Оперный фестиваль Биргитта: Моцарт звучит в стенах древнего монастыря.

13879317_550429735154672_915045584009788057_nЛето – время оперных фестивалей, которые проводятся не только в разных городах Европы, но и в местах, далеких от шума и суеты, хранящих в себе память веков. Именно такой фестиваль проводится уже более 10 лет на балтийском берегу, в пригороде Таллина в старинном монастыре Биргитта. Стены старого монастыря стали концертной площадкой, на которую каждый август приезжают музыканты, певцы, танцоры и показывают свои спектакли. Основателем и в течение 10 лет художественным руководителем фестиваля был замечательный музыкант, известный эстонский дирижер Эри Клас, который смог привлечь на сцену Биргитты исполнителей из разных стран. В этом году первый раз фестиваль проходит без маэстро, но хранит память о нем, о чем говорит девиз фестиваля – «С любовью от Эри Класа». Программа была также составлена с его участием, так что фестиваль этого года – дань памяти выдающегося музыканта.

Открытие фестиваля прошло 13 августа – в этот дождливый день на берегу балтийского моря прозвучала опера Моцарта «Так поступают все» в исполнении молодой английской оперной труппы  Black Cat Opera. Моцарт не первый раз звучит на Биргитте, и не первый раз исполняется артистами Black Cat Opera, хотя выбор произведения заключает в себе определенные трудности.  Относящаяся к позднему периоду творчества композитора,

опера замыкает трилогию Моцарта и Да Понте «Свадьба Фигаро» — «Дон Жуан» — «Так поступают все женщины», хотя уступает по популярности своим предшественникам. Возможно, это связано с двусмысленностью сюжета, в котором открытым остается вопрос об оценке неверности женщин – «Так поступают все!» («Cosí fan Tutte!») – подытоживает в финале философ дон Альфонсо. Эта этическая неопределенность открывает возможности для самых разных трактовок оперы. Представленная на фестивале Биргитта постановка может быть отнесена к современным, поскольку герои одеты в костюмы наших дней, но в то же время она носит вне-временной характер, поскольку минималистские декорации и черно-белая гамма костюмов, лишь изредка и очень уместно прерываемая всплесками ярких красок, подчеркивают эмоциональные состояния героев, а не выносят на первый план визуальный элемент (как это часто бывает сегодня).Режиссер Кейко Сумида и художница Лилия Блуменфельд показали, что «соврем13892253_550433828487596_1130878364548471348_nенная» постановка может быть замечательным фоном для действия оперы, создавая пространство общечеловеческих ценностей, отношений, эмоций – то, что произошло с героями оперы Моцарта, может произойти в любое время, как бы говорят нам постановщики.

Музыкальная сторона оперы во многом зависела от музыкального директора и дирижера Питера Форда и исполнителей – молодых и полных энтузиазма певцов, которые смогли передать разнообразные краски сложного музыкального материала, арий и ансамблей, в которых смешиваются стили комической и «серьезной» оперы, в которых пафос соседствует с гротеском. Для меня это спектакль прозвучал как история молодых людей, которые совершают все свойственные молодости ошибки, и в конце взрослеют, становясь более терпимыми к другим, пони14021610_550429531821359_8225130949258454350_nмающими, что не все в жизни происходит в соответствии с нашими представлениями. Я рада, что мне удалось побеседовать с Питером Фордом и молодым баритоном Мэттью Палмером, исполнителем роли Гульельмо. Я спросила, что делает Моцарта  интересным для современной публики и в чем суть конфликт оперы «Так поступают все». Питер – человек увлеченный своей работой, имеющий опыт дирижирования в самых разных аудиториях, профессиональный пианист – сказал, что Моцарт современен всегда, а каждая его опера приобретает особый смысл и интерес на том или ином этапе жизни человека. «Так поступают все» — опера «молодая», и были приглашен молодые  исполнители, которые очень убедительны как в гротескных, так и драматических сценах, исполненных со свойственной молодостью эмоциональностью. В чем же суть оперы? По мнению Питера Форда (с которым я вполне согласна), в ней показано, что случается, если вы начинаете обращаться с людьми как с вещами – отсюда и финал, в котором свои ошибки приходится признавать всем, становясь терпимее друг к другу. Мэттью Палмер рассказал о своем понимании роли Гульельмо, который меняется на протяжении действия, теряя свою самоуверенность – это то, что происходит с каждым человеком на жизненном пути, и это делает характер персонажа  интересным как музыкально, так и с точки зрения его эмоционального мира.13872868_1150915224982673_5376731756438154432_n

Это взросление, становление характера показаны и в образах неверных возлюбленных героев, Дорабеллы (Клэр Файлер) и Фьордилиджи (Аойф ОКоннел), которые справились со всеми трудностями этих партий, как в ариях, так и в ансамблях. Визуально их образы решены в символическом переходе от невинности белого к броским цветам платьев, надетых в решимости осуществить новую любовь – и эта жажда жизни, столь естественная для молодости, если не оправдывает девушек, то, во всяком случае, вызывает к ним симпатию.

Итак, фестиваль Биргитта открылся, заполненный зрителями (несмотря на балтийский ливень) древний монастырь показал, что оперу любят, что ее готовы слушать и восхищаться, исполнять, находить новые краски в классических произведениях, сопереживать героям и любить их и великую музыку.

@Е_Шапинская Таллинн, август 2016

Фото автора и Heiti Kruusmaa

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

3 comments

  1. Ирина Каракозова Reply →

    Спасибо большое за интереснейший материал, Екатерина Николаевна!

  2. Евгения Reply →

    За десять лет стены древнего монастыря и не такое повидали, наверное. А что! Нестандартно, забавно. Весьма современно,судя по фото. Я бы с удовольствием там побывала, очень интересно!

  3. Регина Венке Reply →

    А я как раз была! Все, как Вы изложили, уважаемая д-р Шапинская, так и было. Спасибо за материал. Значит, в одном зале были…жаль, не знала, а то познакомились бы…

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK