«Снегурочки печальная кончина…»

 

…вопрек35432_i_gallerybigи мудрому царю берендеев не просто встревожила, а прямо-таки расколола поклонников и критиков оперного жанра на два лагеря. Не собственно кончина, а постановка оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» в Самарском Академическом тетаре Оперы и Балета. Премьера состоялась 7 февраля. Режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе, музыкальный руководитель и дирижёр Александр Анисимов.

Да, постановка весьма далека от традиционности. Но она сделана талантливо и потому интересна. Конечно, можно много и долго рассуждать о пантеоне славянских богов и о тюркских корнях берендеев, равно как акцентированности на вечных и злободневных вопросах бытия…Что и было представлено уже в нескольких отзывах и рецензиях. Вопрос: разве это главное в оперном спектакле? Потому попытаемся, приняв как данность реалии уже состоявшейся постановки, сосредоточится на персонажах и исполнителях.

В спектаклях, поставленных Михаилом Панджавидзе, должны работать певцы-актеры. «Снегурочка» не стала исключением. В этом, пожалуй главная привлекательность и, одновременно сложность. К сожалению, не все исполнители справились с поставленными задачами.

Вот Леший. Второстепенный, вроде бы, персонаж, но именно он появляется в самом начале и возвещает о том, что уже «пропели петухи». От Александра Миненко мы этого не услышали-все слова слились в набор звуков. Спасает явление Весны. Прелестна Весна Антонины Кабо. Яркое меццо-сопрано, четкая дикция, каждая ресничка играет. Это легко рассмотреть -лица Весны и Мороза даются в разных измерениях, режиссер стопроцентно использует новые технологии и виртуальные декорации с одной стороны впечатляют, с другой заставляют певцов существовать почти в иной ипостаси—уметь работать на крупных планах, как в кино. Андрей Антонов-Мороз так же хорош в них , как и его партнерша.

10984874_864073846988783_511562114_n (1)Всегда выразительная Евгения Тенякова вновь продемонстрировала свое мастерство в партии Бобылихи.То же можно сказать и о Бобыле-Анатолии Невдахе. Яркий дуэт получился.

Дмитрий Крыжский –царь Берендей. Красивейший голос певца, представительная внешность, но…Лишь только  удалялся в глубь сцены, как его становилось почти неслышно. И сердечности, об отсутствии которой у подданных печалится царь, ему самому пока еще не хватает. Такое впечатление, что шалости Мороза и Весны заморозили и страстного Мизгиря-Василия Святкина. Прекрасно звучал его непоторимый баритон, но драматически образ вышел довольно унылым. Не хватило страстности и Купаве-Татьяне Лариной.Хотя, в данном случае отчасти можно это понять. Линия Купавы в режиссерском решении вроде как обрывается.Мизгирь бросил, а Лель…Однако, и вокал, особенно в начале, оставлял желать большего, особенно зная возможности этой прекрасной певицы.

И вот, раз уж мы его упомянули, обратимся к самому, пожалуй, спорному образу в этой постановке-к Лелю.

Среди серо-коричнево-белых тонов на сцене периодически вспыхивает красно-оранжево-желтый лучик. Это, видимо, всё, чем пока может одарить берендеев бог Ярило в своё отсутствие. Лель. Полубожок.Нечто воздушное,стремительное,бесполое. Блистательная работа Натальи Дикусаровой! Прекрасный голос со всеми оттенками, то глубокий, то лёгкий. Поистине воздушная  пластика и одновременно загадочность. Только наивные берендеи могут принять такого Леля за пастушка. И неудивительно, что Снегурочка тает в объятиях этого лучезарного посланника бога Солнца.

Намеренно оттягиваем явление героини. Потому что Ирина Янцева явила нам идеальную Снегурочку. Чистое, неземное создание. Инакость, чуждость её земному миру проявляется  в хрупкой грации движений,  в прелести всего облика. И голос. Чистое, снежное колоратурное сопрано. Безупречно сделана партия и роль. Отсюда так трогательна, так волнует заключительная сцена Снегурочки-Янцевой и Леля-Дикусаровой. При всей парадоксальности и неожиданности в контексте этого режиссерского видения она оправдана, а великолепное мастерство превосходных певиц-актрис сделало её поистине незабываемой.

Естественно и торжественно в финале прозвучал знаменитый гимн богу Ярило. Хор театра как всегда на высоте. Оркестр,ведомый маэстро Анисимовым, так же замечателен.

В афише театра появился еще один нетривиальный спектакль. И это прекрасно.

 

Ирина Каракозова.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

8 comments

  1. Галина Reply →

    Спектакль спорный. Была на премьере. С лелем не разобралась,хотя артистка хороша. Спасибо огромное за рецензию!

  2. Регина Венке Reply →

    Ого,какие спектакли в Самаре! Спасибо за публикацию Пойду искать на тюбе хотя бы фрагменты…Надеюсь, есть уже….

  3. Андрей Вашурин Reply →

    К сожалению, попали на второй день. Вот уж где была печальная кончина Снегурочки,т.к. пела другая певица…Вообще никто не впечатлил. Разве только Купава-Крикунова. А постановка интересная, хотя для меня навсегда останутся непревзойденными Снегурочка- Протопопова и Скобкина, Мизгирь-Пономаренко и Черноморцев, Берендей однозначно-Бондарев и Лель-однозначно-Тедтоева. Незабываемый спектакль 80-х годов. Кажется, вчера было! Ходили на него по нескольку раз. На этот не пойду больлше. А рецензия очень доброжелательная…

  4. OlgaRGM Reply →

    Постановку не видела, а картинки невнятные, поэтому трудно судить. В последнее время вообще очень много креатива в искусстве. Классика вообще мною воспринималась тяжело в современных видениях. Фотографии не впечатляют. Как-то все однотонно. Наверное, действительно стоит поискать а инете хотя бы нарезки, чтобы оценить хоть как-то.

  5. Анна Reply →

    Да нормальные фотографии…Хотя, возможно, потому, что я идела спектакль. И 8-го тоже. Мне Берендей понравился. новый тенор пел. Марченко пела хорошо, хоть и не особо воздушная была, но Лель хороший у нее. Снегурочки не было-Горшкова слила партию,как мне кажется. Но, если получится, в марте пойду снова. Может, другой состав будет…Гайворонскую хотелось бы Купавой…ну и Янцеву,конечно. За рецензию-спасибо! Интересно подали. Я читала все эти рассуждения про тюрков и пр. Да какая разница? Музыка-то вне времени.

  6. Дмитрий Reply →

    статья хорошая,более доброжелательная, чем заслуживает постановка, исполнители и-даже на этот раз оркестр. Дикция плохая не только у Лешего.У всех во рту будто жвачка. Ну, Янцева с Дикусаровой -ничего. Невдах-но у него пара реплик. И вообще-зачем сказку превратили в
    мрачное действо?! Итак мрак один кругом.

  7. Анастасия Reply →

    И зачем такие постановки делают, Вы мне скажите? за что Снегурку цепями волочь? А почему бобыль пьяница?! Хоть сто раз талантливо,но зачем классику насиловать?! брали бы режиссерские гении новые оперы и изощрялись. И вообще, Вы слишком добрый критик. если поют плохо -то плохо. Играют плохо, а не уныло. Сори, конечно, Вы здОрово пишете, интересно. Но ведь круче можно сказать, а Вы …))))))))

  8. Алина Reply →

    Всем читать Островского, кому не понятны образы. Панджавидзе просто отразил именно идеи писателя и композитора

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK