С Юбилеем, Мастер!

45 лет на оперной сцене. 40 лет служения Куйбышевскому-Самарскому Академическомиу Театру Оперы и Балета.Его прекрасный тенор звучал на многих крупнейших сценах Европы, странах Африки,в Австралии. Валерий Бондарев, заслуженный артист России по-прежнему служит в театре, ставшим его вторым домом. 18 июня Мастер сцены Валерий Бондарев отмечает 70-летие.  Он по-прежнему красив, и все так же очаровывает голосом и актерским мастерством. С Юбилеем,дорогой Валерий Григорьевич. А читателям предлагаем отрывки из  книги, которая только что вышла в свет в издательстве Программы Международного Обмена Project Garmony «Гарц».2017

Отрывки из глав подобраны так, что бы  читателю приоткрылся путь в искусстве  и жизнь в нем большого Певца и Артиста.Итак.

Ирина Каракозова.

Валерий Бондарев:солнечность таланта и судьбы.- Project Garmony «Гарц»

Артист, которому посвящена эта книга, находится в рассвете своих юношеских сил…почти 70 лет! Из которых 40 он отдал служению Самарскому (Куйбышевскому) Академическому театру Оперы и Балета. Именно служению. Поэтому эти 40 лет по праву можно назвать эпохой Валерия Бондарева в истории самарской оперы. Солнечный тенор! Красивый, солнечный человек! Большой Артист. Такого уровня таланта, мастерства и такой мощнейшей светлой ауры, что ему можно не петь и не произносить реплик…просто быть на сцене. И тогда театр озаряет его своим неугасимым сиянием, которое приумножается светом таланта Валерия Бондарева. Вот лишь несколько эпизодов, констатирующих этот факт.

…Поклоны…Именно на них публика, этот пристрастный, но бескомпромиссный судья, подобно точнейшему измерительному прибору, определяет степень таланта, отдачи и своей собственной любви к артисту. Итак, посмотрим. «Борис Годунов». Где-то сразу после миманса, хора и исполнителей самых крохотных партий выходит Мисаил – Заслуженный артист России Валерий Бондарев. Зал взрывается аплодисментами. Они так и останутся самыми искренними, щедрыми, радостными…

«Летучая мышь», Блинд, трогательный в своей неодетости, с папочкой, семенящей походкой суетливо кланяется зрителям. Овация!

«Сильва»…Вальяжный, аристократичный, все до конца не «переваривший» двух шансонеток в своей семье князь Леопольд. Аплодисменты, овация, «браво!»

Могу приводить еще бесконечное множество подобных примеров – и приведу еще на этих страницах – когда эпизодические или характерные персонажи Бондарева становятся любимыми у зрителя. Король – он всегда король. В настоящее время король превращает в главных …скажем так, не самых главных героев опер и оперетт. И они также запоминаются новыми поколениями публики, посещающими прекрасный самарский оперный театр, как и незабываемые его Ленский, Альфред, герцог Мантуанский, граф Альмавива, Водемон, Фауст…невозможно здесь перечислить все знаменитые теноровые партии, которые спел, сыграл, прожил на оперной сцене Валерий Бондарев. Но мы их помним. И вспомним здесь, просмотрев, как киноленту, жизнь большого Певца и Артиста Валерия Бондарева.

Детство Валерия походило бы во многом на детство его сверстников, если бы не…коллекция пластинок, которые с любовью собирал отец, большой поклонник оперетты и классической музыки вообще. В этой коллекции были записи Г.Ярона и Г.Богдановой-Чесноковой, блистательных артистов Московского театра оперетты. Уже лет с трех-четырех Валерий знал и мог спеть за всех партии в опереттах Кальмана, Штрауса, Легара…Голос ему подарила природа и Господь Бог – кому как понравится считать. Естественно, он участвовал в школьных мероприятиях, и неизвестно, сохранился бы этот неповторимо красивый яркий тембр во время подростковых изменений голоса, если бы по стечению обстоятельств мальчик не поменял школу. Уже понимая, что началась мутация, и думая о том, что дальнейшая его судьба непременно должна быть связана с пением, он о своем даре ничего в новой школе не сказал. Промолчав положенное время, попробовал запеть…

В Новосибирское музыкальное училище юного Валеру Бондарева берут сразу. Голос, внешность и врожденная склонность к драматическому искусству не могли не восхитить приемную комиссию (в скобках заметим, что в семье неоднозначно отнеслись к решению молодого человека стать певцом, но и не препятствовали  выбору, определившему всю его жизнь). Первым педагогом Валерия стала Людмила Ивановна Васильева. О ней Валерий Григорьевич всегда вспоминает с теплом и благодарностью. Она бережно подошла к занятием с ним, имевшим природную постановку голоса.  Поэтому после училища в Новосибирскую консерваторию Валерий Бондарев поступает уже твердо определив свое призвание – работать в музыкальном театре. Правда, ему тогда хотелось стать артистом оперетты – вспомним его кумиров! Но в консерватории готовили камерных и оперных певцов. Начались годы серьезного постижения профессии певца. Валерий Бондарев сначала попал в класс известного в прошлом солиста Большого театра, одного из самых уважаемых профессоров Новосибирской консерватории Владимира Евстафьевича Витковского. Когда же в связи с преклонным возрастом Витковский вышел на пенсию, ***Валерий продолжил обучение у профессора Б. П. Чернова. Учился легко и радостно, участвовал в спектаклях Солнечная консерватории. И…влюбился – всерьез и на всю жизнь. Именно там он встретился с Татьяной Протопоповой в студенческом спектакле «Орфей и Эвридика» Глюка, затем она была его Мими в дипломной постановке «Богема» Пуччини… Это – судьбоносная встреча двух прекрасных молодых людей, двух ярких индивидуальностей. Они поженились, когда она закончила консерваторию.

Солнечность голоса и таланта должна была раскрыться и раскрылась, засияла с того момента, когда голос Валерия Бондарева впервые взлетел со сцены и вознесся под своды Куйбышевского театра Оперы и Балета. Он пришел в него в 1977 году, вместе с плеядой молодых артистов, которые на протяжении последующих тридцати лет составили одну из самобытнейших оперных трупп России. Валерия, недавнего выпускника Новосибирской консерватории, пригласил Лев Оссовский, назначенный тогда главным дирижером и художественным руководителем театра. Именно в его спектаклях чистым алмазом засверкал талант Валерия Бондарева.

С 1977-го по 1982-ой годы – в первое пятилетие – артист спел Владимира Игоревича («Князь Игорь» Бородина), Ивана Лыкова («Царская невеста» Римского-Корсакова), Герцога Мантуанского («Риголетто» Верди), Арлекина («Паяцы»Леонкавалло). И хотя в основном это были вводы в уже идущие спектакли, после гастролей в Москве ему присвоили звание Заслуженного артиста России. Валерий за короткое время стал ведущим солистом своего театра. Любители оперы пошли «на Бондарева». Неудивительно – даже в заведомо «запетых» тенорами мира партиях Валерий находит такие краски, что они кажутся исполняемыми впервые.

То было время расцвета театра. Лев Оссовский брался за постановки произведений или давно забытых, как «Тайный брак» Чиморозо, или ни разу не шедших в стране – как, например, «Макбет» Верди, либо ставил совершенно новые оперы, которые композиторы охотно отдавали театру для первой постановки. С театром сотрудничали Големинов, Слонимский, Хренников. И почти в каждой постановке находилась партия для Бондарева. Паолино – это галантный и легкий 18 век, а Мальколм – это средневековье, но зеленая ветвь в его руке символизировала новую жизнь. Искусство Валерия Бондарева – искусство жизнеутверждающее, даже когда он пел трагические партии. «Ты, Моцарт, гений, и сам того не знаешь», – говорил ему Сальери – это в концертном исполнении партии Моцарта в опере Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» на сцене Дома Актера. Валерий Бондарев-Моцарт. Именно такой, каким его создали Пушкин и Римский-Корсаков. Солнечность Моцарта, органика и талант Бондарева. Поэтому так убедителен, легок его юный герой в «Так поступают все женщины» и в совсем недавней «Волшебной флейте» (но о партиях, созданных в зрелые годы Мастером, скажем ниже – они заслуживают отдельной главы, пока же не будем отвлекаться).

«Мария Стюарт» Слонимского. Валерий Бондарев – Шателяр, французский поэт, влюбленный в королеву Шотландии. Изящество в каждом движении, изысканно-романтический облик, голос певца звучит нежно и страстно… У Валерия осталась фотография, подписанная Сергеем Слонимским: «Прекрасному исполнителю роли Шателяра». Забегая вперед, заметим, что Валерий стал и первым исполнителем роли Федора Басманова в опере Слонимского «Видения Иоанна Грозного», мировая премьера которой состоялась в конце девяностых годов на сцене Самарского театра.

Событием в музыкальной жизни театра и России стала премьера оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Для певцов с классической школой работа в опере, музыкальный ряд которой основан на джазовой музыке, если не трудна, то достаточно непривычна. И здесь Валерий Бондарев создает образ, казалось бы, совершенно чуждый амплуа лирического тенора. Спортинг Лайф – торговец наркотиками – персонаж с отрицательным обаянием. Певец наделил его пластикой изящного хищного зверя. В голосе металл и обволакивающая знойность. Как истинный Актер, замечающий все необычное, надеясь применить это на сцене, Валерий в работе над образом вспомнил африканца-бармена, с которым познакомился во время гастролей театра в Африке. Об этом спектакле много писали в центральной прессе, особо выделяя работу Бондарева.

Поистине новаторской и в репертуаре театра, и в актерской судьбе Бондарева была работа в опере Прокофьева «Маддалена». Написанная молодым композитором, опера отдавала дань модерну. Это почувствовал и отразил постановщик Ю.Александров, причудливо вплетая изысканные мизансцены и декорации в полумистический-полуреальный сюжет, который является сном или вечной мечтой творца. Всё это неповторимо сыграл и непревзойдённо спел Валерий Бондарев. И остается пожалеть, что опера шла на сцене театра так мало…

В конце 80-х на сцене театра осуществили постановку новой оперы Т.Хренникова «Доротея». Комический сюжет Лопе де Вега органично лёг на легкую, искромётную музыку Хренникова. Как же свободно жил и великолепно пел в этом спектакле Валерий Бондарев, игравший Антонио! Но мало кто знает, что именно на одном из спектаклей «Доротеи» артист получил тяжелую травму. Фехтуя на столе, неудачно упал спиной о спинку стула….и на обезболивающих блестяще допел спектакль. Зритель ничего не заметил.

И конечно—Беппо.Беппо в олпере «Рита», которая в Самаре шла как «Пиратский треугольник». Вот здесь и раскрылась еще одна грань таланта Бондарева-он чплинский герой. таков был его Беппо-смешной, добрый и умопомрачительно обаятельный.

Камерные программы Валерия Бондарева столь же незабываемы, как и образы, созданные им на сцене. Впрочем, артистизм, как уже отмечалось, у него в крови. Поэтому камерные концерты Бондарева – это не только наслаждение безупречным вкусом, музыкальностью, красотой и безбрежностью голоса. Это еще и театр. Театр одного артиста в самом высоком значении этого слова.

Все, кто слушал в его исполнении вокальные циклы «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха» Шуберта, «Сердце Поэта» Шумана, переносились в век романтизма и романтических героев, возвышенных и мечтательных, нежных и ранимых. А в программе песен и романсов южно-американских композиторов и голос певца, и его облик дышали испанской страстью и итальянской – в неаполитанских…

Совсем иное настроение охватывало слушателей при исполнении певцом сатирического цикла Шостаковича на стихи Саши Черного. Сатирическое – в природе таланта певца. Как и драма и высокая трагедия: кто слышал, как Валерий Бондарев поет песни Г. Свиридова, поймут меня с полуслова… Концерты Валерия Бондарева, сольные и в дуэте с Татьяной Протопоповой, в которых звучали романсы русских композиторов, программы из советской и зарубежной оперной классики, неизменно проходили с аншлагом и огромным успехом.

Незабываем концерт в зале Самарской филармонии 1997 года, посвященный 100-летию выдающегося куйбышевского артиста, более 50 лет прослужившего в Куйбышевском театре драмы им. Горького, Георгия Шебуева. Он создал и замечательные комические роли в театре Оперы и Балета, писал острые, но всегда благожелательные рецензии на спектакли оперы и оперетты.  Когда Валерий  исполнил арию Ленского, на сцену поднялась вдова  Шебуева, народная артистка СССР Зоя Чекмасова-ей тогда было уже около 90! Она нежно обняла Валерия, поблагодарила и благословила его…

Особое место в камерном репертуаре В. Бондарева занимают произведения Александра Вертинского. Есть нечто общее в актерской природе их таланта, поэтому в честь столетия Вертинского в Мраморном зале Самарского художественного музея в 2011 году состоялся концерт, в котором Валерий Бондарев удивительно тонко, в собственной манере, но с уважением к  творческому наследию великого артиста, пел, проживал его романсы и песни. В этом концерте принимала участие и Наталья Бондарева, солистка оперы Самарского театра, дочь Татьяны и Валерия. Она достойно продолжает оперную династию замечательных певцов. А ее дуэты с отцом – это особый праздник для публики и поклонников.

Однако образ певца будет не полным, если я не расскажу о его совместной работе с лучшей и любимой партнершей, красавицей-женой Татьяной Протопоповой.

Самарцы-любители оперы, посещавшие театр Оперы и Балета с конца 80-х до середины 2000-х гг., никогда не забудут этот дуэт. Татьяна Протопопова – Валерий Бондарев. Каждый из них в отдельности – ярчайшая индивидуальность и особая страница в истории театра… На сцену же тогда еще Куйбышевского Театра Оперы и Балета вместе Валерий и Татьяна вышли в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Сколько юношеской восторженности и порывистости было в Валерии, и как это сочеталось с нежным голосом и утонченной красотой Татьяны! Работая в одних спектаклях, они создавали неповторимые образы. Невозможно забыть, как сливались их голоса в финале «Иоланты» Чайковского, сколько красоты и обреченной печали вложили они в партии Фауста и Маргариты, как много сказали в ролях Дездемоны и Кассио в «Отелло» Верди. С «Отелло» они выезжали в Чехословакию. На самарской сцене партнером Татьяны в этой опере не раз был Зураб Соткилава. Но с любыми партнёрами, с любыми звездами Татьяна и Валерий на сцене были на равных.

А как легки, хороши они с Татьяной в опере Моцарта «Так поступают все»! В дуэтах Валерий Бондарев не только рыцарь, но мечтатель и поэт. Поэтому Татьяна говорит, что когда они вместе работали, например, в «Иоланте», она всегда очень волновалась за своего Водемона.

В 90-х годах на сцене театра шло много опер с облегченным, комическим или сказочным сюжетом. Событием стала премьера оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Татьяна и Валерий замечательно вписались в сказочную атмосферу. Их Князь Гвидон и Царевна-Лебедь как будто сошли с иллюстраций художника Билибина — так хороши были в сказочных костюмах.

Конечно, с таким голосом, внешностью и артистическим талантом певец не мог не быть услышанным и востребованным крупнейшими театрами России и лучшими сценами Европы. В период 80–90-х годов он – непременный участник оперных фестивалей как в Куйбышеве–Самаре, так и Шаляпинского в Казани, Собиновского в Саратове. Он пел практически во всех оперных театрах страны. Ему предлагали перейти в Мариинский, но Валерий остался верен Самаре.

Ему рукоплескала Вена, его голос высоко оценили М.Л. Ростропович и Г.П. Вишневская, когда в театре готовилась мировая премьера оперы С.Слонимского «Видения Иоанна Грозного».

Жан Кокто сказал, что в истинном актере обязательно течет капля крови Мольера, великого лицедея, драматурга и реформатора театра. Природа актерского таланта Валерия Бондарева – оттуда. Из Древней Греции, когда актеры играли с утра до ночи, не только для зрителей, но и для богов, перевоплощаясь по ходу действия в различных, порой противоположных героев. Она и от Мольера, успевшего в комедийных ролях сказать горькую правду в лицо сильным мира сего и одновременно умевшего смешить, лишая величия Короля-Солнце.

Бондарев это тоже умеет. Он актер от Бога. Помню премьеру «Снегурочки» в конце 80-х. Ну знала же, что Берендея поет Бондарев. И вот вышел благородный старец с чистыми детскими глазами и чарующим голосом начал возносить хвалу могучей природе, поистине полной чудес. Таков чудо-голос и актерский дар Валерия Бондарева. Его тогда многие поклонники по голосу только и узнали!  Потому что буквально накануне был он пылким Ленским, мятущимся Фаустом, романтическим Водемоном и страстным Альфредом… И ведь даже в «запетые» тенорами мира партии и образы он всегда вносил своё.  О том же Альфреде он говорит: «Никогда бы не смог бросить в лицо Виолетте деньги, как это делает Доминго в фильме Дзеффирелли». Конечно, в подобных Альфреду в «Травиате» партиях Бондарев всегда – Рыцарь! А может быть и злодеем, и простаком… Да кем он еще не был! Калейдоскоп ролей и образов, созданных, спетых выдающимся мастером сцены.

В чем загадка этого дара? Ведь подобные Валерию Бондареву артисты-певцы на оперной  сцене эксклюзив. Чего греха таить, красиво поют многие. Но жить в образе так, чтобы зритель поверил поющему, дано единицам. Дано Валерию Бондареву. Недаром балетмейстер Игорь Чернышев поставил для него отдельный выход в своем балете на музыку Берлиоза «Ромео и Юлия». Бондарев-поэт стал неким символом, собирательным образом гения Возрождения. В своем красном ниспадающем одеянии он, исполняя арию о феях, как бы оттенял солнечным светом мрачную тьму вражды и нелюбви. Ибо природа его таланта, повторюсь, солнечная. Поэтому он так любит и так хорош в опереттах.

В первые 10–15 лет карьеры солнечному тенору не так уж часто доводилось работать в опереттах, но каждый такой спектакль надолго оставался в памяти зрителей. Атмосфера оперетты с её легкостью, изяществом, яркостью красок и чувств, легким юмором как нельзя лучше соответствует человеческой и актерской сущности Валерия Бондарева.

Поэтому каждая роль, созданная им в опереттах, незабываема. За 40 лет службы театру Валерий Бондарев переиграл многих героев, причем, несмотря на положение премьера, уже в молодые годы с удовольствием брался за характерные образы. Например, в «Цыганском бароне»! Конечно, Баринкай, куплеты которого он с удовольствием включал во многие свои концерты. Но в спектакле самарский тенор сыграл Стефана. И барон как-то отошел на второй план. Потому что наблюдать за хитрованом-простаком, его неуемной энергией, каскадом шуток было первым удовольствием зрителей, которые специально ходили на Стефана-Бондарева.

Разумеется, красавец певец не миновал и главных героев. Просто они взрослели вместе с ним, набирались жизненного опыта и шарма. Сиятельный князь и нищий студент Владек в одном лице в оперетте Миликера – очаровательный, изящный, удивительно пластичный. Пекильо в «Периколе» Ж.Оффенбаха, граф Цедлау в «Венской крови» И.Штрауса (сына). Но, пожалуй, особое место в опереточном творчестве В. Бондарева занимает «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. Сначала он был в ней, естественно, Альфредом – снова студентом, безнадежно влюбленным в Розалинду. С каким восторгом он ловил ее со стола, победно восклицая «Боже мой!» под нарастающий грохот самим же подстроенного грома! И белая с зелеными и красными шариками роба смотрелась на нем так же изящно, как…фрак на Айзенштайне! Да, пройдет несколько лет, и находчивый Альфред трансформируется в ветреного, чуточку недалекого аристократа. Ах, как он пугался, обнаружив на ладони пленившей его мышки точно такую же родинку, как и у собственной жены. Это бондаревское «А-аааааа! У Вас такая же родинка!» отчаянным испуганным воплем неслось в зал, заставляя зрителей держаться за кресла, дабы не свалиться от смеха! Но отмотаем еще несколько кадров нашей «кинопленки», и вот уже перед нами Фальк, директор театра, отчаянно врущей жене Айзенштайна о горькой судьбе мужа и трагической кончине собаки Шульца. Эта знаменитая, так и называющаяся «сцена вранья» благодаря таланту Бондарева превращается в отдельный маленький спектакль в спектакле.  Дата смерти несчастной Эммы-Гектора (все той же шульцевой собаки)  всегда совпадает у него с датой и временем очередного спектакля. Он вынимает брегет и трагически сообщает: «Сегодня…числа…года…ровно в 18 часов 40 минут собака Шульца скончалась!»  Ролик со сценой «вранья», выложенный на ютюбе, вызвал массу восторженных комментариев. Вот только несколько из них: «Фальк! ух, какой актер!», «Валерий Бондарев потрясающе играет, хочется посмотреть весь спектакль!»

В настоящее время в роскошно отреставрированном Самарском театре идет очередная  версия «Летучей мыши». Валерий Бондарев – адвокат Блинд. Ну, скажу я вам, дорогие читатели, во-первых, это самый добрый, во-вторых, самый смешной, а в-третьих, самый находчивый и эрудированный адвокат на свете. Ведь что такое венская оперетта? Не только блеск, остроумие, прелестная музыка. Это еще импровизация. К сожалению, этой непременной составляющей жанра в театре владеет только Валерий Бондарев! Иногда ставя этим в тупик своих партнеров…впрочем, нет, он же за них великолепно выкручивается. Вот он говорит Айзенштайну: «Ничего, посидите…сколько великих людей сидело: Сократ, граф Монте-Кристо»…Партнер молчит. Адвокат ему: «Да…не читали Дюма!»

«Сильва» Имре Кальмана. Теперь он в ней князь Лео Воляпюк. Порода! Аристократизм и бездна обаяния. Когда он призадумывается, не отбить ли у Бони «жену», всем его сынкам-эдвинам явно стоит поднапрячься. Проигрывают они великолепному Лео! Да и Сильвы признавались не раз, что охотнее сбежали бы с таким князем. Ах, Валерий Григорьевич! Ваше Сиятельство, Ваше сияние ослепительно прекрасно и ничуть не меркнет с годами, потому что годы – это не про Вас!

Недавно, беседуя с директором Московского театра «Новая Опера» Дмитрием Сибирцевым о Самарском театре, который он хорошо знает, потому что его отец, выдающийся певец  Александр Сергеевич Сибирцев, возглавлял театр в течение 10 лет, мы заговорили о Валерии Григорьевиче. «Как я им восхищаюсь и как рад, что Валерий Григорьевич по-прежнему на сцене, – отметил Дмитрий. – Не всем певцам дано такое творческое долголетие и такая востребованность. Но в случае с ним это закономерно. Он – настоящий актер, он заполнил нишу, которая так востребована в оперном театре, но заполнить которую дано только избранным. Валерий Григорьевич – как раз такой».

Валерий Бондарев по-прежнему на сцене. Он работает не только в своих любимых опереттах. Артист достиг такого уровня мастерства, когда можно позволить себе выбирать. Кроткий и мужественный Лыков в «Царской невесте» теперь превратился…в злодея Бомелия. Валерий сделал из образа банального оперного злодея человека, раздираемого страстью, носителя иной идеи и чужой культуры, играющего судьбами людей. Эта работа должна войти в учебники актерского мастерства.

В «Борисе Годунове»  у него маленькая роль беглого монаха Мисаила. Но что творит из нее Артист! На сцене  не более десяти минут. Но все внимание зала приковано к нему. Пока Варлаам балагурит и поет свою песню, Мисаил бережно вытягивает из сапога ложку и подзаправляется горшочком со щами. Обжигается, дует на пальцы, догадывается натянуть рукава подрясника и ими радостно придвигает к себе чугунок. Подкрепляется «чем Бог послал», и эта реплика, едва ли не единственная, произносится таким чистым, четким голосом, что залу больше ничего не надо. А потом, первым почуяв опасность, споро собирает немудрящие вещички – ложечку бережно в сапожек, прежде всего, но и Варламовы не забывает – и зритель следит за этим с неослабевающим интересом. Зритель понимает, что истинная правда вот за этим расстригой, которому без разницы все политические страсти, который живет здесь, сейчас и радуется жизни.

В недавней премьере театра «Волшебной флейте» Валерий Бондарев –Моностатос, а еще и дворецкий по совместительству (ну такая уж у режиссера  изощренная фантазия!). Но на самом деле ведь нет маленьких ролей для большого актера. Каждый выход его героя – торжество того, что есть Театр в самом священном значении этого слова. Далее просто процитирую уважаемую Н. А. Эскину: «В. Бондарев окрылил в который раз своих бесчисленных, как звезды  на небе, поклонников». А чем и как?  Просто ТАЛАНТОМ. Вот он дворецкий, с какой-то шваброй молча передвигается по сцене. А вот, проводив зрителей на антракт, Моностатос-дворецкий спокойно опускается на стул. Никого больше. А все сценическое пространство заполнено. И зритель не хочет уходить, потому что  какими-то невидимыми нитями он прикован к неподвижно и задумчиво сидящему Артисту. Вот и ответ, чем окрыляет – магией таланта!

Эту магию замечательно чувствуют дети – самая честная, чистая и непосредственная публика. Их не обманешь! Сердятся они на бондаревского вредного короля в «Бременских музыкантах», изо всей силы желают удачи его Руле в «Карлсоне» и сопереживают его дедушке из спектакля «Ай да Балда!»

 Совсем недавно Валерия на улице узнал поклонник и сказал: «Простите, но я не мог не подойти к Вам. Спасибо Вам за Ваш талант. Потому что когда Вы пели, наши души пели вместе с Вами».

Все верно, кроме времени, в которые возведены глаголы. Да, годы летят, но Валерий Бондарев по-прежнему на сцене. И уже новые поколения зрителей, молодых, пылких, влюблено рукоплещут солнечному таланту  артиста. Во многих спектаклях вместе с ним на сцене работает Наталья Бондарева, солистка Самарского академического театра Оперы и Балета, певица с красивейшим голосом и редким актерским талантом. Она достойно продолжает династию прекрасных оперных артистов. Поэтому закономерно именно ей предоставить слово в заключение. В заключение книги. Ибо театр – это навсегда, а такие артисты, как солнечный тенор Самарской оперы, – это эпоха в его истории, которая, к счастью, не кончается. Занавес поднят, звучит увертюра и начинается чудо спектакля, главным в котором – Его Величество Артист!

P.S. 18 июня он Встретит свой юбилей на родной сцене. В любимой «Летучей мыши». Вновь его адвокат очарует и рассмешит зрителя. По-прежнему влюбленного в артиста, чье служение театру по-праву можно назвать Эпохой Бондарева! С Юбилеем, дорогой Валерий Григорьевич. Многие лета!и низкий Вам благодарный поклон. За Талант, за служение. За уважение к публике. За театр.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

17 comments

  1. Анна Вязовская Reply →

    Что можно сказать! Только процитировать каждое слово из подборки! Низкий поклон великому Артисту, прекрасному певцу. Здоровья и новых юношеских 70 лет на сцене! Ирине Каракозовой-благодарность за книгу, за любовь к певцам и за то, что она так верно выражает наши,зрительские эмоции и нашу любовь к тем, кто дарит нам свой талант. С Юбилеем, обожаемый Валерий Григорьевич!

  2. Елена Смирнова Reply →

    Присоединяюсь ко всем добрым словам, которые сказаны и будут сказаны в адрес Валерия Григорьевича Бондарева!!! Какой же интересный творческий путь… Пусть он продолжится еще!

  3. Андрей Вашурин Reply →

    С юбилеем,дорогой Валерий Григорьевич! мне приятно, что в книге И. Каракозовой приведены мои слова:»Когда вы пели,наши души пели вместе с Вами. !» Это я был тогда на остановке. Здоровья. творчества и сил вам. А наша любовь-она с вами всегда!

  4. Дмитрий Reply →

    Ирина! книгу! знаю, что проект библиотечный.Ну,так оцифровывайте в своей Программе скорее. Нарезка хорошая.Жаль, фото не всегда соответствуют повествованию. Но,не будем предираться к мелочам. Если вся книга такая-браво! он-наш Валерий Григорьевич достоин только превосходящей степени. Завтра иду на «Мышку». Люблю Ларину,но завтра буду смотреть исключительно на Адвоката. С Днем Рождения.С юбилеем дорогойй Вы наш Певец! Здоровья и счастья на многие годы.

  5. Елена Reply →

    а я и не знала, что есть такие голоса…Нет.здесь прочитала несколько очерков, но после такого…и книгу хочется почитать и Валерия Бондарева послушать . Нашла на Ютюбе несколько аудиозаписей. Молодого…до дрожи! А какая культура чувствуется! вот такая наверное была у великих теноров -Лемешева, Козловского…Спасибо за открытие. А герою книги и юбиляру Валерию Бондареву пожелания здоровья, творчества,новых ролей! Сцена вранья на самом деле шедевральна!!!!!

  6. Ольга Николаевна,методист отдела искусства. Reply →

    Книга уже есть в нашей областной научной библиотеке (Новосибирск). Естетственно, что комплектование начали с нас-мы земляки и гордимся таким певцом. С Юбилеем уважаемый Валерий Григорьевич! Мы рады, что Вы так любимы-заслужено! Радуйте и впредь еще долгие годы. Здоровья Вам.

  7. ВИТА Reply →

    В День Юбилея Большого Артиста, Мастера, каким является Валерий Григорьевич Бондарев, хочется пропеть ОДУ ТАЛАНТУ, который получил в награду от Всевышнего этот замечательный, лучезарный человек, и прошел с ним, и продолжает идти по лучшим сценам Оперных театров мира, и радовать, и вдохновлять многочисленных своих поклонников! Дар свыше обязывает отдавать то, что получил, дарить и делиться самым лучшим, делая лучшими своих зрителей. Это у Валерия Григорьевича получалось и получается до сих пор великолепно, потому и нет числа его фанатам! Ирина Каракозова описала жизненный путь Валерия Бондарева, вложив в каждую строчку кусочек своего сердца и своего личного отношения к ТАЛАНТУ БОЛЬШОГО АРТИСТА. Лучше и больше, чем Ирина, написать невозможно. В День Юбилея Валерия Бондарева, хочется пожелать просто продолжения замечательного пути в искусстве, чтобы сцена Самарского театра Оперы и Балета всегда гордилась своим Золотым Фондом в лице неповторимого Валерия Григорьевича Бондарева! БРАВО, любимый АРТИСТ!

  8. Анна Шер Reply →

    Спасибо за такую интересную подборку. Поздравляю Валерия Григорьевича с юбилеем и от души желаю всего самого доброго ему и талантливому автору Ирине Каракозовой: крепкого здоровья, счастья, радости и новых творческих успехов.

  9. Татьяна Гайворонская Reply →

    Дорогой Валерий Григорьевич!Очень вас люблю,счастлива работать с вами! Ваше жизнелюбие ,неугомонное чувство юмора ,человечность и самоотверженное служение театру — золотой неиссякаемый фонтан жизни и творчества!!! Здоровья!Долгих и счастливых Вам лет!🎉🎉🎉

  10. Владимир Reply →

    Перечёл отрывки из глав книжки Ирины Каракозовой. Как на экспрессе пронестись сквозь время… Как вино другой жизни выпить… На душе солнечно и тепло. Какая прекрасная жизнь, сколько дел и событий (и сколько дней труда, и сколько мгновений вдохновенья, заметим!). Жизни Валерия Григорьевича Бондарева даже позавидовать нельзя — ей можно только восторгаться! Позавидовать белой завистью можно — от природы или Бога — таланту, но кроме таланта в его жизни было деяние. Благодаря этому, он смог свой талант «проявить», выбросить вне и построить… создать свою Вселенную сцены и мир бытия. И всё удалось! И рукоплещет зал, и рядом любимые и любящие жена и дочь! И КАКИЕ жена и дочь!
    Уважаемый Валерий Григорьевич! Я поздравляю Вас с юбилеем! Новых свершений Вам, здоровья Вам и Вашей семье! Сил Вам! Милой Татьяне здоровья!

  11. OlgaRGM Reply →

    Конечно же, хочется от души поздравить большого певца с юбилеем. Несомненно, это большое событие и для нашей страны, и для всего мира. Жаль, что у нас нет такого официального государственного титула, как у китайцев, «человек — национальное достояние». Думаю, что В. Бондарев достоин именно такого титула. А Ирине Каракозовой огромное спасибо за истинную любовь к опере и огромный труд, результатом которого стали ее книги.

  12. Natalie Padch Reply →

    Congratulations on a wonderful singer and artist Valery Bondarev! Thank you for the book Irina Кarakozova! Note comment prima Opera Tatiana Gayvoronskaya-such a partnership and kindness causes admiration.

  13. Ирина Каракозова Reply →

    Всех благодарю за добрые слова в адрес книги и за восхищение великолепным её героем, 45 лет отдавшим служению сцене. Дорогая Танечка Гайворонская, тебе, присоединяюсь к Натали-отдельное спасибо за чуткость и поздравление. А Вам, дорогой Валерий Григорьевич, многие лета!!!!!!!!!

  14. Анастасия Reply →

    Ах-ах-ха…опоздала! С днем Рождения и юбилеем распрекрасный форева Бондарев! Еще Вам 70 лет творчества, успехов и здоровья! Только что-то на фотках юбилейных на ФБ Вы какой-то грустный и уставший… Ирина! Жду цифровой вариант классной книги про классного тенора!

  15. Регина Венке Reply →

    Ох, и я припозднилась….Прошу прощения у дорогого юбиляра и автора прекрасной книги о нем. Но,юбилей-это ведь целый год! Так пусть весь год звучат поздравления в адрес замечательного Валерия Григорьевича! Здоровья и всех благ Вам. Новых творческих достижений и добра.

  16. галина Reply →

    Только его прекрасной Татьяны нет больше…ангел улетел на небо и теперь есть кому там заступаться за нас,грешных артистов…

  17. Нина Владимировна. Reply →

    Как?! Какой ужас!!!!!!! Соболезнования Валерию Григорьевичу и Наталье…
    а хотела тут восторженными откликами и поздравлениями разразиться…

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK