Музыкальные встречи: концерты Владимира Коваля и Лианы Сасс в Москве. Е.Шапинская

Музыкальная жизнь Москвы очень богата и разнообразна: оперные премьеры и гала-концерты, конкурсы и гастроли, кинотрансляции ведущих оперных театров мира и многое другое. Музыка звучит повсюду – и на сценах оперных театров и концертных залов, и в старинных особняках, которые сейчас стали музеями и библиотеками. В этих красивых залах, где все дышит атмосферой музицирования, звуками вальса, легким ароматом духов дам – всем тем, что сохранилось от прошлого, сейчас уже сказочного, так далекого от суеты и шума повседневности громадного мегаполиса. Именно о таких концертах я и хочу рассказать сегодня, поскольку исполнителями стали мои давние добрые друзья из Чехии Владимир Коваль и Лиана Сасс, а принимали их 17 и 19 ноября в чудесных местах – музее «Чайковский и Москва» и в Государственном музее Л.Н.Толстого. Есть неповторимое очарование в залах этих музеев, которые так хорошо подходят для интимности романса, для ощущения тонкости переживаний, которые, как кажется, утеряны в прагматической культуре наших дней, с ее стремлением к бесконечной новизне и эпатажу.

На концертах Владимира Коваля и Лианы Сасс мы смогли вновь вернуться к настроению неспешного наслаждения музыкой, будь это русский романс иди дуэт их классической оперетты. Но вначале позвольте рассказать о наших героях. Владимир Коваль – удивительный человек, который сочетает в себе певца, художника, педагога и писателя. Прожив большую жизнь в искусстве, выступая на самых разных сценах мира в разных ролях, он не утратил до сих пор способности искренне восторгаться искусством, не только вокальным, но и изобразительным. Владимир сам интересный художник, написавший портреты многих оперных певцов, и все они прекрасно показывают индивидуальность артиста, хотя и написаны в одном эстетическом ключе. Кроме того, ему удалось рассказать о своем жизненном опыте, наполненном встречами с выдающимися личностями ХХ века – певцами, художниками, писателями  — в книге, которую он назвал  «Мои первые 20 лет. Воспоминания о необыкновенных встречах с выдающимися деятелями искусств. 1945-1964 годы». Материал для продолжения есть, и вторая часть, надеемся, скоро увидит свет.

Чешская певица Лиана Сасс – обладательница удивительного сопрано, с очень богатыми оттенками, от  тонкой лирики до  яркого драматизма. Слушая Лиану на протяжении ряда лет, я радуюсь тому, как ее голос обретает новые краски, как легко она справляется с самыми трудными партиями. Она — одна из немногих певиц, которая поёт последнюю фразу в Арии Леоноры из Оперы «Сила Судьбы» на одном дыхании. А слушая в ее исполнении романс Чайковского «Я ли в поле да не травушка была» я не могла сдержать слез.

Молодой пианист Николай Васильев аккомпанировал нашим гостям и в Петербурге, где у них было несколько концертов и в Москве. Для Николая эти гастроли стали хорошей исполнительской школой,  о чем он сам сказал: «Меня поразило то, что Владимир Михайлович бескорыстный человек, когда он учит, он хочет, чтобы человек научился и чтобы человек хорошо пел. Это очень редкое качество в наше современное время». Это качество я могла наблюдать и на мастер-классах Владимира, а с Лианой он занимался в качестве педагога, и в результате сложился этот дуэт, редкий по степени взаимодействия исполнителей, по их пониманию друг друга и вокально, и сценически.

 

Несмотря на то, что программа концертов была выстроена по-разному, и в Музее Чайковского, и в Музее Л.Н.Толстого прозвучали самые разные произведения, раскрывающие разные грани творчества исполнителей. Русская классика была представлена романсами Глинки, Римского-Корсакова и Чайковского, а Лиана Сасс исполнила и две оперных арии – ариозо Кумы из оперы «Чародейка» и арию Царевны- Лебедь из «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова. Не остались в стороне и произведения чешских композиторов – Лиана великолепно спела знаменитую арию из оперы Дворжака «Русалка», а в дуэте с Владимиром Ковалем позвучала музыка другого чешского классика – Б. Сметаны. Опера «Проданная невеста», к сожалению, редко исполняется, и было очень радостно услышать фрагмент из этой оперы на чешском языке. Западная классика тоже была представлена во всем своем разнообразии и блеске. Владимир Коваль продемонстрировал свои актерские способности и в трагическом финале оперы Верди Отелло и в искрометных куплетах графа Данило из «Веселой вдовы Легара». Лиана Сасс раскрыла всю силу своего голоса, великолепное владение оттенками, разнообразие красок в сложнейших ариях из «Аиды» и «Силы судьбы». В финале концерта праздничное настроение было создано дуэтами из классических оперетт и знаменитой песней “Non ti scordar”, которые не могли не покорить сердца всех истинных любителей музыки, которые собрались в эти темные, ненастные ноябрьские вечера, чтобы получить истинное наслаждение от прекрасной музыки и ее исполнения нашими дорогими гостями Владимиром Ковалем и Лианой Сасс. Ждем новых встреч.

Who is orfeiadmin

Вы должны обновитьРедактировать Ваш профиль

6 comments

  1. Ирина Каракозова Reply →

    Спасибо, уважаемая Екатерина Николаевна! Успехов героям Вашего прекрасного материала и Вам.

  2. Ольга Reply →

    Спасибо всем,кто делает подобные праздники музыки возможными.Хотелось бы,чтобы такие традиции продолжали жить.

  3. Дмитрий Reply →

    Спасибо! очень визуально и глубоко .Приятно такое читать. Поздравления героям!

  4. Евгения Reply →

    Спасибо Альманаху и Автору за новые (для меня) имена! Сразу появилось желание найти аудиозаписи этих певцов и прочесть книгу В. Коваля.

  5. Анна Вязовская Reply →

    Спасибо Всем! Певцам, автору и всему изданию. Будьте успешны и счастливы. Будьте здоровы!

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

BACK