Путешествие в мир латиноамериканской музыки: концерт Роландо Виллазона и Ксавье де Местра в «Зарядье». Субъективные заметки культуролога.

Необычный музыкальный вечер подарили московским меломанам 14 февраля Роландо Виллазон и Ксавье де Местр. Программа концерта долго держалась в тайне, я ее увидела только когда пришла на концерт. Уже с самого начала сочетание тенора и арфы создало некую интригу, а сама программа была очень далека от привычных выступлений оперных певцов. Весь вечер звучала латиноамериканская музыка, песни композиторов, которые ХХ века, которые вряд ли знакомы любителям классической музыки (кроме специалистов). Карлос Густавино, Альберто Хинастера, Иветт Сувирон, Сильвио Родригес… Из всей программы известен широкой публике только Мануэль де Фалья, который был представлен «Испанским танцем» из оперы «Жизнь коротка». Весь концерт стал своеобразным путеводителем по музыке Латинской Америке, которая для Роландо Виллазона родная, что и дает возможность оценить все эмоциональные и музыкальные оттенки песен и танцев этой солнечной культуры в «аутентичном» исполнении.

Роландо Виллазон хорошо известен нашей публике в основном по его выступлениям в 2000-х в популярных операх вместе с Анной Нетребко. «Травиата», «Любовный напиток», «Богема», «Манон» — арии, любовные дуэты с молодой тогда Анной покорили публику эмоциональностью и харизматичностью. После перерыва, связанного с проблемами с голосом, певец не только вернулся на сцену, в основном, концертную, но и расширил свое поле деятельности. Он поставил несколько опер, ведет телепередачи, пишет романы и является художественным руководителем зальцбургского фестиваля Mozart Week. С Моцартом у Виллазона особые отношения – он исполнял все теноровые партии в операх Моцарта, которые были записаны Deutsche Grammophon, а недавно выпустил диск «Моцартиссимо» с оперными и концертными ариями композитора. Конечно, я бы очень хотела услышать эту музыку на концерте, но певец выбрал музыку Латинской Америки, и

это стало окошком в совершенно необычный музыкальный мир, полный страдания, страсти и красоты. Певец предварял песни рассказом о их содержании, о историях неразделенной любви, размышлениях о судьбе, о природе, и это было необходимо, поскольку поэтическая сторона этой музыки совершенно не знакома для нас. Меня удивила та печаль, доходящая до отчаяния, которая стала доминантой первого отделения. О ней говорят даже названия песен – « Мертвая птица», «Грусть», «Сидя в одиночестве», «Ошибка моей голубки», «Плачущая женщина», «Сновидение». Для меня это было своеобразной передачи духа этой культуры, в которой сочетаются яркость красок и темперамент и необычное отношение к смерти, внутренняя тоска. Я представляла себе картины Фриды Кало, исполненные боли, и думала, что это не только ее личная боль, но и внутренний трагизм всей этой цивилизации, который звучит в тоскливых напевах, прорывается через накал страсти танцев. Во втором отделении певец был более эмоционален, а некоторые песни звучали как объяснение в любви народу Латинской Америки.

Необычным в этом концерте была и его инструментальная составляющая – арфа фирмы Lyon&Healy, прекрасный позолоченный инструмент, который вызвал ассоциации с изысканной рокайльной культурой. Но здесь арфа звучала со всеми оттенками и напряжением латиноамериканской музыки, создавая удивительный дуэт с певцом и восхищая в сольных номерах. Французский музыкант Ксавье де Местр виртуозно владеет своим  инструментом, подтверждая свой успех на самых престижных сценах мира, на многочисленных музыкальных фестивалях.

Этот концерт стал для меня скорее культурным событием, чем музыкальным. Я постепенно погружалась в мир латиноамериканской культуры, такой далекий от нас, и находила в нем своеобразное очарование. Постижение другой культуры – процесс всегда сложный, но музыка – один из лучших способов проникнуть в ее суть. В этот вечер Роладно Виллазон провел слушателей через разные пути и формы этой музыки, показав, как многообразен музыкальный мир различных культур и как много красоты и человеческих чувств в этих столь разных мирах.

Екатерина Шапинская.

Фото автора и Татьяны Новиковой.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

9 comments

  1. Дмитрий Reply →

    Как интересно! Арфа и латинос…спасибо за то, что поделились, уважаемая Екатерина Николаевна! вот что значит культуролог! ну-c, а мы в Самаре будем слушать Кармину Бурану под рояль…та еще версия обещает быть)))

  2. Татьяна Reply →

    Прекрасная рецензия на замечательный концерт!.Мне очень понравилось, как Роландо Виллазон выстроил программу, выбрав совершенно незнакомые произведения, причем вполне соответствующие его вокальной форме. Приятно, что в этой рецензии нашлось место и моим фотографиям

  3. Анна Вязовская Reply →

    Я была. Согласна, скорее в культурном плане это интересно. Арфа-тенор-латиноамериканская музыка.Большое спасибо д-ру Шапинской за статью

  4. Olga Reply →

    Не могу не согласиться с замечательной статьёй Екатерины Николаевны.До последнего момента программа концерта была неизвестна,но разочарования не было.Роландо Виллазон был очень гармоничен,что и не удивительно,т.к. он был в своей родной стихии.Приятным открытием оказался французский арфист Ксавье де Местр,который стал полноправным соавтором этого вечера-путешествия в музыкальные традиции Латинской Америки.
    .
    .

  5. Ирина Каракозова Reply →

    Спасибо ,уважаемая Екатерина Николаевна , за великолепный материал.Всегда рады Вашим публикациям!

  6. Алефтина Reply →

    Огромное спасибо! Хотелось бы почаще и побольше видеть здесь материалов уважаемых авторов. Не на все можно успеть сходить, а рассказы такие -глубокие, аналитические очень помогают представлять культурную жизнь. Спасибо Е. Шапинской. Спасибо всем авторам, все кто причастен к этому прекрасному изданию!

  7. Васелина Reply →

    Замечательный был концерт и замечательно о нем написала уважаемая Екатерина. Арфист мне понравился больше, чем знаменитый тенор)).Спасибо большое за публикацию!

  8. Елена Reply →

    До чего же интересный рассказ! Как приятно среди серого предвесенья попасть в яркий и зажигательный латиноамериканский ритм… Спасибо, дорогая Екатерина Николаевна и любимые «Миры Орфея»! Жду публикаций, как всегда, с нетерпением.

  9. Регина Венке Reply →

    Спасибо за прекрасную познавательную статью! Интересно как всегда!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK