«Лес» Островского на сцене театра имени Федора Волкова: размышления культуролога и режиссера. (Екатерина Шапинская о постановке Александра Кузина и ее интервью с режиссером)

Пьесы Островского нисколько не утратили своей «современности» за прошедшие со времени их создания годы – видимо, некоторые неизбывные черты русской действительности и русского характера были настолько точно воссозданы драматургом, что и сегодня мы узнаем в его героях  и себя, и своих ближних. Постановок Островского множество, стратегии режиссеров самые разные, от традиционализма до эпатажной модернизации. Спектакль «Лес» в знаменитом Ярославском театре имени Федора Волкова поставлен Александром Кузиным, народным артистом России, вполне в традиционной стилистике, что сделало еще более острым восприятие коллизий и характеров этой замечательной пьесы. Обращение к Островскому далеко не первое в творчестве режиссера, а в театре Волкова он ставил пьесу «Таланты и поклонники». Поскольку я вовсе не претендую на звание театрального критика, но люблю и знаю драматургию Островского с детства, позволю себе выразить свое субъективное мнение и остановиться не столько на выразительных средствах и качестве актерской игры, а на тех культурных смыслах, которые передает эта постановка.

Все герои и героини «Леса» — пьесы, того леса, который присутствует на сцене, и метафорического леса, о котором говорит Геннадий Несчастливцев,  – блуждают по нему в поисках счастья, у каждого своего. Женщины – какого бы они ни были возраста — ищут любви, мужчины – успеха и богатства. Эти поиски происходят в метафорическом лесу человеческого бытия, который рушится и в истории продажи леса помещицей Гурмыжской купцу Восмибратову, и в историях персонажей, судьба которых меняется по ходу пьесы, а традиционный уклад их жизни уже на грани крушения. Это подчеркивается упавшими стволами леса во второй части спектакля – рушится вековой лес, рушатся вековые устои. Гурмыжская добровольно отдает свое богатство в руки молодого щеголя Буланова, пленившего ее чувственность до самозабвения, а он уже строит наполеоновские планы своей будущей привольной жизни, в которой он уже чувствует себя хозяином.

Другое проблематическое поле пьесы связано с темой театра, столь любимой Островским. Счастливцев и Несчастливцев, две ипостаси театральной жизни и среды, становятся свидетелями происходящих в поместье Гурмыжской, роль которой блестяще исполнила Татьяна Малькова) событий, а затем начинают и сами принимать в них участие. Жизнь и театр – вот вопрос, который веками волнует драматургов и зрителей – где есть истинная жизнь – в сценических репрезентациях или в повседневной рутине? Геннадий Несчастливцев Николай Шрайбер) , отдавший театру жизнь, уверен в истине театра и хочет увлечь в эту жизнь Аксюшу (Дарья Таран), молодую девушку, переживающую любовную драму. Но жизнь, реальная, со всеми ее проблемами, любовь – не к сценическому герою-любовнику, а к реальному и нисколько не героическому молодому человеку, Петру, побеждает, и в ней девушка находит свое счастье, как только исчезла материальная преграда. Несчастливцев так и не стал Геннадием Гурмыжским – он покидает «реальную жизнь», которая ему кажется лесом, дремучим и страшным, и возвращается, вместе со своим спутником Аркашкой Счастливцевым, к призрачному существованию странствующих актеров, без будущего и без надежды.

Такие печальные мысли возникают после того, как закрылся занавес театра, отгремели аплодисменты, и публика разошлась по домам. «Лес» — комедия, и смех в заде звучал часто и вполне уместно, учитывая множество моментов самой пьесы, подчеркнутых режиссерскими находками и игрой актеров. Но смех у русских авторов всегда связан с «невидимыми миру слезами», а комедия так же неразрывна с трагедией, как судьбы Счастливцева и Несчастливцева в пьесе «Лес.

Что хотел сказать нам постановщик пьесы, поняли ли мы его замысел, удовлетворен ли он масс своим творением? Далеко не всегда удается проникнуть в творческую мастерскую художника, тем более вести с ним диалог о замысле и воплощении. Мне предоставилась такая возможность поговорить в Александром Сергеевичем Кузиным после того, как я увидела спектакль, за что я ему очень благодарна. С этим режиссером и замечательным театральным педагогом я знакома давно, была у него на занятиях в Ярославском театральном институте. Вот о чем мы говорили, обсуждая постановку «Леса».

ЕШ. Чем привлекает «Лес» современного зрителя? Я слышала смех в зале – а ведь комедию ставить сложнее, чем трагедию – смех о15541115_614327168764928_8965480672763227818_nбусловлен временем. Насколько комедийные моменты пьесы соответствуют сегодняшним реалиям? Что вообще главное в этой пьесе?

АК. Абсолютно соответствуют. Это спектакль про театр, именно театр – его главная тема. У Островского много пьес, посвященных театру, он прекрасно его знал и любил, со всеми проблемами и сложностями. Театр в этой пьесе раскрыт как нигде, в двух его ипостасях – комедии и трагедии. Перед нами трагик и комик – две метафоры. Но главный театр здесь – это театр Гурмыжской. Сама Гурмыжская – блестящая актриса, каждая сцена – это определенный театральный жанр – мелодрама, водевиль, комедия, трагедия, и все театральные жанры присутствуют в ее характере.

ЕШ. Женские персонажи одержимы жаждой любви, и в любовных сценах вы наиболее откровенны. Что происходит с этими женщинами – они ощущают дефицит любви, обусловленный временем, когда женщине предписывалась сдержанность, или же это выражение женской натуры, для которой весь мир сосредоточен на поисках пары?

АК.У Островского мы видим два вида отношения к любви – это любовь жертвенная, как у Катерины в «Грозе», Ларисы в «Бесприданнице». Такую жертвенную любовь испытывает Аксюша, и такая любовь – всегда несчастье. Недаром в Аксюше Несчастливцев увидел трагическую героиню. С другой стороны, драматург показывает любовь порочную, когда жизнь на излете, когда женщина стремится урвать кусок наслаждения. Такова Гурмыжская, порочная по природе, которая ищет игрушку и не знает (и, видимо, не знала)  истинной любви.

ЕШ. Метафорический лес разрушается – это показано в сценографии Вашего спектакля. Кто и что приходит ему на смену?

АК. Буланов! Он человек ниоткуда, и он возникнет потом в других формах, в частности у Чехова в «Вишневом саде» в образе лакея Яши. Когда он подрастет, он заберет всё!

ЕШ. Считаете ли вы Несчастливцева главным героем?

АК. Несчастливцев – герой этой театральной идеи. Но сегодня героиня – Гурмыжская, живущая по принципу могущества денег: деньги – страсть, деньги – любовь. Но с Несчастливцевым произошла большая перемена – он обрел имя, он вновь стал Геннадием Гурмыжским, и в этом качестве он называет окружающую жизнь «сыр-дремучим бором», лесом, где все исковеркано и перевернуто.

ЕШ. Есть ли разница в работе с молодыми и «взрослыми», опытными актерами? Кто из Ваших учеников участвует в спектакле?

АК. Буланова играет мой студент Александр Кудряшов. С молодежью работать труднее, поскольку у нет опыта главных ролей, но, с другой стороны, они искренни и непосредственны.

В конце нашего разговора я коснулась темы оперной режиссуры, которая15622247_613902402140738_169860377107775262_n сейчас очень часто переходит к режиссерам драматического театра с весьма неравнозначными результатами. Александр Сергеевич сказал, что он тоже приобщается к оперному искусству – будет ставить в Санкт-Петербурге, в молодежной труппе Мариинского театра, которой руководит Л. Гергиева, оперу щедрина «Не только любовь». Замысел очень интересный, и мне хочется поблагодарить Александра Сергеевича Кузина за великолепную постановку «Леса» в театре Волкова и пожелать ему самых больших творческих радостей в работе над новым для него жанром оперы.

Е.Шапинская.

Фото автора.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

2 comments

  1. Ирина Каракозова Reply →

    Спасибо огромное, уважаемая Екатерина Николаевна! Как будто вместе с Вами побывала в старейшем русском театре.

  2. Евгения Reply →

    Верится, очень верится после такого замечательного материала, что результат в Мариинском театре будет превосходный!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK