И вновь о «Пиковой даме». Самарский Академический театр Оперы и Балета. 15.11.2017. Субъективно-с любовью.

Именно так хочется написать об этом спектакле сейчас, когда со времени премьеры прошло более двух лет. Признаюсь, что о премьере  на страницах этого издания рецензию делала не я. Именно потому, что многое мне в премьерном спектакле было трудно принять – возможно, потому что очень любила постановку Игоря Чернышева времен моей юности с Германом – Павлом Татаровым и Александром Сибирцевым, Лизой – Евгенией Теняковой и Надеждой Ильвес. Помню в партии Графини великую Ирину Константиновну Архипову… Та постановка начала 90-х была эстетична и ни в чем не расходилась с либретто М. И. Чайковского. Михаил Панджавидзе, режиссер нынешнего спектакля, более близок к повести А.С. Пушкина (например, Лиза  остается жить, разобравшись в человеке, который чуть было не погубил ее).

Разумеется, «Пиковая дама»  на протяжении своей истории знала множество прочтений и интерпретаций. И вновь послушав и посмотрев в Самарской опере спектакль, я свое мнение о нем изменила. Не скажу, что мне понравилось вдруг всё.  Но это, безусловно, великолепная работа режиссера и всей постановочной группы. А на фоне современных эпатажных и скандальных режопер самарская «Пиковая дама» – глоток свежего классического воздуха.

Эти слова особенно относятся к спектаклю, прошедшему 15 ноября.

Итак. Герман – Михаил Губский. Для него самарская сцена – родная, хотя певец уже многие годы работает в Москве. Но его, конечно, любят и всегда с радостью принимают в Самаре. Жаль, что он был явно не совсем здоров, но профессионализм и незаурядный актерский талант, равно как и чуткое отношение партнеров и дирижера, помогли вновь создать убедительный образ и справиться с труднейшей партией.

И все-таки  конкретно в этом спектакле героиней была Лиза. Возможно потому, что ее пела и незабываемо жила в  образе Татьяна Гайворонская.  А ведь это всего лишь второе выступление певицы в данной партии. И между этими выступлениями дистанция длиною в полтора года. Так что для певицы это была вторая премьера. Премьера блистательная во всех отношениях. Безупречно выстроена вокальная составляющая – божественной красоты голос можно слушать бесконечно. Не менее убедительно и актерское прочтение роли. Размышления певицы об образе Лизы, которыми она поделилась со мной, столь глубоки, нетривиальны и интересны, что мы сделаем отдельный материал. Здесь же приведу лишь несколько высказываний Татьяны Гайворонской: «Когда образ внутренне мне не близок, ведь на поверхности что мы видим? Героиня отвергает не просто богатого, но благороднейшего, прекрасного, близкого к идеалу и нежно ее любящего Елецкого ради странного, без  имени и состояния, обуреваемого темными страстями Германа… Углубляясь в образ, пришла к тому, что это ее сознательный выбор. Елецкий ведь выбран для нее. Он безупречен, но он как бы нисходит к ней, протягивает руку поддержки и помощи. Герман же сам нуждается в такой поддержке. она его жалеет. …Но этот выбор – роковой. Он разрушителен. И когда Лиза понимает это, у нее хватает мужества остановиться на самом краю и сохранить себя и свою душу. Она, конечно, не будет с Елецким, но ведь у Пушкина она становится женой Томского…».

В партии Томского – Василий Святкин. Любимец публики, великолепный, роскошный баритон самарской оперы в этом месяце отмечает юбилей. Еще раз хочется от души поздравить замечательного певца и артиста! И поблагодарить за все партии, исполненные им на сцене (а это практически весь баритоновый репертуар), и отдельно – за образ Томского. Именно Томский владеет вниманием публики и, кажется, ведет всю интригу. Такое ощущение, что Томский Святкина заранее знает, что будет, артист живет на сцене, и даже незримо ощущается его присутствие, и молчание его загадочно и значительно. Граф Сен-Жермен? Вполне возможно, тем более что исторический прототип утверждал, что бессмертен. Браво!

Этого восклицания достойны все занятые в спектакле исполнители. Графиня-Евгения Тенякова. Евгении Михайловне подвластно всё-трагическое, комическое. Сопрано, она великолепна в меццо-сопрановой партии. А ее графиня почти лишена демоничности. Она  трогательна и одновременно убедительна в своей беспомощности.

А  как прелестна Юлия Маркова-Полина и Миловзор! Как нежно, выразительно звучал в ее исполнении печальный романс! До чего хорош дуэт Лизы и Полины, равно как и пастораль  (в этой постановке роль Прилепы отдана Лизе). Как гармонично сливались голоса Татьяны Гайворонской и Юлии Марковой в дуэтах. В сцене пасторали обе были невыразимо прекрасны, грациозны, аристократичны.

Воплощение благородства и аристократизма – Георгий Цветков-Елецкий. Благородство в тембре его голоса. Изысканность и великосветскость во всем облике. Великолепная актерская работа!

Вообще, в этом спектакле значительны все. Анатолий Невдах, Андрей Антонов, Алексей Перов, Георгий Шагалов, Наталья Бондарева запоминаются, демонстрируя вокальное и актерское мастерство. А над всем царила гениальная музыка П.И. Чайковского. Оркестру театра под управлением главного дирижера Евгения Хохлова – восхищение! Отдельная благодарность Дирижеру. Не случайно написала с заглавной буквы. Евгений Хохлов – дирижер от Бога. Дирижер, живущий музыкой и в музыке. Необыкновенно чуткий и глубокий, он невидимыми нитями связан с каждым музыкантом оркестра, с каждым певцом на сцене. Поэтому так вдохновенно, так великолепно звучит оркестр под его управлением и так комфортно с ним всем исполнителям.  Брависсимо и огромная благодарность за музыку, за радость, за торжество искусства и гармонии.

Спасибо всем!

Ирина Каракозова

Фото: сайт Самарского Академического театра Оперы и Балета
#antonsenko #photooftheday #Самара #САТОБ #пиковаядама

Сергей Индеев, Михаил Гладких.

 

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

12 comments

  1. Михаил Reply →

    Большое спасибо Вам, Ирина, за статью! Вы очень интересно написали об этом спектакле!)

  2. Андрей Вашурин Reply →

    к сожалению, не смог пойти. Но, я слушал Гайворонскую в этой партии, когда она пела первый раз. Она безусловно, прима театра. Помню и спектакль Чернышева и незабвенного Павла Татарова в партии Германа. Какая трагическя судьба.А какой силы талант певца и актера!!!
    Хотелось бы присоединиться к поздравлениям Василию Святкину!
    А вот новым главным дирижером восхищался во время фестиваля балета недавно. Конечно, и раньше он прекрасно дирижировал-это высокий уровень блистательного Маэстро.Рад за Евгения Хохлова и за театр, музыкальным руководителем которого стал молодой,талантливый и главное,неравнодушный Мастер.
    Ирина, спаисбо за статью.

  3. Елена Reply →

    Как приятно за Самару. А я видела этот спектакль,когда его привозили в Москву на Маску. Конечно, Лиза бьет Елецкого после его нежнейшей арии-круто, по- современному 🙂 А в остальном, согласна с автором. Кстати, в Москве Губский тоже не здоров был… Может, причина не только в нездоровье? Святкин мне тогда тоже понравился и запомнился. От души пусть примет поздравления и наилучшие пожелания. А вот Татьяну Гайворонскую услышать и увидеть пока не довелось. На ютюбе есть фрагмент с ней- Лизой. Прекрасная певица. Некоторым столичным и пр. до нее далеко.

  4. Регина Венке Reply →

    Как будто на спектакле побывала!поздравления всем самарским певцам! благодаря автору хочется приехать к вам из нашей Эстонии. Послушать Татьяну Гайворонскую, Юлию Маркову , Василия Святкина…Послушать оркестр под управлением Евгения Хохлова…

  5. Владимир Reply →

    Читаешь, а воздух загущается, сиюминутное и волновавшее уходит, и снова оказываешься в мирах Орфея. 🙂 Сколько же надо преодолеть, сколько же надо осмыслить и прочувствовать, чтобы эти миры родились! Вслед за Ириной говорю: «Спасибо ВСЕМ!» И отдельное «спасибо» Ирине!

  6. Дмитрий Reply →

    ну, а я не решаюсь после премьеры,-Ирина, помните? еще раз сходить…вспоминаю муки свои и на Снегурочке в прошлом сезоне и на Тарам-Параме… 😉 Но в чем Вы правы бесспорно,это в том, что на фоне голых силиконовых тёток и половыых актов на сцене в современном оперном театре, НАША ПИКОВАЯ почти шедевр)),

  7. ВИТА Reply →

    После Ирины Каракозовой писать в общем-то нечего, настолько исчерпывающий обзор спектакля — режиссерской работы, музыкального материала, актерских находок. Хочется начать тем, чем мы обычно завершаем все замечательные спектакли -БРАВО всему коллективу Самарского Академического театра Оперы и Балета, и СПАСИБО за доставленное удовольствие! Нет смысла останавливаться на каждом персонаже спектакля -всё превосходно изложено выше. Но не могу ни выразить своё восхищение главной героиней оперы в исполнении Татьяны Гайворонской. Каким комплексом, необходимым для сцены, обладает эта актриса! Красота, голос необыкновенного тембра, мощи и belcanto, летящий в зал и берущий в плен каждого слушателя! И ещё актерское мастерство! Слушая Татьяну Гайворонскую понимаешь, что имеешь дело не только с прекрасной певицей, но и с умной певицей, что не так часто встречается на наших сценах. Браво, замечательная, блистательная Татьяна Гайворонская! У Вас впереди ещё много премьерных спектаклей! Хочется так же отметить и поздравить с Юбилеем прекрасного Василия Святкина-Томского. Прекрасный голос, прекрасная актерская работа. Удачи Вам, и больших творческих побед! Всех артистов хочется поблагодарить за замечательные работы. Особая благодарность режиссёрам Самарского театра за то, что не идут на поводу у модных веяний и изысков режиссёров наших и мировых театров, уродующих спектакли и мешающих петь солистам. Не нужно далеко ходить — пример Большая Опера на телеканале «Культура». Смотреть и слушать, благодаря режиссёрам, изощряющимся в новаторстве, невозможно. Жаль молодых, неопытных певцов, помещенных в рамки ничем не оправданных «находок» суперсовременных режиссёров. Большая благодарность Самарскому театру за сохранения традиций настоящей Оперы. И, конечно, звучание оркестра под управлением талантливейшего дирижёра, Евгения Хохлова, это 2/3 успеха спектакля! Браво, Евгений Хохлов! Счастье для Самарского театра иметь в лице Главного дирижёра Евгения Хохлова! Новых больших премьер театру! Большого творчества всему коллективу прекрасных солистов! А мы, зрители, обещаем аншлаговых посещений любимого театра! В добрый час!

  8. Екатерина Reply →

    Спасибо за замечательный рассказ о постановке моей любимой оперы!

  9. Анна Вязовская Reply →

    прекрасный материал! и спектакль был замечательный . Но, как же нужен театру драматический тенор! Эх…а ведь на самом деле,были времена, когда и Татаров-Царство ему Небесное и Сибирцев-дай ему Бог многие лета и здоровья!-пели на нашей сцене…

  10. Ирина Каракозова Reply →

    Благодарю всех,дорогие читатели и друзья! Ваши отзывы дают силы и вдохновение. )

  11. Евгения Reply →

    Очень люблю читать комментарии. Иногда прямо поэзия, честное слово! Отличная статья. Радует, что Ирина всегда отмечает бережное отношение к классике( если оно есть). И рассказывает, с какой глубиной и мудростью осмысливают свои образы большие артисты. Прекрасно, что будет отдельный материал на эту тему!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK