«Поющий всегда отворяет…», или апрельские концерты Владимира Байкова в Москве. (Взгляд культуролога.)

Отражен иль исторгнут роялем
Свет луны — это тайна для глаз,
Но поющий всегда отворяет
То, что было закрыто для нас.

 

(Б. Ахмадулина)

 

Именно так и было для почитателей камерной музыки и поклонников Владимира Байкова (а они столь же многочисленны, как звезды на небе). Этот не самый теплый апрель стал поистине весенним, добрым, светлым и теплым благодаря тому, что Владимир Байков, бас-баритон, солист Гамбургской оперы, востребованный многими театрами в Европе, дал четыре концерта в родной ему Москве. Потому что, где бы он ни пел, Владимир Байков – прежде всего русский певец и один из самых глубоких, тонких исполнителей русской музыки.

Итак, 13-го апреля в музее-мастерской Людмилы Гурченко состоялся первый концерт. Особая благодарность за него Сергею Сенину, мужу Людмилы Марковны, много делающему для сохранения ее творческого наследия и тонкого ценителя искусства. Представляя Владимира Байкова, Сергей Сенин отметил сходство творческих сущностей Людмилы Марковны и Владимира, который восхищается великим талантом актрисы и хорошо знает и любит ее творчество. В концерте принимали участие Елена Савельева (партия фортепиано) и Ирина Окнина, замечательная певица, с которой В.Байков неоднократно пел и в России, и за рубежом. Атмосфера этого вечера была очень теплой, озаренная талантом прекрасных артистов и прежде всего Владимира Байкова. Романсы Балакирева, дуэт из оперы Рахманинова «Алеко» с Ириной Окниной и ария Алеко в заключение концерта – всё слушалось на едином дыхании, как и исполнялось. Было прекрасно, искренне, по-весеннему светло.

19 апреля. Малый зал Московской консерватории. «Оперный диалог». Диалог двух блистательных певцов: солистки Большого театра, народной артистки России Елены Зеленской и солиста Гамбургской государственной оперы, лауреата международных конкурсов Владимира Байкова. Но я бы сказала, что это было трио, потому что в тот вечер партию фортепиано исполняла заслуженная артистка России, потрясающая, неповторимая Елена Савельева! Программа концерта составлена ярко и необычно. В нее музыканты включили сочинения Балакирева, Слонимского, Прокофьева, Метнера, Штрауса и Вагнера.  Открыл концерт Владимир Байков. Романсы М.Балакирева в его исполнении – это откровение. В каждом певец проживает жизнь: как в изумительном по красоте «Среди цветов поры осенней» на стихи Аксакова, или «Видении» на стихи Хомякова… Пять романсов на едином дыхании, потрясающе!

Елена Зеленская…Восхитительное сопрано, заставляющее трепетать сердца от восторга. Романсы С.Слонимского, которые она включила в программу, нечасто исполняются, и это не самая легкая для восприятия музыка. Но такой мастер, как Елена, из каждого романса сделает шедевр! Закончилось первое отделение сценой и дуэтом Ренаты и Рупрехта из оперы С.Прокофьева «Огненный Ангел». Здесь необходимо заметить, что Елена Зеленская поет эту партию на сцене Большого театра, а Владимир Байков недавно исполнил Рупрехта в спектакле театра Колон в Буэнос-Айресе. И поэтому на концерте в Малом зале мы услышали действительно диалог, дуэт двух больших мастеров, в котором было все: страсть, боль, печаль. Как благородно звучали два прекрасных голоса замечательных певцов!

Во втором отделении Владимир Байков пел романсы Н. Метнера. «Часов однообразный бой» на стихи Ф. Тютчева – весь трагизм философии Тютчева, отображенный в музыке, пережит и передан певцом до тончайших нюансов, неповторимо прекрасный голос и уникально погружение в музыку и слово… И совсем иное настроение, эмоциональная насыщенность, страсть и чувственность – все было, когда В.Байков пел романс на стихи Пушкина  «Ты в страсти горестной находишь наслажденье». Вновь подчеркну: конечно, редкая музыкальность, чарующий тембр певца уже способны вызывать непреходящие восторги. Но эти качества все же присущи многим певцам. А вот высокая культура, умение проникнуть в глубину поэтического слова, духовность – это дано не многим. Владимиру Байкову дано.

Дано и Елене Зеленской. Поэтому, когда она пела романсы Р. Штрауса, – это была настоящая феерия страстей, любви, радости. Чарующий голос, огненный темперамент и красота –  глаз не отвести! И вот эти прекрасные, только им присущие качества таланта Елена Зеленская и Владимир Байков вновь соединили в сокрушительном по наполненности и драматизму дуэте из второго действия оперы Вагнера «Летучий Голландец». Снова отмечаю: Елена Зеленская неоднократно пела Сенту в России и за рубежом, а Владимир Байков в настоящее время выходит в заглавной партии этой оперы в спектакле театра Магдебурга (кстати, между апрельскими концертами певец успел спеть в Магдебурге очередной спектакль «Летучего Голландца»!). В Малом же зале дуэт был исполнен так, что стал незабываемым, торжественным и величественным заключением концерта. Браво!

А 25-го апреля в концертном зале Библиотеки иностранной литературы произошло, я бы сказала, историческое для отечественного музыкального мира событие. Концерт назывался «Николай Мясковский и Алексей Станчинский – две судьбы в русской музыке». Владимир Байков и пианистка Ольга Соловьева поистине открыли и вернули отечественной культуре почти забытое наследие: романсы Николая Мясковского на  поэтические циклы С.Щипачева и А.Блока и музыку молодого и рано ушедшего из жизни композитора Алексея Станчинского. Ольге Соловьевой отдельная благодарность за это открытие.  Фортепианные пьесы и Соната ми-бемоль минор для фортепиано, которые столь проникновенно, тонко и эмоционально исполнила Ольга Соловьева, стали настоящим подарком для всех, кто имел счастье это услышать.

Фортепианный цикл Н.Мясковского на стихи А. Блока…Вот как говорит о нем Владимир Байков: «Цикл из шести романсов на слова Александра Блока был создан в 1918-1919 годах. Мясковским ему присвоен номер 20. Это, если можно так сказать, «ранний Мясковский», и музыка этих романсов не так проста, хотя в ней встречаются поразительные по точности изобразительные моменты». На самом деле он вместе Ольгой Соловьевой открыл  романсы Мясковского публике. Ведь мало кто знал….Для меня это прозвучало откровением, тем более стихи-то Блока знаю и люблю. Мне всегда казалось, что поэзия такого уровня уже сама по себе музыка… И музыка Мясковского как-то не особо меня трогала – ну я ведь не музыкант, а культуролог, и это субъективно, конечно. Поэтому, если бы не Владимир Байков с его утонченной литературностью, если можно так выразиться, уважением и проникновением в слово, возможно, все воспринималось бы иначе – спокойнее и равнодушнее. Но его интерпретация и голос …Какие высокие ноты, какие они красивые …(Только один романс «Встану я в утро туманное» прозвучал как-то очень громко и в головокружительном темпе, но это мнение субъективное, еще раз говорю!).

Что же до цикла на стихи Степана Щипачева…то здесь опять же: стихи знаем, знаем, что Щипачев – один из тончайших лирических поэтов прошлого века. А вот романсы на его стихи Н. Мясковского в исполнении Владимира Байкова – событие…Это как утренняя роса: на самом деле, как будто капельки росы переливаются зримо. Так идеально Владимир это сделал! Спасибо ему и спасибо Ольге Соловьевой!

27 апреля был заключительный из апрельских концертов Владимира Байкова. К сожалению великому, я на нем не была. Но помню концерт в Малом зале консерватории в сентябре прошлого года, когда Владимир Байков и замечательный Станислав Дяченко исполняли романсы М.Балакирева, и это было столь прекрасно, что каждая нота незабываема, хотя и прошло больше полугода. Концерт 27 апреля назывался «Балакирев и кучкисты». Вот как говорит о его составляющей Владимир Байков: «Второй блок романсов Балакирева, который мы со Станиславом Дяченко подготовили для концерта 27 апреля 2017 года в музее Льва Толстого на Пречистенке, включал двенадцать песен: “Пустыня”, “Видение”, “Спи!”, “Сон”, “Сосна”, “Утёс”, “Песня Селима”, знаменитый романс “Обойми, поцелуй”, “Песня старика”, “Исступление”, удивительный по музыкальному языку романс на слова Фета “Шёпот, робкое дыханье”, изумительный романс на слова Ивана Аксакова “Среди цветов поры осенней”.  Все романсы, вынесенные нами на публику, очень разные по образному строю и изобразительным средствам». Программа столь насыщенна, глубока и всеохватывающе прекрасна, что те, кто не были, могут только жалеть и ждать видео.

Истинный талант отличает щедрость и желание отдавать, делиться им, даря ни с чем не сравнимую радость, отдохновение, открывая и вознося в чистый целительный мир Гармонии и Красоты. Такова природа таланта Владимира Байкова. Вот за это СПАСИБО!

 

Ирина Каракозова

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

23 comments

  1. Георгий Годин Reply →

    Спасибо огромное за статью! Все воскресили в памяти. Я был в Малом Зале и Библиотеке. Владимир Байков выдающися певец! А Елена Зеленская-это совершенство. Хороши вдвоем и по-отдельности! В Библиотеке оба цикла гениально исполнил Владимир Байков! Станчинского вообще не знал. Особо не впечатлил,но пианистка Ольга Соловьева прекрасна. В любом случае спасибо за возвращение этого имени. И за романсы . Браво, Владимир Байков! Слышал, книга есть уважаемого автора статьи и певца? Хотя бы на просторах Интернета-нельзя получить ссылку?

  2. Александра Reply →

    Статьи Ирины интересны, как всегда! Особенно интересно было прочитать про цикл Мясковского, я плохо знаю произведения этого композитора.
    Владимира Байкова ждём в Петербурге)

  3. Дмитрий Reply →

    Ага. А я послушал в Интернете! Браво! В Питере стало быть, ждете? Ну, а мы-в Самаре! Ждем! Тем более, что знаем Владимира Байкова, он, можно сказать наш-молоденький совсем с Басами приезжал. А потом Игоря пел… Ирина! Спасибо. Но-раздразнили. Зависть берет. Уже не белая, простите))))))) А Владимиру Байкову-поздравления и благодарность за талант и , как Ирина пишет, щедрость таланта. Вы должны петь в России!!!!!!!!

  4. Евгения Владимировна Reply →

    Да, Байков уникален,конечно….Во всем на высоте: и слушать его радостно,и лицезреть приятно! И умный человек, такие правильные вещи говорит в интервью! Книгу о нем прочла с большим интересом, впору бы и фильм снять, очень необычный певец!

  5. Анна Вязовская Reply →

    Только в Малый зал удалось попасть. О других концертах и не знала…Жалко как… Ирина, спасибо большое. Так рассказали, что живо все представила…Конечно, В.Байкову надо больше петь в России. Хотя, в то же время он знаменитый певец и конечно его желают слушать и других странах. Успехов ему и благодарность за его талант и творчество.

  6. Михаил Reply →

    Огромное спасибо Ирине за интересный материал о замечательном певце!!!

  7. Ирина Фантина Reply →

    Когда-то в знак нашего знакомства я получила в подарок книгу о творчестве Владимира Байкова, составленную Ириной Каракозовой. Читая ее , я знакомилась с двумя людьми, беззаветно любящими оперу, музыку и певческое искусство. Не скрою, что испытала поначалу неловкость от чрезмерных , на мой взгляд, излишне восторженных эмоций автора. Но со временем, читая другие работы Ирины Каракозовой, поняла, что она действительно ТАК переживает все, что видит на сцене, именно так ярко и , как кажется, излишне эмоционально вступает в диалог с исполнителями . Прочитав сегодня статью об апрельских вокальных концертах , которые Ирина Каракозова слушала в Москве , поняла, что все ее работы написаны в жанре старинного русского романса — чуть-чуть пряно, много восторгов, может, даже слез счастья и печали, но все очень искренне…И главное, Ирина страстно желает, чтобы мы все так же полюбили оперу, певцов, музыку , и чтобы засверкали » звезды на небе, звезды на море, звезды и в сердце моем…»

  8. Е. Смирнова Reply →

    Уважение к слову, проникновение в слово- как же это ценно ! Прекрасно, что автор всегда это подчеркивает!

  9. Григорий Алексеевич Reply →

    Замечательная умная статья о замечательном певце и красивом человеке. В Билиотеке был на концерте.Но узнал случайно. Потрясающий певец! Какая внутренняя сила. да,хотелось бы в театре его посмотреть.

  10. Natalie Padch Reply →

    Thank You, Irina. Revue is great! Informationally and emotionally. Photos adorn the text.Congratulations To Vladimir Baykov!

  11. Владимир Reply →

    У Владимира Байкова столь насыщенная жизнь, что впору новую книгу писать! 🙂 Браво, Владимир!

  12. Евгения Reply →

    Люблю читать комментарии к вашим статьям! Вот И. Фантина здорово написала про Ирину Каракозову! Я тоже так думаю))))))))

  13. Регина Венке Reply →

    Как всегда -интересно и кинематографично сделан материал! А Владимиру Байкову-восхищение и поздравления! (Интересно, а он читает наши тут восторги в его честь? ).
    И автор молчит что-то. Уважаемый Георгий Годин! Беру на себя смелость отчасти ответить на Ваш вопрос -где можно почитать книжку И. Каракозовой «Полёта вольное упорство».Владимир Байков о музыке и музыкантах.» Ссылка на нее есть здесь.Можно читать он-лайн, можно скачать. Я не знаю, как Вам более точно объяснить, но Вы полистайте альманах. Она в рубрике «Музыка». Надо спусться в прошлый год. Уверена-найдете.Получите большое удовольствие, читая.

  14. Анна Шер Reply →

    Сердечное спасибо Ирине Каракозовой за очередную яркую, искреннюю и глубокую статью! Прочитала и как будто сама побывала на концерте Владимира Байкова. Пусть же вечно играет музыка, звучит старинный русский романс и сияют звёзды на небе, солнце и луна, освещая всё вокруг любовью к искусству и всему прекрасному на земле!

  15. Екатерина Reply →

    Очень хороший рассказ об очень хорошем исполнителе. Спасибо Вам, Ирина, что смогли собрать вместе несколько выступлений Владимира Байкова — сложился, если можно так сказать, портрет Артиста. Слушала Владимира не раз, но скорее отрывочно, мне он очень нравится, а профессор их Индии, которую я привела на концерт Владимира осенью, была просто в детском восторге, от того, что услышала «русского баса» (разницу между басом и бас-баритоном она не восприняла) — полный восторг. А еще я рада, что пишете Вы о камерном репертуаре — ведь именно в нем раскрываются все способности вокалиста. Успехов Вам и вашему герою!

  16. Ирина Reply →
  17. Борис Reply →

    О-о…все пропустил…не было меня в Москве.Байков ведь в Гамбурге? А когда снова концерты буду в Москве? Долго ждать? А вот на 277-е мог бы попасть,но не вмидел никаких афиш,никакой рекламы…Спасибо за публикацию и за издание.За ссылку. Книжку скачал. Читаю. Потрясен. Вы великолепно выстроили диалог с певцом, а он-умница, музыка его бог, труженник и талантлище!!!!!

  18. Ирина Reply →

    Еще раз спасибо за отзывы. Да,В. Байков в Гамбурге. Не могу сказать точно, но в середине осени, все же,должен быть его концерт в Москве,в новом театрально-концертном сезоне.

  19. Георгий Годин Reply →

    Спасибо за ссылку на книгу «Полёта вольное упорство!»-автору и Регине Венке-рад знакомству! Какая здесь интеллигентная атмосфера…В наше время-редкость! Книга читается на едином дыхании.Владимр Байков-это Вселенная. Но, я не совсем согласен с уважаемой Ириной Фантиной по части «прянности» книг (я еще нашел о самарской приме Татьяне Гайворонской-вот открытие! какая певица, Господи! Мировой уровень…поеду в Самару специально слушать!).Мне кажется, восприятие автора кристально чистое и потому точное. А что вызывает желание слушать героев и полюбить их-это правда! Так что огромное спасибо всем-Ирине Каракозовой-за книги, за ее статьи, прекрасным героям ее и за этот отличный интеллигентный альманах всем,кто его делает!Браво!

  20. Елена Reply →

    Тоже …хоть стреляйся. 4 концерта Байкова пропустить((((((((ужас. А он оказывается в Гамбурге. Ну конечно,пророка в своем Отечестве нет…Обидно. немцам всё,нам капелька. Огромное спасибо за статью.Хоть и разодрали сердце в кровь(.

  21. Елена Reply →

    Книгу «Полета вольное упорство»скачала! Начала читать-не оторвусь теперь. СПАСИБО! (надеюсь комменты опубликуются…) Всего чего хочется всем-авторам,героям,альманаху процветания!

  22. Елена Reply →

    Спасибо, так быстро опубликовали комменты! А можете передать замечательному Владимиру Байкову пожелания творческих успехов и восхищение не только как певцом,но и его литературным талантом! Ирине Каракозовой благодарность за профессионализм:связки и вступления к каждой главе, вопросы-всё так стройно, чётко и эмоционально.С каждым словом соглашаюсь!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK