«Тарам-парам ,ни-на,ни-на, или квартирный вопрос их испортил…». Премьера оперетты на музыку Д. Шостаковича в Самарском Академическом театре Оперы и Балета.

Специально сдерживала желание поделиться впечатлениями сразу после премьеры. Потому что думала, может, меня обманывают глаза: зрители начали покидать зал еще в конце первого акта; возможно, мне послышались свист и крепкая русская реплика, когда в самом конце второго столь же бесконечного акта, убивают одного из героев, и оставшаяся публика , уже готовая сорваться с мест, (время  к полуночи) останавливается, ибо другой герой, предлагает «отмотать время назад», и убиенного воскрешают. Все же оперетта!

Но оперетта ли?  вот и дожидалась, когда выскажутся маститые самарские критики. Они высказались, в частности, глубоко уважаемый В. В. Долонько в самарской газете «Культура». Должна сказать, что согласна почти  с каждой строчкой, не смотря на всю их резкость.

Собственно, и добавить-то нечего, если говорить о постановке. Но мы постараемся о режиссуре особо не распространяться, за исключением тех моментов, когда не затронуть ее невозможно.

А начало было очаровательно: нам улыбнулся с занавеса  Дмитрий Шостакович, улыбнулся мягко, снисходительно и слегка растерянно. Флеш-анимация здесь была к месту.

Ну, а потом мы оказались в 1953 году, налюбовались на портреты Сталина и имели возможность лицезреть его на трибуне.Еще был арест-по доносу, какого-то старичка…Мой коллега, досидевший до середины второго акта и, по его собственному выражению, «добитый мышами из «Щелкунчика», потом интересовался, отпустили-ли невинно арестованного «дедульку». А вот не знаю, хотя честно отсидела спектакль до конца, Притупилось восприятие к 4-му часу действа…Впрочем, постановка красочная и в спектакле есть много красивых сцен, особенно балетных, но, опять же, не всегда ясно, к чему некоторые из них. Жаль, право, 15 балерин, изображавших 15 оживших золотых скульптур 15-ти республик-сестер с фонтана ВДНХ…как они дышали-то в «золотых» своих одеяниях и этих масках на лицах.

Обратимся к певцам, которые здесь должны были продемонстрировать незаурядное актерское мастерство. Они все молодцы. Ведь столько диалогов, а певцов в консерваториях все же больше учат петь…

 

Безупречна очаровательна как всегда Ирина Янцева-Лидочка, прелестна Наталья Бондарева-Маша, прекрасна Татьяна Ларина-Люся (не смотря на бесформенный костюм,но она же крановщица).Очень хорош Георгий Шагалов-Бубенцов.

Безусловный успех-  Борис в исполнении Владислава Куприянова. Красивый тембр голоса, четкая дикция, актерски все сделано отлично. Сергей-Анатолий Невдах.Его всегда приятно слышать и видеть,хорошо, что его героя все же воскресили в конце! Несомненная удача Вожак-от души поздравления  Александру Миненко, образ получился более чем убедительным, запоминающимся, ярким,  Замечательны  мастера самарской сцены-Андрей Антонов –Бабуров и Василий Святкин-Дребеднев.

dscn0901Особо хотелось бы отметить Наталью Дикусарову. Ее Вава –это ослепительный фейерверк, с ее появлением оперетта наконец-то вступает в свои права. Голос летит в зал вне зависимости от того, поет героиня или ведет диалог. Она совсем не положительная,эта Вава, наоборот, стервочка, простите , этакая, но обаятельна, пластична, как балерина и легка как бабочка! Браво!

И, конечно, главный центр притяжения-именно так, Барабашкин. Неприятный тип, что и говорить, да ему еще и добавили демоничности, но…В этой роли ведь Валерий Бондарев! А там, где он-всегда солнце. Такова природа таланта замечательного артиста и певца, почти 40 лет служащего преданно и беззаветно театру. Глядя на его Барабашкина, вспоминаешь и кошачью грацию Спортинг Лайфа и жуликоватое обаяние Зупана и злодейскую притягательность Бомелия-его отрицательных, забавных,  но таких обаятельных героев, созданных за все эти годы в спектаклях театра. Вот и Барабашкин. В конце спектакля он, разжалованный в дворники, просто подметает сцену. Но метла в Ваших руках, дорогой Валерий Григорьевич-это царский сdscn0898кипетр. Вы можете и не петь и не говорить,-а дикция Ваша, столь же безупречна, как и Ваш по-прежнему молодой голос,голос лучшего лирического тенора в истории театра. Но Вы МОЖЕТЕ просто молчать, и зал завороженно будет соучаствовать в Вашем молчании, потому что Вы большой Артист. Театр короновал Вас и это его волей Вы каждую роль свою делаете заглавной. Вы могли бы с таким же успехом играть и в драматическом театре.Браво!

Кстати, о драматическом театре. В детстве и юности автор этих строк разрывался между любовью к Оперному и театру драмы им. Горького. Особенно, когда шли спектакли в постановке главного режиссера Петра Львовича Монастырского. Ученик Е. Вахтангова,он любил ставить музыкальные спектакли. Его актеры были поющими. Поклонники не забудут Наталью Радолицкую в «Пигмалионе», Любовь Альбицкую и Владимира Борисова в «Левше».Не забудут и «Трехгрошовую оперу», в которой запела вся труппа театра. Но, все-таки, это были постановки драматического театра, даже если режиссер делал мюзикл. Он не нарушал законов жанра. Некоторые спектакли тоже были длинными,-«Трехгрошовая опера» шла с двумя антрактами. Но никто не уходил! Наоборот, билеты покупались за несколько месяцев-и это, когда после премьеры проходили годы…может быть, так будет и в Самарском оперном…Надежду терять нельзя.

dscn0896А что касается «Тарам-парама»…самое прекрасное все же осталось. Это музыка Д. Шостаковича. Ее в спектакле больше, чем собственно оперетта «Москва-Черемушки», которая лежит в его основе. Два раза исполнили  «Песню о встречном», включили в действие  «Барышню и хулигана»,Торжественную увертюру и финал Третьей симфонии. Как же великолепен оркестр под управлением Евгения Хохлова! Дирижер поистине стал добрым гением всего спектакля. Он жил, он дышал вместе с каждым музыкантом и каждым певцом. Блистательно! Низкий поклон за торжество Музыки. Браво, Маэстро!

dscn0893А на этот спектакль обязательно стоит прийти студентам философских факультетов и вообще, всем, кого сей предмет интересует, особенно философия постмодернизма.Одна из основополагающих его , постмодернизма, задач есть разрушение дискурса. Как это порой делается в современном режиссерском театре –продемонстрировано  в «Тарам-парам,ни-на, ни-на, или квартирный вопрос их испортил». Вторую часть названия так и хочется взять в кавычки…она ведь из другой оперы, простите, из другого романа…

 

Ирина Каракозова.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

12 comments

  1. Андрей Вашурин Reply →

    Да…печально. Тоже ушел с середины 2-го акта. Спасибо за деликатную статью.

  2. Дмитрий Reply →

    Эх,жаль, что не прояснили судьбу жертвы репрессий…А как жалко-то, что мы в такой провинциализм скатились. Хотя, конечно, провинция мы и есть. Но, бы ли ж времена! Рябикин, Савинов…Умудрились же Вы, Ирина, Михаила Алексанровича не назвать. Добрая Вы : Просьба: фото переставьте в соотвествии с текстом пожалуйста,а? ))

  3. Татьяна Reply →

    Ну, если честно, то я наблюдала не оперетту, не музыкальный спектакль, а драматический с музыкальными вставками. Жалко было артистов и музыкантов, которым пришлось в этом же составе сыграть эту вещь и на следующий день… Во что же превратится наш театр, если все последующие премьеры будут похожи на эту?…

  4. Ирина Каракозова Reply →

    Будем надеяться на лучшее! спасибо за отзывы. Дмитрий, Вам спасибо за замечание-переставили! 🙂

  5. Владимир Reply →

    Уж если Ирина даёт такой нелицеприятный отзыв, то, похоже, дело совсем швах! Людям, которые вытворяют такие творения, следует понять, что постмодернизм — прошлое, предпоследняя страничка историко-философского словаря.

  6. Ирина Каракозова Reply →

    Владимир,это Вы,как преподаватель и интеллектуал,
    знаете про предпоследнюю страничку. 🙂

  7. Анна Reply →

    А я ушла сразу после 1-го акта. Насмотрелась на Сталина, воронок, велосипед и пр. Даже ради Бондарева и Дикусаровой-верю, Ирина Вам!- не пойду второй раз на политический памфлет г-на Панджавидзе. Оперетта-жанр, на который люди ходят послушать красивую музыку и отдохнуть, а не заморачиваться «находками» режиссёров. В афише пока, Слава Богу! «Сильва» и «Летучая мышь» …Вот на них и будем ходить-если не снимут.

  8. Регина Венке Reply →

    Странно как…вы всегда такие прекрасные отзывы о постановках театра даете,Ирина, Вы заставили нас, не видевших их воочию, полюбить многих артистов и сам театр. Возможно, подобная постановка-дань моде или вызвана какими-то обстоятельствами? Во всяком случае, успехов и всего доброго всем в театре. И Вам.Спасибо за статью. Она все равно написана с любовью.

  9. Анастасия Reply →

    О какие страсти в Самаре! ЗдОрово. В Большом вроде был в aфише Барышня и Хулиган…только балет… 🙂

  10. Евгения Reply →

    «Люди, как люди…. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди…» Так что не надо нам всяких тарарамов…. Уж лучше классику. Только бы вот не уродовать её, классику-то….

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK