«Кармен-сюита», «Призрачный бал», «Лауренсия».


Участвовали: солисты Самарского балета Ксения Овчинникова, Игорь Кочуров,Марина Накадзима, Диана Гимадеева, Екатерина Панченко, Дмитрий Пономарев, Эльвира Ахмадишина, Анастасия Тетченко,  Сергей Гаген,Дарья Капишникова, Любовь Трубникова, Максим Маренин…И гости-премьер балета Государственного академического Большого театра России, лауреат международной хореографической премии Benois de la Danse, лауреат президентской премии 2018 года Денис Родькин,прима-балерина Государственного академического Большого театра России Юлия Степанова.
прима-балерина Московского академического музыкального театра 
им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Ксения Шевцова,премьер Московского академического музыкального театра 
им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Денис Дмитриев.
Дирижер – Андрей Данилов.

Намеренно не даю волю эмоциям и склонности к анализу. Потому что гостем фестиваля был народный артист России, лауреат Государственной премии РФ Александр Сергеевич Сибирцев. Именно  когда он был директором Самарского театра Оперы и Балета, по его  вместе со С.П. Хумарьян инициативе родился этот фестиваль. Поэтому  его взгляд особенно интересен  и важен как профессионалам, так и поклонникам жанра. Итак, Александр Сибирцев:

«На мой взгляд, по организации и эстетике это был лучший фестиваль.  Высочайший уровень исполнителей-и приглашенные звезды и наши солисты показали себя с самой лучшей стороны. Они были на уровне мастеров. Безусловно, велик вклад в этот высокий художественный результат балетмейстера-  театру повезло, что руководителем  балета является столь крупный мастер  как Юрий Петрович Бурлака. Исключительно художественно мыслящий, исключительно настойчивый и результативный в своих творческих устремлениях.

Прекрасно поставленный, оформленный «Бахчисарайский фонтан».То, что постановочная группа из С-Петербурга оказало особое влияние на работу всей труппы, всех артистов театра . Великолепен оркестр под руководством главного дирижера театра Евгения Хохлова, которого я, пользуясь предоставленной возможностью сердечно поздравляю с вступлением в должность художественного руководителя театра. На мой взгляд-это оптимальное решение. Поздравляю нового генерального директора Сергея Васильевича Филиппова и желаю успешной плодотворной работы на благо театра. Но вернусь к фестивалю.

«Жизель»  просто поразила меня высочайшим уровнем, необычайно Выразительны солисты. Не смотря на молодость-это уже зрелые мастера.. Прекрасна наша Мирта Анастасии Тетченко. Изумительно тонко и точно дирижировал Андрей Данилов.

«Лебединое озеро» П. И Чайковского представилось мне весьма интересной работой. Эта редакция вряд ли есть еще  у кого-то. Она сохранила эстетику эпохи самого Чайковского, включая темпы, которые были свойственны именно тому времени и мне было интересно наблюдать и за происходящим на сцене и слушать звучание оркестра, перед котором стояла столь нелегкая задача. Мастерство музыкантов, дирижера Евгения Хохлова и всех исполнителей балета просто совершенны.

Сегодня балет Самары абсолютно соответствует уровню Академического театра, что еще раз было продемонстрировано на Гала-концерте. Великолепно , содержательно выстроена  вся  программа, настолько эстетически выдержана, что концерт прошел на одном непрерывном дыхании. Вновь отмечу высокий уровень оркестра под управлением Андрея Данилова. Безупречное звучание, безупречное управление.

От души , искренне и с удовольствием поздравляю весь творческий  коллектив театра,художественное руководство с таким блистательным  событием. Праздник состоялся!»

К словам выдающегося Мастера добавить нечего.Только благодарность и Браво! всем!

Ирина Каракозова

Фото:сайт САТОБа

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

13 comments

  1. Вероника Reply →

    Как замечательно!Поздравления!Огромное спасибо за статью.Интересно читать и очень правильно предоставили слово уважаемому А.С.Сибирцеву.

  2. Николай Reply →

    Был на всех спектаклях. Бахчисарайский фонтан:видел оба состава-права автор-оба достойны восхищения. Как верно сказал А.С. Сибирцев:балет в нашем театре на международном уровне.(Об опере такого не скажу, пардон-элементарно не хватает голосов. Приглашают все время теноров, баритонов и пр. сопран))).Конечно, когда фестиваль-это здорово. Но вот балет-фестиваль конечно радует приглашенными премьерами и примами,но, потом пойдем снова на ту же Жизель-и наши будут не хуже. Про «Три маски короля» уже не говорю-шедевр! Короче, праздник действительно получился, превосходный фестиваль и спасибо за него. Ирине Каракозовой респект.Маэстро Сибирцеву-пожелания долгих плодотворных лет и здоровья!Самарскому Балету ВИВАТ! и моей любимой Анастасии Тетченко -отдельно БРАВО за ЗАРЕМУ, МИРТУ -ЗА ВСЕ ЕЕ ПАРТИИ.

  3. Сергей Reply →

    Огромное спасибо организаторам фестиваля! Каждый год ждем его как праздник и всегда это праздником оказывается. Но на этот раз на самом деле -как прав А.С. Сибирцев!-это лучший из лучших. Премьера великолепна! Какая прелесть Ксения Овчинникова, Какая прелесть Мариночка! Анастасия Тетченко-звезда! Гости великолепны!Оба дирижера чудеса творили с оркестром! Ура и браво!!! Ирина Каракозова! Благодарность! Ходите чаще на балет-Вы так же замечательно пишете о нем как и об опере.Спасибо за этот сайт!

  4. Лидия Reply →

    Вот спасибо за то что так разеообразно и регулярно освещаете культурную жизнь в провинции.Очень отрадная картина получается.Какие традиции богатые в Самаре!Ала Шелест выдающаяся балерина оказывается так много сделала в Самаре для балета.И ее не забывают.Устроили ежегодный фестиваль.25 лет!Восхищение руководству театра и благодарность за статью.Поздравления от души и долгой жизни фестивалю.Учпехов всем!

  5. Татьяна Reply →

    Всегда очень интересно узнать о музыкальной жизни в других городах… Спасибо за замечательные статьи, всегда читаю с большим интересом

  6. Дмитрий Reply →

    Фестивали .пос вященные шелест вообще наш бренд. И, пожалуй соглашусь с Александром Сергеевичем-этот один из лучших. балет однозначно можно вывозить и на зарубежные гастроли. А вот с оперой…Соглашусь с Николаем-желательно, что бы мы видели гостей—и такого уровня как Кулаева, Тат ринцев, Сулимский(и х зовут, спасибо !) но и таких звезд как Борис Стаценко, как О.Кунчулиа-на фестивалях. Маэстро Хохлов великолепную идею воплотил с молодежной группой. Вообще правильно делает, выпуская молодых. Потому что тенденция в опере в мире уже давно такая, что певцы должны и внешне и возрастно поближе быть к героям своим. Вон в Новой Опере -и с голосами молодежь и красивые девочки и парни.Ничего, что не хватает порой внутренней глубины-это придет-рядом с мастерами, уровня того же Стаценко в Риголетто. Но Джильда, но Джульетта с Ромео должны быть юными-относительно хотя бы.Пардон,отошел от балета.)))Был не на всех спектаклях.На премьере был-100-процентно согласен с Ир иной-и обоими Маэстро-это сверхудачная постановка. Лебединое я при всех приглашенных звездах не высидел бы-больно длинно. ))) Оба дирижера хороши . Данилову особый респект-в основном он дирижировал и дирижировал замечательно. Маэстро Хохлову благодарность за все, что делает. А Ирине _за мастерски выстроенный и поданный сюжет-сначала история, потом интересный монолог главного дирижера , середина-информационная, а финал-торжественный и веский благодаря уважаемому А.С. Сибирцеву. (А фото разбросали посмодерном,что весьма в тренде).

  7. Анастасия Reply →

    Бьет ключом культурная жизнь в Самаре.благодаря публикациям Ирины, я ходила и на Балеты, когда привозили в Москву и на Джанни Скикки. Балеты -высший класс! А знаменитые уже «ТРи Маски Короля» мы в Москве увидим?! очень бы хотелось! Поздравляю всех артистов, всех кто поставил и прекрасных дирижеров. А от главного-глаз не отвести)))

    1. ВИТА Reply →

      Прочитала обзор Ирины Каракозовой, интервью с Евгением Дмитриевичем, и впечатления Александра Сергеевича о Фестивале Балета имени А.Шелест, состоявшегося в САТОБ. Восторг!
      Самарский театр Оперы и Балета набирает темп и вырывается в разряд лучших музыкальных театров страны. В лице художественного руководителя и главного дирижёра, Евгения Дмитриевича Хохлова, театр приобрёл Мастера, уникального музыканта, Художника, готового на блистательные эксперименты-премьеры, которые и выведут театр в лидеры среди лучших музыкальных театров страны, и далее в ранг победителя в номинациях и званиях лауреата престижных премий в области искусства и культуры.
      Браво, Евгений Дмитриевич! Браво всем участникам превосходного Фестиваля, в котором были представлены лучшие балеты, задействованы лучшие исполнители! Состоялся Праздник Балета и Музыки в Самаре, очередной Праздник, которыми радует и удивляет театр Оперы и Балета в прошлом и нынешнем сезонах.
      Поздравления и благодарность, с пожеланиями продолжения великолепного стремительного темпа, взятого театром, в покорении вершин Олимпа! В добрый час!

  8. Анна Reply →

    Всем поздравления от всей души! Восхищение Балету и благодарность за фестиваль! отдельно спасибо за статью.

  9. Екатерина Reply →

    Какая богатая творческая жизнь в Самаре! Столь репрезентативный Фестиваль, носящий имя выдающейся балерины Аллы Шелест показывает высокий уровень и артистов, и публики, которой предоставилась возможность погрузиться в волшебный мир балета. Фестиваль представил лучшее из балетной классики — «Бахчисарайский фонтан», «Баядерка», «Лебединое озеро» — эти шедевры не перестают быть источником вдохновения для постановщиков и исполнителей. Мне кажется, самарская публика получила замечательный подарок. Спасибо, Ирина, за Ваш обзор, написанный, как всегда, с любовью к музыке и театру. Спасибо и Александру Сергеевичу Сибирцеву за его рассказ о Фестивале, погружающий читателей в мир этого музыкального праздника.

  10. Васелина Reply →

    именно так все и есть, как написала Ирина.И именно такой оценки, какую дал А.С. Сибирцев достоин наш фестиваль.Это был праздник Балета. И, на самом деле,наши солисты не уступают приглашенным звездам. Браво!!! А я очень хочу выразить свое восхищение замечательной Анастасии Тетченко. Помню ее Зарему-совсем юную в постановке еще в старом театре. Она только пришла тогда. Сколько партий станцевала! А ТРИ МАСКИ КОРОЛЯ_это Настин шедевр! Поздравляю нас всех, что у нас такие артисты балета, что у нас театр,благодаря его руководству так много делает для зрителя. Задумка с концертом в фойе на балете-гениальна. Потому что на балете все ж иная публика,балетная! Но как слушали, как аплодировали певцам. По-моему, буфеты отдыхали. Спасибо за эту публикацию-снова пережила все чудесные мгновения!

  11. Михаил Reply →

    Очень интересная статья, интересный обзор фестиваля! Большое спасибо!)))

  12. Vera Dubishanon Reply →

    Bravo, Ballet du théâtre de Samara! Admiration et gratitude pour la fidélité aux traditions!Irina, merci pour la belle revue, pour la forme de la présentation. Les interviews du Maestro Khokhlov sont toujours intéressantes. Et l’évaluation d’un Maître comme Alexander sibirtsev est un bijou. merci à tous ceux qui lisent, à tous les commentateurs. Comme toujours-l’admiration de Vita, l’analyse de Catherine et le charmant sarcasme de Dmitry.Merci à l’administrateur Denis .
    Браво Самарскому Балету!Такая верность традициям восхищает. Спасибо,дорогая Ирина за это ревю.Интересна сама форма. Интервью с Маэстро Хохловым как всегда информационно и искренне, а оценка такого уважаемого мэтра, как Александр Сибирцев бесценна.
    Спасибо всем читателям. Спасибо за комментарии-эмоциональный Виты, аналитический Екатерины, добрый и саркастический Дмитрия.
    благодарность администратору сайта Денису.Успехов всем!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK