Возвращение «Дон Жуана». 230-летие премьеры оперы Моцарта. Заметки культуролога.

Сегодняшний музыкальный мир очень разнообразен,  происходит множество различных событий, юбилеев, премьер, фестивалей. На этом фоне бывает трудно выделить самое важное и интересное – в потоке громких имен и «креативных» постановок легко потеряться даже самому искушенному знатоку и любителю оперной музыки. И все же такое важное событие произошло – 29 октября исполнилось ровно 230 лет со дня премьеры оперы Моцарта «Дон Жуан». Эта премьера состоялась в Сословном театре (Stavovske Divallo), в Праге, и прошла с громадным успехом. И вот 230 лет спустя на сцене театра снова появились герои оперы, снова зазвучала волшебная музыка Моцарта, а вдохновителем этого возрождения шедевра стал Пласидо Доминго, который стал за дирижерский пульт и, словно волшебник, начал рассказывать музыкальную сказку.

Ко дню рождения «Дон Жуана» готовились долго —  еще в январе был создан проект «Доминго. Моцарт. Прага», а идея дирижировать «Дон Жуаном» пришла великому певцу во время визита в Прагу несколько лет назад. «Прага заслуживает всемирной славы как город, где родилось такое чудесное произведение. Это невероятный город, наполненный культурой. Люди должны знать, что Вольфганг Амадей Моцарт выбрал именно Прагу для премьеры своей оперы», — сказал Пласидо Доминго на встрече в театре в самом начале проекта. И вот, как 230 лет назад, Сословный театр заполнен нарядной публикой, блещут ложи, неповторимая атмосфера словно погружает нас в те времена,  когда с нетерпением ожидали новой оперы любимого композитора. Поскольку мне удалось побывать на двух спектаклях, 27 и 29 октября, позволю себе поделиться впечатлениями.

Пражский «Дон Жуан» абсолютно традиционен, что отличает его от множества постановок, где действие и герои переносятся в самые разные места, от современного офиса до криминальных городских районов. В этой ситуации сказать что-то новое трудно, и, наверное, невозможно, да и не нужно. Пласидо Доминго использовал известную постановку Сословного театра, в которой декорации Йозефа Свободы и костюмы Теодора Пиштека возрождают очарование первых постановок оперы. (Выставка, посвященная этим постановкам, была представлена в фойе театра). Режиссура Джири Неквасила покоряет своей простотой, и в тоже время делает понятными многие моменты оперы, теряющиеся в модернизационных усилиях современных режиссеров. Прием «театра в театре», вполне традиционный и распространенный, в данном случае уместен и убедителен, поскольку театр на сцене точно повторяет интерьер Сословного театра. Мы смотрим спектакль – вот самое главное в этой постановке. Спектакль со всеми оперными условностями, роскошными костюмами, чередованиями комизма, драматизма и лиризма, исполнителями, четко следующими своим амплуа. Коварный соблазнитель и благородный герой, страдающая героиня и пейзанка, хитрый слуга и простак — все они поют и разыгрывают эту dramma giocoso  с легкостью и изяществом, с элементами оперы буфф и прекрасными лирическими и драматическими ариями. Пласидо Доминго пригласил для участия в этом юбилейном спектакле певцов, которые в разные годы побеждали в его конкурсе «Опералия», и это определило ровное звучание, где все исполнители смогли создать ансамбль, на фоне которого выделялись сольные номера, исполненные с тем изяществом и легкостью, подчас сменяемыми драматическими интонациями, которые создают неповтроимое очарование опер Моцарта.

Образ Дон Жуана, одного из самых известных героев мировой литературы, поэзии, музыки, менялся в течение 230 лет жизни оперы, а самое драматическое изменение внес великий романтик Гофман, который увидел в севильском соблазнителе героизм и величественность, а в Донне Анне – трагизм и страсть, придав всей опере романтическое звучание. В последующие столетия перед публикой представали самые разные образы, трактовки, поиски сущности характера Дон Жуана. Очень трудно отойти от всех многочисленных смыслов, которые культурная история придала этому герою, и вернуться к первоисточнику. Именно это и удалось сделать и маэстро Доминго, и выбранным в результате тщательного отбора исполнителям. Итальянский баритон Симоне Альбергине и вокально, и внешне вполне соответствует этому герою, который появляется и исчезает, радуется и досадует, смеется над всем и вся и приходит в смущение только увидев пришедшую к нему на ужин ожившую статую. Донна Анна в исполнении Ирины Лунгу – прекрасная испанка, негодующая и жаждущая отмщения за смерть отца, как это и подобает благородной героине. Совершенно великолепен ее жених дон Оттавио – истинно благородный герой, покоряющий своими двумя прекрасными ариями. Дмитрий Корчак – идеальный Дон Оттавио, его прекрасный голос и вокальное мастерство, внешность, столь подходящая для образов оперных героев покорили зал, который на обоих представлениях взрывался аплодисментами. Остальные исполнители – Адриан Сампетреан (Лепорелло), Катерина Кнежикова (Донна Эльвира), Юлия Новикова (Церлина), Джиржи Бруклер (Мазетто) и Ян Става  (Командор) достойно дополнили ансамбль. Собрать такой ансамбль исполнителей, где каждый на своем месте, убедителен, поскольку соответствует амплуа (именно амплуа, а не роли, делающей возможной некоторую свободу интерпретации — несомненная заслуга Пласидо Доминго. Устав от многочисленных творческих поисков и креативных интерпретаций, я наслаждалась этим спектаклем, где сама музыка подсказывала характер ситуации, комической или драматической, где роскошные костюмы подчеркивали внешность исполнителей, помогая им в погружении в эпоху, когда театр был полон условностями, когда эстетика эпохи Галантного века, с элементами классицизма требовала определенной сдержанности в движениях и в то же время подвижности в сменах эпизодов оперного действа. Возможно, такой спектакль на другой сцене показался бы наивным и архаичным, но в эти дни, дни рождения «Дон Жуана» в Сословном театре произошло чудо – ощущение погружения в другую эпоху, приближения к далекой эпохе, к прекрасному миру оперы эпохи Моцарта, во всей ее красоте и очаровании. Это впечатление уникально и незабываемо – я думаю, оно останется таким и в памяти Пласидо Доминго, и всех исполнителей, и в памяти тех, кому посчастливилось быть в эти дни в Пражском Сословном театре.

Прага, октябрь 2017

Е.Шапинская.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

8 comments

  1. Татьяна Reply →

    Дорогая Екатерина Николаевна, спасибо! И актуально, и информативно, и аналитично, и личностно. Важно для понимания культурных процессов, для установления и фиксации иерархии ценностей. Кроме того, написано с учетом восприятия профессиональной аудиторией, но и без игнорирования аудиторией массовой.

  2. Евгения Reply →

    Полностью согласна с Татьяной! Как представитель аудитории массовой, в статье поняла всё. Несмотря на серьёзность материала Екатерины Николаевны.

  3. Ольга Reply →

    Очень рада,что Пласидо Доминго пришла идея именно таким образом отметить юбилей постановки.Прекрасный подарок зрителям

    1

  4. Елена Reply →

    Прочитала на одном дыхании! Удивительное сочетание вечного сюжета с вызовами дня сегодняшнего. Вопросы, ответы на которые будут волновать всегда. И думать, и чувствовать, и понимать, и окунаться в эпоху, и ощущать никогда не прерывающуюся нить времён… Спасибо, Екатерина Николаевна!

  5. Андрей Вашурин Reply →

    Благодарю! Как ярко написана статья, так зримо всё!

  6. Ирина Каракозова Reply →

    Огромное спасибо, дорогая Екатерина Николаевна! Ваши материалы-украшение альманаха!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK