«Любимец публики» в Самарском Академическом театре драмы им. М. Горького.(Субъективные размышления культуролога о сценическом воплощении «Настоящей комедии» Н.Кауарда )

(«Любимец публики».Закулисная комедия в 2-х действиях.Постановка и сценическая версия Валерия Гришко.Сценография-Артем Агапов (С-Петербург),художник по костюмам- Марина Агапова(С-Петербург), видеоинсталяция-Владимир Сухов, Андрей Барсуков.Премьера состоялась в октябре 2019г.)

Собственно именно так и называется знаменитая пьеса не менее знаменитого британского драматурга, композитора  актера, певца, обладателя «Оскара» Ноэла Кауарда.

Он был не просто разносторонне талантлив. Он, по собственному признанию, «построил жизнь на фундаменте юмора» (Оскароносная речь, 2008 г.). Поэтому настоящая комедия о любимце публики, герой которой- лукавая пародия автора на самого себя, в самом начале называлась «Сладкая печаль».По нашему мнению в постановке Самарского театра  именно это и поставлено во главу всего, обозначая границы, обыгрывая недоговоренности и заставляя задуматься о том, хорошо ли мы понимаем сами себя, и что белое не всегда бывает белым, а черное-наоборот. Короче, эта пьеса очень хороший повод посмеяться. Публике -над собой в безмерном обожании кумиров и стремлении приблизиться, заглянуть в их реальную жизнь. Актерам тоже повод и посмеяться и задуматься об эфемерности и зависимости этой профессии не только от авторов – режиссеров -продюсеров-публики, но и от самих себя, от кризиса среднего возраста, к примеру, в котором можно наворотить много чего, и не всегда во благо себе.

Что и происходит в пьесе. Любимца публики должен играть …любимец публики. Каковым в Самарском театре драмы безусловно является заслуженный артист России и лауреат премии «Золотая маска» Владимир Гальченко. Он предельно достоверно живет в образе своего героя, популярного актера, собирающегося на гастроли в Америку.

Больше всего Гарри Эссендайл любит …самого себя. Эта самозабвенная любовь и запутывает красавца бонвивана, которому  буквально в несколько дней перед отъездом придется разбираться с неуравновешенными поклонницами, периодически теряющими ключи от своих квартир и обретающих кратковременное счастье в пресловутой комнате для гостей знаменитого актера. А еще рецензии, которые вдруг перестают быть однозначно хвалебными, и продюссер, который легким движением руки может поставить крест на всех заграничных упованиях, а главное -вдруг пришедшее осознание уходящей молодости и  страх перед неизбежным старением…Только все это должно быть подано с истинно английский сдержанным юмором. На первых спектаклях не у всех актеров это получалось. С премьеры в октябре прошло несколько месяцев и спектакль обрел именно то, без чего Кауард был бы немыслим. Владимир Гальченко  очень хорош. Его герой  и смешон и вызывает жалость. Актер такая профессия, что порой ее представители путают реальность жизни и реальность сцены. Вот он цитирует самого себя из роли, одновременно упоенно любуясь на себя же на экране навороченного компьютера (он же домофон, и домашний кинотеатр).А вот читает Пер Гюнта-и это так талантливо, так глубоко…Однако, все может испортить экзальтированная девица, очередная «растеряха» домашних ключей. В роли Дафны очень хороша Анастасия Ермилова.-актерская придумка с  видеоблогом добавляет образу эксцентричности и пародийности в хорошем смысле.

Столь же ярок  Роланд Молл у Владимира Морякина. Пластичен до невероятности, и  до невероятности же нескладен и смешон, -что и требовалось доказать. Лиз Эссендайл – Надежда Якимова. Безупречная чуть холодноватая красота. Немного бы побольше глубины в финальной сцене…ведь только бывшая жена остается с покинутым всеми кумиром…Все понятно с Джоанной Стейвис, та еще штучка и Надежда Попова не оставляет никаких сомнений на ее счет. Гуго Стейвис-Виктор Мирный и Моррис Диксон- Федор Степаненко сделали все, что требовали их образы, хотя в первоисточнике образы эти скажем так, более ярки.

А вот одна  маленькая сцена  с участием Елены Лазаревой, заслуженной артистки России. Леди Солтберн-истинная леди, но невольно улыбается весь зал. А потому что-английский юмор, точное попадание. Столь же точное, как и  заслуженный артист России Валентин Пономарев в роли дворецкого Фреда. Эти немецкие словечки только добавляют шарма его добродушному непробиваемому спокойствию истинно английского дворецкого, который барин покруче своего хозяина. А хозяин в  своем эгоизме ничего не знает о людях, столь преданно ему служащих. Как горничная Хельга, которая в прошлой жизни весьма ученая дама и знает наизусть не одного Шелли. Прекрасная актерская работа Елены Ивашечкиной.

Но есть в пьесе -и спектакле персонаж, который знает все. Прежде всего про самого Гарри Эссендайла, а за одно и обо всех, кто так или иначе причастен к его жизни. Это секретарь Моника Рид. Она работает у него 17 лет. Между ней и Гарри безусловное понимние. Возможно, она когда-то была влюблена в него. Скорее всего. Но это и осталось только влюбленностью, которая трансформировалась в  преданность. Народная артистка России Жанна Романенко позволяет нам строить догадки. Понятно,  ее Моника Рид-это больше чем секретарь. Вот она приходит на работу: безупречно элегантная,  с точными стремительными жестами, уверенной походкой и начинает  профессионально разбирать корреспондению. Привычное занятие, но как завораживает это действо: отработанное до механики,  движение рук и одновременно колкости в адрес Гарри-утонченные, которые не обижают, но расставляют все по метам. Моника знает Эссендайла, ценит его талант, видит его   недостатки, и…его страхи. Подобно опытному режиссеру она разводит всех по их местам и у нее все получается. Получилось бы. Если б не безалаберность пат рона. И все-таки она превратит его гостевую в библиотеку! Блистательная роль блистательной Актрисы. Если говорить о юморе Кауарда в частности и об английском юморе вообще, то работа Жанны Романенко – Надеждиной эталон.

Так что же уносит зритель после этого спектакля, приоткрывающего то, что столь притягательно для публики -закулисную жизнь ее кумиров.  Стоит задаться вопросом: нужно ли стремиться ее узнать? Пьеса  создавалась, когда еще не было таблоидов, гаджетов, когда Священные идолы сцены и экрана, как называл великих актеров Жан Кокто, ассоциировались, сливались с воплощаемыми ими образами, а личная жизнь их была  овеяна легендами. Поэтому они оставались в ореоле своих героев. Приоткрывая занавес Кауард посмеивался не только над собой, над своими коллегами. Он посмеивался и над публикой- образ Дафны тому подтверждение. Многое ли из менилось сейчас?  Конечно можно все прочитать, посмотреть  Сети, но мир кулис притягивает. А потом за очарованием может быть и жестокое …наоборот. О чем с отчаянием сообщает в видеоблоге Дафна. Но без таких дафн без восторгов и любви зрителя актерская профессия теряет смысл. Гарри Эссендайл не должен остаться без публики. Спектакль дает нам эту надежду…прекрасная музыка Грига даже в современной подаче ее укрепляет (может быть, это мое субъективное восприятие). Великолепный  актерский ансамбль, замечательная режиссерская работа Валерия Гришко дают возможность в это верить.

 Ирина Каракозова.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

13 comments

  1. П.А.Шнырев Reply →

    Как много зависит от рецензента!Я 40 лет хожу в нашу Драму.Люблю.Но поэтому порой огорчаюсь,когда невольно сравниваю прошлое и нынешнее время.Когда был на одном из премьерных спектаклях интуитивно чувствовал,чего-то не хватает.Прочел эту рецензию.Много узнал о Кауарде.Многое встало на свои места.Поразила точность и доброжелательность уважаемой Ирины Каракозовой.Вспомнились рецензии Финка.Вот так надо писать о театре,как писал он,как пишет Ирина Каракозова(жаль больше об опере).Наши актеры великолепны.Конечно королева Жанна Романенко.Владимир Гальченко-это его роль.После такой рецензии приду и еще раз посмотрю.Спасибо!

    1. Ольга Андреева Reply →

      О Самарском театре драмы можно говорить много и долго. Людская молва любит посудачить, похвалить и сказать «Не сотвори себе кумира!». Любимцы публики были и будут пока существует театр. И лёгкая пьеса Н. Кауарда «Любимец публики» нам об этом говорит,что богемная жизнь актёров существует только на сцене, а в жизни они такие же люди, как мы : с любовью, интригами, завистью, с успехами. Замечательный актёрский состав и яркая режиссёрская работа В. Гришко доказывают прекрасно это на сцене театра с английским юмором, страстью и немного грустным финалом. Актёрами созданы удивительные образы, а любимцы публики В. Гальченко и Ж. Романенко, как всегда на высоте. Работы яркие, красивые, запоминающиеся. Моё сердце давно отдано замечательной Великой Актрисе Жанне Анатольевне Романенко-её мастерству и её Божественному голосу. Всё роли сыгранные на сцене ею блистательны
      и роль секретаря также великолепна. Как говорят в театре «Приходите посмотреть!» А Ирине Каракозовой выражаю большую признательность за чудесную резензию к спектаклю и любовь к Самарском театру.

  2. Регина Венке Reply →

    Ирина, спасибо! Как я понимаю, Вы теперь будете открывать для нашей Project Harmony, а через нее и зарубежным читателям и поклонникам искусства еще один прекрасный театр. Было уже Ваше великолепное интервью с ведущей актрисой, Жанной Романенко-Надеждиной и блистательная рецензия на «Миссис Севидж». И сейчас -это прекрасно, что театр Самары обратился к пьесе Кауарда. Необходим очень высокий уровень труппы, что бы передать все очарование, трагикомизм и двойственность этого произведения. Из Вашей рецензии видно, что это получилось, тем более, театр имеет и Премьера-Владимира Гальченко, и самую настоящую примадонну-Жанну Романенко. Браво! Поздравления и восхищение всем артистам!

  3. Дмитрий Reply →

    Был. Наверное, Вы правы, Ирина, что надо не на премьерные ходить. Жанна Романенко-это всегда Жанна Романенко. Гальченко видно очень волновался-я попал на второй дневной спектакль. Пойду еще раз. Только Вы со своей вечной деликатностью мягко обошли…все же в программке надо указывать не только современного композитора, но и музыку Грига, которая явственно звучит в спектакле. А за рецензию респект, как всегда!)))

  4. Нина Reply →

    Спасибо спасибо огромное,что так прекрасно написали про наших артистов!Наш театр замечатель ный.И у нас есть Любимцы публики.Жанна Романенко-Надеждина,Владимир Гальченко.А еще Владимир Борисов,Олег Белов,Елена Лазарева.

  5. Анна Вязовская Reply →

    Ирина, очень интересно читать Ваши материалы .Спасибо, что открываете нам,москвичам самарскую культуру-приезжают оперные и балетные спектакли из Самары-мы идем, благодаря Вашим статьям-потому что узнали. И теперь, если приедет Драма тоже пойдем,т.к Вам верим. Только…Вы уж и про оперу с балетом пишите, пожалуйста)). А Жанну Романенко-Надеждину мы уже полюбили! Редкая актриса! Гордость не только Самары, а всего российского искусства.

  6. Екатерина Reply →

    Какой интересный рассказ о Самарском театре! Была там очень давно, помню, что впечатления были самые хорошие. Рада, что театральная жизнь такая насыщенная, с интересными премьерами и замечательными артистами!

  7. ВИТА Reply →

    Очередной обзор Ирины Каракозовой порадовал нас знакомством с интересным спектаклем, теперь уже драматического театра Самары, который так же блестящ, как и предыдущие обзоры спектаклей оперного театра. Браво, Ирина!
    «Любимец публики» Ноэла Кауарда, не может оставить равнодушным зрителя, потому что автор-оскароносный актёр, певец, композитор и драматург с искромётным юмором, написал пьесу о том, что пережил и переживает сам в течении всей творческой жизни. Ирина Каракозова хорошо представила всех персонажей комедии и их исполнителей-это цвет актёрского состава театра драмы Самары. Всем аплодисменты и благодарность!
    И, конечно, особое восхищение в адрес Примадонны театра, народной артистки России Жанны Романенко.
    Изящество, и все краски актёрской палитры налицо в персонаже Актрисы. Её Моника Рид по праву главенствует в спектакле наравне с Гарри Эссендайлом, Владимиром Гальченко. Блистательный дуэт! Браво!
    Благодарность за прекрасный спектакль, который оставляет послевкусие с улыбкой.
    Новых замечательных премьер великолепному театру драмы Самары! ❤️

  8. Карина Reply →

    Прекрасный спектакль.И наконец-то рецензия ,где автор не ерничает,а пишет по существу.Все как есть. Владимир Гальченко любимец публики Жанна Романенко Надеждина любимица публики. Самая любимая.Спасибо за статью и за такой интересный журнал.

  9. Владимир Reply →

    Прочитал и вновь светлее стало. И не удивительно: Ирина с такой любовью рассказывает о драматурге, игре актёров, эпизодах пьесы! О режиссёрах, продюсерах и зрителях. Как драгоценности перебирает… А драгоценности эти — разнородные таланты, проявляющие собственное творческое, истинно человеческое начало в трагическом и комическом, в возвышенном и… не очень. Ирина с восторгом (и скрытой печалью) рассказывает об увиденном, поскольку сама обладает талантом зрителя. И в который раз повторяю: пока есть такой зритель, будет и театр!

  10. Алефтина Reply →

    если Ирина пишет про драмтеатр-надо туда идти. Я давно не была, честно говоря.Опять же по наводке Ирины Каракозовой ходила Миссис Севидж-это просто необыкновенное везение, что у нас есть Жанна Романенко-Надеждина! Всё. Остальное Ирина сказала. Пойду теперь на «Льва зимой»-и на «Любимца публики! «/
    ой. Не всё. В качестве инфы.Была в оперном на «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». А зачем это поставили?! Певцов жалко. музыка никакая. Вообще что это было? А потом урезали «Медведя»-опять же жалко певцов.Из одного спектакля в другой. «Медведь» хорошая постановка. Зачем к ей при вязали откровенную…Сори что не в тему.Но тут ведь много публикаций про оперу…И мы тут вроде как опероманы.Но в драму надо ходить.

  11. Михаил Reply →

    Благодарю Вас, Ирина, за интересный и познавательный материал! Как всегда, замечательная и очень интересная рецензия!

  12. Vera Dubishanon Reply →

    Cette revue nous ouvre un autre grand théâtre russe. Et de beaux acteurs russes.Zhanna Romanenko-nadedina est une grande actrice russe. Alexander galchenko — nous nous souviendrons du nom de Lucien dans la ville de l’artiste. Irene, chérie! Merci À Vous.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK