«Философия музыки в новом ключе». Размышления над книгой Екатерины Шапинской. Ekaterina Shapinskaya. Philosophy of Music in a New Key.-Library of Congress, Washington, 2019.

Екатерина Николаевна Шапинская, профессор, доктор философских наук, известный культуролог. Она автор многих научных трудов, монографий, книг, посвященных исследованию искусства как высшей формы духовной деятельности человека в контексте философской науки. Особое место в ее исследованиях занимает феномен музыкального искусства, который она всесторонне рассматривает в ракурсах исторических, философских, собственно искусствоведческих и культурологических. К таким трудам с полным основанием относится ее монография «Философия музыки в новом ключе». –«Согласие», 2017.-580с.

В этом году книгу по инициативе Программы Международного обмена Project Нarmnoy Program подготовила к изданию и выпустила библиотека Конгресса США. Перевод своего труда осуществил сам автор, что придает ему особую ценность. Безусловно, существование этой книги в англоязычном варианте существенно расширяет читательскую аудиторию, что очень важно, поскольку значение работы доктора Шапинской трудно переоценить.

В своей монографии Екатерина Николаевна касается различных аспектов музыкального искусства, анализируя известные произведения, театральные постановки в контексте новых вызовов наступившей эпохи технологических инноваций, постмодернизма, шоу-бизнеса, глобализации и медиатизации и в дискурсах, и нарративах.

В Обращении к читателю автор подчеркивает, что «никто не сомневается в значении классического искусства, культурного наследия в целом для формирования системы ценностей современного человека, в особенности молодежи. О значении культурного наследия для формирования здорового общества, бережно относящегося к традиции, опирающегося на опыт предшествующих поколений и культурную память, говорят ученые, педагоги и деятели культуры. Высшие ценности культуры и искусства, составляющие «золотой фонд» национальных культур, стали основой образовательных программ гуманитарного цикла в учебных заведениях разного уровня и разной направленности… Тем не менее, в наши дни существуют важные социокультурные проблемы, которые затрудняют или вовсе не позволяют великим произведениям мировой культуры стать частью ценностного мира современного человека».  С этим утверждением трудно не согласиться, т.к. современная культура  в сущности живет по законам «культиндустрии» (термин Т.Адорно: «переход к коммерческому производству музыки как товара массового потребления потребовал более длительного времени, нежели аналогичный процесс в литературе и изобразительном искусстве». (Адорно Т. Философия новой музыки. [Текст] / Т. Адорно. – М.: Логос XXI век, 2001. С. 45)).

 Исходя из вышеизложенного, Екатерина Шапинская в своей книге  выделяет две области исследования музыкальной культуры в основном искусстве оперы, которые неизбежно взаимодействуют: осмысление классического наследия с точки зрения содержащихся в нем вечных проблем человеческого бытия, делающих великие произведения прошлого интересными и важными для любой эпохи и для любой социокультурной ситуации, с одной стороны, и специфики существования этих произведений как части живой ткани культуры нашего времени, которое хочет видеть в них смыслы, релевантные для наших современников, передающиеся в формах, ставших определяющими для культурных практик начала XXI века.

Первый раздел книги «Музыка как проблемное поле человеческого бытия» посвящен философскому осмыслению тех общечеловеческих проблем, которые передаются специфическим языком музыкальной формы. Автор приводит цитату С.Лангера: «Конец философской эпохи, – пишет С.Лангер в работе «Философия в новом ключе», (название ее Е.Шапинская   умышленно процитировала в заглавии своей книги, отсылая читателя к приемам посмодернизма), – наступает с исчерпанием ее движущих понятий. Когда все разрешимые вопросы, которые можно сформулировать в терминах данной эпохи, уже разработаны, мы остаемся только с теми проблемами, которые иногда называю «метафизическими», обладающими неясным смыслом, с неразрешимыми проблемами, предельные формулировки которых таят в себе парадоксы». (Лангер С. Философия в новом ключе.[Текст]/ С. Лангер – М.: Республика, 2000. с.14).  Именно эти метафизические проблемы стали предметом рассмотрения в книге Е.Шапинской.

В данной работе автор не обращается к «чистой» музыке в силу отсутствия адекватных инструментов построения дискурсивного пространства вокруг этой сложнейшей формы культурной деятельности человека. Ее исследование несомненно представляет большой интерес для истории культуры и культурологии.  Она сосредоточена на опере, в которой это носит более сложный и в то же время более условный характер: в зависимости от качества либретто оперный нарратив может приобретать разные качества. Поэтому именно оперное искусство, в частности оперы Моцарта, становятся главным предметом  исследования в первой части этой книги, хотя автор также обращается к музыкальному материалу, в котором «слово и музыка вступают в отношение неразрывной взаимодополнительности». Имеется в виду искусство романса, Lieder в немецкой традиции, которое проанализировано на примере вокального цикла Ф.Шуберта «Зимний путь».

Оперный нарратив, подчеркивает Е.Шапинская, имеет свои особенности, но в то же время сохраняет все черты «истории», рассказанной в специфичном коде репрезентации,  необходимой для поддержания интереса публики.

На конкретных примерах из опер Моцарта «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» раскрывается неразрывная связь времени создания произведений с дискурсом современных интерпретаций.

 Второй раздел – «Музыкальная культура в мире «посткультуры»: плюрализм смыслов и деконструкция оппозиций» – связан с существованием столь условной музыкальной формы как опера в контексте наших дней, сформированном под влиянием расширяющейся сферы массовой культуры и постмодернизма, «с его культурным плюрализмом и деконструкцией традиционных бинаризмов». Выйдя за пределы оперных залов на фестивальные площадки и киноэкраны, став предметом туристического интереса и потребления, опера не могла не измениться и не приспособиться к законам «культиндустрии» и «посткультуры». Для нас вопрос заключается не в благотворности этих изменений для оперы как жанра искусства, поскольку это привилегия музыковедов и социологов культуры, а в том, как через достаточно традиционную форму оперного спектакля его создатели говорят с аудиторией о важнейших проблемах человеческого существования – о жизни и смерти, о любви и ненависти, о свободе и власти. И это блестяще показывается и раскрывается автором в нескольких плоскостях и рассматривается с различных ракурсов.

Одна из «поверхностей» – это «посткультура». В другой  «поверхности» Е.Шапинская пытается отойти от чистой синхронии и обратиться к истории, рассмотрев то, что постмодернистские теоретики называют утратой чувства истории, вернее, превращение истории в игру на исторический сюжет. Необыкновенно важен анализ и собственно эстетической составляющей музыкальных шедевров прошлого, их восприятие в контексте совершенно других эстетических ценностей и представлений, сформированных в эпоху массового производства и тиражирования культурных продуктов.

В связи с этим  неизбежно возникает тема творчества в условиях  посткультурной исчерпанности культуры, а также тема саморефлексии художника, который в условиях избыточного культурного производства неизбежно задается вопросом о границах и возможностях интерпретации. Здесь автор обращается к сравнительному анализу интерпретаций классических произведений различными исполнителями. В главе «Волшебная сила музыки», посвященной произведениям Ф.Шуберта и конкретно циклу «Зимний Путь», Екатерина Шапинская говорит о Дитрихе Фишере Дискау, Йонасе Кауфмане, Саймоне Кинлисайде, Йене Бостридже. Загадка «Винтерразе» как странствия в поисках Другого, романтической любви и страдании раскрывается автором поэтапно, с отсылками к общей истории романса и немецких Iieder. Особо ценным для постижения данной загадки является обращение автора к книге-исследованию самого Йена Бостриджа, который досконально проанализировал и музыкальную основу, и тексты Винтерразе, будучи не только одним из самых интеллектуальных и утонченных исполнителей нашего времени, но и ученым-филологом по первому образованию. «Зимний путь Шуберта: анатомия наваждения». (Bostridge I. “Schubert’s Winter Journey: Anatomy of Obsession”. Faber, 2014). В своем осмыслении «Винтеррайзе» Бостридж выделяет два вида контекста: «контекст, который позволяет нам поместить это произведение в 1820-е и понять, откуда оно возникло и что его окружает, и, с другой стороны, контекстуализация, которая помогает нам соотнестись с ним, понять, что связывает его с нашей культурой». (Weininger D. [электронный ресурс] URL: https://www.bostonglobe.com/arts/music/2015/01/29/new-book-bostridge-explores-schubert-winterreise/Wo8W8IkRo0WIAxMiIukbWL/story.html).

В главе «Музыка как выражение человеческой экзистенции» автор рассматривает академический дискурс, сосредоточенный на определенном дискурсивном универсуме. Дается развернутое исследование оперы  как феномена «Рассказывания историй» до самых современных постмодерновых интерпретаций на грани разрушения дискурса.  В этом контексте необыкновенно интересна глава «Русская культура глазами Другого: «Евгений Онегин» в британской интерпретации». Автор дает глубокий причинно-следственный анализ нескольких известных постановок оперы, переходя в следующей главе к проблеме кризиса идентичности в искусстве модернизма. Он раскрывается на примерах  трагизма «Пиковой дамы» Чайковского и «Воццека» А.Берга в контексте вызовов современности.

 Второй раздел монографии посвящен  сосуществованию музыкальной культуры и посткультуры. Он так и называется «Музыкальная культура в мире «посткультуры»: плюрализм смыслов и деконструкция оппозиций».

«Музыкальный театр в контексте посткультуры: проблемы творчества и границы интерпретаций». Автор рассматривает стратегию постановок и игры со временем. Выводит модернизацию оперы как главную тенденцию наших дней. Безусловное достижение и ценность монографии Екатерины Шапинской в раскрытии  проблемы бытия оперного искусства в эпоху его цифровой воспроизводимости. Потому что с появлением цифры «…Искусство – по словам  В.Беньямина – уже покинуло царство прекрасной кажимости, которое до сих пор считалось единственной его обителью». Приводя эту цитату известного ученого, автор констатирует: «Прошедшие со времени написания эссе Беньямина долгие годы показали не только правоту ученого с точки зрения неотвратимости растворения ауры элитарной культуры в массовом производстве реплик и симулякров, но и углубление этого процесса в контексте происшедших – и происходящих – в культуре рубежа тысячелетий изменений».

Эти изменения она анализирует в главе «На пути к посткультуре: изменения культурные и антропологические». Д-р Шапинская рассматривает плюсы и минусы расширения технических возможностей распространения искусства, вскрывает проблемы восприятия художественной культуры в эпоху цифровых технологий и постмодернистской эстетики.

Одной из самых важных в настоящее время тем культуры является эскапизм. Анализ оперного искусства как пространства эскапизма, предпринятый автором, безусловно новое слово в культурологической науке.

Заключительные главы книги  – это размышления и одновременно анализ, касающиеся дальнейшего существования  оперы в современном мире. Он дается в главе «Опера сегодня: кризис жанра или путь к новому взлету?».

 И в заключение автор задается вопросами, которые не могут не волновать как непосредственно представителей жанра, – композиторов, певцов, режиссеров, – так и его потребителей – зрителей, поклонников. Сохранятся ли эстетические ценности музыкального наследия в эпоху высоких технологий в своей первозданности? Возможен ли  диалог  и взаимопроникновение традиционного и посмодернистского, ставящего своей задачей как раз разрушение дискурса, т.е. собственно традиционности…

И хотя автор рассматривает свою работу как «введение в философию музыки», эта монография безусловно является неоценимым вкладом не только в философию музыки, но и в философию искусства. Равно как и в современную культурологию и гуманитарное знание в целом.

Ирина Каракозова, канд. искусствоведения.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

14 comments

  1. Регина Венке Reply →

    Великолепный труд профессора Екатерины Шапинской! Поздравляю автора с выходом книги в издании Библиотеки Конгресса США. Рецензия Ирины Каракозовой читается столь же интересно-это и размышления над написанным автором и анализ. Доброжелательный и точный. Благодарность!

  2. Дмитрий Reply →

    Это чрезвычайно интересно и очень ценно. Читал книгу уважаемой Екатерины Николаевны-правда на русском). Абсолютно солидарен с Ириной Каракозовой, что англоязычный вариант существенно расширит аудиторию.Ирине спасибо за глубокие дельные размышления. Виват прекрасным ученым дамам! (Но 100 против…скажем 10))))что из музыкантов сие поймут и проникнуться, что это действительно глубокое исследование,вот как раз 10 процентов))) Ну да книга научная,требует погружения и знания терминов (Однако, ж вот ученые-они легко владеют не только научной терминологией,но и в музыке вполне компетентны.А пусти -нет, я всех их очень люблю!!!! певцов-музыкантов и сетера поплавать по дискурсам и нарративам))))))…
    Я получил удовольствия и от книги и от размышлений-сам еще поразмышляю над ними.Огромная благодарность!

  3. Анна Вязовская Reply →

    Да…Книга Профессора Е.Н. Шапинской -это большой вклад и в философию и в теорию музыки…Ирине Каракозовой спасибо за материал. Книгу простые читатели могут и не осилить,но так приятно знать, что такое исследование есть и уже на английском!

  4. Olga Reply →

    Поздравления Екатерине Николаевне с выходом книги в издании Библиотеки Конгресса и расширением её аудитории на англоязычных любителей музыки.Спасибо Ирине Каракозовой за очень профессиональную и доброжелательную рецензию.

  5. Глеб Reply →

    Спасибо всем -Автору книги,автору рецензии и жтому прекрасному изданию.Всем кто его осуществляет.А насчет сложности-хорошо.Для тех кто понимает.

  6. Татьяна Reply →

    С выходом книги в этом ее варианте я уже поздравляла Екатерину Николаевну. Что до отзыва, — всегда интересно мнение, суждение профессионала о том, что уже собственно было осмыслено. Об этой книге, но в ее первой, российской версии, я подробно писала: Злотникова Т.С. 3 D – и это не гаджет: другая книга философа // Вестник МГУКИ. 2015-2. С.34-41. Теперь же и книгу Е.Н., и свой анализ ее рекомендую магистрантам и аспирантам при изучении методологии современных культурологических исследований. Поучительно и в интеллектуальном, и в нравственно психологическом смыслах. Спасибо автору и тем, кто читает-понимает-обсуждает!

  7. Алефтина Reply →

    Вот! Абсолютно согласна! Ирина Каракозова умеет говорить о сложном доступно.Я может не осилю книгу уважаемой Е.Н. Шапинской (даже на русском) .Но благодаря Ирине могу радоваться, что такое исследование есть. Спасибо!

  8. Светлана Reply →

    Уважаемая Екатерина Николаевна,поздравляю с выходом еще одного издания умной, доступной для понимания, очень своевременной книги. Эффект от нее был бы замечательным, если бы коллеги культурологи, музыковеды и т.д. включали книгу в вузовские курсы по культурологии, мировой художественной культуре, философии культуры и искусства, организовывали на базе ее изучения специальные семинары. Отдельное спасибо и поздравление автору статьи о книге Е.Н. Шапинской Ирине Каракозовой. Высокий профессионализм вместе с такой доброжелательностью вызывает большое уважение.

  9. Михаил Reply →

    Большое спасибо Екатерине за её труд и Ирине за замечательную рецензию!
    Поздравляю Екатерину и Ирину с таким замечательным событием!

  10. Ирина Каракозова Reply →

    Благодарю,дорогие читатели, за высокую оценку моей работы.

  11. Vera Dubishanon Reply →

    Ирина, Екатерина! Спасибо за такое торжество интеллекта и научного анализа!Это просвещает читателя, учит профессионализму и целеустремленноcти
    Irina, Catherine! Merci pour ce Triomphe de l’intelligence et de l’analyse scientifique!

  12. Евгений Цодоков Reply →

    Прекрасная работа Екатерины Шапинской – титанический труд по разгребанию «авгиевых конюшен» современной постмодернистской культуры. И рецензия адекватная. Спасибо!
    Но мой пессимизм агностика, опирающегося на «антропный принцип», подсказывает мне, что узреть какие-либо позитивные опоры в нынешнем культурном пространстве без философско-культурологического строительства новой метафизики затруднительно. Да, собственно, и сама Екатерина Николаевна это констатирует: «в наши дни существуют важные социокультурные проблемы, которые затрудняют или вовсе не позволяют великим произведениям мировой культуры стать частью ценностного мира современного человека». Я бы даже усилил вывод и сделал акцент не на «затрудняют», а «не позволяют». Постмодернистское мышление разрушило все до основания, в т. ч. все тексты культуры, презрев само понятие текста и приведя ситуацию в состояние неразличения мирового художественного процесса и жизненного потока. Искусство как культурный феномен, способный о чем-то нам сигнализировать и перекидывать мостики из прошлое в настоящее и будущее, исчезло с ликвидацией рамы между ним и окружающей действительностью. На обочину выброшены такие понятия как форма, композиция, драматургия, традиция и проч., превратив артефакты в безумные перформансы и инсталляции. В этом смысле и современная опера, которой столько места уделяет Екатерина Николаевна, если мы хотим хоть как-то осмыслить это явление и выделить его среди других, при попытке системного анализа моментально растворяется как симпатические чернила на свету и исчезает в небытии. Надо признать – опера умерла. В культурологическом смысле ее смерть напоминает нам схожий литературный вывод Осипа Мандельштама в его статье «Конец романа». Оперу как действо, как стиль жизни, если угодно, заместили некие симулякры, которые по инерции и с корыстной целью называют этим красивым словом, дабы упаковать в товар в эффектное зрелище для продажи в обществе потребления. Не знаю, что тут можно еще добавить.

  13. Екатерина Reply →

    Спасибо большое за высокую оценку моей книги и отзыва Ирины Каракозовой. Я думаю, эти отзывы показывают, что музыкальная классика продолжает волновать всех, кто любит музыку, и вызывет рефлексию по поводу ее судьбы в нашей «посткультуре». Еще раз благодарю проект Project Harmony и Ирину Каракозову за мнение о моей книги и надеюсь на новые творческие проекты!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK