Моцарт и Васильев

Народный артист СССР Владимир Васильев отметил 80-летие синтетической премьерой в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля: ею открыли сезон в Казани в сентябре. 22 ноября эту работу казанского театра показали на сцене родного для танцовщика Большого театра России

Легендарный советский танцовщик Владимир Васильев, несмотря на солидную персональную дату, не снижает накала своего творческого горения. К очередному юбилею он задумал грандиозный проект – оперно-балетную феерию на музыку Реквиема Моцарта. Пандемия смешала карты и то, что должно было выйти в апреле, реализовано на сцене только в сентябре. Но зато этим необычным высказыванием Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, с которым Владимир Викторович сотрудничает уже не впервые, открыл сезон, что сделало событие еще более значимым.

Пять лет назад мэтр делал похожую композицию здесь же, в Казани, но на другом музыкальном материале – Высокой мессы Баха. Хореографическая фантазия «Даруй нам мир» («Dona nobis pacem») оказалась «ко двору» и по силам коллективу из Татарии – мудрый многолетний директор Театра имени Джалиля Рауфаль Мухаметзянов не побоялся жанровой синтетичности нового творения. В результате родился необычный симбиоз искусств, с триумфом представленный сначала в Казани, а позже и на Исторической сцене Большого театра России в Москве. Новую работу также привезли в российскую столицу и показали в родном театре Васильева: философская притча «И воссияет вечный свет» удивляла теперь уже московскую публику.

Идея синтетичности в исполнительских искусствах сегодня очень популярна. Творцов и публику уже не удовлетворяет пресловутая синтетичность, например, оперного жанра – хочется большего, хочется протестировать другие художественные реальности, свести их воедино, заставить выдать эмоций комплексно, воздействуя на все возможные точки восприятия. Искусство движется по пути интегративности – нравится это кому-то или нет.

Именно потому сегодня десятки генделевских опер не удовлетворяют интереса к театральному наследию этого гения: повсеместной стала практика театральных постановок его великих ораторий и кантат. Недостижимая и непостижимая глыба мировой музыки – не только эпохи барокко, в которую он творил – Бах, всю жизнь бежавший театра: его кантатно-ораториальное творчество сегодня все чаще становится объектом театрализации, когда его великую музыку «украшают» видеоконтентом, придуманным драматическим действом, занимательной сценографией… А сколько раз уже «визуализировали» и театрально-сценически, и хореографически, и с помощью видео-арта, кино, мэппинга и бог знает еще чего, «растолковывали» публике Реквием Верди? Не счесть этих попыток по всему миру…

В отличие от сценических кантат, таких, например, как «Кармина бурана» Карла Орфа или «Жанна д’Арк на костре» Артюра Оннегера, Реквием Моцарта писался вовсе не для театра – он органичен в строгом антураже концертного зала или храма. Роскошь зала Исторической сцены Большого кажется для него чрезмерной рамой, также как и действо на сцене, активно сопровождаемое видеографикой, здорово отвлекает от великой музыки, которая абсолютно самодостаточна, ибо являет собой целую вселенную смыслов и чувств. Такие мысли рождаются по открытии занавеса, но потом они отступают – сначала на второй план, а потом и вовсе растворяются и исчезают. Причина этого в том, что Владимиру Васильеву, кажется, удалось трудное дело, почти невозможное – создать гармоничный спектакль на музыку, которая никакого сценического действия не предполагает, которая бежит внешних эффектов. Удалось соблюсти меру и вкус, удалось прирастить и углубить смыслы – и космогоническая компьютерная видеографика Эрика Исламова (с использованием живописных работ самого Васильева), и выразительный свет Айвара Салихова, и эстетичные костюмы и величественные, конструктивно сложные декорации Виктора Герасименко, и собственно хореография Васильева сливаются в увлекательный и очень искренний рассказ – о судьбе художника, о радостях и потерях, о смысле жизни и смысле творчества.

Путь рисковый, хотя и очень понятный в контексте развития постмодернистской культуры дня сегодняшнего. Всякий такой эксперимент – практически всегда на ура воспринимается публикой, но каждый раз содержит большой вопрос: а нужно ли? а адекватно ли оригиналу будет? а не все ли, что хотел автор сказать, он уже сказал, избегая дополнительных средств выразительности? Вопросы дискуссионные, и их правомерно будут задавать всякий раз, когда подобная попытка предпринимается. А предприниматься они будут еще не раз, даже, скорее всего, количество таких попыток будет все множиться и множиться по нарастающей…

Философская притча, но рассказанная лирично, с романтической приподнятостью, по сути, автобиографична, что более чем уместно к юбилею. Мы все понимаем, что мастер рассказывает о себе, но это не выглядит претензией, самолюбованием, потому что одновременно это и рассказ о человеке вообще, призыв к каждому – осознать свое предназначение на земле и спешить делать добро. Васильев очень чуток к музыке Моцарта – танец, придуманный им, абсолютно естественно вытекает из звучащего космоса австрийского гения – каждое движение, каждая линия, каждая сцена музыкальны, они развивают идеи, которые слышны из оркестровой ямы или несутся в вокальных ламентациях солистов и хора. Поэтому не возникает ощущение нарочитой иллюстративности, нет примитивного стремления визуализировать музыку, искусственно дополнить звук картинкой и действием. И в этом, конечно, тоже сила спектакля, легко преодолевающего скепсис как меломанов-пуристов, так и балетоманов.

Положительный или отрицательный ответ на этот вопрос будет дан – зависит от меры вкуса, от художественной убедительности очередной попытки. А еще стоит помнить, что большие художники – наиболее восприимчивы к веяниям времени, лучше простых смертных улавливают вибрации вселенной, которые порождают у них желание к самовыражению. Таков, конечно же, и народный артист СССР Владимир Васильев – знаменитый на весь мир танцовщик, гений русского балета. А еще он – талант многогранный: хореограф, режиссер, поэт, художник. Как верно заметила когда-то мудрая Ирина Антонова, «он владеет тем, что мы называем “вторым призванием” или “скрипкой Энгра”, то есть когда человек одного творческого направления успешно действует и в каком-то другом». Это так красиво Ирина Александровна выразила давнюю народную мудрость – «талантливый человек талантлив во всем».

Закончив танцевать, Васильев не закончил творить: и в восемьдесят он фонтанирует идеями, его мятущаяся душа художника постоянно ищет и стремится выразить себя в самых разных ипостасях. А иногда эти ипостаси словно сходятся – и тогда получается «синтетическое варево», жанровую принадлежность которого трудно определить. Да и надо ли?

Теперь очередь дошла до Реквиема Моцарта. К этому творению Васильев подступается уже не впервые. В середине 1990-х в «Новой опере» он поставил вместе с Евгением Колобовым знаменательный спектакль «О, Моцарт! Моцарт…», объединивший оперу Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» и лебединую песню зальцбургского гения. И вот теперь очередь дошла до «чистого Моцарта». Впрочем, и здесь, в новорожденном спектакле «И воссияет вечный свет», не обошлось без музыкальных инъекций иного плана – в прологе спектакля звучит не больше, не меньше – джаз: авторские импровизации казанского композитора Евгения Борца. А в финале, чтобы дать ему оптимистическую краску – «Аллилуйя» из известного моцартовского мотета «Экзультате, юбиляте» в редакции Ефрема Подгайца. А джаз своими медитативно-философичными «блужданиями» словно настраивает на действо, протягивая ниточку из дня сегодняшнего в мир грез, фантазий, размышлений, переживаний.

Огромное впечатление оставляет чисто музыкальная часть спектакля: величественное и проникновенное пение хора прославленного многолетнего хормейстера театра Любови Дразниной и филигранная, стилистически достоверная игра оркестра, в котором даже духовые соло сделаны на отлично, дают почувствовать красоту бессмертного моцартовского творения с особой силой и испытать настоящий восторг. Великолепен квартет солистов-вокалистов: ясное и звонкое сопрано примадонны Татарской оперы Гульноры Гатиной пленяет с первого звука и явственно напоминает пение ангелов; выразительное и терпкое меццо мариинской дивы Екатерины Сергеевой всегда отличается глубоким смысловым интонированием, и в моцартовской мессе это прозвучало по особому весомо; легкий лирический тенор Ярослава Абаимова из московской «Новой оперы» был стилистически идеален в этой музыке, напомнив об искусстве легендарных Фрица Вундерлиха или Петера Шрайера; весомый и выразительный бас Евгений Ставинский из того же театра ожидаемо убеждал – все вокалисты подают свои партии с впечатляющим блеском. Над всем царит главный дирижер Татарского театра Ренат Салаватов: многоопытному маэстро удалось спаять воедино все компоненты сложносочиненного опуса, сотворив звучащее столь же гармоничным, как и сам спектакль знаменитого юбиляра.

Эстетичная хореография Васильева, деликатно иллюстрирующая музыкальные идеи великого Моцарта, в которой занят квинтет балетных пар в исполнении интернационального состава первоклассных солистов (Аманда Гомес и Михаил Тимаев, Таис Диоженес и Вагнер Карвальо, Александра Елагина и Ильнур Гайфуллин, Алина Штейнберг и Антон Полодюк, Мана Кувабара и Алессандро Каггеджи) и великолепный казанский кордебалет, сочетается с стилистически достоверным пением театрального хора, которому помимо вокала вменено пусть и не очень обременительное и активное, но все же сцендвижение, отличными работами квартета солистов-вокалистов, а также масштабной сценографией Виктора Герасименко, основанной на игре динамичных зеркальных поверхностей, выразительным светом Айвара Салихова и занимательной компьютерной графикой Эрика Исламова, в основу которой положены живописные работы Васильева-художника. А еще звучат стихи – в исполнении самого автора-юбиляра, который постоянно находится на сцене, являясь неотъемлемой интегративной частью действа.

Спектакль-приношение имеет, конечно, бенефисный характер и исповедальный настрой, но хотелось бы, чтобы он задержался в репертуаре – как новое слово в музыкально-театральном искусстве. Ведь вечные рассуждения о смысле бытия и смысле искусства, о поисках творческой личности, они заставляют не только наслаждаться искусством, но стимулируют работу мысли и чувства. А душа, как известно, обязана трудиться…

Александр Матусевич

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

12 comments

  1. Ирина Каракозова Reply →

    великая благодарность, великое восхищение и преклонение перед Владимиролм Васильевым-живой легендой мирового и отечественного балета. Читая великолепный опус Александра Матусевича, вспомнила свое детство и первое оглушительное, сказочное, неземное впечатление: Большой театр, «Дон Кихот», Владимир Васильев-базиль, Екатерина Максимова-Китри. Мне посчастливилось, невероятно повезло-я видела плеяду великих танцовщиков в расцвете Васильев-Максимова, Марис Лиепа, Нина Тимофеева в «Спартаке». Помню нетерпеливое ожидание зимних и весенних каникул-ожидание встречи с Большим балетом.
    Все это воскресло в памяти, по мере чтения этого блистательного материала Александра Матусевича. Спасибо, уважаемый Александр. Благодаря Вам на страницах «Миров Орфея» -великие имена, и великое искусство.
    Владимир Васильев… дай ему Бог долгой творческой вдохновенной жизни в искусстве и здоровья.

  2. Агиля Reply →

    О,какое великолепие! Спасибо! Спасибо автору,уважаемому Александру Матусевичу и спасибо «Мирам Орфея», Ирине Каракозовой-Вы замечательный редактор,любимый наш автор и Вы привлекаете лучших рецензентов и музыкальных обозревателей!- и администратору издания Д. Авдееву, который так изящно ставит все статьи и фото.
    ну и о статье. Низкий поклон. Особенно за то, что подчеркнули роль Казанского театра в творчестве Владимира Васильева. Не знаю, по какой причине юбилей великого танцовщика не прошел сначала на сцене Большого театра, которому он отдал лучшие годы жизни, Но Владимир Васильев сказал тогда:»Надо быть там,где тебя ждут и где тебе рады!» А мы, наш Казанский театр оперы и балета им. М. Джалиля не просто рады. Мы благодарны, мы бесконечно горды честью принимать великого танцовщика. Многия лета! еще раз, спасибо за статью

  3. П.А.Шнырев Reply →

    Благодарность.Уважаемый Александр.Вы в своем материале отдали дань и великому танцовщику и великому искусству.Поздравления и самые благие пожелания Мастеру-долголетия жизни и творчества,здоровья и вдохновения.

  4. Борис Годин Reply →

    Конечно, прекрасно читать такое замечательное эссе. Про великого танцовщика-только так! Поздравляю «Миры Орфея»-великие имена украшение портала. Единственно,хотелось бы и самому это увидеть…Творчество Владимира Васильева и его великих современников-коллег прошло через всю жизнь. Я помню, и своё, как точно написала Ирина Каракозова в комментарии ОГЛУШИТЕЛЬНОЕ впечатление от танца Васильева, от этого уникального дуэта, Васильев-Максимова.Это было еще в конце 60-х, когда я учился в Гнесинке…
    Виват Владимиру Васильеву, восхищение, и самое искренние пожелания творческого счастья и долголетия.

  5. Карина Reply →

    Невероятный обожаемый Владимир Васильев!Каким счастьем было видеть его танец даже по телевизору!Какое счастье ,что он есть,что продолжает творить .Пусть так будет долгие годы!Спасибо за публикацию автору.Спасибо Мирам Орфея!

  6. Анастасия Reply →

    Была. Прекрасно и незабываемо. А статья Александра Матусевича как всегда великолепна! спасибо за публикацию! (Но как надоели эти маски-перчатки -все удовольствие смазывают).

  7. Антонина Рыжова, коренная москвичка, 65+ Reply →

    Какое открытие и какой глоток чистейшего воздуха-«Миры Орфея» .Нежный морской бриз. Буду читать, не отрываясь. Господи, эта изоляция по возрасту в Москве…устали. Отлучение от мира искусства. Спасибо за чудесную статью. Васильев, Максимова, Лиепа, Кондратьева…Боже мой! Наша гордость и жизнь нескольких поколений. Мы ходили в Большой и Стасик, ходили на балеты Григоровича, Касаткиной и Василёва…счастье, что Владимир Васильев по-прежнему деятелен и молод, дай Вам Бог еще дальше и Выше, великий танцовщик!
    И благослови Господь тех, кто делает этот журнал. Какие авторы! по именам знаю почти всех. Отлученная из-за ковидных московских абсурдных ограничений от театра,буду жить пока здесь, у вас, дорогие,и дам ссылки знакомым по несчастью… спасибо еще раз!

  8. Алефтина Reply →

    Чудесная статья о великом артисте! Приятно прочесть это на страницах любимого альманаха.Спасибо!

  9. ВИТА Reply →

    ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ.80.
    Что можно сказать о Гении нашего и мирового искусства — танцовщике, балетмейстере, художнике, режиссёре, поэте,
    и это, мне кажется, не всё для ищущего Таланта, которому есть что сказать, и он говорит. И это счастье, что возраст для Владимира Васильева — это продолжение служения искусству, которому отдана вся жизнь. Новые времена требуют новых форм и средств выражения, и этих средств оказывается у Мастера много, и не только в балете. Но сейчас о Юбилейном феерическом проекте
    «И воссияет вечный свет», так замечательно представленном здесь, на нашем любимом портале, Александром Матусевичем.
    Спасибо большое, Александр.
    Так осветить Личность Гения, его разноплановость, поиски и свершения, доступно только профессионалу высшего класса. Браво!
    Владимир Васильев, вместе с Екатериной Максимовой, с нами всю жизнь. Балет «Щелкунчик» я помню с 3-х лет, когда любящие родители знакомили меня с настоящим искусством с раннего возраста. Но первое впечатление от замечательной балетной пары было уже на десять лет позже, и оно на всю жизнь, когда сцена и её небожители стали неот’емлимой частью жизни, и определили выбор профессии, связанной с искусством.
    Хочется поздравить любимого Артиста, Мастера, с Юбилеем, с надеждой на продолжение. Он не потерял очарования! Такой же восторг при встрече с ним, такое же желание всегда видеть его, слушать его и радоваться жизни в Эпоху Великих магов искусства Балета — Владимира Васильева и Екатерины Максимовой.
    Здоровья любимому Юбиляру и многих новых Феерий к следующему Юбилею. Браво, несравненный, неповторимый, Божественный кумир
    ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ! ❤️

  10. Дмитрий Reply →

    После такого исчерпывающего комментария, какой дала Вита,добавить нечего. Только поздравления гению танца с пожеланиями здоровья и творчества на долгие года. Александру Матусевичу респект-великолепно. Любимое издание украсило и великое имя великого Артиста и творческий точный взгляд уважаемого Александра. Спасибо за публикацию.

  11. Мария Петровна Reply →

    Он и сияет,вечный свет великого искусства.Кланяюсь величайшему танцовщику в истории балета.
    Статьядостойга Владимира Васильева.Спасибо автору.Спасибо всем,кто создает на этом виртуальном пространстве действительно волшебный мир,подобный Музыке мифического певца.

  12. Vera Dubishanon Reply →

    Vladimir vasilyev-L,Etoile du ballet mondial.C’est bien de connaître son énergie, sa créativité et sa jeunesse-qu’elle ne se termine pas! Cher Alexandre, merci beaucoup pour cet article.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK