«Выживший»: любовь к жизни и жажда мести

Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту

Страна: США

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Том Харди, Донал Глисон, Уилл Поултер, Форрест Гудлак и др.

Год: 2015

 

kinopoisk.ruНачало года ознаменовалось выходом «Выжившего» Алехандро Гонсалеса Иньярриту – одного из самых ожидаемых фильмов 2016-го. И недаром: кино оскароносного режиссера, в главной роли – неподражаемый Леонардо ДиКаприо, многократно обойденный вниманием киноакадемии, а оператором – вновь Эммануэль Любецки, уже получавший заветные статуэтки за съемку «Гравитации» и «Бёрдмена». В общем, многообещающий звездный состав.

В основе сюжета – нелегкая история выживания американского первопроходца и охотника Хью Гласса в Новом Свете. Гласс – реальный человек с богатой и увлекательной биографией: он сбежал из пиратского плена вплавь по морю, жил в племени индейцев пауни, где обзавелся женой, потом служил в отряде Меховой компании, вступил в схватку с медведем гризли, в результате чего получил тяжелейшие ранения и был на пороге смерти. Двое добровольцев, оставшиеся с Глассом, бросили его умирать без пропитания и оружия. Поразительной эту историю делает то, что Гласс не только не погиб, но добрался до форта, преодолев практически ползком сотни километров, питаясь подножным кормом и падалью. Конечно, подобная история так и просится на экран, хотя «Выживший» — не первый фильм, использовавший эпизоды из биографии Гласса. У Иньярриту в центре внимания путешествие у реки Миссури команды охотников, возглавляемых следопытом Глассом, дальнейшее  столкновением с индейцами и нападение медведя. Однако в повествование вводится еще один персонаж – сын Гласса, метис Хоук, которого вероломно убивает другой охотник из команды Джон Фицджеральд на глазах у полуживого отца. Именно желание отомстить за смерть сына становится всеобъемлющей страстью оставленного умирать охотника, дающего ему силы для выживания.

Надо сказать сразу: фильм смотрится на одном дыхании. И в этом немалая заслуга мастерской техники Эммануэля Любецки, камера которого в очередной раз творит чудеса и создает особую атмосферу, открывая зрителю то панорамный вид завораживающей первобытной природы Нового Света, то сцены захватывающей погони, то напряженное лицо Леонардо-Гласса. Кстати, ДиКаприо, признававшийся в одном из интервью, что это была самая тяжелая роль в его карьере, сыграл чуть ли не весь фильм практически молча, произнеся не так много реплик в начале и совсем мало в конце. Все остальное –талантливая игра эмоций.

Но не только ДиКаприо отличился в картине. Не менее фактурным получился антагонист – Джон Фицджеральд в исполнении Тома Харди. Этого прожженного, потерявшего всякое представление о чести и совести охотника волнуют только деньги и собственная безопасность. Почуяв угрозу жизни, он хладнокровно и жестоко совершает убийство. Харди создал убедительный образ, заодно получив номинацию на Оскар за лучшую роль второго плана. Другие персонажи – капитан Эндрю Генри (Донал Глисон), юный Бриджер (Уилл Поултер) – также заставляют сопереживать и пристально следить за ними на экране.

Динамизм и напористая энергия киноповествования не дает расслабиться, а на многих моментах просто хочется воскликнуть: «Вау! Вот это было круто!» Взять, к примеру, поражающую натурализмом сцену, где главный герой в попытках согреться среди снежного бурана залезает в мертвую лошадь, предварительно вытащив из нее внутренности… И подобного натурализма здесь немало: показанные крупным планом кишки, пронзенные стрелами головы, сдирание скальпа, свежевание, поедание сырого мяса, только что вынутого из тела убитого животного, – одним словом, впечатлительным лучше закрыть глаза.

Все в этой картине восхищает: визуальный ряд, построение сцены, актерская игра, перипетии сюжета, все, вплоть до берущего за душу саундтрека. А если учесть, что съемки проходили в Колумбии, Канаде и Аргентине, в абсолютно естественных условиях, почти без компьютерной графики, когда актеры и члены съемочной группы мерзли в снегу и сами залезали в холодную воду, то становится понятно, почему все представленное на экране выглядит таким реалистичным и будоражащим.

Однако, если отвлечься от операторской работы, эффектов, актерской игры, сразу возникают некоторые вопросы. Во-первых, это продолжительная сцена с медведем. Ну никак не удается поверить, что после нападения самки гризли весом примерно в полтонны, которая от души потопталась на брыкающемся герое и хорошенько поработала когтями и зубами, можно не только остаться в живых, но еще и обойтись без серьезных переломов и сотрясений. Вот на этом моменте уже хотелось снова крикнуть, но уже в духе Станиславского, пресловутое: «Не верю!» Хотя претензий, кажется, к художественному вымыслу быть не должно, но если все остальное подается в картине с детальной проработанностью и стремлением к достоверности, тогда эта сцена кажется диссонирующей на общем фоне.

Да и сам сюжет, если разобраться, крайне прост. Это чистая история мести, приправленная историческим антуражем, национальным колоритом в виде коренного населения и видами дикой природы. Вплетающиеся в ткань повествования видения, мистические образы, сны, связанные с линией Гласса и его семьи, призваны, вероятно, показать, что грань между индейцами и колонистами проходит не только по национальному, но и по духовному признаку. Именно они в представлении режиссера – хранители природных, нравственных начал, недаром убитый сын является главному герою в полуразрушенном храме с византийскими фресками. Цивилизация противопоставлена природе, европейцы – индейцам, но этот конфликт не главный, он, по сути, глубоко не раскрывается. Да и кровь льется с обеих сторон, хотя индейцы зачастую оказываются куда гуманнее белых. Попытки философского осмысления происходящего не оформлены до конца и кажутся просто наложенными на сценарий. Все заслоняет рассказ о выживании и жажде мести, которая в итоге и осуществляется, правда, чужими руками. К тому же, если учитывать явные параллели с творчеством А.Тарковского, который, по словам Иньярриту, оказал на него большое влияние (о чем уже много говорено в Интернете и даже доказано на сопоставлении кадров из фильмов двух режиссеров), приходится признать, что вторичное использование уже открытых приемов не всегда себя оправдывает, не хватает более глубокого философского наполнения. Техника съемки подчас заслоняет внутреннее содержание. Конечный вывод незамысловат: предавать не хорошо, мстить – тоже, отмщение может быть только в Божьих, а не человеческих руках.

Тем не менее, «Выживший» выдвинут на 12 номинаций в Оскаре, а также уже получил Золотой глобус в трех номинациях. Безусловно, фильм заслуживает и просмотра, и полученных наград, да и Леонардо должен обзавестись золотой статуэткой. Давно пора!

 

Дарья Дозорова

 

 

В статье использованы фотографии с сайта http://www.kinopoisk.ru/

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

7 comments

  1. Оксана Reply →

    Дарья, Спасибо за отзыв!
    Красивый фильм, сюжет незамысловат, но в целом вполне достойная лента. Хотя после «Бёрдмена» Иньяритту как-то неожиданно прост и предсказуем.
    Лео хорош, но бывало и лучше!)

  2. Дмитрий Reply →

    Ну, вот и про кино! Американское! Спасибо! Да…а с медведицей точно заметили! Мне ржать, простите, хотелось на этом эпизоде, призванном повергнуть в шок нервных зрителей)). Да она его должна была с первого раза в лепешку раздавить-тонна с лишним! Да и церемониться так долго не стала бы, гризли башку человеку одним ударом расплющивают)). Что Тарковского цитирует-ладно. А вообще фильм просто работа отличного ремесленника. .

  3. Евгения Смирницкая Reply →

    А-а! Ура! Про кино! Правда, я Лео не люблю и спокойна уже,т.к. Джей Оскара взял! Но, пусть и ему дадут. На самом деле…Спасибо за статью!

  4. Андрей Вашурин Reply →

    Посмотрел, по компьютеру, правда,т.к. дети ходили и хвалили. Согласен с уважаемой Ксенией, что фильм на твердую четверку. И только. Что до Ди Каприо, то, никогда особо выдающимся его не считал…на 4 актер. Спасибо за отзыв. Написано интереснее, чем фильм.

  5. OlgaRGM Reply →

    Фильм мне понравился. Про гризли я не думаю. Черт ведь иногда и не так шутит. Люди иногда выживают там, где и лепешки остаться не должно. Конечно, я и плагиате слышала, но это было после того, как я посмотрела фильм, поэтому в расчет не беру. Спасибо, Дашенька, у тебя получился прекрасный отзыв. Думаю, после него даже тем, кто не смотрел, точно должно захотеться посмотреть.

  6. Андрей Вашурин Reply →

    Приближается час Х! Все-таки,даже если дадут Каприо «Оскар»-то не так за эту роль,а скорее за прошлые заслуги. В принципе из жалости как бы. Довольно-то унизительно. тем более в номинациии есть актеры,создавшаи более сильные образы…Курт Рассел,к примеру.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK