Самарский «Фонтан» забил на «Золотой маске»

На Новой сцене Большого театра России в рамках 27-го фестиваля «Золотая маска» Самарский театр оперы и балета показал «Бахчисарайский фонтан»

Александр МАТУСЕВИЧ

Всегда склонный к радикализму и поддержке любых новаций, пусть даже и самых абсурдных, всероссийский фестиваль иногда делает приятные для публики исключения. Нет, экспертный совет не изменяет своим принципам и предпочтениям, и авангардно-актуальное искусство всегда в приоритете. Но экспертиза «Маски» любит также и всякого рода реконструкции и реставрации – запылившиеся музейные экспонаты дороги ее эстетическому кредо. В этом случае на фестиваль вдруг неожиданно попадают стародавние по духу, очень классические спектакли, главным образом, это происходит в балетных номинациях (благо танец, в отличие от других участников конкурса, давно разведен на современный и «несовременный»), а публика в этом случае имеет счастливую возможность окунуться в мир истинно прекрасного, чего на наших сценах с каждым годом становится все меньше и меньше.

Самарский театр оперы и балета «Маска» решила поощрить за новую версию советской классики – «Бахчисарайского фонтана» Бориса Асафьева. Признанный когда-то образцом драмбалета, направления яркого, но давно мировой хореографией отвергнутого, «Фонтан» был страшно популярен все советские годы – особенно много его ставили сразу по возникновении опуса в 1930-е, а также после войны, причем не только на просторах Советского Союза, но и в социалистических странах. В постсоветские годы интерес к балету резко упал, но, правда, в бывшем Кировском театре (нынешней Мариинке), где в 1934-м состоялась его мировая премьера, он никогда не выпадал из репертуара и идет до сих пор – именно в той самой, первозданной и легендарной постановке Ростислава Захарова и сценографии Валентины Ходасевич.

Оперный театр волжского мегаполиса решил бережно реконструировать именно эту версию – драмбалетную хореографию Захарова и соцреалистические декорации и костюмы Ходасевич. Первое по тогдашним временам было страшной новацией – принципы системы Станиславского рьяно внедрялись в контекст условного искусства бывших императорских сцен. Второе – красиво, высокохудожественно, но бесконечно старомодно: картинка очевидно смотрела во вчерашний день музыкального театра, когда подробная всамделишность считалась самой первой добродетелью.

В прошлое смотрит и музыка, и драматургическое мышление Асафьева: удивительно, как такой тонкий и проницательный музыкальный мыслитель, приветствовавший все современное и передовое по тем временам, оказался таким консервативным в своих устремлениях композитором! Все эти «пирующие магнаты» и «половецкие» пляски настолько узнаваемы по классическим лекалам позапрошлого века, что диву даешься. А пространные сольные высказывания арфы и в особенности сопрановые арии навевают мысль о том, что великие русские оперные композиторы проглядели великолепный пушкинский сюжет, который так и просится на оперное либретто. Балет Асафьева – безусловно, дань классическому искусству ушедшего века, он словно – чарующие воспоминания о золотом времени русского музыкально-театрального искусства, которое было величественно и недосягаемо совершенно, но которое, увы, уже безвозвратно миновало.

Стоп! А где же и в чем же, собственно, реконструкция и инновация? Одно дело, когда восстанавливается что-то давно утраченное, о чем мы имеем совсем призрачное представление – миру возвращается из небытия некий артефакт и все говорят – ах! Так было со «Спящей красавицей» в Мариинке, когда Сергей Вихарев через сто лет полностью реконструировал спектакль Петипа – Всеволожского (1999). Так бывает с легендарными спектаклями дягилевской труппы, когда по фотографиям, эскизам костюмов и декораций, редким записям-фиксациям и воспоминаниям пытаются бережно реанимировать великие артефакты прошлого. Но ведь «Фонтан» Захарова жив-здоров, на него и сегодня можно сходить в городе на Неве! Балетмейстер-постановщик Дарья Павленко, сама перетанцевавшая в недавнем прошлом в Мариинке все женские партии в этом балете, утверждает, что ее задачей было убедить всех, «что это не труха, не какой-то нафталин». Но, кажется, «Фонтан» совершенно не нуждается в адвокатах, он прекрасен и самодостаточен, а уж если чьи-то эстетические критерии зачисляют его в разряд безнадежно устаревших реликтов ушедшей советской эпохи, то тут уж, как говорится, плетью обуха не перешибешь.

Похоже, на этот раз «Маска» сама себя перехитрила и всех запутала. А может быть, немного подустав от инновационного экстремизма иных спектаклей, просто почувствовала, что фестивалю в Москве как свежий воздух нужен откровенно классический и откровенно красивый спектакль – так сказать, для полноты картины и более богатой эстетической палитры.

Если так, то «ход конем» весьма удался: в Большом в последний масленичный день воцарилось настоящее пиршество для глаз. Сценография Андрея Войтенко и костюмы Татьяны Ногиновой, выполненные по эскизам Ходасевич, невероятно красивы и гармоничны, все в них выдержано в одной эстетической плоскости, чистота стиля подкупает и заставляет поверить и восхищаться. Доминирующий многолюдный танец, в котором полно сложных ансамблевых номеров, ставит сложные задачи перед кордебалетом, который справляется с ними блестяще, удивляя как точностью и синхронностью исполнения, так и пластичностью и естественностью, а также эмоциональной наполненностью.

Восхитили исполнители главных партий, выдвинутые на «Маску» в частных номинациях, – Ксения Овчинникова (Мария), Игорь Кочуров (Вацлав) и Диего Эрнесто Кальдерон Армьен (Нурали). При этом удивил очевидный недосмотр экспертов: Анастасия Тетченко своим страстным танцем не просто убедила, но покорила – почему ее Зарема осталась не отмеченной, не понятно. На фоне блестящей формы балетной труппы (худрук Юрий Бурлака) не всегда соответствовал уровню безусловно удачного гастрольного спектакля оркестр театра (дирижер Евгений Хохлов): наряду с фактурным и выразительным звуком, что является, несомненно, позитивом, нередки были и мелкие помарки и неточности.

Александр Матусевич

Фото: Антон Сенко

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

13 comments

  1. Дмитрий Reply →

    С удовольствием везде и всегда читаю Александра Матусевича, критика уважаемого и беспристрастного, глубокого и доброжелательного. <ольшая благодарность за рецензию ему и именно на таком замечательном ресурсе, как Миры Орфея, который читают не только в России. Спасибо администрации портала за просветительство в лучшем значении слова.
    Относительного нашего Самарского Балета,уважаемый автор все отразил зеркально. Поздравления нашим замечательным балетным артистам. Совершенно согласен по поводу недоумения относительно Анастасии Тетченко-она прима, великолепная танцовщица и актриса.
    Балету браво! Самарский академический театр Балета и Оперы -браво и поздравления!автору еще раз-спасибо за столь интересно поданный материал

  2. Алефтина Reply →

    Поздравления родному театру и любимым артистам. В любом случае-ном номинации на Маску-это успех. Спасибо за такую великолепную рецензию уважаемому А. Матусевичу. Спасибо Альманаху.

  3. Герман Reply →

    да …театр балета и оперы-оперы с маленькой. Давно уже понятно все с ней. Но-о прекрасном. Хожу на балеты,особенно с приходом Юрия Бурлаки. Уровень самый международный. надеюсь, хоть одну Маску,но возьмут! От души желаю. Спектакль не стыдно показать в любой столице, о чем так замечательно напи сал Александр Матусевич. Спасибо!

  4. Николай Reply →

    Виват нашему Самарскому Балету! От всей души желаю заработаь Маски! Огромное спасибо за такой замечательный разбор уважаемому Александру Матусевичу! Спасибо редакции этого замечательного издания, привлекающего таких великолепных авторов!

  5. ВИТАЛИЙ Reply →

    Очень радует успех балета!Поздравления с номинациями и пожелания в них победить.Статьи Александра Матусевича,известного музыкального обозревателя-украшение любого издания.Спасибо огромное!

  6. Карина Reply →

    Былана спектакле по наводке дорогой Ирины Каракозовой.Спасибо самарцам.Устали мы от модерновых наворотов)).Ведиколепная пррфессиональная труппа,яркие солисты,согласна с Александром,Анастасия Тетченко достойна не только Маски,она балерина столичного уровня.
    Вообще- праздник для глаз и души.А рецензия заставила вновь пепежить прекрасные мгновения.

  7. Михаил Reply →

    Действительно, замечательный балет!
    Спасибо за интересную и очень верную статью!

  8. Борис Годин Reply →

    Поздравления Самарскому театру! благодарность глубокоуважаемому Александру Матусевичу,одному из наиболее уважаемых музыкальных обозревателей. Да, Бахчисарайский фонтан в классической версии-событие. хочется верить, что театр получит заслуженную награду.

  9. Анастасия Reply →

    Шикарный балет! Ирина, спасибо!я рада, что попала! Какие первоклассные танцовщики в Самаре! от сердца желаю победы. Снова рада была увидеть вашего красавца-дирижера!!!Он замечательный.Какая трогательная Ксения Овчинникова! а Анастасия Тетченко потрясающая! Браво всем. Александру респект за статью!!!

  10. Вера Т. Reply →

    Танец Анастасии Тетченко и ее Зарема неуловимо и прекрасно напомнил великую Майю Плисецкую в этой партии. Вообще самарский балет удивил и порадовал. Александру Матусевичу как всегда огромное восхищение. Восхищение альманаху-это ж сокровище, пристанище для ценителей прекрасного. Какие замечательные авторы-Шапинская, Каракозова, Матусевич! А еще комментаторы понимающие и изысканные иллюстрации. Поклон всем кто создает и обеспечивает этот островок чистого искусства!

  11. Регина Венке Reply →

    Поздравляю Самарский театр и Самарский Балет! Желаю победы в номинациях на престижную премию.Спасибо большое авторитетному критику Александру Матусевичу.

  12. Евгения Reply →

    Огромное удовольствие получила! Спасибо всем самарским артистам! Трогательная Мария-Ксения Овчаренко, страстная неудержимая Зарема…все блистательны. Декорации, сам танец, -вот такой красоты не хватает сейчас, и самарские артисты нас в нее погрузили. Очень хороший оркестр и дирижер. Брава и успехов всем.
    Ира, спасибо, что усиленно посылала. Как здорово, что у театра есть ты))

  13. Vera Dubishanon Reply →

    Un grand merci au Dr Matusevich! Superbe critique! Félicitations au théâtre de Samara. Bravo аu Ballet!Irena, merci pour tout ce que tu fais!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK