Валерий Макаров: «Театральная сцена для меня святое место». Беседа культуролога с молодым оперным певцом.

Валерий Макаров один из самых ярких и перспективных молодых оперных певцов. Для меня он олицетворяет будущее оперного искусства. Просто удивительно сколь многого он уже успел достичь и сделать в свои неполные 20 лет! Для поклонников жанра его имя известно, не смотря на юный возраст уже давно, т.к. еще мальчиком он стал обладателем Гран-при международного конкурса вокалистов Елены Образцовой, побеждал в престижных российских и международных конкурсах, в т. ч. телевизионной «Синей Птице».

А я знаю и с восхищением слежу за Валерием с его детства, когда маленьким мальчиком он впервые появился на сцене Самарского академического театра Оперы и Балета в мюзикле «Малыш и Карлсон». Это был такой Малыш, что сама Астрид Линдгрен осталась бы им довольна! Не только вокальные данные,но врожденный артистизм-органичное существование в образе-все это восхитило в маленьком солисте. Валерий закончил Центральную детскую музыкальную школу в Самаре, периодически выходя на сцену не только оперного театра, Его актерский талант ярко проявился в спектаклях САМАРТа. Он взрослел, открывая в себе новые дарования, склонность к сочинительству музыки. И это оказалось столь же талантливо, как все, за что он брался. Красивый мальчишеский голос постепенно окреп-и вот уже в спектакле Самарского театра Оперы и Балета «Волшебная флейта» он запел красивым тенором. Было ему тогда лет 15…

Время стремительно, а Валерий, кажется, поставил цель обогнать его. Он Солист Камерной Сцены им. Б. Покровского Государственного Академического Большого Театра России. Продолжает совершенствовать свое мастерство под руководством заслуженного артиста РФ Романа Муравицкого.

Только за прошедший год в его жизни произошло очень много знаковых событий, заставивших говорить о нем не только как о перспективном вокалисте, но талантливом организаторе и…

Впрочем, об этом он расскажет сам в интервью, которое я предлагаю читателям нашего альманаха.

-Итак, Валерий, очень приятно встетиться с Вами и первый вопрос:каким был для вас этот период-с начала прошлого года по, скажем так, нынешние уже два месяца 2020-го, потому что ощущение- буквально каждый день вы открываете новые возможности и грани своего таланта.

-Спасибо за такую оценку! Да, минувший год был для меня ярким и насыщенным. Я смог реализовать себя, как организатор проектов. Прежде всего в начале января 2019 года с солистами Самарского театра мы провели Пушкинский фестиваль, в котором звучали произведения на стихи нашего великого поэта, а так же арии и дуэты из опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Каменный гость». Звучали романсы Чайковского, Рахманинова, Метнера. Хочу выразить благодарность директору Самарского художественного Музея, в Мраморном зале которого проходили эти концерты А.Шахматовой.

-Этими концертами, Валера, вы возрождаете замечательную традицию вечеров вокальной музыки в Мраморном Зале Самарского Художественного музея. А следующим этапом  Вашего творчества была поездка в Сургут, не так ли?

-Да. Вместе с оркестром «Премьера» под руководством Игоря Дронова, мы  выступили на фестивале «Зелёный шум», который представляет молодых солистов публике северного округа в Сургутской Филармонии.

-Это замечательно. Валера, знаю, что не только в России, но и за ее пределами Вы уже неоднократно выступали и принимали участие в интересных проектах. Для меня,-простите, небольшое отступление, было очень интересно и радостно узнать о том, что Вы соприкоснулись и в творчестве и лично с Эмиром Кустурицей, выдающимся режиссером, и одним из самых ярких представителей мирового кинематографа, и не только…

-Для  меня большая честь принять участие в фестивале, который ежегодно проводится в Сербии благодаря Эмиру Кустурице.Для участия отобрали всего 10 человек. Конечно, я даже не думал получить главный приз-«Золотую матрешку»,т.к. были сильные конкуренты из России и других стран Но…я его получил. Из рук самого Эмира Кустурицы и это было незабываемо. Вообще, все было организовано так, что атмосферы конкурса не ощущалось, а был праздник музыки души! Во время фестиваля проводились мастер-классы по вокалу, актерскому мастерству, сценической речи… Это был бесценный опыт. Мы давали концерты на открытой сцене. Это было в июле и на концерты съезжается огромное количество людей из разных стран.Они приезжают специально смотреть и слушать конкурсантов. Невероятное ощущение:ты поешь, и перед тобой пространство гор и облаков… Счастье творить в таком месте. Гостями фестиваля были Юрий Башмет, Василий Герелло, Нарек Ахназарян-познакомиться с такими большими музыкантами незабываемое счастье.

-От души Вас поздравляю. Но, буквально следом произошло новое событие…

—Это был Проект фонда Елены Образцовой, Академия которой организована в Москве и в Вене. Там мы работали с маэстро Дмитрием Корчаком. Работать с ним как с коучем и дирижером необыкновенно интересно. Маэстро также подсказывал очень полезные вокальные советы, ведь он сам часто исполняет партии в операх Россини. Далее, уже в Москве, под руководством художественного руководителя Россиниевского Фестиваля в Пезаро мы работали над стилистикой и языком, каденциями-техникой, т.е музыкой и стилем Россини. Ведь для исполнения его музыки нужна особая подвижность голоса, особые темпы, артикуляция

-Безусловно, это очень помогло Вам в дальнейшем. Но, знаю, что Вы участвовали и в очень престижном молодежном форуме Таврида. Как это  пришло в Вашу жизнь и что  последовало в результате?

— Молодежный форум Таврида помогает молодым деятелям культуры, молодым авторам реализовывать свои идеи. И я очень благодарен и счастлив, что он помог мне выиграть грант на проведение фестиваля русской музыки имени Д. Шостаковича.

-Который стал первым в Самаре фестивалем  имени великого композитора. Как Вы пришли к этой идее?

-Она возникла не случайно. Потому что в Самаре, в моем родном городе в годы Великой Отечественной войны жил и творил гений мировой музыки 20 века Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Человек, музыка которого давала нам силы к победе в войне. И эта тема, тема победы сподвигла меня на реализацию идей фестиваля.

-Вы преподнесли великолепный подарок родному городу. 7 фестивальных концертов, роскошное открытие…

-Я очень благодарен всем музыкантам нашего города. Музыкантам Москвы и Санкт-_Петербурга. Это ведущие солисты Большого театра, театра Новая Опера, Театра Геликон- Опера, Центра Оперного Пения Галины Вишневской, которая так же была тесно  связана с Д. Шостаковичем. Теперь в городе есть замечательный памятник композитору, который напоминает нам, что в нашем городе впервые прозвучала 7-я симфония Шостаковича. А на концерте в филармонии, наш оркестр под управление маэстро Михаила Шербакова великолепно исполнил грандиозную и философскую 5-ю симфонию композитора. Я рад, что на самарской земле впервые прозвучали великолепные произведения, шедевры инструментальной вокальной музыки русских композиторов 20 века: Шостаковича, Стравинского, Гаврилина, Прокофьева,Щедрина, Слонимского, а так же самарских композиторов– Аллы Виноградовой, Петра Дятлова.

-Фестиваль дал дорогу молодым талантам. Целый концерт фестиваля был посвящен молодым композиторам.  

Это очень здорово-давать возможность раскрыться не только маститым исполнителям, но и тем, кто только начинает свой путь в искусстве. Помимо концертной программы у нас работал лекторий московских и самарских музыковедов, представивших партитуры Шостаковича, которые помогли нам глубже понять его творчество с научной точки зрения для теоретиков и музыковедов. Это очень важно, ведь. Д.Д. Шостакович призывал нас неустанно изучать этот многогранный мир музыки.Ведь любителями Музыки не рождаются, ими становятся, когда мы имеем возможность слышать гениальную музыку. И я безумно счастлив и благодарю власти города, дирекцию Самарской филармонии, надеюсь, что фестиваль будет ежегодным и к нему подключится и наш Самарский Академический театр оперы и балета, потому что где исполнять музыку Шостаковича, как не в этих стенах нашего театра, ведь там впервые была исполнена 7 Симфония…

-Валерий, то, что Вы сделали-это настолько неординарно, это действительно прекрасно. Незабываемый подарок Самаре. Но за этим подарком стоит Ваш большой талант и огромный труд. Как человек уже много лет имеющий дело с грантами и грантодателями,  знаю эту кухню  изнутри. Знаю, что выиграть грант –это вершина айсберга. А его реализация-это непреходящий труд и постоянная отчетность, очень сложная и…нервы. Вы все это выдержали и добились блестящего результата. Примите восхищение и уважение  не только Вашему таланту ,но и Вашей целеустремленности, Вашей трудоспособности.

-Спасибо большое

— Давайте перейдем к событию, которое заставило Ваших поклонников и друзей не отрываться от экранов телевизоров и которое привлекло к Вам, безусловно, еще больше почитателей Вашего таланта. Я говорю о Вашем участии в Проекте Канала Культура «Большая опера». Как это было, как себя чувствовали в телевизионном формате?

-Да. Осенью минувшего года мне открылся совершенно новый формат-участие в знаменитом телевизионном проекте Большая Опера.Не ожидал, что удастся пройти почти до самого финала, настолько сильный был состав участников. Они все невероятно талантливы, интересны, целеустремленны. Мы очень подружились и со многими из них продолжаем общаться. Встречаемся, Ходим друг к другу на концерты.

Бесценно то, что на каждом выпуске мы работали с разными очень талантливыми дирижерами.

-А как работалось в формате телевидения-камеры, прямой эфир…

-Работать на камеру намного сложнее, чем на сцене. На сцене мы можем где-то вздохнуть, потихоньку откашляться,- никто не заметит. Под прицелом же объектива каждое мимическое движение-улыбка, взгляд, каждый шаг виден зрителям. Перед каждым выпуском я очень много готовился не только вокально, но и сценически. Продумывал каждую вокальную фразу, стараясь быть предельно достоверным,т.к. телеэкран не терпит фальши.

-Результат великолепный. И члены жюри и зрители были восхищены вашей юностью, Вашей красотой внешней и внутренней-это редкое сочетание, Вашим голосом и артистизмом. И Вы ведь не останавливаетесь, Вы идете вперед. В столь молодые годы Вы солист Камерной сцены им. Б. Покровского Государственного Академического Большого театра России. Постепенно Вы вливаетесь в репертуар театра. Расскажите немного о дальнейших театральных планах.

-Театральная сцена для меня всегда была святым местом. Местом, где артист может соприкоснуться с высшими силами и поделиться со зрителем самым сокровенным- силой своей любви, которая выражается в таланте. С самого детства я мечтал работать именно в оперном театре. Музыка и театр для меня неразрывны. Работать на такой легендарной сцене, которую основал режиссёр и музыкант, гений нашего времени Б. А. Покровский- большая честь и ответственность. И в каждом моем выходе, я всегда стараюсь оправдывать своё пребывание на этой площадке. Театральная сцена во многом может помочь и многое может открыть в тебе, но никогда не стерпит к себе небрежного отношения и фальши. Сейчас в моем репертуаре партия Нарчизо в опере Россини «Турок в Италии» и принц Тамино в опере «Волшебная Флейта». Также занимаюсь готовлю партии в операх «Ариадна на Наксосе» И. Штрауса и «Ревизор» В. Дашкевича.

-Требования у артистам оперного жанра очень изменились. Кажется, от них теперь ждут еще отличной физической подготовки и тренированности?

-Да, современный Оперный театр требует от певца не только голоса, но и мобильности, пластичности, отваги на разные сценические трюки, актерские данные и базовые навыки реалистической театральной школы. Раньше, можно было просто выйти, спеть Арию и уйти. Сейчас же нет. Моя мама фитнес- тренер, и стараюсь находить время заниматься с ней спортом, потому что современные задачи режиссуры требуют больших физических затрат. Важно и другое: у каждого режиссера всегда есть свои требования к певцу, и если режиссер занимается задушевным театром, раскрывающим богатства непостижимой человеческой души, наличие хорошей технической подготовки артиста ему никак не помешает. (Смеется). К сожалению, без техники пения Опера перестанет существовать.

-Ведь правильная вокальная школа позволяет артисту быть свободным? Режиссерский театр так же приложил к этому немало усилий?

 -Только свободным можно достичь настоящего апофеоза душевных чувств на сцене. Режиссерский театр преобразил певца, научил его быть универсальным и, кажется, удовлетворил спустя несколько веков чаяния великих композиторов, говоривших о том, что настоящий певец — это не только голос. Но при всем притом, я считаю, что главный талант постановщика- найти грань, а иногда даже промолчать в своём режиссерском высказывании и поверить музыке. Ведь как говорил Сартр: «Молчит лишь тот, кто способен что-то сказать…» Часто в новаторских постановках человеческий голос уходит на второй план. И за стремлением поставить что то оригинальное, теряется самая главная истина.

Валерий, спасибо за  интересную содержательную беседу. Желаю Вам новых восхождений к оперному Олимпу и новых прекрасных побед. Наши читатели, уверена, присоединятся к моим пожеланиям!

Ирина Каракозова

Фотографии представлены Валерием Макаровым.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

11 comments

  1. Борис Годин Reply →

    Как приятно такое общение с юным и уже известным молодым певцом! Это будущее оперы. Успехов Вам, Валерий! автору-респект за такую интересную подачу. Альманаху и всем причастным спасибо.

  2. Aгиля Reply →

    Какой же умница и талантливый! Валера,будьте счастливы и успешны.Болела за Вас на Проекте!Ирина, благодарность Вам за умение раскрывать творческих людей, показывать их не только как профессионалов,но их человескую составляющую. Валерий стал ближе и восхищение им еще больше!

  3. Любовь Reply →

    Валера поздравление!Интервью в таком престижном издании!Новых тебе достижений.

  4. Анна Reply →

    Спасибо большое за такое интересное интервью я юным прекрасным артистом. автору благодарность. И обоим успехов.

  5. ВИТА Reply →

    Блестящее начало творческого пути молодого оперного певца, режиссёра своей судьбы, Валерия Макарова, нашло воплощение в не менее блестящем изложении интервью, взятом у талантливого юноши, Ириной Каракозовой. Браво, Ирина!
    Имя Валерия Макарова зазвучало с самых юных лет начинающего артиста. Дарование было налицо для всех, видевших и слышащих этого красивого мальчика на Проекте «Синяя Птица», на конкурсе юных дарований Елены Образцовой. Мне довелось послушать и один из вокальных циклов, написанных юным Валерием, но таким наполненным содержанием и мелодизмом, которые подвластны маститым композиторам.
    Читая интервью Ирины, я будто-бы бежала стометровку, стараясь успеть за Валерием. Неужели ещё и это? Проекты, Гранты, оперные сцены, Большая Опера, наконец, на телеканале Культура. И это всё о нём…
    Валерий обладатель блистательного тенора, который, естественно, пока находится и по возрасту, и по мастерству в периоде становления. Но я уверена в будущем большого, настоящего солиста мировых оперных сцен, Валерия Макарова, ибо Талант, данный при рождении, должен воплотиться и должен быть передан по назначению. Это миссия, и она должна быть выполнима.
    Всё есть для этого у Валерия — голос, внешность, артистизм, харизма. Нужно только суметь приложить необходимое количество труда и терпения, чтобы овладеть мастерством оперного пения, школой, которые и откроют дорогу к Оперному Олимпу.
    Я желаю Валерию Макарову, лучшему представителю молодёжи XXI века, продолжить традиции, заложенные Великими прошлых лет, взять от них самое лучшее, и пройти большой творческий путь, получив все существующие звания и награды, и самую главную среди них — любовь и признание зрителей.
    Удачи, дорогой Валерий, и в добрый час! ❤️

  6. Дмитрий Reply →

    Действительно , не могу не согласиться с Витой в оценке творчества Валерия, которого, как и Bрина знаю с первых его шагов на сцене. Ирина,вот образец настоящего интервью-раскрыли со всех сторон и как всегда с таким добром. Но, мой Вам совет,хотя советов лучше не давать кк говорит герой Дюма,но Вас же все ж я знаю…Ирина! в нашем мире нельзя быть такой доброй,положим, с Валерой это нормально,он не испорчен еще и вообще хороший мальчик)).Но время сейчас такое, что «Добрый-глупый,злому-счастье»,-Вы, конечно, читали «Человек-Горошина и простак «Шарова. Мудрая сказка.За материал еще раз спасибо.)))

  7. Дмитрий Reply →

    Что-то я опечаток наделал, а отредактировать здесь нельзя. Так что, пардоне)))

  8. Анатолий Reply →

    ШИКАРНОЕ ИНТЕРВЬЮ.Молодец Валерий!Так держать!Автору большое спасибо.Альманах крутой,но интеллигентный.😊

  9. Алефтина Reply →

    С удовольствием смотрела и слушала Валерия Макарова на Проекте Большая Опера. Но из этого интервью очень много нового узнала о нем. Совсем по-другому видится теперь этот молодой человек! Провел фестиваль Шостаковича в родном городе на грант!!! Столько всего успел за один только год! браво! успехов Вам Валерий! А Ирине Каракозовой как всегда огромное спасибо за интересное интервью с интересным талантливым артистом!

  10. Vera Dubishanon Reply →

    Chère Irina! Merci beaucoup pour la présentation du jeune chanteur prometteur. Incroyablement charmant jeune homme! une interview parfaitement faite! Merci À Vous! Valeria souhaite de nouveaux succès et une brillante carrière.
    Дорогая Ирина! Благодарность Вам за представление молодого перспективного певца. Невероятно обаятельный молодой человек! Прекрасно сделано интервью! Спасибо Вам! Валерию желаем новых успехов и блестящей карьеры.

  11. Регина Венке Reply →

    От души желаю Валерию Макарову больших достижений и творческих радостей на избранном им пути! Ирина,блестяще проведено интервью! Спасибо!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK