«Полета вольное упорство» — книга диалог искусствоведа и певца. Заметки о книге И.Каракозовой, посвященной творчеству оперного певца Владимира Байкова.

обложка4мКаракозова И. Л. «Полёта вольное упорство». Владимир Байков о музыке и музыкантах. (Об оперных певцах с любовью).Изд. центр Гард,2015,-132с.

Е.Н.Шапинская, доктор философских наук,

профессор.

Писать о музыке, о ее создателях и исполнителях, чаще всего является привилегией музыковедов, хотя к музыке, к ее философскому осмыслению обращались и представители интеллектуальной традиции, от С.Кьеркегора до С.Лангер и современных исследователей культуры. Прочитав книгу Ирины Каракозовой «Полета вольное упорство», представляющую собой диалог искусствоведа и музыканта, оперного певца Владимира Байкова, я, не претендуя на музыковедческий анализ как его творчества, так и представленных в книге музыкальных произведений, хотела бы остановиться на тех важных проблемах музыкальной культуры, которые подняты собеседниками-соавторами.

Прежде всего, о форме книги. Может показаться, что это развернутое интервью, поскольку именно исполнителю, Владимиру Байкову, принадлежит основной объем текста. Тем не менее, в качестве автора указана Ирина Каракозова, искусствовед, автор проекта серии книг «Об оперных певцах с любовью». Я бы отнесла эту работу к жанру диалога, замечательной формы дискурса, принятой еще в античности, но, к сожалению, почти забытой в наше время изоляции Субъекта как самодостаточной сущности и нежелания понять Другого. Одной из важнейших категорий современного философского дискурса является интерсубъективность, которая находит выражение в диалоге и полилоге как культурных формах. Я неоднократно обращаюсь к диалогу как к возможности соединить два универсума личностей в одном пространстве, преодолевая тем самым обособленность существования, ведущую к трагической потерянности в мире бесконечной «другости». [1]Автор этой книги тактично вводит читателя в мир своего героя, создает контекст его творчества, который для самого исполнителя является само собой разумеющеюся частью его бытия, но для читателя представляет собой «иномирие», которое и объясняет Ирина Каракозова. Ее исследование-диалог является примером объединения двух человеческих универсумов пространстве любви и познания, любви к музыке и стремления проникнуть в ее сущность.

В этом диалоге обсуждаются как конкретика сценической и концертной деятельности Владимира Байкова, прекрасного вокалиста, находящегося в расцвете творческих сил, так и важнейшие вопросы человеческого бытия, которые ставятся искусством и решаются доступными ему средствами. Мне бы хотелось остановиться на некоторых из них.

  1. Культурная жизнь современной России в столице и провинции. В эпоху постмодернизма одной из важнейших особенностей культуры стала децентрация, стирание границ между «Центром» и «периферией». Несомненно, в наши дни, благодаря информационным технологиям, эта граница действительно стирается – доступность информации о культурных событиях, он-лайн трансляции из ведущих театров и концертных залов мира превращают весь мир в большой концертный зал, где можно смотреть и слышать все шедевры прошлого и настоящего. Тем не менее, в русской провинции всегда шла своя, интересная и богатая, культурная жизнь, и в наше время очень много интересного в сфере культуры – и музейной, и музыкальной,  театральной, происходит в провинции. Ирина Каракозова, с любовью рассказывая о Самарском театре оперы и Балета, вызывает Владимира Байкова на разговор о его «вне-столичном» опыте, который окрашен в самые теплые эмоциональные тона: «И вновь поразила самарская публика. Своим энтузиазмом и компетентностью», — вспоминает певец.[2] И таких примеров живой художественной и музыкальной жизни за пределами мегаполисов в книге много, что свидетельствует о слабостях глобализационно-посткультурных процессов перед лицом длительной традиции любви к искусству и уважения к его творцам.
  2. Вопрос культурной памяти, сохранения ценностей культуры. Больная тема для наших дней – исчезновение чувства истории (опять-таки постмодернистский принцип), забвение достойных имён, быстро сменяющихся очередным проектом «раскрутки» произведения или автора «одним кликом». Как автор этой книги, так и со-автор, с любовью и уважением говорят о тех, кто помогал профессиональному становлению исполнителей, кто посвятил свою жизнь жизни музыки, давая ей эту новую жизнь через молодежь, только входящую в профессию. Достаточно прочитать воспоминания Владимира Байкова об общении с теми, кто помог его формированию как Профессионала – Г.Вишневской, Е. Нестеренко, В.Катаева, тех, которые остались навсегда в памяти. [3]Этот момент очень важен для человека, особенно молодого, наших дней, для которого память заменяется кликом мобильного устройства, который «выдает» всю нужную информацию, лишая ее эмоционального содержания и эстетической ценности. Очень хорошо, что авторы этой работы обратились к теме памяти о людях, которые встретились на жизненном пути не как случайные попутчики, а как Учителя и Друзья, ставшие частью внутреннего мира нашего Героя, вне зависимости от удаленности во времени и пространстве.
  3. Проблема успеха. Успех всегда был важен для представителей творческих профессий, но в эпоху господства «культуриндустрии» (термин Т.Адорно) он становится одной из главных категорий в жизни «культурного производителя», находящегося в плену имиджа, пиара и многочисленных рейтингов. Как сочетать творческие устремления, систему ценностей, сформированную традицией, и требования коммерциализированной «кульутриндустрии»? Ирина Каракозова ставит вопрос: «Что же такое успех?» , а Владимир Байков, которого по всем критериям можно считать успешным, отвечает вопросом: «В чем вообще измеряется успех? По-моему, совершенно невозможно ответить на этот вопрос… Настоящий успех – это тот, который ты имеешь сам у себя». [4] С этой точки зрения, разочарования и неудача «… дает дополнительную мотивацию к дальнейшему творческому развитию». [5] Такая позиция представляется человечески понятной и профессионально плодотворной. В искусстве, в отличие от точных наук, нет четких критериев оценки произведения или исполнителя, и часто успех у публики связан не с качеством исполнения, а с востребованным «гламурным» имиджем, стратегиями организаторов в плане внедрения спектакля или концерта в пространство масскульта, освещением в масс-медиа и пр. Исполнителю самому приходится находить причины как успехов, так и неудач, решать, насколько он сам является причиной тех и других. Владимир Байков показывает себя зрелым исполнителем, сложившейся личностью, когда выражает готовность взять на себя ответственность за свою профессиональную деятельность, не упрекая публику в неподготовленности или предвзятости. «Публика – экзаменатор, — писал Т.Адорно, — но экзаменатор развлекающийся». Исполнитель же не развлекается, а делает дело своей жизни, и он сам – лучший судья своей работы. А критерий, как пишет Владимир – вот каков: «Наверное, можно судить об успехе по ощущению счастья, испытываемого после выступления».[6]

Выделив эти проблемы, я понимаю, что это далеко не всё то, что обсуждается в книге – авторы обсуждают реалии жизни оперного артиста сегодня и различных композиторов, связи музыки и литературы, планы и прогнозы певца. В связи с этим хочется остановиться еще на одной важной особенности этой книги. Со-авторы обсуждают музыкальную тему с разных позиций – «извне» (И.Каракозова) и «изнутри (В. Байков). Именно это сочетание дает возможность понять чувства и мотивации исполнителя, проникнуть, насколько это возможно, в его творческий процесс. Я думаю, что эта работа стала благотворной для ее авторов, а для читателя она приоткрывает дверь в мир музыки, музыкального театра, дает возможность по-новому взглянуть на великое искусство оперы и, если это возможно, разделить ту любовь к этому великому искусству, которую выражают Ирина Каракозова и Владимир Байков в данной книге-диалоге. Этому соответствует и прекрасная визуальная форма книги, которая в наш век так важна для создания общего эмоционального тона – на обложке мы видим Владимира в роли доктора Живаго, героя оперы молодого российского композитора Антона Лубченко. Партия доктора Живаго была написана специально для Владимира Байкова, и именно в ней, как рассказывает певец, он достиг того успеха, который ведет к главному в воздействии искусства. Закончу словами Ирины Каракозовой: «Публика, покидая театр, должна ощущать катарсис. Разве не в этом его истинное предназначение с самого рождения?» [7]

[1] См. мои диалоги с различными собеседниками в журнале «Культура культуры»:  Диалоги в рождественскую ночь: о сказках, музыке, и не только… http://cult-cult.ru/dialogi-v-rozhdestvenskuyu-nochi-o-skazkah-muzyke-i-ne-toliko/ ; Диалог о «Свадьбе Фигаро»: проблема  власти и сопротивления в пьесе О. Бомарше и опере В.-А. Моцарта: интерпретация в различных контекстах //http://cult-cult.ru/dialog-about-the-marriage-of-figaro/; Кризис эстетики или тоска по Эстетическому: диалог эстетика и культуролога// http://cult-cult.ru/crisis-of-aesthetics-or-longing-for-aesthetic-dialogue-of-an-aesthetician-and-a/; Воспитание театром: эстетическое развитие и становление личности в процессе подготовки актера. Интервью с А.С. Кузиным// http://cult-cult.ru/theater-education-aesthetic-development-and-personality-formation-in-actor-train/

 

[2] Каракозова И. «Полета вольное упорство». Владимир Байков о музыке и музыкантах. Самара, 2015. С.23

[3] Там же. С. 72-73

[4] Там же. С. 75

[5] Там же.

[6] Там же. С.76

[7] Там же. С.98

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

15 comments

  1. Анна Вязовская Reply →

    Спасибо за такую интересную рецензию. И спасибо автору за книгу. о прекрасном певце. И певцу ! И всем больших успехов в творчестве!

  2. Регина Венке Reply →

    Ну, вот! Все на своих местах! Да,эта книга может и не совсем в формате, Но и автор и герой-оба молодцы. Книгу я прочитала с удовольствием, И полностью согласна с уважаемым рецензентом. Ирина-это связующее необходимое звено между нами, рядовыми любителями и поклонниками, и высоким искусством. Спасибо Е. Шапинской за философский глубокий разбор.

  3. Алекс Reply →

    Cтатья умная. Надеюсь книгу прочитать. Одно недоумение вызвало-цитата из нее про успех. Значит, если личное счастье от сделанного на сцене певец испытывает=то и успех? А коли публика -я не о В.Байкове,понятно, что он мастер ,-абстрактно,-к примеру, ни слова не понимает, или актер имеет в спектакле пару реплик…Он счастлив от них, это успех?! На нас,грешных,наплевать, что ли…Я-то думал,простак, что успех для артиста это нечто большее. В том числе и отношение к нему зрителя, положим. Да…надо книгу!

  4. Дмитрий Reply →

    Спасибо автору за рецензию. Спасибо автору книги Ирине Каракозовой,за то, что остановила выбор на достойном представителе оперного искусства.Диалог-замечательная форма!

  5. Галина Reply →

    Ирина,поздравляю! Повторюсь,прекрасный проект. И это-такое струдничество с замечательным певцом! Ты большое дело делаешь для приближения оперного искусства. А рецензия замечательная, и как раз это отмечает.спасибо Е. Шапинской.

  6. Рахель Каминкер Reply →

    Спасибо!Замечательная статья.Проблемы,действительно,самые глубокие.Мне очень хочется прочесть книгу.Все вопросы,которые она поднимает,серьёзные и позиция авторов близка и понятна.
    Мне очень понравилось как раз определение успеха,удачи ,которое испытывает певец,актёр.Это не успех у публики: понравилось- не понравилосьЭто оценка мастером своего труда,своего творения .Там много того,что публика и не замечает,и не знает.А знает только творящий в эту минуту.И это самое верное определение успеха.))
    Екатерина Николаевна,спасибо!
    А книге большого признания))

  7. Анна Шер Reply →

    Большое спасибо за глубокую и интересную рецензию! Я с большим удовольствием прочитала чудесную книгу Ирины Каракозовой «В цвете пурпура и злата», надеюсь когда-нибудь прочитать и эту книгу. Я согласна с тем, что диалог — это увлекательнейшая форма повествования, открывающая богатые возможности для взаимного сотрудничества личностей. Как и в любом диалоге, внимательный читатель услышит не только то, что было сказано, но и то, что осталось между строк, — недосказанное, но зачастую самое важное. О музыке вообще непросто говорить словами: ведь это особый мир, имеющий свой собственный язык.

    Мне кажется интересным рассуждение на тему о том, что же такое успех. Определение Владимира Байкова, которое на первый взгляд может показаться парадоксальным, напоминает известные пушкинские слова: «Ты сам свой высший суд». Я глубоко убеждена, что успех для настоящего художника не должен являться самоцелью. Стремясь к чему-то большему, высшему, он, как правило, получает и успех, и признание, — иногда сразу, иногда позже, не в этом суть. Главное — любить свое дело, быть ему беззаветно преданным, щедро делиться самым сокровенным, — тогда и достигается катарсис, который и есть истинное предназначение искусства, как справедливо замечает Ирина Каракозова. Она тоже подает нам пример самозабвенного служения любимому делу. Низкий ей за это поклон!

  8. Андрей Вашурин Reply →

    Книгу прочитал! уже есть в нашей областной научной библиотеке !Не выдают только на дом,но прочитал в читальном зале. Действительно-диалог. Рецензия великолепная. На самом деле, -Ирина Каракозова-связывает мастерски,потому что, некоторые вещи не профессионалу мало что говорят. А она вопросом или репликой, или авторским текстом вообще-помогает восприятию. Всем спасибо!

  9. Евгения Смирницкая Reply →

    Да,книги потрясающе интересно написаны.Спасибо И.Каракозовой. Подсадили меня на Стаценко, Теноров,Гайворонскую и Байкова-про него пока только статьи Ваши читала,ну и послушала Капулетти жиьем и на Ютюбе подписалась.При том, что я рокерша))))рецензия хорошая,но научная больно)))) А теперь, господа админы вопрос к Вам. Что было с сайтом-он не работал? Почти суток трое. И -когда вы положите здесь электорнную версию книги? Пожалуйста, очень уж не тяните! Хочется почитать!!!!! А вообще-классный альманах!Спасибо)))

  10. Анастасия Reply →

    И меня книги И. Каракозовой «подсадили»-на Стаценко и Бондарева.Новую Оперу прямо полюбила. Байкова слушала. Стало быть, автор целый диалог на книгу с ним развернул-интересно.. Только, где книга? В библиотеках сидеть неохота.Оцифровывайте, плиз, и выкладывайте сюда ,как про Стаценко!Рецензия -супер.

  11. Администрация Reply →

    Книга оцифровывается. Электронная версия будет размещена здесь в первой декаде июля.

  12. Валентина Reply →

    И статья замечательная. И книга, видимо, интересная (надеюсь прочитать, как прочла и предыдущие произведения уважаемой И. Каракозовой-огромное ей спасибо за то, что так пишет об опере и певцах, спасибо так же дизайнеру Д. Авдееву-все книги стильно смотрятся) . Спасибо за этот журнал, его просто интересно «листать». И-да, больше не пугайте читателей,не отключайте его! Что это было? Учтите, у Вас много и «молчаливых» читателей и почитателей уже. Я вот, к примеру! Я и оперу люблю и про кино с интересом у Вас читаю. Успеха!

  13. orfeiadmin Reply →

    Валентина, альманах не работал по техническим причинам, больше постараюсь такого не допускать, Спасибо за отзыв

  14. Валентина Reply →

    Ой,как приятно, что вы внимательны к читателям! Спасибо огромное и успехов еще и еще раз!!!!!

  15. Елена Reply →

    Скачала и на едином дыхании прочла книгу. Здесь выложено 2-е издание , дополненное. А первую часть заканчивает эта рецензия. Как правильно сделали, что ее включили. Е. Шапинская великолепный анализ сделала, очень чётко все акценты разъяснила.Как интересно про жанр диалога! И вообще-доходчиво и просто говорить о достаточно сложных-для не очень продвинутых читателей, просто любителей вроде меня,-это искусство. Спасибо!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK