Весенний фестиваль оперного искусства в Самаре

  1. Лев Шейнек.

Театр в ракурсе фестиваля. 

Скажем сразу-фестиваль удался.   Прекрасно сформирована афиша:в нее вошли как любимые зрителями спектакли, так и премьера-концертное исполнение «Иоланты». Впрочем, все по -порядку.

Открытие было 9 апреля. «Севильский цирюльник», веселый спектакль, в котором, как говорят профессионалы, слишком много «движухи». Для непосвященных -это значит, много всяких мизансцен, в которых надо активно не только двигаться, но прыгать по лестницам, взбираться на шкафы и пр., не забывая при этом петь. Потому закономерным –и радостным для публики было приглашение на партию Фигаро солиста Геликон-оперы Константина Бржинского. Два года назад он пел премьерные спектакли, прошлым летом так же приезжал и как всегда был блистателен и неподражаем. Красивый баритон, красавец сам-такой Фигаро на самом деле может быть одновременно везде и всё успеть. Главное-всех очаровать. Включая Розину-Ирину Янцеву. Она из самарских солистов в этом спектакле пожалуй,одна соответствовала тому высокому уровню профессионализма, который задали гости-Константин Бржинский и Дмитрий Скориков (Бартоло). Очень хорошо звучал оркестр под управлением  Александра Шамеева.

12 апреля в Камерном зале исполняли «Волшебную флейту». Своими силами. Гостей не было. Постановка М. Панджавидзе камерная и зал ей вполне соответствует.  Вновь хочу отметить прежде всего оркестр под управлением Евгения Хохлова . И исполнительниц всех женских партий. Ирина Янцева-настоящая Царица.  Не только Ночи,но царица по сути своего таланта, красоте голоса-чистого, не знающего границ колоратурного сопрано. Самарская муза 2016-достойнейший выбор!-певица получила эту награду за исполнение именно партии Царицы Ночи. А Наталья Бондарева награждена за партию Папагены (Роль второго плана, но как прелестна, как убедительна певица в этой партии!) Мы вновь могли насладиться чудесным голосом, артистизмом и удивительной , балетной пластикой очаровательной актрисы и певицы. Весьма хороша и Диля Шагеева-Памина,хотя  местами голос звучал не совсем ровно. Папагено-Георгий Цветков очень ярок и вокально и драматически. Зорастро, Андрей Антонов убедителен как всегда. Молодой тенор Антон Кузенок обладает очень красивым тембром. Но партия еще явно «не впета».

А вообще (хоть в праздничном материале , возможно, и не  стоило бы говорить о грустном)но, ведь фестивали не только праздник. Это своеобразный барометр. Они показывают погоду…в данном случае в театральном оперном Самарском королевстве. А в нем не все ладно. Особенно явно это проявилось в Праздничном пасхальном концерте 16 апреля. В программе первого отделения звучала музыка Римского –Корсакова,Чайковского, Аренского и публика получила стопроцентное удовольствие-оркестр под управлением Александра Анисимова уже гарантия качества… Но во втором отделении представили премьеру-концерное исполнение «Иоланты». Ну…плохо, простите. Была Иоланта-Татьяна Гайворонская ,был великий мавританский врач Василий Святкин. Отчасти и король-Андрей Антонов присутствовал (Но, здесь скорее можно посочувствовать ,он явно был не совсем здоров, мы знаем , что это певец и артист самой высокой пробы). А вот рыцарей в спектакле не было. Нет, исполнители вокально сделали все неплохо. Но…и Водемон и Роберт скорее банковские служащие, топ-менеджеры-кто угодно, но никак не рыцари. И дело не в костюмах, а в том, что в этой глубокой последней опере Чайковского  все настолько гармонично, ясно, все в музыке. И что такое рыцарство-в ней тоже есть. Мы не увидели и не услышали мужественной решимости Водемона, дерзкой страстности Роберта…А если почитать хотя бы роман Вальтера Скотта «Айвенго»? Вдруг театр поставит полноценный спектакль?   С певцами надо работать. А из увиденного и услышанного вывод-с ними не работали. Все сделано на скорую руку

Поэтому праздником стала «Травиата», которая продолжила фестиваль 19 апреля.

В партии Виолетты –московская гостья Светлана Москаленко.  Очень хороша. хотя в сцене с Жермоном были явные вокальные трудности, преодоленные благодаря профессионализму и мастерству Василия Святкина, который в дуэте поддержал молодую солистку. Превосходен Альфред  -Богдан Волков. Помним его Ленского, и, отмечаем насколько вырос молодой певец в мастерстве-певчески и актерски совершенно убедителен! «Травиата» прошла по-фестивальному празднично, чему во многом, опять же способствовал и оркетср под управлением Евгения Хохлова. Браво!.

2.Ирина Каракозова.

Фестивальная весна.

 Потому что сама весна где-то заблудилась. Но весенний фестиваль оперного искусства сотворил чудо для всех любителей оперы в Самаре, потому что благодаря ему весеннее настроение не покидало публику все фестивальные дни.

О фестивалях в истории  Самарского театра и о том, как самарская публика принимает всех участников этих великолепных праздников стоит сказать особо. Самарская публика редкая. Она благодарная и никогда не забывает тех, кто дарил ей свой талант и мастерство. Самарский зритель помнит Ирину Константиновну Архипову-фестиваль ее имени – история театра! На высочайшем уровне проходили  фестивали «Два века с Верди», «Лики Любви», «Посвящение П.И. Чайковскому» В фестивальных спектаклях принимают участие звезды оперной сцены: Борис Стаценко, Елена Заремба, Владимир Байков, Андрей Валентий, Константин Бржинский… Самарская публика помнит триумфальные выступления Бориса Стаценко в «Риголетто» и «Травиате», Владимира Байкова в «Князе Игоре» :какой блистательный дуэт с Ириной Крикуновой –Ярославной!

И вот, 21-го апреля на Весеннем фестивале вновь «Князь Игорь» в замечательной постановке Ю. Александрова. Отличный состав: князь Игорь-Василий Святкин, Ярославна-Татьяна Ларина. И гости-прекрасные и давно ожидаемые. Солистка Большого театра Агунда Кулаева-Кончаковна и солист театра Новая Опера им. Е. Колобова, приглашенный солист Большого театра Алексей Татринцев-Владимир Игоревич. Князь Галицкий-Олег Бударацкий (Екатеринбург), Кончак-Юрий Воробьев( Санкт –Петербург). За дирижерским пультом-Евгений Хохлов. Спектакль прошел блистательно. Замечательны  были все- и самарские артисты и гости, которые поистине сделали этот вечер незабываемым. Безупречно провела свою партию Татьяна Ларина. Ее Ярославна трогательна и прекрасна, а в сцене плача певица поднимается до высот истинного трагизма. Василий Святкин-князь Игорь.Безупречен вокал, великолепно сделана роль.Очень убедителен Галицкий у О. Бударацкого-вокально и актерски. Кончак  Юрия Воробьева весьма колоритпен,немного бы лишь  более убедительного нижнего Фа в арии капельку не хватило. Настоящим подарком явилось участие в спектакле прекрасного дуэта-Агунды Кулаевой и Алексея Татаринцева. Не могу не отметить, как же нам повезло увидеть и услышать в одном спектакле самую красивую семейную пару на оперном небосклоне. Агунда Кулаева-Кончаковна…Невыразимо прекрасный голос-меццо сопрано,которое может быть хрустальным и прозрачным, как весеннее раннее утро и бархатно обволакивающим как южная ночь. Такова ее Кончаковна. Нежная, страстная. порывистая и властная. Алексей Татаринцев…В какой бы партии я не имела счастье слушать его- а я такое счастье имела (так же, как и прекрасную Агунду!-поражает всегда удивительно светлая сущность певца. И этот свет его души выражает голос-такой же чистый, полетный редкой красоты тенор.Каватина и дуэт с Кончаковной слушался на едином дыхании.  И взгляда от них оторвать было невозможно и слушать хотелось бесконечно.

Вообще, надо отметить, что в этот вечер получилось всё и все были на высоте.Как грациозно провела свою  партию Наталья Бондарева-Половецкая девушка! А как хороши Скула-Георгий Шагалов и Ерошка-Алексей Перов-яркие актерские работы! Хор звучал как всегда замечательно. Только, хотелось бы более четкой дикции (а ведь было раньше!) Как всегда изумительно безупречен самарский балет. И-браво оркестру! Браво Евгению Хохлову-дирижер жил и дышал с музыкантами и певцами в единой гармонии.

А 23-го апреля было завершение. Гала-концерт стал радостным , по весеннему солнечным заключительным торжественным аккордом фестиваля.

Весь вечер за  дирижерским пультом-главный дирижер театра-нар. арт. республики Беларусь,лауреат премии «Золотая Маска» Александр Анисимов, И это с первых тактов увертюры к опере М. Глинки «Руслан и Людмила» ,виртуозно исполненной, определило  уровень всего концерта. Два отделения, в которых выступали  самарские артисты и гости фестиваля пролетели как одно мгновение. Правда, иногда оно омрачалось,-не могу, при всем восхищении общим действом не отметить досадные шероховатости и лучше сделать это сразу. Прежде всего-жаль наших прекрасных артистов,согласна с коллегой, который уже говорил об этом выше. Артикуляция , дикция, произношение-кому что больше нравится. Выходит молодой баритон театра с арией Мазепы. Ну,сделаем скидку:духовно еще надо созреть, наверное,что бы передать все переживания  «стОрика».Это не опечатка. Специально выделила «О» потому что именно так и было спето. С ударением на «О». Но, так нельзя! Это ведь еще и грамматическая ошибка! Выходят две прелестные певицы и очень красиво поют баркаролу из оперы Ж. Оффенбаха « Сказки Гофмана». Но на каком языке? Если это французский, на котором собственно написано либретто оперы, то…Каждое слово понятно, когда Ирина Янцева пела куплеты Олимпии из той же оперы!  Великолепно! Артистично-с изящным участием в действии дирижера Александра Анисимова! С каждым «заводом» Ирина заливалась соловьем-лучшая колоратура и Самарская театральная Муза! Браво! А вообще-браво всем. Прекрасно составлена программа концерта .Прошу прощения, за то, что не называю все номера и исполнителей, это просто надо видеть и слышать. Восхититься красотой, волшебством голоса и мастерством Татьяны Гайворонской-такое исполнение арии Сервилии из одноименной оперы Римского-Корсакова иначе как идеальным не назовешь. Замечательно артистично Олег Бударацкий исполнил рондо Фарлафа, а Юрий Воробьев покорил песней Варяжского гостя. Открытием и потрясением для многих стало исполнение солисткой самарской оперы Юлией Марковой песни и частушек Варвары из оперы Р.Щедрина «Не только любовь».Ария Манон из оперы Пуччини «Манон Леско» в исполнении Татьяны Лариной  и Русалки из одноименной оперы Дворжака ,исполненная Ириной Крикуновой  не могли не очаровать публику. Замечателен Георгий Цветков в арии Рембо из оперы  «Граф Ори» Пуччини!

А когда Агунда Кулаева пела арию Иоанны из «Орлеанской девы»-она сама казалась  пришедшей из иного, горнего мира,  голос ее-это голос ангела, который и слышала наверное, Жанна Д Арк. Совсем иной предстала певица в сцене Любаши и Грязного из «Царской невесты» . С таким великолепным партнером, как Василий Святкин. Это был один из самых драматичных и ярких номеров концерта, потому что  его участники мастера высочайшего уровня. И, конечно, столь же великолепен, прекрасен был Алексей Татаринцев. В первом отделении он очаровал, заворожил арией Рудольфа из «Богемы», а во 2-м покорил арией Неморино…Красиво до невозможности, проникновенно до глубины сердец , невыразимо трепетно и светло.

Этот свет и трепет не оставил публику до самого конца, когда все участники концерта исполняли финал из оперы П. И. Чайковского «Иоланта».Воистину, «Осанна вышним!!»

Спасибо великое всем за чудесный праздник искусства!

Прилагаю для полноты информации программу Гала-Концерта.

I отделение

М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Оркестр театра

М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила». О. Бударацкий

Н. Римский-Корсаков. Квартет из оперы «Царская невеста».

Д. Шагеева, А. Невдах, А. Антонов, Н. Дикусарова

Н. Римский-Корсаков. Ария Сервилии из оперы «Сервилия». Т. Гайворонская

П. Чайковский. Ариозо Мазепы из оперы «Мазепа». В. Куприянов

Н. Римский-Корсаков. Пляска скоморохов из оперы «Снегурочка», оркестр театра

Р. Щедрин. Песня и частушки Варвары из оперы «Не только любовь». Ю. Маркова

Н. Римский-Корсаков. Песня Варяжского гостя из оперы «Садко». Ю. Воробьев

П. Чайковский. Ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева». А. Кулаева

П. Чайковский. «Апрель» из цикла «Времена года». Оркестр театра

Дж. Пуччини. Ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки». И. Крикунова

Дж. Пуччини. Ария Рудольфа из оперы «Богема». А. Татаринцев

Г. Доницетти. Секстет из оперы «Лючия ди Ламмермур».

Т. Гайворонская, Н. Фризе, А. Невдах, Г. Цветков, А. Миненко, Р. Латыпов, хор театра

Дж. Пуччини. «Te deum» — финал I акта оперы «Тоска». В. Святкин, хор театра

 

II отделение

Дж. Верди. Ария Филиппа из оперы «Дон Карлос». Ю. Воробьев

Дж. Пуччини. Ария Манон из IV акта оперы «Манон Леско». Т. Ларина

Дж. Россини. Увертюра к опере «Сорока-воровка». Оркестр театра

Дж. Россини. Ария Рембо из оперы «Граф Ори». Г. Цветков

Ж. Оффенбах. Баркарола из оперы «Сказки Гофмана». Т. Горшкова, А. Кабо

Ж. Оффенбах. Куплеты Олимпии из оперы «Сказки Гофмана». И. Янцева

Г. Доницетти. Романс Неморино из оперы «Любовный напиток».

А. Татаринцев

А. Дворжак. Ария Русалки из оперы «Русалка». И. Крикунова

П. Чайковский. Мелодрама из «Снегурочки». Оркестр театра

С. Рахманинов. Каватина Алеко из оперы «Алеко». О. Бударацкий

Н. Римский-Корсаков. Сцена из финала I акта оперы «Царская невеста».

А. Кулаева, В.Святкин

П. Чайковский. Финал оперы «Иоланта».

Все участники концерта, хор театра.

Фото Михаила Гладких.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

14 comments

  1. Дмитрий Reply →

    Ага…вот и материал… С Львом Алесеевичем стопроцентно согласен по «Иоланте» (Только фото стоит на «Волшебной флейте зачем-то, и Богдан со Светланой тоже не в своей опере 🙂 А в Вашем материале почему такие пробелы и вообще фото нет? Пардон, конечно!)
    Но, дальше. В «Травиате» тоже огрехи были и именно у героини еще в речетативах. Но Волков просто молодец! Немного на Домингог стал похож звуком,оно и понятно.
    Ирина! Спасибо за подробное ревю по гала-концерту. Да.Нам повезло-Прекрасная Агунда Кулаева и Прекрасный Алексей Татаринцев. Как выстроен голос у него!
    И наши все молодцы. Что до французского, то им надо заниматься, да. Ирина Янцева-она во всем идеальна. Нет, на самом деле, праздник !Гайворонская-Сервилия! чудо как хороша! Про «Князя Игоря» отдельное спасибо-и моя печалька-не смог. Но Вы так замечательно рассказали!!!!!

  2. Ирина Каракозова Reply →

    Фото переставлено и добавлено. Просим прощение за технический сбой.Жалко,что пропустили «Игоря», Дмитрий. А я -начало. Но не жалею-у меня равноценная замена была в Москве))

  3. Екатерина Reply →

    Очень интересная программа — и исполнители замечательные! хорошо, что традиция оперных фестивалей продолжается и развивается на Волжских просторах! Во всем мире эти фестивали привлекают все больше любителей музыки — пусть Самара тоже станет таким «оперным» городом! Надеюсь приехать в следующий раз на ваш фестиваль!

  4. Анна Reply →

    Спасибо обоим авторам за ревю.И за деликатную критику. Была на открытии. Фигаро Бржинского неподражаем. Но, как в «Иоланте» не было рыцарей, в «Севильском» не было графа…Что случилось с голосом нашего замечательного тенора…Жаль. И Гайворонскую жаль-она-то чудесная Иоланта,но каково ей петь в таком вакууме. Она ведь, помниться, совсем молоденькой в прежнем спектакле и с Шамшиным покойным пела и Сибирцевым и Пономаренко и Бондаревым? Вот рыцари…А за Агунду Кулаеву и Алексея Татаринцева администрации вообще низкий поклон.А им-огромная благодарность за доставленное нам счастье.

  5. Татьяна Reply →

    Спасибо за интересный материал. Фестиваль действительно получился очень хорошим! Особенно запомнилась «Травиата». Радостно было слышать такие прекрасные голоса! )

  6. Natalie Padch Reply →

    Thanks for the article, Irina and Leo. Excellent music festivals in Samara! Irine, great save you for history. These singers pride of Russian art. Arkhipova, Statsenko, Baykov, Zaremba, Kulaeva, Tatarintsev!
    Respect the artists, respect for the theatre.

  7. ВИТА, Reply →

    Весенняя непогода в Самаре была реабилитирована шквалом аплодисментов благодарных зрителей Весеннего фестиваля Оперного искусства, прошедшего в театре Оперы и Балета. Представленный обзор Льва Шейнека, профессионально и интересно осветившего начало, и Ирины Каракозовой, продолжившей и завершившей картину фестиваля большим Гала-концертом, даёт полное впечатление от замечательного действа. Все обзоры Ирины наполнены любовью к каждому, о ком пишет эта замечательная женщина, писатель, искусствовед, но всегда благодарный зритель! С каким пиететом к Агунде Кулаевой и Алексею Татаринцеву, этим прекрасным исполнителям, красивым и талантливым, обращены все самые тёплые эпитеты, в которых искупала Ирина превосходных певцов! Это благодарность и дань приезжим любимым гастролерам! Не обошла стороной Ирина и своих, тоже несказанно любимых исполнителей — Татьяну Гайворонскую, Ирину Янцеву, Василия Святкина, Татьяну Ларину, Наталью Бондареву. И, конечно, замечательных дирижёров Александра Анисимова и Евгения Хохлова! Фестиваль оперного искусства состоялся! Хочется пожелать продолжения прекрасной традиции в Самаре, городе любящей искусство. Так же хочется поблагодарить всех участников фестиваля. Большого творческого пути артистам! В добрый час!

  8. Регина Венке Reply →

    Спасибо обоим авторам. Поздравляю прекрасный Cамарский театр. А вам, Ирина, особое спасибо-Вы затавили людей, подобных мне, никогда в Самаре не бывших, полюбить этот театр и его артистов.Благодаря Вам и Вашим книгам я познакомилась с творчеством семйства Бондаревых, с выдающимся деятелем оперного театра А. С. Сибирцевым. Бывая в Москве стараюсь теперь попасть в Новую Оперу, надеясь услышать-и мне повезло, Бориса Стаценко, Алексея Татаринцева. И в консерваторию-слушала и восхищалась талантом Владимира Байкова и Якова Кацнельсона( правда в отдельности). Публикациями и книгами Вы открываете непосвященным особый прекрасный м ир!

  9. Дарья Дозорова Reply →

    Большое спасибо авторам за интересный разбор!))) Очень увлекательно и подробно описано. Жаль, не было возможности это увидеть!

  10. Ирина Каракозова Reply →

    Спасибо за теплые отзывы, спасибо что читаете, а значит вам интересно, дорогие друзья.Это вдохновляет.)

  11. Ирина Каракозова Reply →

    И, просим прощения у Александра Урманова-два замечательных фото из спектаклей «Травиата» и «Князь Игорь» выполнены им. Мы обязательно бы указали его авторство, но, когда публиковался материал, фото эти, выложенные на просторах Сети, были без подписи. Материал был поставлен, а через день театр выложил фото с фестиваля, среди которых мы узнали что эти два-его.

  12. Евгения Reply →

    Прекрасный фестиваль, и оба автора его замечательно осветили! И фотографии превосходные!Давно ознакомилась с этим материалом, но никак не добавлялся мой комментарий. Очень бывает обидно в таких ситуациях….

  13. Елена Reply →

    О какая Агунда великолепная! Повезло же Самаре-мы тут в Москве вместе с Алексеем их редко вылавливаем. но какой ресурс роскошный! спасибо авторам и всем, кто его делает!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK