Самара. Шостакович. Балет. Взгляд культуролога на премьеру в Самарском Академическом театре Оперы и Балета. 8.11.2020

Эту премьеру ждали. Она должна была пройти в мае в честь 75-летия Великой Победы. По известным обстоятельствам, она состоялась в ноябре. И это, безусловно, яркое событие не только для культурного мира Самары. Хотя для Самары оно имеет еще и особое, знАковое значение. Самару многое связывает с именем Д.Д.Шостаковича. Во время Великой Отечественной войны Шостаковича эвакуировали с семьей в Куйбышев. Именно в театре Оперы и Балета (тогда это был Дворец культуры) 5 марта 1942-го года состоялась премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии композитора. Велась прямая радиотрансляция, великая музыка мужества, сопротивления и веры в победу за короткое время стала известна во всем мире.

Балетное творчество Шостаковича так же имеет большую историю. В его семье все любили балет, и первое сочинения для этого жанра искусства молодой композитор создал в начале 20-х годов. Это были «Три фантастических танца». В дальнейшем последуют и официальные предложения, и многие известные балетмейстеры обратятся к творчеству великого композитора.

В Куйбышеве еще в 1961-ом году была осуществлена постановка балета на тему «Ленинградской» симфонии, а в 1986-ом году Игорь Чернышов – главный балетмейстер театра – пригласил поставить балет на музыку «Ленинградской» симфонии И.Бельского (дирижер-постановщик А.Говоров). Это было авторское интересное прочтение. Постановка имела большой успех у зрителей, и долго оставалось в афишах театра. Вообще, в городе чтят память великого композитора. В прошлом году в честь юбилея Шостаковича в сквере у театра установлен памятник – дар Зураба Церетели, проведен Первый музыкальный фестиваль им.Шостаковича, инициатором и руководителем которого при поддержке администрации Самары был молодой, но уже известный тенор, Валерий Макаров. В музее театра находится бюст Д.Шостаковича, недавно подаренный вдовой композитора Ириной Шостакович

Поэтому новый художественный проект, созданный главным приглашенным балетмейстером Самарского Академического театра оперы и балета Юрием Бурлака и главным дирижером, художественным руководителем театра Евгением Хохловым, совершенно закономерен. И уникален. Ведь он включил как возобновленную «Ленинградскую» симфонию, так и множество забытых и редко исполняемых номеров и фрагментов из огромного наследия композитора, бережно воссозданных Ю.Бурлака. Приятным сюрпризом стала премьера «Фортепианного концерта» (балет сочинил молодой петербургский балетмейстер Максим Петров на музыку первого концерта для фортепиано с оркестром Д.Шостаковича). Публике так же была представлена ретроспектива фрагментов постановок Якобсона, Лопухова, Бельского, Брянцева, Мартиросяна. Итак…

8 ноября 2020-го года «Самара. Шостакович. Балет» – премьера. Прежде всего огромная благодарность за колоссальный творческий труд главному дирижеру-постановщику, художественному руководителю театра Евгению Хохлову. Он инициатор самой идеи, получившей столь вдохновенное воплощение на сцене театра.

8-го октября за пультом стоял Андрей Данилов. И это было не просто блистательное исполнение. Тем более что Маэстро по стечению обстоятельств, по дирижерской солидарности, как отметил Е.Хохлов, внепланово дирижировал премьеру. И сделал это не просто великолепно. Оркестр звучал потрясающе, безупречно под мастерски вдохновенным управлением Андрея Данилова.

ДИВЕРТИСМЕНТ, так назвали 1-ое отделение.

Балетмейстер-постановщик – главный приглашенный балетмейстер САТОБ Юрий Бурлака.

Дирижёр-постановщик – главный дирижер САТОБ Евгений Хохлов.

Художник-постановщик – Александр Пырялин (по эскизам Леонида Чупятова к балету Федора Лопухова на музыку Владимира Дешевова «Красный вихрь», 1924).

Художник по костюмам, художник по свету – Елена Соловьева.

Его открыло «Трагическое скерцо» на музыку 2-ой части 10-ой Симфонии ми минор в хореографии И.Бельского. Исполнители: Антон Зимин, Дмитрий Мамутин, Александр Насонов, Алексей Селиванов – все великолепные танцовщики. В этом окружении невероятная, блистательная Анастасия Тетченко. Партия Свободы в ее исполнении воскрешает в памяти знаменитую картину Делакруа, Танец Анастасии Тетченко – неудержимый порыв, его не остановить никакими усилиями угнетателей, ее финальное торжество закономерно и жизнеутверждающе.

Далее была «Старая фотография» Вероники Земляковой и Дмитрия Пономарева. Это номер из балета «Страница прошлого» хореографа Дмитрия Брянцева. Рабочий и его подруга в исполнении прекрасных самарских танцовщиков, кажется, действительно сошли со старинной фотографии. В этом номере звучат четвертая и шестая части из Второй балетной сюиты Дмитрия Шостаковича (1951, Op. 89B).

В 1929-ом году Шостакович получил заказ написать музыку к балету «Золотой век». Тема была близка композитору еще и потому, что в либретто речь шла о злоключениях советских футболистов на промышленной выставке «Золотой Век» в условно враждебной капиталистической стране. Шостакович же очень любил футбол. Балетоманы со стажем, конечно, не забыли знаменитую постановку Ю. Григоровича в Большом театре с Наталией Бессмертновой и Гедиминасам Тарандой. В новый спектакль самарского театра вошел фрагмент из постановки Л.Якобсона «Танец Западной комсомолки и четырех спортсменов». Виктория Черкасова, Сергей Букатин, Светлин Стоянов и А.Шумухаметов были в нем очень выразительны, спортивны и безукоризненно точны.

Очень хороши в «Праздничном вальсе» А.Куткова и К.Сафронов.

В заключение первого действия совершенно очаровательны в «Танце с зонтиками» из «Вальса-шутки» учащиеся Самарского хореографического училища.

ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ.

Дирижёр-постановщик – главный дирижёр САТОБ Евгений Хохлов.

Художники-сценографы – Настя Травкина и Сергей Жданов.

Художник по костюмам – лауреат премии «Золотая Маска» Татьяна Ногинова.

Художник по свету – номинант премии «Золотая Маска» Константин Бинкин.

Это безусловная премьера и прекрасный сюрприз для публики. Неоклассический балет «Фортепианный концерт» – первая работа, которую для САТОБ осуществил Максим Петров, хореограф из Санкт-Петербурга – его балеты идут в Мариинском театре. Вот как рассказывает об этой работе балетмейстер: «Артисты первый раз столкнулись с большой абстрактной работой, которая сочинялась специально для них. Первое время им был непривычен предложенный мной пластический язык, хотя он основан на известных им элементах. Все танцовщики учились в разных школах, и моей задачей было сгладить эту разницу, показав артистов с выгодной для них стороны. Ребята быстро поняли, работали самоотверженно, и мне было очень комфортно с ними».

Результат впечатляющ. Екатерина Панченко, Игорь Кочуров, Марина Накадзима, Сергей Гаген, Эльвира Ахмадишина, Алиса Карпычева, Олеся Севостьянова, Виктория Черкасова, Жозефина ЧунЦзын-Нга, Джотаро Каназаси, Максим Маренин, Светлин Стоянов, Илья Черкасов, Виталий Яманчев – были равно убедительны как в пластическом техническом плане, так и передаче всех нюансов необычайно насыщенной драматургически музыки Д. Шостаковича. Отметим профессиональное исполнение партии фортепиано Романа Ерицева.

«ЛЕНИНГРАДСКАЯ» СИМФОНИЯ.

Дирижёр-постановщик – Евгений Хохлов.

Художник-постановщик – Андрей Войтенко (по эскизам Михаила Гордона).

Художник по костюмам – Татьяна Ногинова (по эскизам Михаила Гордона).

Художник по свету – Александр Наумов.

Третий акт – это апофеоз. Одноактный балет на музыку первой части Седьмой «Ленинградской» симфонии до мажор (1941, Op.60). Напомним еще раз – премьера симфонии состоялась в Куйбышеве в 1942-ом году. Балет на эту музыку в советское время ставился в разных театрах многократно. Впервые же балет на музыку «Ленинградской» симфонии поставили в 1945-ом году в Нью-Йорке. Постановку осуществил балетмейстер Михаил Мясин с труппой «Балле Рюсс Хайлайтс». Как и куйбышевский спектакль 1986-го года, постановка нынешнего оформлена по мотивам сценографии Михаила Гордона. Возвращением «Ленинградской» симфонии на самарскую сцену руководил балетмейстер-репетитор Мариинского театра Вячеслав Хомяков.

Три части: «Безмятежное счастье», «Нашествие», «Реквием». Абстрактная эстетика «Хореографического симфонизма», точное пластическое решение в гармонии с эстетикой музыки композитора. Герои – Юноша и Девушка, чью безмятежную жизнь нарушает нашествие Варваров. Ценой жизни Юноша дает отпор врагам. Это если коротко. На сцене же артисты самарского балета воссоздали симфонию Любви, Мужества, Скорби и Победы Добра над злом. Трогательны в дуэтном танце Марина Накадзима и Сергей Гаген. Прекрасны все солистки балета. Воплощение зла – четыре варвара и сопутствующие им темные силы.

Все же особо отмечаю оркестр. В 1997-ом году в Самарской филармонии «Ленинградской» симфонией дирижировал Мстислав Ростропович. Тогда филармонический оркестр был дополнен музыкантами оркестра театра. Незабываемо. Ударные в Нашествии, казалось, заполнили не только зал, неотвратимо они рвались вне его пределов, в мир. И вот 8-го ноября, самарский оркестр под управлением Андрея Данилова достиг такого же эффекта. Великолепное Мастерство! И, конечно, прекрасны все солисты во всех сценах – счастья, скорби, памяти…

Вот такая была Премьера. Самарский Балет – балет международного класса. Артисты могут все. В этот вечер они сотворили очередной шедевр. Браво. И многократное. Браво, восхищение оркестру и маэстро Андрею Данилову. Всем постановщикам спектакля под руководством Евгения Хохлова и Юрия Бурлаки. С новой выдающейся работой балет Самарского Академического театра оперы и балета!

Ирина Каракозова

фото-сайт САТОБ

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

14 comments

  1. Анна Вязовская Reply →

    Ура-ура-ура! наконец-то! Ирина,дорогая, наконец-то дождались Вашего ревю из самарского театр оперы и балета. Я была. Это действительно шедеврально! Как я люблю Анастасию Тетченко! И оркестр…просто как не нашего театра. Браво Маэстро Данилов!Поздравления всем! Всем здоровья! Ирина, спасибо за прекрасную статью!

  2. Дмитрий Reply →

    ВИВАТ БАЛЕТУ! ВИВАТ МАЭСТРО ДАНИЛОВУ, ВИВАТ ВСЕМ ПОСТАНОВЩИКАМ И ПРИЧАСТНЫМ,ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЕВГЕНИЮ ХОХЛОВУ И ЮРИЮ БУРЛАКА!
    Дорогая Ирина-Вам коленопреклоненное виват, благодарность и восторг-рад был увидеться. К Вашей блестящей рецензии нечего добавить,но я был бы не я, если б не сказал, все хорошо, но рояль пару раз облажался, хотя Маэстро прикрыл. Браво Маэстро Данилов!Маэстро Хохлову спасибо за работу,надеюсь и под его управлением услышать. Наконец-то Праздник в оперном.Балетный. Балет -гордость наша. Спасибо еще раз.

  3. ВИТАЛИЙ Reply →

    Все так и было!Праздник.Спасибо театру.Браво нашему балету.Браво всем.Респект Андрею Данилову.Классно звучал оркестр.Уважаемая Ирина -благодарность и поклон за чуткую наполненную познавателтную рецензию.Поздравления всем!

  4. Карина Reply →

    Чудесный вечер.Чудесная статья.Спачибо и поздравления всем!

  5. Борис Годин Reply →

    Уважаемая Ирина! Как давно не было Ваших материалов о Самарском оперном театре! Наконец-то. Вы столько прекрасного написали об опере, И как замечателен Ваш точный взгляд культуролога и искусствоведа на событие в балетном мире. А то, что это событие-в том нет сомнения, читая Ваш материал. Поздравляю Самарский театр, самарский Балет, всех постановщиков и маэстро Данилова, которого имел счастье, как и маэстро Хохлова слушать в С-Петербурге. Все же, кончится когда-нибудь этот ковидный ад, и так хочется, что бы самарский театр приехал в Саратов. Приехал в Москву-знаю, что-то привозят в ближайшее время.
    Поздравляю с Премьерой и радуюсь. Здоровья и успехов всем!

  6. Анастасия Reply →

    ЗдОрово! После каждой Ирининой статьи хочется в Самару-или на оперу, или на оперетту, и на драму и на балет. (Иду на «Медведя», к Исаакяну, смотреть приму Самарской оперы, Татьяну Гайворонскую-книжку Ира подарила,и здесь много про нее читала и слушала на Ютюье).
    А Балет в Самаре получается, еще круче? Поздравления! Ирина, спасибо, как всегда, высший пилотаж!

  7. АНТОН Reply →

    Спасибо большое,уважаемая коллега Ирина.Постановка на самом деле великолепна и оркестр так же.Поздравляю наш оперный театр,который вернее бы назвать балетным.Балет безукоризнен и может работать любой стиль.

  8. Мария Петровна Reply →

    В оперный хожу только на балеты последние годы.Балет нашего театра-бренд Самары.Премьера замечательная.Все мои любимые солисты-и Марина с Сергеем и несравненная Анастасия Тетченко.Люблю всех наших дирижеров.Здоровья Евгению Хохлову.Спасибо за великолепное звучание оркестра Андрею Данилову.Ирина-Вам глубокая благодарность.Столько фактов интересных и так всегда светло пишете!

  9. Manuel Decimavilla Reply →

    ¡Gracias, Dra. Irena! Ya está abriendo el ballet de Samara a la comunidad mundial. ¡Felicitaciones al ballet de Samara!

  10. П.А.Шнырев Reply →

    С удовольствием прочел Вашу рецензию,уважаемая Ирина,хотя на спектакле не был-предпочитаю наш драмтеатр.Но после ознакомления с Вашей работой,из которой сделал вывод,что балет наш высокого класса,-при первой возможности схожу.Спасибо.Здоровья и успехов.Театр с успешной премьерой.

  11. ВИТА Reply →

    Самара. Шостакович. Балет.
    Браво! Брависсимо всему коллективу, представившему на суд зрителей премьерный показ шедевров музыки Гения на все времена Д.Д.Шостаковича в балетном дивертисменте. То, что Самарский театр Оперы и Балета поражает и радует обилием премьер, оперных и балетных, фестивалей, спектаклей, любимых зрителем, балуя тем самым изысканностью находок и воплощений, становится нормой театра, который давно уже считается одним из лучших новаторских коллективов страны.
    И вот новая премьера балетной труппы, поражающая невероятным вкладом профессионализма и мастерства создателей спектакля — Юрия Бурлаки, руководителя балета, Евгения Хохлова, художественного руководителя театра и дирижёра — постановщика, а так же всех участников, принимавших участие в создании прекрасной премьеры.
    Об’яли необ’ятное!..
    Поздравления всем участникам необычайно сложного и прекрасного действа, с пожеланиями продолжать удивлять и радовать. Особая признательность Маэстро Данилову, экстренно ставшему за дирижёрский пульт спектакля, и выполнившему миссию, возложенную на него по высшему разряду. Браво, Маэстро!
    Великолепный обзор, как всегда, представлен нашей любимой Ириной Каракозовой. С радостью мы встретили
    возвращение Ирины к музыкальным, блистательным обозрениям.
    Браво, Ирина, и продолжение следует…
    Самарский Академический театр Оперы и Балета является действующим театром и в трудные времена для всех творческих коллективов, за что особая благодарность руководству театра и министерству культуры. Спасибо за духовную пищу, без которой нет жизни.
    Удачи, любимый театр, и до новых встреч! ❤️

  12. Михаил Reply →

    Большое спасибо Ирине за интересную статью, за интересный обзор культурной жизни Самары в наше непростое время!

  13. Регина Венке Reply →

    Поздравления Самарскому театру и Балету с премьерой! А какая прима выразительная! Ирина, спасибо огромное! Благодаря тебе многие в Эстонии знают самарские театры и смотрят и любят. Всем здоровья и успехов!

  14. Vera Dubishanon Reply →

    Как приятно вновь прочесть о Самарском театре Оперы и балета, о новой премьере. Поздравления Самарскому Балету. Ирина, благодарность за чудесное, глубокое эссе. Желаю всем здоровья и новых успехов!
    Il est agréable de rendre à nouveau-laissez-le virtuellement dans le théâtre musical de Samara. Irina, merci beaucoup pour l’histoire profonde et vivante! Avec La Première Du Ballet Samara!Bonne chance et santé à tous!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK