Если бы знать… Или субъективные размышления культуролога по итогам театрально-концертного 2020-го года.

«Если бы знать!..» А как красиво начинался этот год! Ничего, что «високосный», каждые 4 года бывает, всё равно! Надежды, планы, воспоминания о самых ярких моментах года предыдущего, 2019-го! Если бы знать, хотя сослагательное наклонение, как известно, неприменимо в историческом контексте, но всё же, наверное, если бы хоть отдалённо человечество могло представить себе, что произойдёт в наступающем 2020-ом году, каждое светлое мгновение года 2019-го мы постарались бы как-то более ярко прожить, как-то более глубоко насладиться им… Потому что год 2020-ый изменил многое, и провёл ту невидимую, но ощутимую грань, между прежним форматом жизни и иным, в котором мир уже не будет прежним. В том числе и мир культуры, искусства.

Возвращаясь к началу года, когда все были, как всегда, преисполнены надежд и планов, мысленно переношусь в Самарский Академический театр Оперы и Балета. 26-го января в Колонном зале прошёл блистательный бенефис моей обожаемой певицы неповторимо прекрасной Татьяны Гайворонской. Это был тёплый наполненный чудесной музыкой, дружескими поздравлениями и прекрасным голосом изумительной примы вечер.

А затем был любимый Самарский Академический театр драмы им.Горького. Искромётный спектакль «Любимец публики» с великолепными Владимиром Гальченко и Жанной Романенко-Надеждиной. Я собиралась в Москву, и снова в Самару на отсмотр спектаклей для предстоящих гастролей театра в столицу, приглашённая на него художественным руководителем театра, замечательным режиссёром, все спектакли которого необыкновенно тонко поставлены и любимы поклонниками, Валерием Викторовичем Гришко…

Эти планы, как и многие другие, всем нам перечеркнул коронавирус.

В аналитическом обзоре на этом ресурсе я уже говорила, как вначале мы все думали: «Ну, пару недель, ну, месяц…» И вот мы в этом прожили год. В той статья я говорила, как достойно и с каким уважением к искусству, зрителю театры и артисты встраивались в новую реальность. Незабываема онлайн премьера Самарского театра драмы «Не покидай меня», которая должна была состояться на сцене в мае в честь юбилея Победы, и по инициативе Валерия Гришко и при поддержке губернатора области Д.Азарова была показана на канале «Губерния».

Какие великолепные концертные программы вёл из Московского музыкального театра Новая Опера им.Е.Колобова Дмитрий Сибирцев! Его собеседниками были блистательные певцы, Агунда Кулаева и Алексей Татаринцев, Вероника Джиоева, по окончании зрители могли вновь посмотреть записи прекрасных спектаклей и концертов с участием замечательных певцов. Велись онлайн трансляции, а когда и это стало невозможным, театры стали давать записи любимых зрителями постановок. А артисты общались с поклонниками через соцсети, читая стихи, прозу, исполняя инструментальные и вокальные произведения, делая клипы. Замечательны в этом формате с песенной классикой солистка Самарской оперы Наталья Бондарева и пианист-виртуоз Вячеслав Шевердин! Всё это было трогательно, это было единением тех, кто служит искусству, и тех, кому они посвящают своё творчество и свой талант. Разумеется, это не могло заменить актёрам, певцам, артистам всех жанров живого общения со зрителем.

Представителям цеха критиков и театральных обозревателей также стало некомфортно. Но мы, по крайней мере, могли продолжать свою «кабинетную» работу. И это давало возможность радости творчества. И я рада, что в самый разгар пандемии закончила труд, очень дорогой для меня: я работала над книгой об актрисе, которую люблю всю свою сознательную жизнь, которую обожают самарские и не только! поклонники театра. Народная артистка России Жанна Романенко-Надеждина! Всё самое благородное, самое высокое, самое проникновенное, что дала искусству русская театральная школа всё это есть Жанна Романенко. Я счастлива, что её доверие, её открытость, её светлая сущность позволили создать книгу, при поддержке Гуманитарной Программы поступившей в крупнейшие библиотеки России и ведущие библиотеки мира. Что в отделе редкой книге Самарской универсальной научной библиотеки мы всё же смогли повести онлайн презентацию. И проведённый в этих библиотеках мониторинг спроса за текущий завершающий квартал года говорит о востребованности издания.

Это год был юбилейным для ещё одного выдающегося артиста и певца народного артиста России, Лауреата Государственной премии РФ Александра Сергеевича Сибирцева. Сколько незабываемых образов создал он на оперной сцене! Сколько партий тенорового репертуара исполнил за 60 лет служения оперной сцене! Приношением Мастеру стал наш юбилейный, посвящённый его 85-летию буклет, сделанный в его честь, и который также уже находится в крупнейших библиотеках .

Конечно, такие события радость. И преимущество нашей профессии в том, что мы можем находить своих героев, общаться с ними онлайн и делать о них материалы очерки и интервью вопреки всем ограничениям. Так я с трепетом и радостью имела честь и счастье рассказать здесь о творчестве, о светлом и ярком таланте актёра Самарского театра драмы, заслуженного артиста России Олега Белова. Это был одновременно очерк и беседа с ним, большим актёром, после инсульта, движимым любовью к искусству, которому так прекрасно служил, при поддержке близких и коллег нашёдшим силы и вдохновение вернуться на сцену. И не просто вернуться, но создавать новые незабываемые роли в спектаклях театра и моноспектаклях, заниматься со студентами, излучать и щедро продолжать дарить свой светлый талант…

Но, конечно, мы ждали… Открытия нового сезона ждали артисты, ждала публика, тем более что предыдущий так и завершился виртуально.

Для меня новый сезон открылся в Ульяновске. И я очень рада тому, что это был концерт с участием солистов Московского театра Новая опера превосходного тенора Станислава Мостового и великолепного баса Отара Кунчулиа. Замечательный оркестр «Губернаторский» под блистательным управлением маэстро Ильи Дербилова сделал этот вечер нового концертного сезона незабываемым.

И далее встреча и большое интервью с художественным руководителем Самарского театра драмы, режиссером Валерием Гришко.

Самарский Академический театр Оперы и балета свой первый спектакль «Иоланта» посвятил врачам, медработникам, мужественно противостоящим эпидемии. В партии Иоланты прекрасная Татьяна Гайворонская, дирижёр маэстро Евгений Хохлов. «Иоланта» одна из любимейших моих опер.

Я слушала её много раз, и одним из самых незабываемых спектаклей был спектакль 1994-го года, когда партию Иоланты исполняла уникальная певица, ангельской красоты и с ангельским голосом, в те годы прима Самарской оперы Татьяна Протопопова, к сожалению, безвременно ушедшая из жизни в 2017-ом году.

Тот спектакль запомнился особенно ещё и потому, что за пультом стоял один из самых проникновенных, тонких музыкантов современности великолепный дирижёр и выдающийся пианист Борис Блох. Его запись произведений Чайковского признана лучшим диском 2020-го года. Интервью с ним в ноябре стало огромным счастьем и для меня, и для всех поклонников замечательного Маэстро.

А Самарский Академический театра драмы открыл сезон премьерой, которая в мае прошла онлайн спектаклем «Не покидай меня» по пьесе Дударева в постановке В.Гришко. Выдающаяся работа режиссёра, актёров, всей постановочной группы. После столь долгой разлуки с театром, каждый спектакль, даже тот, что не первый год в репертуаре, смотрится как премьерный. Именно так я вновь пересмотрела «Корсиканку» с великолепными Владимиром Гальченко и Наталией Прокопенко, вновь посетила «Любимца публики» с Жанной Романенко и Владимиром Гальченко оба поставил Валерий Гришко, поставил ярко, стильно, в особой благородной манере.

И всё-таки ограничения. Про них нельзя не сказать. Особенно это почувствовала в своей любимой Самарской драме. Помню и люблю этот театр с раннего детства. Это аншлаговый театр. Что такое неполный зал такого не припомнят его поклонники многих поколений. Я видела, как буквально на глазах исчезали билеты с сайта театра на открытие сезона и все последующие спектакли. Но из-за карантинных мер впервые зал заполняется на 50 процентов. Маски. Шахматная рассадка зрителей. Странно и грустно. Но всё компенсировалось великолепием актёрской игры и тёплой атмосферой зала. А  зритель по-прежнему жаждет встречи с любимыми актерами, и они выходят на сцену к нашей радости. Хотя, никто не застрахован от вируса. Актерский подвиг совершил засл. артист РФ Владимир Гальченко, когда под вопросом стояла премьера театра «И никого не стало» (режиссер-постановщик Михаил Лебедев) по триллеру Агаты Кристи «Десять негритят». Он не был занят в этом спектакле, но за три дня выучил  главную роль Джона Уоргрейва-и премьера вышла в назначенный срок.Блистательно! Вот пример высокого служения Театру и уважения к зрителю.

Маски, 50 процентов заполняемости зала… И всё-таки театры радуют своих поклонников. В Самарском театре Оперы и Балета состоялась мировая премьера «Шостакович-гала» – её также готовили к юбилею Победы. Она блистательно прошла в начале ноября, все – солисты, оркестр под управлением замечательного маэстро Андрея Данилова – были великолепны.

Ну, а мой театральный год завершился спектаклем «Странная миссис Сэвидж» с моей любимой Жанной Ромененко-Надеждиной в главной роли. А ещё в нём участвовали замечательные Олег Белов, Виктор Мирный, Елена Ивашечкина, Любовь Анциборова, Влада Филиппова, Петр Жуйков, Алина Евневич, Герман Загорский, Владимир Морякин, Екатерина Рузина, Владимир Сухов. Чудесная постановка А.Кузина.

Не упоминаю о несостоявшемся… как и всего, этого тоже было много. Московские спектакли, которые отменялись, а сейчас обстоятельства не дают возможности посетить то, что хотелось бы… Но радостно за своих друзей, особенно за молодое поколение. Давно слежу и восхищаюсь каждой новой работой Валерия Макарова. Редкой красоты тенор, красавец сам и ещё великолепный актёр: его выступление в премьерной постановке оперы В.Дашкевича «Ревизор», состоявшейся в Большом театре на Камерной сцене им.Б.Покровского, в партии Хлестакова – это отличная работа певца-актёра! Хлестаков Валерия Макарова… Если б его видел Н.В. Гоголь, он бы остался доволен, ибо все его требования к трактовке образа, которые он описал в предисловии к пьесе, стопроцентно воплощены юным  талантливым артистом!

А солистка Самарского академического театра Оперы и Балета Анастасия Вечёркина впервые вступила на сцене Большого театра в партии Мерседес в опере Бизе «Кармен». Анастасия Вечёркина несколько сезонов работает в Самарском театре. Обладательница красивого глубокого тёплого меццо-сопрано, она показала себя яркой актрисой. Уверенно вошла в репертуар театра. И вот дебют на главной оперной сцене страны вместе с такими выдающимся певцом, как Нажмиддин Мавлянов и другими солистами Большого – это великолепно!

Так заканчивается этот странный тяжёлый год. С невосполнимыми утратами: светлая память всем жертвам коронавируса, который не выбирает и играет с нами в страшную рулетку. И да, мир не будет прежним. Но, всё же, вспомним: «Жизнь коротка, искусство вечно». Оно ещё и жизнеутверждающе. Поэтому закончить хочется светлой чистой нотой надежды. К Новому году выходит клип по «Золушке». В роли Феи в нём народная артистка России Жанна Романенко-Надеждина. Надежду она и дарит каждым своим словом, взглядом и жестом. Своим солнечным талантом. 

Этот год подходит к концу. Что-то принесет новый?.. Но всё равно в его преддверии мы все – авторы и администрация альманаха Миры Орфея – желаем нашим любимым артистам, нашим читателям – всем-всем-всем! – добра, здоровья, вдохновения и творческих радостей. Ничего не кончается и занавес поднят! С наступающим Рождеством и Новым годом!

Ирина Каракозова.

Фото А.Шварценштейн, М. Гладких, сайты театров.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

17 comments

  1. П.А.Шнырев Reply →

    Уважаемая Ирина,огромная благодарность за статью.Благодарность администрации этого превосходного издания.Оно-как музыка,как театр о которых авторы здесь пишут так проникновенно и с любовью.С наступающим Новым Годом!Очень хочется,хотя и ясно,что переформатирование необратимо,но что бы главные духовные ценности сохранились.Всем-любимым актерам,авторам,всем делающим альманах здоровья и блага в новом году.

  2. Карина Reply →

    Ой спасибо!Правильно написали-Владимир Гальченко герой и спектакль классный!А наша любимая Жанна Анатольевна!Верю новый год будет лучше этого-у нас такая Фея!Всем спасибо и всех с Наступающим

    1. ВИТА Reply →

      Год 2020…
      Встречая его в радужном настроении, которое сопровождает каждый новогодний праздник, мы, смеясь, радовались эти магическим цифрам, переставляя их, складывая… Мы задумывали желания, которые, как правило, сбываются. Если бы знать… Столько потерь, столько несбывшихся надежд…
      Но, жизнь, в том числе и жизнь в искусстве, продолжалась, о чём прекрасно рассказала наша любимая Ирина Каракозова. Спасибо, дорогая Ирина!
      «Музы молчат, когда стреляют пушки» — слова нашего Гения, Исаака Дунаевского, не написавшего ни одной ноты во время ВОВ.
      А пушки палили и палят весь год 2020, но музы не молчали, они говорили стараниями служителей искусства, делавших всё, чтобы утолить печаль людскую. Всеми силами лучшие артисты, режиссёры, музыканты несли радость и надежду.
      Спасибо каждому из них.
      Жизнь продолжается, и мы накануне Нового, 2021. Может быть эти цифры окажутся для нас магически счастливыми?
      Я желаю этого всем героям нашего замечательного Альманаха, всем комментаторам — замечательным коллегам. Будьте здоровы и счастливы в Новом Году! С надеждой на встречу здесь, на обсуждении прекрасных событий культуры и искусства предстоящего года.
      Всем удачи! ❤️

  3. Дмитрий Reply →

    Ирина-Ирина наша дорогая! ну конечно-те, о ком Вы пишете, именно такие.О Гальченко с Агатой Кристи не знал, но на то он и Гальченко-респект! Спасибо, что хоть у вас здесь увидел Гайворонскую. На оперной сцене у нас экспериментальная молодежная площадка уровня художественной самодеятельности советских дворцов культуры. Начались подъёлочники, сходил на Щелкунчик с ребенком-нам зачем перед балетом ЭТО?! Написал бы что думаю, но уважаю это замечательное издание ,где все интеллигентно и тем более канун Праздника. Спасибо, что вы все есть-любимые актеры и певцы, о которых так прекрасно пишут авторы Миров Орфея. Счастливого Рождества и Нового Года! Ждем новых прекрасных материалов!

  4. Анастасия Reply →

    Чудесная статья! Спас ибо-за нее, за ваши книги,дорогая Ирина. Спасиб что вспомнили ваши прекрансные встречи, и нам напомнили. Эх, не очень теперь хочется в НО, Золотой век с Дмитрием Александровичем был. Какая очаровательная Татьна Гайворонская! с каким удовольствием послушала ее в «Медведе» у нас в театре Сац! Какая высокая культура в Самаре. Надеюсь и с Драмтеатром познакомиться. Моя мама ходила на спектакли, они приезжали в советское время в Москву почти каждый год!
    С Рождеством, с новым наступающим Годом-дай Бог ему быть более добрым.

  5. Мария Петровна Reply →

    Спасибо,спасибо за такую глубокую яркую статью про любимых певцов и артистов!Это такое доброе дело-ваши Миры.С удовольствием читаю Вас,Ирина,Екатерину Швпинскую…Пишите еще пожалуйста.Будьте здоровы и счастливы все в Новлм Году.

  6. J. Gabriel Reply →

    Ich Liebe es, Ihre Artikel zu lesen, schöne Irene. Ich gratuliere meinen Kollegen frohe Weihnachten. Frohe Weihnachten Liebe Irene. Danke.

  7. Анна Reply →

    Волшебное завершение этого странного, как мягко выразилась Ирина года на «Мирах Орфея». Спасибо за содержательное ревю! Поздравления моим любимым авторам-Ирине, Екатерине Шапинской, Дарье Дозоровой-жаль в этом году почти не было Дарьиных публикаций, но и кино особого не было. Пожелания-видеть всех на
    Этом прекрасном пространстве в Новом году! Счастливого Рождества!

  8. Зинаида Ревенко Reply →

    Я новая читательница и собираюсь стать постоянной посетительницей этого шикарного сайта.Тут такие сокровища!комментарии-я как будто в салоне аристократов 19 века))).Постараюсь соответствовать.😊Самарский балет в прошлом году произвёл прекрасное впечатление.Об опере так не скажу.Но прима хороша.Жаль привезли они скорее мюзикл,чем комическую оперу,но Чехов точно был!Спасибо автору.Интересно и очень литературно в лучших традициях.Буду всех читать.С Наступающим!

  9. ВИТАЛИЙ Reply →

    Большое спасибо за такой интересный ракурс.Суб»ективно-об»ективный.Т.к. нельзя не согласиться:многое уже будет невозвратимо.
    Но все же,будем надеяться на лучшее в наступающем году.Всем успеха,здоровья и исполнения желаний.Еще раз благодарность альманаху,всем его делающим,авторам и героям.Вы помогаете нам жить в прекрасных мирах искусства вопреки всему.

  10. Алефтина Reply →

    С наступающим Новым Годом, с наступившим Рождеством-тех кто отмечает по новому стилю! Спасибо за обзор! да, не так много мы посещали театры и концерты в этом году,тем незабываемее, каждый поход в театр.Как созвучны Ваши мысли Ирина! дай Бог здоровья Вам, здоровья всем авторам журнала, здоровья тем, кто вам помогает его делать. А нашим прекрасным артистам-сцены, премьер, благодарных зрителей, здоровья и творческого вдохновения!

  11. Алина Reply →

    Как верно и как красиво написано!А я еще прочла про Олега Белова-интервью с ним и о нем!Любимый актер!Если он прочитает,то
    ему самые-самые добрые пожелания здоровья и творчества. Спасибо Вам,уважаемый автор!Счастливого нового года и Рождества всем!

  12. Андреева Ольга Reply →

    Не смотря на тяжёлый год — жизнь театров не стояла на месте. Режиссёры, актёры, певцы и музыканты были с нами — зрителями. Радовали нас премьерами и успехами, удачами и новыми ролями , делились своими талантами. Большое им спасибо за все. И пусть жизнь продолжается, и в новом году будет больше премьер и творческого вдохновения. И пусть альманах Миры Орфея открывает нам двери в волшебный мир искусства. А замечательному автору, Ирине Каракозовой, большое спасибо за её светлые книги, за встречи и чудесные экскурсии в мир театров.

  13. Регина Венке Reply →

    Соглашаюсь и подписываюсь под каждым словом Ольги Андреевой. Ирина, спасибо! Всем актерам, всем певцам, всем служителям Театра, и авторов, пишущих о них и об искусстве на этом прекрасном ресурсе-с Рождеством и Наступающим Новым Годом! Дай Бог что бы он был добрее, здоровья и вдохновения, спокойствия, успехов и благополучия всем!

  14. Vera Dubishanon Reply →

    Très beau achèvement de l’année! Merci chère Irene! Je vous félicite, Vos héros, de magnifiques artistes, de merveilleux Auteurs-le Dr Ekaterina Shapinskaya, Dasha Dozorova, l’administrateur Denis Avdeev joyeux Noël et souhaite une bonne Nouvelle Année

  15. Елизавета Марковна Reply →

    Добрый день, дорогие друзья!
    Увидела на Фэйсбуке, у друзей, ссылку на Ваш журнал. Не смогла не заинтересоваться. Много лет являюсь поклонницей Куйбышевской(Самарской) оперы, как и многие доктора Самары. Хожу в театр уже более 40 лет и многих, статьи о которых здесь опубликованы, имела честь слышать (многих среди нас уж нет).. Великие были имена! Всех помним и уважаем, многих лечили… Но хотела написать не об этом. Я безусловно, понимаю, что искусство — субъективная субстанция…
    Не хочу вдаваться в подробности, уточняю, что я тоже достаточно немолодой человек, и наверное, мне тоже было бы интереснее ностальгировать об ушедших, уровне и т.п. Мы, врачи, тоже не всегда довольны уровнем образования наших молодых коллег,но…
    Хожу на спектакли регулярно и радостно от того, как грамотно обновляется труппа и репертуар. На смену замечательным баритонам Пономаренко, Храмову, Черноморцеву и Базоркину — пришли сначала Святкин, Цветков, затем Боровиков и совсем юный Николаев (его хочу отметить особенно…Послушала премьеру Любовного в январе!) Кстати, материалов об этой замечательной премьере не нашла на Вашем сайте… А там, как мне кажется, все будущие (да простят меня за сравнение, думаю, имею на это право) — «Ильвес», «Теняковы», «Протопоповы», «Сибирцевы» , «Бондаревы» и «Киселевы» нашего театра заняты: Лапа, Волков, Боровиков, Латыпов, два молодых, замечательных тенора — Погосян и Шинкевич! Слушала их и в камерных концертах на Малой сцене, куда мы с коллегами с кафедры кардиологии, ходим регулярно с сентября этого года, и многих — уже и на большой сцене.
    Вы в своем описании отметили замечательную молодую певицу — Настеньку Вечеркину !( слушали ее Кончаковну — замечательная работа!)) но не отметили Георгия Шагалова, прекрасного певца, который тоже дебютировал, в Большом театре — в «Богеме»! Кстати, еще одна удачная оперная работа нашего театра — и да простят меня наши примадонны — Татьяны, Лапа там тоже вполне себе на уровне…
    Уже куплены билеты на 24 января — на Великого «Онегина». Традиция — ходим всегда на этот спектакль на Татьянин день, особенно увидев новые фамилии. Дебют в Татьяне и Ленском! Это же так здорово!!
    Мы, безусловно, обожаем Анатолия Невдаха и Дмитрия Крыжского в этой партии, помним Великого Валерия Григорьевича Бондарева!!!! (это был мой любимый Ленский!!), но как же это интересно, послушать совсем юных ребят, новые эмоции, новые акценты, новая энергетика…Пусть наш театр живет! Пусть это будет его будущее! Давайте хранить традиции, уважение к достижениям, но освещать работу театра, его премьеры в полном объеме.
    Простите, за многословность, но….немного задели комментарии именно под статьями о нашем оперном, все как-будто под копирку написаны одним человеком.
    Последнее ,что хотелось отметить. Приводила внуков ( у мне есть мелкие — 5, 6 лет) и взрослые — 14 и 16 в театр. Маленькие были на спектале «Волшебная лампа Аладдина». Полный восторг! Обожают эту сказку, и мультфильм, и кино! А какая чудная интермедия по муху! Какие ребята, какие костюмы — елка, огоньки, декорации придумали перед занавесом. Так переживали, что этого ничего не будет…Больших водила на «Щелкунчика». У нас традиция. Как же они хохотали над замечательной интермедией на тему «В джазе только девушки». Чудная задумка, чудесные актеры (именно актерские работы были замечательные) ! Спасибо огромное нынешнему руководству театра, что театр жив, театр будет жить!
    С уважением, Елизавета Марковна (врач — кардиолог, высшей категории)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK