Запредельность страдания. Иэн Бостридж. Концерт в Зарядье. Большой зал, 16.12.2019. (Субъективные размышления культуролога).

«С сердцем, полным бесконечной любви к тем, кто пренебрег мною, я… отправился в дальний путь. Много лет я пел песни. Когда бы ни пытался я петь о любви, любовь превращалась в боль. А когда я пытался петь о боли, она превращалась в любовь.»-эту цитату из рукописи Шуберта «Мой сон» выдающийся английский тенор, лауреат премии Грэ мми, Иэн Бостридж сделал эпиграфом к своей книге  «Schubert’s Winter Journey: Anatomy of an Obsession» («Зимний путь» Шуберта: анатомия одержимости». Иэн Бостридж, уникальный вокалист современности и лучший из интерпретаторов этого цикла .И не только этого. Певец один из самых проникновенных, тонких точных, интеллектуальных исполнителей музыки немецких романтиков (равно как и барочной, и современной).

 В программе концерта, который состоялся в Зарядье 16-го декабря не было «Зимнего пути», но были вокальные циклы Бетховена «К далекой возлюбленной»  и «Лебединая песня» Шуберта, содержание  которых слова композитора, взятые певцом в книгу, столь же ярко и точно отражают .

Но прежде чем перейти собственно к концерту, несколько слов об исполнителе, который в представлении не нуждается, но нетривиальность пути в искусство Иэна Бостриджа заставляют вновь и вновь задуматься и попытаться постичь тайну его удивительного таланта, его ИНАКОСТИ, ибо он совершенное единственно неповторимое явление на вокальном небосклоне современности. Его  интерпретации настолько индивидуальны и интеллектуальны, настолько продуманны, и прочувствованы, наполнены утонченной нервической харизмой, что слушая его невероятной красоты  голос, наблюдая сдержанные и одновременно изящные в стилистике исполняемого произведения жесты, отрешаешься от всего и существуешь только в его мире, в мире запредельной гармонии музыки и слова.

Иэн Бостридж пришел в искусство довольно поздно по современным меркам, в 30 лет. А до этого, после обучении в престижных английских школах учился в Оксфорде.Он защитил диссертацию на степень магистра истории по теме «Колдовство и его трансформации в средневековой Англии» (1990).Научная деятельность, аналитика не могли в последствии не оказать влияние на его становление как вокалиста вдумчивого, интеллектуального, обладающего высокой общей культурой, которая столь изысканно проявляется в его  культуре вокальной. На вопрос, не сожалеет ли он о том, что оставил научную деятельность, певец после некоторой паузы ответил: «Иногда…но я понимал, что и наука и музыка требуют полного погружения, самоотдачи.В тоже время мое историческое образование во многом помогает мне в творчестве.» И книга о «Зимнем пути»  тому подтверждение. С одной стороны-это полноценный научный труд, но созданный с артистическим изяществом. Глубокий точный анализ поэтической и музыкальной составляющих, философских и психологических парадигм шубертовского цикла подается в контексте времени с изысканной легкостью в самом высоком значении этих слов. Именно так проживает певец и каждое произведение на сцене-будь то опера или концертное исполнение. Поэтому  соприкосновение с талантом и творчеством  И.Бостриджа-исключительное наслаждение и потрясение всегда.

Так было и 16-го декабря. Иэн Бостридж и пианист Ларс Фогт, которого называют универсальным благодаря обширному репертуару, включающему и классические и современные произведения,-концерт,  повторимся, выстроен идеально. Первое отделение открыл цикл  Бетховена «К далекой возлюбленной» -« An die ferne Geliebte».В юношеских песнях композитора на слова А. Йейтелеса еще нет трагической безысходности, но одиночество и обреченность уже присутствуют как в тексте так и в музыке. Этот цикл как бы подготавливает слушателя к той бездонной печали и неотвратимости смерти, которая пронизывает «Лебединую Песню»-« Der Schwanengesang» Ф. Шуберта. Немецкие  народные предания утверждают, что лебедь поет перед смертью и это самая прекрасная песнь на свете. Именно такова музыка Ф.Шуберта на  стихи Л.Рельштаба и Г.Гейне. Иэн Бостридж намеренно разделил 14 песен цикла: в первой части концерта он исполнил 7 песен на стихи Рельштаба, которые пронизаны грустью , но  иногда эту грусть и предчувствие трагического исхода разрывает луч надежды, как в  «Желании весны».В то же время знаменитая Серенада, исполняемая столь часто, почти у всех певцов-больших и малых вне контекста всего цикла, звучит как…серенада, ожидание счастья встречи и любви. Иэн Бостридж, досконально знающий, изучивший, пропустивший через свое сердце и нервы каждую ноту и каждое слово, поет ее в пароксизме отчаяния. На этот призыв никто не придет. И одиночество, ИНАКОСТЬ, ДРУГОЕ в его исполнении приобретают зримые очертания обреченности жизни в борьбе со смертью.

«Прощание», 7-я песня цикла ,завершая первое отделение, дает в антракте возможность чуть отпустить этот нерв трагизма, перевести дыхание перед полным погружением в глубины и тайны безысходности, неотвратимости единственного конца, которыми на стихи Гейне продолжится цикл во втором отделении.

И во втором отделении все это было Прекрасный голос певца, великолепное мастерство пианиста слились в великую трагическую гармонию. Но здесь уместно вспомнить строки русского поэта А.Блока о «радости страдания». Этот концерт   и доставил такую радость. Катарсис.

Иэн Бостридж. Ларс Фогт. Выдающиеся артисты. Незабываемый вечер. Великое искусство.

Ирина Каракозова.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

18 comments

  1. Вероника Reply →

    О…КАК ПРЕКРАСНО НАПИСАНО…ИМЕННО ТАКИЕ ЧУВСТВА ПЕРЕПОЛНЯЛИ НА КОНЦЕРТЕ!ПЕРЕЧИТЫВАЮ ВНОВЬ И СНОВА СЛОВНО ВОЗВРАЩАЮСЬ В ВЕЧЕР 16-ГО.СПАСИБО УВАЖАЕМАЯ ИРИНА!

  2. Регина Венке Reply →

    Спасибо огромное! Утонченный, интеллектуальный певец! Как точно Вы Ирина написали! Хорошо, что Москва уже неоднократно его видит и слышит.

  3. Анна Вязовская Reply →

    Непревзойденный Йен, непревзойденный концерт. Пианист мне очень понравился так же-первый раз слышала вместе их. Спасибо за великолепную статью! С наступающими новогодними праздниками Вас, Ирина, всех уважаемых авторов и администрацию альманаха!

  4. Юрий Елисеев Reply →

    Ирочка! Просто, как все гениальное! И очень тонко и выразительно!

  5. Дмитрий Reply →

    Ирина, Благодарность, как всегда! Бостридж, конечно, для гурманов. Он певец интеллектуальный, истонченный, -превосходный во всех отношениях. После него,боюсь, Вы никого в Самаре не сможете слушать.)))) С наступающим Вас, и всех причастных!

  6. Екатерина Reply →

    Спасибо, дорогая Ирина, за этот прекрасный отзыв, соответствующий тонкости интерпретаций камерной музыки Йеном Бостриджем. Я рада, что когда-то, в трудные для тебя времена, давала тебе слушать этого удивительного, ни на кого не похожего исполнителя, а потом, когда ты долго болела, его голос утешал и поддерживал тебя. А потом я пригласила тебя на этот концерт, и мы полгода ждали и нервничали — получится ли? Это тоже целая история. Это счастье — найти исполнителя, который созвучен твоему душевному и интеллектуальному настрою. Если будут еще концерты в достижимом месте, обязательно сходим!

  7. Евгения Reply →

    Как много имен уже открыл не очень продвинутым, но любящих классику слушателям (вроде меня)) этот прекрасный альманах и его замечательные авторы. Ирине Каракозовой особое отдельное спасибо. За тонкость и литературность в хорошем смысле ее материалов, за доброжелательность и профессионализм! Обязательно буду слушать этого певца! И постараюсь посетить его концерт, если он еще раз будет в Москве.Огромная благодарность! Счастливого Нового Года, Ирина, счастливого Нового всем авторам и всем делающим это издание. И артистам, о которых так великолепно здесь пишут!

  8. Олег Reply →

    Был на всех выступления Бостриджа в Москве и С-Петербурге. Если есть возможность-пропускать невыносимо. Спасибо за великолепную статью. С наступающим Новым Годом. Здоровья автору и процветания этому замечательному изданию.

  9. Елена Reply →

    Ох.Как же жалко, что я не смогла пойти. Спасибо за такое красивое, глубокое освещение концерта.

    1. ВИТА Reply →

      Иэн Бостридж…
      Какое счастье выпало Ирине Каракозовой быть на концерте этого певца, с искрой Божественного Дара, интеллектуала, утончённого исполнителя единственного в своём роде, повторить которого невозможно. Мне, увы, не представился счастливый случай такого знакомства с Бостриджем. Слушаю записи его альбомов, обожаю вокальные циклы Шуберта и Шумана, и считаю, что лучшего исполнителя этих вокальных шедевров нет.
      Спасибо нашей прекрасной Ирине Каракозовой за такой портрет Иэна — размышления культуролога так же утончённо преподнесены, каким певец предстал перед зрителями. Браво, Ирина!
      И, разрешите от имени замечательного Альманаха, его создателей и нас, комментаторов, любящих Альманах, поздравить любимого Иэна Бостриджа с Юбилеем — 25 декабря ему исполняется 55! И поздравим Иэна с наступающим Рождеством, а нас с Новым годом, с пожеланиями творческих удач, прекрасных событий в искусстве и жизни, которыми мы будем делиться на страницах любимого Альманаха
      «Миры Орфея».

  10. Olga Reply →

    Спасибо за прекрасную статью об уникальном исполнителе,писателе и интеллектуале.

  11. Михаил Reply →

    Благодарю Вас, Ирина, за интересный и познавательный материал!

  12. Константин Васильевич Reply →

    Иэн Бостридж-
    это на самом деле нечто запредельное. Он уникум интерпретации,особенно немецких романтиков. Невероятный певец и эрудит. Вы именно на этом акцентировали внимание читателя,уважаемая Ирина ,и статья Ваша гармонирует с творчеством певца. Я стараюсь не пропускать его концерты,прилетал и на этот,т.к. у у нас в Питере пока его не анонсируют…хотя он неоднократно у нас бывал. А в мы, стало быть с Вами были в одном зале…жаль не увиделись.
    После концертов Иэна я обычно беру паузу очень длительную-не могу ничего слушать,дабы не спускаться с его высот. (только его записи включаю.)

  13. Vera Dubishanon Reply →

    C’est un excellent travail,cher Irina1 Digne d’un musicien comme Ian Bostridge. Et cet article conclut brillamment l’année sur » les Mondes d’Orphée!»Merci À Vous! Merci à tous les auteurs et lecteurs.Administrateur séparé Denis Avdeev. Un joyeux Noël! Succès, santé et bonheur à tous, succès à cette édition. Bonne Année à venir!
    Дорогая Ирина! Это прекрасно сделанный материал, Достойный такого утонченного,эксклюзивного музыканта, как Иэн Бостридж. Эта статья блистательно завершает год на «Мирах Орфея!»Спасибо Вам! Спасибо всем авторам и читателям.Отдельно-администратору Денису Авдееву. Счастливого Рождества! Успехов ,здоровья,счастья всем, успехов изданию. С наступающим Новым Годом!

  14. Владимир Reply →

    Хорошо, что в мире есть талантливые певцы и благодарные слушатели! 🙂

  15. Елена Reply →

    Ирина, спасибо Вам за такое эмоциональное описание концерта. Каждый исполнитель заслуживает своего слушателя. И как же чудесно, что такой тонкий исполнитель, такой замечательный интерпретатор музыки немецких романтиков был отмечен Вашей столь же деликатной, полной завораживающих чувств рецензией. Для меня это тем более ценно, что я никогда не слышала Йена Бостриджа. И теперь у меня есть к чему стремиться)

  16. Ирина Каракозова Reply →

    Дорогие читатели,дорогие друзья Миров Орфея! От всей души благодарю вас за то, что читаете, за ваши замечательный комментарии,за то, что вы с нами! Разрешите от себя и от всех нас-авторов и редакции альманаха поздравить вас с наступающим Новым Годом и Рождеством!Счастливого Нового Года! Будьте с нами в наступающим Году!
    Merry Christmas! Joyeux Noël! Frohe Weihnachten! Buon Natale!

Добавить комментарий для Юрий Елисеев ← Cancel Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK